Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я очень рада, что в Грузии смотрят телеканал «Союз», смотрят нашу программу. Кавказские гостеприимство, благородство, традиции, отношение к детям, старикам – там все это сохраняется.
– Слава Богу!.. Кстати, вы сейчас произнесли слово, чрезвычайно важное и почему-то в нашей жизни довольно редко встречающееся – «благородство»… После Литургии у меня было свободное время, я читал книгу старца Паисия о добродетелях, и меня затронула потрясающая тема благородства (на греческом языке старец называет это любочестием, у нас такого словосочетания нет – «любовь к чести»). Когда старца Паисия спросили, что это за добродетель такая, он сказал – жертвенное благородство (у нас и благородства нет, а тут еще и жертвенное благородство!). Это для нас понятия запредельные, но они очень важны.
Когда старца Паисия спросили, что это такое, он привел в пример такую историю. Он по делам и по болезни выехал с Афона на материк (Афон – это полуостров, добираться только кораблем) в столицу Фессалоники, был у врача, а потом при каком-то храме беседовал с народом. Все шли по очереди, он не знал людей, которые стояли в очереди, потому что беседовал в часовенке один на один.
Из Афин в Фессалоники на самолете с каким-то очень важным вопросом к отцу Паисию прилетела медсестра, молодая девушка. (Фессалоники и Афины – это две столицы, как у нас Москва и Санкт-Петербург, расстояние между ними почти такое же, 700–800 км). Она стояла в очереди, и у нее уже был обратный билет. Подошел какой-то мужчина и сказал ей: «Знаете, мне на 5 минут к старцу». И она его пропустила. У этого человека тоже были проблемы, и старец Паисий проговорил с ним час – человек попросился на 5 минут, а проговорил час! Потом к старцу Паисию зашла медсестра и говорит: «Отче, у меня был очень важный вопрос, но я уже не успеваю поговорить – у меня обратный самолет. Благословите только меня в дорогу, помолитесь обо мне (называет свое имя: Христина), чтобы Господь управил мою ситуацию, а я как-нибудь еще приеду. Видно, нет воли Божией». Старец Паисий ничего не понял, благословил ее в дорогу, сказал: «Детка, Бог тебя благословит! Чтобы все у тебя в жизни устроилось». И увидел на ее лице очень светлый, умиротворенный взгляд.
Когда люди из толпы рассказали старцу, какая произошла ситуация, – что она пропустила мужчину вперед, – он про себя подумал: «Какая благородная душа!». Она не сказала: „Попросился на 5 минут, а что он там с ним делает? Почему одним все, а другим ничего? Он разве не знает, что у меня самолет? Я потратила такие деньги...”. Она не высказала ни одного упрека. Она сказала: „Отче, наверное, я спросить ничего не успею, только благослови меня в дорогу”». И старец Паисий говорит: «Думаю, что Бог ее всем благословит. И разрешится ее вопрос, ее ситуация за благородство ее души».
Так вот, благородство, жертвенная любовь... Я сразу начал вспоминать наши очереди: что делается на Исповеди, во время Причастия, как себя люди ведут. Не всегда, правда, но на большие двунадесятые праздники, когда в храм приходят не прихожане, а «захожане». Редко когда увидишь, что пропускают вперед. Особенно на Исповеди, когда нет общей очереди, а стоит неоформленная толпа и каждый думает, что он – первый. Хоть номера какие-то вводи, как в очереди, чтобы только не волновались.
И ведь всех причастят.
– И всех исповедуют. Кстати, о Грузии: когда мы были в Батуми, я сослужил в храме (прекрасные отцы были в этом храме, прекрасное гостеприимство), а наша паломническая группа мне потом рассказала, как во время Причастия местные прихожане храма, увидев, что мы приезжие, отступили и пропускали нас к Причастию первыми. Наши паломники были потрясены: почему в наших храмах такого нет? Я сестрам и братьям говорю: «Друзья, а почему вы так не делаете? Такой пример не берете?». Они говорят: «Батюшка, а мы такого примера даже не видели».
Я тоже видел и знаю некоторые обычаи Грузии, мне рассказывали. У них такой взгляд на жизнь, что гость – от Бога. Когда мы побывали в горных монастырях (сейчас там уже есть дороги, а тогда не было, люди ходили пешочком), мне рассказывали грузины, какой был обычай. Приходит человек – он твой гость, 3 дня он может жить, и по этикету ты даже не должен спрашивать, откуда он идет и куда идет. И на стол подают лучшее. Почему? В такой же ситуации можешь оказаться ты. Кстати, мы попали в непогоду, и я тогда только понял, что такое горы.
Мы тоже застали грозу в горах.
– Если ливень идет, то ты в этих горах можешь и остаться. Поэтому гостеприимство – это всеобщий принцип выживания: мы можем выжить, только помогая друг другу. Как помогая? Безусловно – то есть без всяких условий: надо тебе – живи. Через 3 дня могли начать спрашивать – как бы и честь надо знать. Кстати, я читал оптинские архивы, в монастырях то же самое: 3 дня паломники могли жить (если ты сам не захочешь) без трудового послушания, как бы в гостях. Тебя монастырь бесплатно кормит.
Проходят 3 дня... Почему 3 дня? Человек в эти дни должен был найти священника, подготовиться к Исповеди, к святому Причастию, поговеть – за эти 3 дня решить свои духовные вопросы. Из-за духовного монастырского благородства гостя не дергали и не просили помощи. Как нам говорил игумен Никон (покойный): «Любовь должна быть взаимной». Если монастырь тебя кормит первые 3 дня и ты хочешь остаться, тогда тоже трудись.
И еще про духовное благородство. Однажды в Оптиной пустыни в гостинице (а гостиница 1-го разряда) жили барин с барчонком. День живут, два живут, три живут, четыре живут. Служка монастырский их обслуживает, обслуживает. Каким образом обслуживает? С монастырской трапезы несет завтрак, обед, ужин, как-то вокруг них крутится, чтобы они съездили и на Пафнутьевский источник, и на Серафимовский... Потом, отъезжая, барин спрашивает послушника: «Слушай, а у вас проживание в гостинице хоть что-то стоит? Какие у вас тут порядки-то?». Послушник говорит: «Нет, наш отец игумен Моисей говорит: мы оказали гостеприимство, оказали любовь. В конце коридора у нас стоит кружка, и кто сколько желает, может туда пожертвовать». Тогда барин говорит: «Экие вы, монахи, болваны. А если никто не положит?» (это он говорил от своего практицизма).
Да, со своей колокольни.
– Тогда послушник ему отвечает: «Наш отец игумен Моисей (Путилов, – он был, кстати, выдающимся игуменом, наместником монастыря) говорит: если 100 человек не пожертвуют, 101-й за всех пожертвует». Тут барин задумался и, обращаясь к сыну своему, сказал: «Ванька, это, наверное, мы с тобой», – и полбумажника оставил в этой кружке.
Вот что такое благородство. Не надо жить по принципу: ты мне, я тебе. Кстати, этим отличается и Афон – там тебе все дадут, и нет никакого «купи-продай»: сколько стоит переночевать в гостинице, сколько стоит покушать... Сначала все дают. Но ты мозгами-то прикинь: это же хозяйство надо вести, надо белье за каждым перестирать... Все это требует внимания.
Батюшка, я в Грузии задала один вопрос: что самое главное для грузин, когда к ним приезжают гости – чтобы они были сыты или чтобы они были пьяны (это Кавказ, Грузия – значит, вино, обязательно шашлык)?.. И пока мы 4 часа ехали, мне так и не ответили. Потом я еще одному нашему товарищу задала этот вопрос, сказав, что никто мне на него так и не ответил. Он думал-думал и сказал: «Чтобы были сыты – это самое главное».
– Вы же знаете, есть такая русская поговорка: пьянству – бой! Я тоже, когда был в Грузии, интересовался жизнью страны, жизнью народа, даже чисто бытовыми практическими моментами. Они сказали, что на свадьбах пьют только белое вино. Почему? Белое вино не повышает давление и не пьянит так, как красное. Белое вино пьют, чтобы быть на волне праздника, но не чтобы потом быть под столом. Важно, чтобы было общение, торжество, поэтому пьют белое вино 10–11◦. Культура некрепких напитков. В отличие от нас...
Там не процесс пития – там процесс общения: для них очень важно посидеть с гостями, что-то рассказывать, общаться. И я, батюшка, почувствовала, что грузины любят нас, любят Россию.
– Особенно, мне так показалось, среднее и старшее поколение. Старшее поколение (60–70-х годов) вообще по-русски прекрасно говорят. Когда я встретился с таксистом, спросил его, откуда он так прекрасно знает русский. Он ответил: «А я в армии служил» – 2 года в армии. У него акцент очень небольшой...
Поэтому дай Бог нам всем, чтобы мы все-таки о других задумывались. Кто-то сказал: не ищи друзей – будь другом. Не ищи света – сам свети; не ищи любви – люби. Все внутри нас. Старец Паисий говорил: никогда не требуйте ничего взамен. То, что ты служишь, делаешь, помогаешь, выполняешь свои семейные обязанности, – это просто дело любви. Благородная душа в ответ все вернет, а неблагородной ничего не докажешь, с неблагородных бесполезно что-либо требовать, только себе будет дороже.
Старец Паисий говорил: «За самоотверженную любовь, то есть за благородство, Бог дает двойное здоровье». Дорогие братья и сестры, я всем вам желаю двойного здоровья, которое за благородство души будет у каждого из вас.
Батюшка, сердечно благодарю Вас за очень важные беседы о благородстве – о «благом роде», если по-русски перевести. То, что Вы сказали, очень серьезно. Слово замечательное, мысль замечательная… Перейдем к вопросам – очень важный, например: «Я воцерковилась после свадьбы. Муж недоволен еженедельными походами в храм. Если буду пропускать службы, будут ли ко мне относиться слова Господа: “Кто любит отца и мать, сына или дочь более Меня, тот Меня не достоин”?». Знаете, батюшка, сейчас у многих эта проблема, и началась она не сегодня, а 20 лет назад – я еще помню замечательного монаха Наума, насельника Боровского монастыря, он говорил женщинам: «Вы тряпочки не забывайте. Вы протрите хорошенько кухню, сварите обед. Это и есть ваша церковь». Как только мы начали воцерковляться, это и началось: женщины бросили мужей, детей и сказали, что самое главное – это храм...
– Может быть, это совпало так благодатно, но сейчас я перечитываю письма отца Иоанна (Крестьянкина). Я несколько раз общался с ним при жизни – имел такое счастье. Он мне тогда сказал: «Читайте труды и письма оптинских старцев. В них найдете ответы на все вопросы». А я бы сейчас сказал: читайте труды уже современных старцев – отца Иоанна Кронштадтского, отца Иоанна (Крестьянкина) и игумена Никона (Воробьева). Это потрясающие наставления: во-первых, кратко, во-вторых, все было пропущено через свое сердце, ум, через многочисленные события и случаи из жизни. К отцу Иоанну (Крестьянкину) в Печоры приезжали тысячи и тысячи людей.
И вот недавно я читал его письмо такого же содержания, где женщина пишет, что муж нецерковный, а она уже «вся церковная» и у нее «совершенно другие взгляды на жизнь». Он ей отвечает: «Вспомните времена, когда вы были единомысленны в вашем неведении. Как погибали, так вместе, а как спасаться, так одна? Будьте терпеливы в несении душевных, телесных, умственных немощей вашего мужа, который не готов еще во всей полноте принять вашей религиозности. Постарайтесь, ничего не меняя во внешнем, все внимание обратить на внутреннюю молитву и исполнение Евангельских заповедей любви на деле. Для этого прочитайте 13-ю главу 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам, где говорится о любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Вот такая любовь должна быть у вас». И еще он говорит: «Не забывайте, что он женился не на монашке, а на красивой девушке, доброй, приветливой и ласковой. Поэтому (в одном из писем это есть) не забывайте и про тряпочки: и приодеться надо, и причесаться, и марафетик навести (там немножко другими словами), чтобы быть приятной для своего мужа». Вот что советует батюшка.
Два вола в одной упряжке: если один дернул, то или один останется, или поломается упряжка. Поэтому надо иметь чрезвычайную деликатность, чтобы ничего резко не менять во внешнем. И еще отец Иоанн говорит: «У вас будет рваться душа: вы душой в храме, а телом надо и мужу послужить в семейных делах. За это долготерпение вы от Бога получите благодать. А за разрушение семьи будете Богом наказаны». Батюшка всегда склонялся к миру. Слово «развод» он просил выкинуть из лексикона: детям нужен отец, а мужу нужна жена и вам нужен муж – это только легко сказать «разведусь», а потом сколько горя хлебнете и вы, и ваши дети, которые еще не раз вам вспомянут, как вы оставили их без отца. Поэтому, говорит батюшка, убереги вас Господь от развода: всеми силами старайтесь сохранить семью. И он пишет-то как раз, что легко жить с верующим человеком, легко жить с понимающим человеком.
Есть ранняя Литургия, есть поздняя – ранняя Литургия заканчивается в 9 часов, и в 10 вы уже дома, но если вы пошли на позднюю Литургию, то она закончится к обеденному времени. Надо искать выход… Особенно если бы он увидел, что христианство сделало ее терпимее, добрее, доброжелательнее, ласковее...
Следующий вопрос: «Всегда ли нужно брать благословение при встрече с батюшкой? Или достаточно благоговейно поклониться, поздороваться, а благословение брать по конкретному поводу? Я недавно услышала, как учитель воскресной школы отчитывала детей, что они не подошли за благословением. Батюшки из прихода, куда я хожу, всегда охотно здороваются, а когда проблемы – я подхожу за благословением. Я не права?».
– Я тоже с некоторого времени духовник православной гимназии «Радонеж», там около 300 человек обучающихся, у нас с ними встречи богослужебные и не богослужебные, но если даже не все 300 человек, а только 1/3 будет подходить за благословением, мы так не дойдем до аудитории, до начала службы, а в конце службы не распрощаемся. Поэтому есть такое выражение: все красит мера. Если вы встретились нос к носу, возьмите благословение... А если батюшка заходит в храм и много людей, просто поклонитесь.
Следующий вопрос: «Батюшка, в чем разница и где грань между смирением и человекоугодием? Не превращается ли смирение, когда мы начинаем смиряться перед начальниками, в смирение не перед Богом? Где эта граница? В 5-й главе Евангелия от Иоанна Христос говорил: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?». Что такое смирение?
– Давайте начнем с самих себя и со своей собственной семьи. Не у всех начальники самодуры, не все мы встречаемся с начальниками, иногда мы их вообще не видим, но мы видим родных и близких каждый день. И в этом плане у мужа перед женой, у жены перед мужем, у сына перед матерью, у дочери перед отцом и в обратном порядке – переборщить в смирении в семье невозможно, смирения много не бывает.
Человекоугодие? Да у нас нет никакого человекоугодия вообще! У нас должно быть человекоугодие. В каком смысле? Мы должны всегда думать, как бы угодить близкому человеку, чтобы ему было комфортно, приятно, сытно, тепло, не дуло и все было вовремя. Поэтому вопрос относительно человекоугодия нас пока не касается – у нас его нет вообще. А оно должно быть внутри собственной семьи.
Что касается взаимоотношений на работе – пока мы эту проблему не решим, мы не решим вообще никакую: пока мы не научимся вести себя с родными и близкими, мы не научимся вести себя ни с начальниками, ни с сотрудниками, ни с кем. Это, опять же, внутреннее благородство. Старец Амвросий говорил: «Тот, кто уступает в семье, тот приобретает. А у тех, кто бодается, обычай бычий, а ум телячий» – поэтому в семье, наоборот, надо только и думать, как бы угодить друг другу. Когда у человека есть стержень внутреннего благородства, тогда он научится вести себя и с начальниками.
По поводу начальников... Я слышал в светской обстановке, когда начальник орет, люди, которые имели уважение к себе и не лебезили, говорили: «А я что, глухой?». Они делали акцент: орать-то зачем? Надо иметь благородство и уважение к себе. Дурные начальники орут с теми, кто позволяет орать, а когда вообще самодурство, тогда надо искать выход из положения, всегда должен быть запасной парашют. Когда совсем сумасшедший начальник (такие тоже бывают в жизни), – это неисправимо, тогда надо искать выход из положения, то есть искать другую работу, насколько это возможно.
А родных и близких мы поменять не можем и должны принимать их такими, какие они есть, и стараться во всем угождать родным и близким, кроме их грехов и безумных требований, которые расходятся с нравственной и Евангельской жизнью.
У нас немного времени осталось. Краткий вопрос: «Поясните, можно ли на проскомидии поминать людей крещеных, но не посещающих храм?». Я была в женском монастыре (не буду уточнять, в каком, не московском), подала записки, и монахиня меня спросила: «Все у вас храм посещают?».
– Любовь Сергеевна, у нас в Церкви нет такого прибора – харизмометра для измерения харизмы, благодати. Мы не можем всех сканировать и поставить духовный диагноз: этот человек церковный, а этот – нецерковный, этот благодатный, а этот – безблагодатный. У нас есть один критерий – человек крещеный и не отпавший своими ересями от Церкви. Мой любимый архиепископ Александр (Тимофеев), который меня рукополагал в священники, будучи ректором Московской духовной семинарии и академии, говорил: «Мы видим грех человека, но мы не видели его покаяния». Поэтому не нам судить, кто как скончался, церковно или нецерковно жил. У нас один критерий – крещен человек или нет. И если Церковь и мы, верующие люди, не будем молиться за наших родных и близких, которые своими грехами могли быть далеки от Церкви, то кто их будет вымаливать? Нам дано это право и дана счастливая возможность молиться за крещеных людей. Некрещеных людей, которые нам дороги, мы поминаем дома в домашней молитве.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-beseda-s-arhimandritom-melhisedekom-artyuhinym;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi104
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.