Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (977) → Архимандрит Савва (Мажуко): Карьера женщины

Архимандрит Савва (Мажуко): Карьера женщины

№32 (977) / 21 августа ‘18

Свет невечерний

Жил в IV веке в Византии замечательный педагог и оратор Либаний. Он был светским человеком, далеким от Христовой веры, хотя жил как раз в ту эпоху, когда христианство переживало необыкновенный расцвет и даже стало государственной религией. Повсюду открывались христианские школы, появилось монашество, велись оживленные и очень глубокие по содержанию богословские споры. Либаний остался верен своей языческой школе: он очень любил античную философию и христианство его никак не прельщало. Но был один момент, которым он всегда восхищался в христианской Церкви, он говорил: «Какие у христиан женщины!».

«Какие у христиан женщины!» – вот реплика, доставшаяся от этого древнего философа, педагога, оратора, наставника (кстати, многих святителей Христовых), и об этом, друзья мои, нам следует сегодня поговорить.

О христианских женщинах нам надо поговорить: это очень важная тема, ибо от женщины зависит очень многое, от ее настроения, взглядов, молитвы, даже от ее поведения, ведь в наше время, когда пересматриваются древние христианские положения и ценности, мы с вами подвергаем ревизии и те понятия, которые устанавливались тысячелетиями. Чем восхищался Либаний, говоря о христианских женщинах? Их чистотой, верностью и необыкновенным мужеством, которое они проявляли, заботясь о своих мужчинах, детях, никогда, ни в коем случае, даже под угрозой смерти не предавая веру. В годы гонений они проявляли такое мужество и такую храбрость, которые не были свойственны даже мужчинам, обличенным епископским или другим священным саном. В эпохи гонений довольно часто именно женщины оставались последним оплотом веры (это было даже в истории нашей Церкви) – женщины, которые не боялись ничего, которых ничем нельзя было сломить или испугать.

И вот сейчас именно ценности, которые в христианской Церкви всегда являлись чем-то незыблемым, подвергаются ревизии и пересмотру.

Если говорить с современной молодой женщиной, она очень много внимания уделяет тому, чтобы сделать карьеру, получить хорошее образование, «посмотреть мир», как-то утвердиться в этой жизни, а потом уже, после всего этого заниматься семьей: воспитанием детей, досмотром за родителями, потому что, как ей кажется, это вещи второстепенные, не приоритетные, на первом месте – сильная, успешная и независимая женщина.

Если бы наши предки сейчас воскресли, услышали эти речи, они бы просто разрыдались и сказали бы, что наш мир сошел с ума: не в этом женщина должна искать счастье, не об этом заботиться – у женщин совсем другое служение.

Когда мы воцерковляем деток, многие из вас знают, что мальчиков заносят в алтарь, а девочек в алтарь никогда не заносят – их благословляют перед Царскими вратами. Современные борцы за права женщин усматривают в этом дискриминацию, они говорят: Как это так? Почему женщина не может зайти в алтарь, почему она не может стать священником? Это угнетение, в этом есть какой-то момент приниженности, это неприлично в современном обществе!

Но давайте попробуем разобраться, что имели в виду наши предки, когда устанавливали такие странные акценты. Не унизить они хотели женщину! Ни в коем случае! Они смотрели на женщину с благоговением, потому что она одухотворяет наши дома!

У известного мудрого древнегреческого философа Сократа было две жены: Ксантиппа и Мирто (для многих это удивительный факт: Сократ – и две жены! Как это так? Что, ему одной мало что ли?!) Одна была сварливой, вредной, всячески докучала ему; не очень красиво предстает она в диалоге «Федон», в сцене прощания со своим мужем перед смертью. Тем не менее, смысл многоженства в древности состоял не в том, чтобы удовлетворить похоти мужчин, вовсе нет, но в ответственности мужчин за женщину. Дело в том, что во времена Сократа в Афинах случились страшные события: война, эпидемия чумы, которая особенно сильно выбила мужское население, и осталось очень много, если так можно выразиться, «бесхозных» женщин, которых просто «раздали» мужчинам, чтобы они просто могли за ними присмотреть, содержали и обеспечивали им достойное существование. Так мыслили древние люди: женщина не должна оставаться одна, мужчина обязан смотреть за ней! И не просто мужчина, а общество, народ несет прямую ответственность по защите слабой женщины. Вот в чем был смысл этого многоженства, ни в коем случае не в похоти, ни в коем случае не в разврате – просто мужчина отвечал за каждую женщину своего рода, потому что каждая была сестрой, святыней, была тем, кто продолжает жизнь этого народа, и мужчина в ответе за каждую.

Сейчас, конечно, мы живем в другие времена: женщине стало безопасно ходить в школу, безвредно и спокойно ходить одной, никто на нее не нападет, не уведет в рабство, ничего страшного с ней не случится. Жизнь стала более спокойной, но это вовсе не снимает ответственности за своих женщин ни с мужчин, ни с общества.

То, что мальчика вносили в алтарь, было в древности знаком того, что мужчина отвечает за все и в том числе за женщину. А воцерковление девочки перед царскими вратами, то есть перед иконой Благовещения (потому что на царских вратах изображается лик Пречистой Девы), подчеркивало ее особое служение, потому что женщина, как выразилась одна моя очень мудрая приятельница, должна быть «в домике», то есть под защитой. Именно там она раскрывается как мать, супруга, как хозяйка и тот человек, который досматривает своих родителей, потому что только у женщины есть этот удивительный дар – создавать в доме ту атмосферу любви, в которой только и способны расти, развиваться и раскрываться дети и в которой мужчина способен почувствовать себя по-другому.

А женщина независимая, женщина, которая отказывается от семьи, от ответственности перед своим родом, предками, убивает свой род и себя убивает как женщину. Сейчас говорят, что не за кого выходить замуж, что это, мол, за мужчины такие? Но они растерянны, растерянны потому, что им некого защищать: женщины стали слишком сильными, слишком независимыми, им не нужен «домик». Разве они что-нибудь приобрели от этого? Нет, ничего. Разве счастливы одинокие женщины, сделавшие карьеру, добившиеся каких-то высот, но принесшие в жертву своих детей, благополучие своей семьи, своего народа и своих предков? Нет, конечно.

Друзья мои, наши старики говорили правду, надо их слушаться, надо вспомнить, что было важно для них, потому что это люди, которые создали цивилизацию, прожившую тысячелетия. А мы, такие сильные, умные, независимые не можем сейчас даже одного ребенка родить и воспитать, и наша нация «самоубивается», вырождается, освобождая землю наших предков для чуждых, пришлых народов, и только лишь потому, что мы посчитали себя умнее наших предков. Это неправильно, и все говорит о том, что мы вернемся к вере отцов, прислушаемся к ним и будем благодарными детьми.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс