Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 111

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 111

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №17 (962) 2018, №20 (965) – №33 (978) 2018

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 111-м псалме; он, по обычаю, имеет преднаписание: Аллилуиа, Аггеево и Захариино. И предыдущие псалмы имели преднаписание аллилуиа – славление, благодарение Богу, и в этом псалме тоже воссылается благодарение Господу. Псалмопевец здесь говорит, что каждый верующий должен прославлять Господа через свою благочестивую жизнь, и побуждает человека жить благочестиво и нравственно. Почему же Аггеево и Захариино? Не потому, что они являются авторами, говорит нам толкователь, – автором этого псалма является сам псалмопевец Давид, но Аггей и Захария проповедовали и благовествовали о Господе через этот псалом.

«Блажен муж бояйся Господа» – мы встречались уже с этими словами: здесь говорится, что всякий, кто боится Господа, может строить свою нравственную и духовную жизнь через исполнение заповедей Божиих. Блажен муж бояйся Господа – счастлив тот, кто боится Господа и через это стремится исполнить заповеди Божии. Бояться Господа – это немало, но и недостаточно, ведь бесы так же боятся и трепещут перед Господом и перед именем Его, но продолжают творить зло. Каждый боящийся Господа должен исполнять заповеди Божии.

Поэтому и продолжает Псалмопевец: «В заповедех Его восхощет зело». Действительно, боящийся Господа, говорит святитель Иоанн Златоуст, стремится исполнить заповеди Божии не небрежно, а с тщанием и трепетом. И исполнение заповедей для него – не тяжелый труд или испытание: он с радостью исполняет их, ибо это приносит внутреннее удовлетворение – это цель и стремление его жизни, внутреннее желание, исходящее из глубины его верующего сердца, чтобы угодить Господу, быть вместе с Господом, разделяя сладость от общения с Господом, которую Господь дает любящим Его и стремящимся исполнить заповеди Его. Поэтому здесь нет особого понуждения, нет небрежения и нерадения, нет лености. Только ленивый не может исполнять заповеди Божии, а для привыкшего трудиться труд и радость, и благодатное наслаждение. Каждый, кто верит в Господа, тоже трудится во славу Божию, и этот труд приносит ему радость и удовлетворение: всякому, кто любит свою работу, не гнушается ею и не говорит, что она для него тяжела, но с радостью восстает от сна, просит благословения у Господа идти на любимую работу, она приносит удовлетворение: хотя он и испытывает физическую усталость или физическое недомогание в конце дня, но усталость не разочаровывает его и не опустошает, а дает ему полное удовлетворение, ведь он занимался любимым делом. И исполняющий заповеди Божии никогда не гнушается, не боится трудиться по исполнению заповедей Божиих, ибо они приносят ему удовлетворение.

«Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится» – Господь дает воздаяние: всякий труждающийся достоин пропитания, и каждый труд вознаграждается, а это труд: чтобы исполнить заповеди Божии, нужно немало потрудиться. Об этом Господь говорит в Священном Писании – Царствие Божие силою берется, через проявление больших усилий и трудов; не случайно наши предки говорили, что нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить – это труд тоже нелегкий, но за него Господь дает вознаграждение человеку не только в вечности, но еще и в этой жизни. Какое же вознаграждение дает Господь? Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится – человек за благочестивую жизнь получает награду не только в вечности, но и здесь, на земле сильно будет семя его. Не то что семя и род нечестивых не может претендовать на дальнейшее земное продолжение, а только праведное, нет, – Господь милует всех на этой земле, но дает сильное семя для праведного человека, для того, кто стремится исполнить заповеди Божии. Это семя, род имеет продолжение не только в этой земной жизни, но самое главное – он имеет продолжение в жизни вечной. То есть тот, кто не исполняет заповеди Божии, не имеет наде-жды на жизнь вечную, его род, его семя ограничивается только земной жизнью. А семя благочестивого человека, стремящегося исполнить заповеди Божии, имеет продолжение в вечности. Род правых благословится – вот такое благословение Господь дает только тем, кого называют праведными. А праведные – это те, кто исполняет заповеди Божии.

«Слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века». Святые отцы поясняют, что здесь мы не будем говорить о славе, которая дается на земле, ибо земная слава – временная, приходящая и уходящая. А праведному человеку слава дается от Господа. «И богатство в дому его». Мы видим, что праведные люди не имеют большого богатства, и жизнь – тому свидетель. Почему они не имеют большого богатства? Не потому, что мало трудятся, не потому, что не хотят иметь богатство, но они не стремятся к нему в своей жизни, понимают, что чем более человек нищ и наг, тем он меньше будет зависим от земной жизни и от условий земного существования: ему не придется лукавить, обманывать, сохранять свое богатство, которого у него его нет. Все его богатство находится в вечности, он работает на вечность, поэтому он никогда не будет привязываться к этой земле. Говорит псалмопевец: слава и богатство в дому eго. Какое богатство в дому его? Только его добрых дел и его добродетельной и милосердной жизни – в этом его богатство, его утверждение, слава, которая дается ему от Господа, и правда eго пребывает в век века: как здесь он был праведным, так и в вечности будет оправдан через свою праведную жизнь на земле.

«Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен». О каком свете здесь говорится? Конечно, светом истины называется Сам Христос Бог наш. Свет истинной веры и воссияет в сердцах многих праведных людей, которые увидят, что Господь праведный, милостивый и щедрый. Такой человек будет и сам стремиться к этим добродетелям. Свет нужен только людям, которые живут праведно, милостиво и щедро на этой земле: они не боятся света, не боятся, что он осветит, откроет их жизнь, всю их одежду, которая и в свете, и во тьме всегда будет чистой, светлой, раз они жили праведно. Их ни в чем не будет обличать совесть: света боится тот, кто во тьме прячет свою бездуховную жизнь, сопряженную с неисполнением заповедей Божиих, которая при свете откроет великую грязь и пятна на их одежде – откроет всю неправду в их жизни. Так что радость света – только для тех, кто живет по заповедям Божиим, стремится исполнить их, идет за Господом всю свою жизнь.

«Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится». Щедрый человек – тот, кто сеет и не задумывается о том, что он делает, и тот, кто имеет рассуждение: и милостыня требует рассуждения, чтобы не испортить окружающих тебя – видя твою безрассудную милостыню, многие будут пользоваться ею, порою даже не нуждающиеся в ней, оттесняя тех, кто нуждается в милостыне. Недаром святитель Афанасий Великий говорит, что милостыня должна запотеть в руке твоей: ты сразу не должен отдать ее, но с рассуждением. В то же время нельзя относиться по-доброму и давать милостыню неблагодарным: через это, говорят отцы Церкви, ты делаешь этого человека неблагодарным, и он своей неблагодарностью идет к погибели. Все нам должно делать с рассуждением. Говоря о милостыне, ты должен знать, кому давать, когда давать, сколько давать, и в этом будет дар рассуждения. Но рассуждение не должно рождать в тебе скупость – ты должен щедро давать людям, которые окружают тебя.

Кто каждый день совершает добрые дела, творит милостыню, тот устрояет словеса свои на суде – на суде ему не придется оправдываться за свою жизнь, но он покроет все свои грехи и какие-то недостатки за счет добрых дел, которые он совершил в своей жизни. Милостыня – это великий дар и богатство, его Господь дал человеку на земле, ибо человек оправдывается милостыней, добрыми делами. Почему? Тот, кто творит эти дела, совершает жертвенное служение, ибо он порой отказывает себе, чтобы совершить доброе дело во имя ближнего, то есть тем самым он подражает своим служением Господу, стремится идти за Господом, ведь Господь не погубил Свое творение, но жертвенно послужил ему, отдав Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Так что милостыня свидетельствует о твоем стремлении к Господу, о твоем служении Господу, о твоей приближенности к Небу. Поэтому милостыня оправдывает человека на суде: Бог будет судить без милости только того, кто не сотворил милостыни по отношению к своим ближним в течение всей своей жизни – суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. В то же время, по слову Священного Писания, благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его – Бог на суде отдает это сполна, оправдывая человека на Страшном Суде. Поэтому творящий добрые дела и милостыню в этой жизни рассчитывает, что он не будет судим на Страшном Суде, но, как говорит псалмопевец Давид, устроит словеса своя на суде.

«Яко в век не подвижится. Блажен муж щедря и дая, потому что он в век не подвижится». Ничего не страшно такому человеку: он стоит уверенно, как дом, построенный на камне, а не на песке. Какие бы ни были обстоятельства жизни, ему ничего не страшно, потому что он твердо стоит на камне – стоит на уповании, что Господь его никогда не оставит. Бывают разные обстоятельства: не говорится, что праведник не испытывает искушений, не говорится, что он может избежать клеветы или напрасного нападения от ближних и врага рода человеческого в этой жизни – нет, об этом не говорится, но говорится, что человек, утвердившийся в благочестии через добрые дела, через исполнение заповедей Божиих, всегда будет жить в уповании на Господа. Он утвердился в том, что Господь его никогда не оставит, ему поможет, даже если он и впадет в трудные обстоятельства в этой жизни. Бог всегда заступается за чад Своих, никогда не оставляет их. Поэтому такой человек в век не подвижится – ему не страшны ни испытания, ни бури, ни ветры, ни житейские ненастья, он стоит на твердом камне своей веры, своего упования на Господа.

«В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится». Здесь опять говорится, какая награда будет для праведного. Ведь многие великие люди живут и наслаждаются богатством своих земных достижений в финансовых вопросах, кто-то – в вопросах науки, кто-то – в вопросах культуры; каждый достигает особого положения и думает, что он великий человек. Но сколько великих людей было в этой жизни, и они не оставили о себе памяти доброй или оставили память недобрую И, самое главное, о таких людях очень часто забывают. И только в память вечную будет праведник, который всегда живет делами добрыми, и о нем всегда не только говорится, но его пример – уже назидание. О таком человеке говорят не только люди, но и говорят постоянно Богу, Бог знает этого человека. Для нас очень важно открыть образ жизни его, чтобы и мы шли таким примером подражания, видели замечательный опыт жизни благочестивого служения земле, народу Божьему и Самому Господу. Поэтому у нас очень чтится память праведных и святых людей, говорится об их житии, их жизнь раскрывается из поколения в поколение – из рода в род, как говорит нам церковный язык. Конечно, это очень важно для нас. Наши предки помнили об этом, и, читая Псалтирь, всегда предлагали, чтобы детей воспитывали на житиях святых.

Сегодня дети воспитываются вообще очень страшно – на каких-то игрушках, играх, очень часто родители отдают детям свои планшеты, телефоны, лишь бы те были чем-то заняты, забывая, что от самого рождения до определенного возраста идет их становление, воспитание. Игры нужны либо для малых детей, либо для определенных праздников, но не для ежедневного, так сказать, употребления. Играя каждый день, человек привыкает к играм, становится зависимым от них. Таким образом, человек становится потерянным в этой жизни. А наши предки всегда стремились, чтобы игры не были присущи им, только в момент особых событий, праздников, но воспитывали детей на жизни святых угодников Божиих – читали Четьи Минеи: жития как русских, так и вселенских святых. На жизни мучеников, праведников, апостолов, святителей воспитывались наши предки и становились благочестивыми, готовыми принять удары жизни, не роптать и быть добрыми и милосердными, потому что милостыня всегда спасает человека.

«От слуха зла не убоится» – праведника вообще ничего не может устрашить в этой жизни. Слухом зла называются и враг рода человеческого, и, как говорят святые отцы, осуждение на Страшном Суде, то есть различные обстоятельства жизни, которые могут принести человеку некое потрясение. Но мы уже сказали, что праведный человек в век не подвижится – он твердо стоит на камне веры и упования на Господа.

«Готово сердце eго уповати на Господа: утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя» – действительно, такой человек ничего не убоится, ибо готово сердце его уповать на Господа, он утвержден, что Господь не оставит его, и он не боится не только тяжелых жизненных испытаний, но даже тех, которые ему посылает враг рода человеческого, он не убоится, пока не увидит победу над врагом рода человеческого. А Псалмопевец предвидел эту победу через спасительное явление здесь, на земле, Господа Иисуса Христа, Который стал Победителем врага рода человеческого, Он связал ему руки, Он не дает ему возможности совершать злые дела. Без Божия повеления, разрешения ничего не может сделать враг рода человеческого, особенно праведным и тем, кто служит Господу, посвятил себя Ему, тем, полностью отдал себя в волю и попечение Божие.

«Расточи, даде убогим: правда eго пребывает во век века». Здесь говорится о щедрости дающего милостыню. Вообще, удивительный, замечательный псалом, который научает человека определенной жизни, в чем заключается благочестие: в исполнении заповедей Божиих и добрых делах, которые должны быть приоритетом твоей жизни, в милосердии, которое ты должен совершать в течение всей своей жизни. Милосердие необходимо человеку. Добрые дела необходимы человеку, ведь без них ты не можешь подтвердить, что стал приверженцем Неба и действительно хочешь служить Небу, Господу, Который Сам по себе благ и милосерд: Его милосердие не просто книжное, оно засвидетельствовано Его служением всему роду человеческому. Поэтому «расточи» говорится именно о щедрости, с которой ты должен совершать дела милосердия: не задумываться, не жадничать, не скупиться в этой жизни, а быть добрым, щедрым и милостивым.

«Рог eго вознесется в славе». Мы понимаем, что и животные имели рог, рогами защищались от врагов. Что такое рог для праведного человека? Святые отцы говорят, что рогом для праведного человека как раз есть упование на Господа: уповающий на Господа никогда не посрамится – он получит заступничество от Бога и никогда не попадет в руки врага рода человеческого и в руки тех врагов, которые по жизни стремятся причинить ему боль.

«Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет» – да, грешному человеку невозможно видеть человека праведного – его обличает жизнь праведника, ведь он не может жить так, как живет праведник. И всегда праведника стремятся уничтожить, чтобы не было явного свидетельства и явного обличения жизни человека грешного. Общество тоже убирает праведника – он мешает жить и обществу. Поэтому в последнее время мы видим, как праведные и праведность уничтожаются, как Закон Божий в этом мире уничтожается: когда уберется всякая праведность и утвердится беззаконие, человек будет жить необличаемо, будет думать, что т кривизны, по которым он идет, есть правдой и утверждаются истиной, и именно эта истина будет приоритетна над всем тем, что дает Господь. «Грешник узрит и прогневается». Какой грешник? Святые отцы поясняют, что здесь говорится о враге рода человеческого, который зубами своими скрежещет, когда видит праведность, но который растает во время Страшного Суда. Когда он будет осужден, он будет скрежетать зубами своими, он будет упразднен: власть его закончится в этом мире, и будет только Господь и Царство нашего Господа.

Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры, сегодня предложила нам Псалтирь, о котором мы с такой сладостью сегодня говорили. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс