Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (978) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 110

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 110

№33 (978) / 1 сентября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №17 (962) 2018, №20 (965) – №32 (977) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 110-м псалме, имеющем преднаписание: Аллилуиа, 110. Псалом посвящен благодарению Господу за Его великие благодеяния, которые Он направляет на весь род человеческий в целом и на каждого человека в отдельности.

«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме»: будем Тебя прославлять, Господи, всем сердцем – человек призван прославлять Господа за Его великие благодеяния: Господь много и премудро творит в этой жизни чудес, Он сотворил эту землю, и мы видим, как здесь все гармонично связано друг с другом, – каждая былинка, травинка, каждое живое существо служит друг другу и приносит пользу, Божественный мир сам по себе прекрасен и удивителен. К чему призвал Господь человека? Возделывать эту землю, быть ее хорошим хозяином, не направляя все только во благо себе, забывая о Божественном творении. «Всем сердцем моим»: если ты благодаришь и прославляешь Бога, ты должен прославлять Его не просто своими устами, а всем своим существом, – всей душою, всем сердцем, всем помышлением своим: тебя всего должно захватывать, и никакое внешнее не может оправдать тебя, если прославление и славословие Господа будет только внешним, ибо Господь не взирает только на наш внешний вид и слышит наши слова, но и видит наше сердце. Если в сердце своем мы прославляем Бога, тогда молитва доходит до Господа. Удивительные слова говорит Псалмопевец: в совете правых и сонме. Где прославляется Господь? В совете правых – тех, кто праведно живет. Люди, стремящиеся к Богу, не собираются для пустых бесед или для решения вопросов насущной жизни, они находят время и для духовных, душеспасительных бесед и говорят о чудесах, сотворенных Господом, об этом мире, чудно свидетельствующем о Высшем разуме – о нашем Господе, Который мудростью так все благостно устраивает в нашей жизни. Если мы говорим о совете правых и сонме, то можем говорить не только о Церкви, где люди собираются для молитвы и для проповеди, рассуждая о великом милосердии Божием. Это и общество людей – и двое или трое, и небольшое собрание, когда люди собираются, чтобы говорить о Боге.

Я вспоминаю свое детство, когда верующим людям приходилось проезжать многие километры, чтобы побыть в храме. Хотелось быть на суточном круге богослужения (то есть и на вечернем богослужении, и на Литургии), поэтому они приезжали на ночь за несколько километров. Отстояв всенощную, собирались в домах верующих и порой даже не засыпали всю ночь – говорили о Господе и о святых, которые прославили Господа: было мало книг, литературы, не было телеканалов «Союз» и «Спас», зато люди имели предание. Кто-то что-то прочитывал, у кого-то сохранялись старинные книги. Всю ночь они могли не спать, несмотря на то, что целый день трудились, были в дороге, а приехав на всенощную, помолившись, могли всю ночь проговорить о вещах духовных. Так проходила вся ночь, в этом прославлении они вставали, не поспав даже минуты, одевались и шли, как говорили у нас в деревне, «к обедне» – к Божественной литургии чтобы исповедаться, причаститься и духовно насладиться. Это удивительно – и так должно быть в жизни каждого христианина, каждого человека, который прославляет Бога. К этому призывает нас этот псалом, он и называется «аллилуиа» – хваление Богу: мы прославляем Бога не только через наши молитвы, но прославляем Его всем сердцем, всей душой – в совете, в собрании верующих, правых, когда делимся великой милостью, которую Господь через чудеса являет каждому из нас. И через это укрепляется наша вера.

«Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его». Ничто не происходит без воли Божией – Господь все творит Своим Промыслом на земле и вкладывает Свой Духовный Высший разум во все Свои творения. Как говорят святые отцы, ничто просто так не происходит с человеком: Господь одним посылает испытания, чтобы в них не было воспитано зло, и в то же время чтобы их привести к спасению (но те, через кого происходят такие дела, пусть не думают, что они творят волю Господню! Конечно же, и для них во время Второго Пришествия Господа будет Страшный Суд, и там они получат по делам своим). Господь не хочет погибели грешника, и Он не сразу наказывает человека, как мы не раз говорили, а наказывает только когда тот не приносит покаяния. Господь дает возможность человеку раскаяться в деяниях своих.

«Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века» – о чем мы и говорим. Самое главное – помнить об этих словах... Бог удерживает Свой гнев над теми, кто неправедно поступает, и в то же время правду Свою не творит однозначно. Если бы это происходило, то не было бы у нас никакой надежды: если Господь без милости будет поступать с человеком, то не будет жизни на земле, – но если Господь не будет наказывать человека, тогда человечество будет жить во зле. Господь держит на земле духовный баланс в отношении каждого человека: где надо, являет Свое милосердие, а чтобы что-то приостановить или чему-то не дать развиться, попускает некие испытания для него на земле. Такой баланс дает возможность жизни на земле жительствовать, чтобы человек не погряз во зле, но приносил достойный плод покаяния во всех своих неправдах, чтобы у него было стремление к Богу. Господь настолько любит человека, что милосерден к нему.

«Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь». Почему Господь делает так, что Его чудеса видны? Он память сотворил о них – память через Священное Писание. Неслучайно Священное Писание мы называем Священной историей: это не просто история жизни человека, его воспитания – это история великого милосердия Божия, великих чудес, которые Бог являл народу в разные времена и в разных обстоятельствах: это и чудо спасения, и чудеса, которые Господь совершил с Авраамом, и те, что Господь показал в Египте еврейскому народу во время странствия по пустыне, и наказание Содома и Гоморры, и самое огромное чудо – явление Самого Бога в этот мир, Его крестная смерть и страдания – та духовная высота, через которую мы познаем, что Господь милостив и щедр.

Это все нам необходимо знать, чтобы духовно воспитываться, чтобы наше сердце до конца не огрубело и не отошло от Господа. Вот к этому мы должны стремиться, познавая великие чудеса: это угодно Богу, и Господь дал память о них, чтобы мы помнили и укреплялись в вере и надежде на великое милосердие Божие. Милостив и щедр Господь, говорит Псалмопевец.

«Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой». Мы знаем из Священного Писания, из прежних псалмов, что Господь не только пищу дает боящимся Его, но заботится обо всех – и на грешников, и на праведников дождит, заботится и о животных, о бессловесной твари, и также им дает пищу. Мы знаем, что и они обращаются к Богу: когда скулят или издают какие-то звуки, они поднимают свои мордочки вверх, к небу – Иоанн Златоуст говорит, что это их молитва к Богу, чтобы Он напитал их. Господь питает всех, всех любит, ибо Он Человеколюбец. Но здесь, конечно, говорится о духовной пище. Каким боящимся Его и какую пищу дал Он? Он дал христианам в пищу Тело и Кровь Свою. В прошлом псалме мы говорили о Мелхиседеке, что Господь священник во век по чину Мелхиседекову: вы знаете, что в дар Мелхиседеку принесли вино и хлеб, и здесь Господь под видом вина и хлеба приносит уже пищу Небесную – Тело и Кровь Свою, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. «Помянет в век завет Свой», то есть помянет заповеди, которые Господь дал людям.

«Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык». Какую же крепость Он дал? Он дал великую крепость людям Своим. Еврейский народ через крепость, которую им Господь дал, смог унаследовать Обетованную Землю. Христиане через крепость Господню достигают Царствия Небесного: «Без Мене не можете творити ничесоже» – без Бога мы действительно ничего не можем сделать. Он дал крепость святым апостолам, и они пошли по всей Вселенной и проповедовали о Воскресшем Господе, о Его крестных страданиях, и многие люди из разных народов приняли Христа и пошли за Спасителем.

«Дела рук Его истина и суд, верны вся заповеди Его». Некоторые святые отцы называют делами рук Его нашего Божественного Спасителя и Духа Святого. Истиной называется Дух Святой, Который «возвестит вам всякую истину», – говорит Спаситель: Дух Утешитель. Суд принадлежит Сыну, Он будет судить всю Вселенную. Поэтому делами рук Господних называется Дух Святой и Христос. «Верны вся заповеди Его» – да, все заповеди Господни и верны, и высоки, и необходимы всему человечеству: заповеди ветхозаветные, новозаветные, Евангельские даны нам для спасения – чтобы мы не были уловлены врагом рода человеческого, но каждый мог бы обрести спасение через исполнение их.

«Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте». Нет ничего неправого, нет ничего запутанного, нет ничего неясного в заповедях, говорят святые отцы – действительно, Господь не дал нам их множество. Если посмотреть на законы в любом государстве, то они настолько многообразны, что их невозможно вместить в одной книге, они даже не могут вместиться в одном шкафу – есть Уголовный кодекс, Административный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, и так далее – законов настолько много, что в них может разобраться только специалист, которого мы называем юристом. Господь дает очень мало заповедей, но они конкретны, и они не тяжелы: их возможно исполнить.

Но как их исполнить? Конечно, не должно быть противления святому Божественному делу. Господь говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Если человек со смирением подойдет к Закону, который Господь оставил нам на земле, то он его исполнит, а если не будет кротости и смирения, он даже не захочет слышать и изучать его.

Ведь нам тяжело даже назвать 10 заповедей Божиих. Казалось бы, что Господь оставил? Почти ничего, Он дает нам мало заповедей, и этой малости мы не можем исполнить. Но заповеди необходимы для нашего спасения, ведь они сотворены во истине и правоте, они идут на пользу каждому и каждый может их исполнить. Они не могут сравниться с нашим законом, который принимается в угоду чего-то или кого-то (мы часто видим, что современная законодательная практика зависит от лоббистов, которые хотят что-то протолкнуть, и под видом закона осуществляют свое какое-то корыстное дело). Божии законы во всей правоте и на пользу каждого человека – именно на пользу, как ограждение от тех ошибок, что приносят человеку страдания: исполняешь заповеди – значит, не прикасаешься к страданию, что уготовано тебе через нарушение или через перешагивание этой границы.

«Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой. Свято и страшно имя Его» – для спасения людей послал Господь Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел бы жизнь вечную. Господь посылает Его, чтобы низлагались враги, чтобы утверждалась на земле правда. Христом мы освящаемся через совершение Святых Таин, но для прославления Его нужны уста, говорит Златоуст, святые и чистые: свято и страшно имя Его – не каждый может прославлять Господа, но человек, который имеет святость, то есть чистоту жизни через исполнение заповедей Божиих.

И уже в конце псалма Псалмопевец очень хорошо говорит: «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века». Мы уже рассуждали об этом. Что такое страх? Страх – это начало духовного пути, говорят святые отцы. От него отталкивается человек, и именно страха ради он начинает исполнять заповеди Божии. От исполнения заповедей Божиих человек приобретает премудрость, а премудрость дает разум и благость всем творящим. Что творящим? Прославление Бога. Но, опять-таки, как мы должны прославлять Бога? Здесь очень мудрый и очень тонкий подход. Мы прославлять Бога можем не только словами, и не столько словами, сколько должны прославлять Господа делами. Апостол Павел говорит: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Поэтому христианин должен нести печать своего христианства в повседневной жизни: везде и всюду, где бы ты ни был, поступая по заповедям Божиим, ты прославляешь имя Господа, а если ты поступаешь так, как поступают все в этом мире, значит, тем самым хулится имя Божие. Наверное, в связи с этим, у нас и рождается некая двойственность: мы, с одной стороны, хотим быть христианами, а с другой – хотим дружить с этим миром. А Господь говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире» – этот мир не переносит ничего духовного, не переносит исполнения заповедей. Если мы находимся в светском обществе, значит, мы можем ругаться, произносить нецензурные слова, курить, делать непотребные вещи у всех на виду, и это никто не осуждает, ведь так поступают все в этом мире, – а когда приходим в храм, мы становимся совершенно другими: становимся людьми Божиими – и молимся, и постимся дома, и читаем молитвы. А на людях мы боимся перекреститься: «Что о нас подумают? Это же не модно и не современно».

Если раньше храмы создавались на предприятиях, то эти храмы полностью наполнялись людьми, ведь люди были едины в своих поступках дома, в церкви и на производстве, на своем рабочем месте. Сегодня открытие храмов на предприятиях не приветствуется лишь только потому, что каждый боится показать свое подлинное лицо, или показывает его совершенно нехристианским: не хочет признаваться, что он христианин, чтобы его не осудили. Это неправильная позиция, надо быть везде христианином. Нужно научиться страху Господню, который научит нас начальному шагу – как исполнять заповеди Божии, а заповеди Божии дадут нам премудрость. Тогда мы будем понимать, что должны везде вести себя одинаково – так, как нам заповедал Христос через исполнение заповедей Божиих. Если нужно относиться милосердно, мы должны относиться милосердно к своим близким. Если кто-то нуждается в нашей помощи, то мы не должны отказать. Если запрещено Законом Божиим сквернословить или упоминать имени Господа всуе, значит, мы не должны никогда этого делать. Где бы ты ни находился, – в разгульной компании, в светском обществе, везде ты должен быть таким, как ты предстоишь перед Господом. Если ты идешь (или едешь) мимо храма, ты должен перекреститься – здесь нет ничего зазорного: ты не сделал ничего плохого. Раздвоенности быть не должно.

Псалмопевец призывает нас хвалить Бога – хвала Его пребывает в век века, – благословлять и прославлять Господа, упражняться в этом из рода в род, из века в век. Через это человек приближается к Богу, удостаивается Царствия Небесного так он делает вектор своего сердца направленным к Богу, – а без этого ты будешь таким, как все, и будешь жить на земле и жить для земли.

Вот так удивительно Псалмопевец говорит нам о совершенно удивительных и чудных вещах, о которых мы с вами должны рассуждать через прославление Бога. Не только этот псалом, но и многие другие псалмы называются «аллилуиа», то есть хваление Богу: человек должен прославлять Бога, и есть за что прославлять. И это необходимо, ибо, как говорится в псалме, Господь даже память сотворил о чудесах Своих. Верующий человек должен наполнять себя ею и свои собрания посвящать именно вопросам духовным – не просто рассказывать веселые анекдоты, не просто рассказывать о тех историях, которые прочитал или увидел в каких-то фильмах, или вспоминать свою жизнь, но всегда во всем нужно видеть руку Божию: Господь заботится о человеке, будучи милостив и щедр. Он являет чудеса, чтобы человека исполнить, с одной стороны, радости и глубины этой жизни, с другой стороны, немножко исправить человека, которому есть в чем исправляться, есть от чего отойти в этой жизни. Везде есть великодушие Божие, и оно просматривается через отсрочку, что Господь дает каждому из нас, давая время на покаяние, на размышление, на исправление до Страшного Суда. Неслучайно Псалмопевец говорит, что милость Господь являет в этой жизни, чтобы мы принесли покаяние, а суд – в будущей жизни, там уже не будет никакого исправления: суд и правда – это время Страшного Суда, а милость Господня пребывает в этой жизни над каждым человеком.

Вот такой удивительный, глубокий псалом, призывающий нас прославлять Бога, мы сегодня с вами разбирали, дорогие братья и сестры. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс