Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (976) → Любовь, в которой растворяется всякое страдание и горе

Любовь, в которой растворяется всякое страдание и горе

№31 (976) / 14 августа ‘18

Размышление

Кто сам познал нужду, может понимать нужду другого, кто познал болезни, может сострадать страждущим. И бедный лучше поймет такого же, как он сам, бедняка. Это все так у нас, у людей. И совсем не так у Бога. Господь принимает всех нас по великой, немыслимой человеческому разуму любви, превышающей наши самые смелые ожидания. Это любовь Творца к Своему творению, любовь крестная, любовь, по которой Господь добровольно отдал Свою жизнь за всех людей.

Святая любовь

– Как-то раз, прогуливаясь с другом по парку, купили с лотка горячих пирожков. К нам подбегают мальчишки, играющие неподалеку, и просят: «Дяденьки, дяденьки, купите нам тоже пирожков!». Мы, конечно, купили, мальчишки побежали дальше играть. А продавщица смотрит на нас жалостно, качает головой и вздыхает: «Бедные, страдали, наверное, много…». Для нее очевидно, что мы здорово настрадались в свое время, а иначе чего ради стали бы заботиться о других?

Действительно, кто сам познал нужду, может понимать нужду другого, кто познал болезни, может сострадать страждущим. И бедный лучше поймет такого же, как он сам, бедняка. Это все так у нас, у людей. И совсем не так у Бога. Господь принимает всех нас по великой, немыслимой человеческому разуму любви, превышающей наши самые смелые ожидания. Это любовь Творца к Своему творению, любовь крестная, любовь, по которой Господь добровольно отдал Свою жизнь за всех людей. Такая любовь, в которой растворяется без остатка всякое страдание и горе. И когда мы приходим в церковь с открытым сердцем, то познаем эту святую любовь. Такие дела.

Одиночество

– Посмотрите, сколько вокруг одиноких людей. Очень важно разделять то одиночество, которое для человека естественно по природе и которое имеет благой исход, если человек обращается к Богу. Есть одиночество социальное, когда человек не просто где-то в глубинах своего бытия чувствует себя одиноким, а когда он действительно в этой жизни совершенно один. Эти люди не являются ни отшельниками, ни затворниками, но при этом живут словно в вакууме, потому что у них ни с кем не устраиваются взаимоотношения. При этом человек может иметь семью, родственников, постоянно находиться среди людей, но быть чрезвычайно, невыносимо одиноким. Для нашего времени это практически обыденность: люди могут работать в одном кабинете, жить в одном доме, находиться в одной квартире – и при этом быть друг другу совершенно чужими.

Единственная причина этого – зацикленность человека на самом себе. Это самая главная причина, другой, по большому счету, нет. Для человека, открытого другим людям, на самом деле препятствий к тому, чтобы дружить, любить, быть частью какой-то общности, нет. Ни бедность, ни неуспешность, ни инвалидность, ни занятость никак не могут помешать общаться с другими. Порой мы видим людей, которые, пережив тяжелейшее горе, страдая от тяжелого, а, может быть, и неизлечимого заболевания, приходят с нами в храм. И мы видим, как они дружат, радуются другим, и смеются, и утешаются.

Причина социального одиночества – в самом человеке. Такое одиночество, происходящее из-за отсутствия близких людей, сердечных глубоких отношений с ними, не богоугодно, это тяжелое, страшное одиночество. Даже в аскетическом подвиге, когда человек удаляется в пустыню ради молитвы и пребывания с Богом, святые отцы всегда советовали себя испытывать. Почему ты бежишь от людей? Ты их не любишь? Тогда твое бегство незаконно. Люди тебя искушают? Ты хочешь избавиться от них как от поводов ко греху – и в этом случае тоже бежать нельзя, потому что твои страсти от этого не исчезнут, а только лишь глубже спрячутся у тебя в сердце. Уходить от мира и от каких бы то ни было взаимоотношений может только тот человек, который любит людей, но чувствует, что его жизнь уже должен наполнить только один Господь. Человек, одиночество которого имеет в своей основе неприятие других, не избавится от него до тех пор, пока не осознает, что это состояние и носит по сути патологический характер. Это гибельно и требует исправления. Такие дела.

Покаяние как лучшее средство хорошей погоды

– Иногда встречаешь веру в самых, казалось бы, неожиданных местах. Как-то еду в трамвае, рядом разговаривают двое немолодых мужчин. Один другому говорит: «В соседних районах заливает, а у нас засуха». Второй ему отвечает: «Видимо, нагрешили много, каяться надо». Невольно услышав их разговор, я обернулся на говоривших: обычные мужики, один в спортивном костюме, спортивный рюкзак на плечах, другой в футболке, кроссовках, джинсах, лет под шестьдесят на вид. Пока их разглядывал, второй ответил: «Это дело такое – природа ведь от человека зависит, от его поведения. Ты посмотри, как за последнее время все вокруг изменилось: всюду катаклизмы, засухи, наводнения, что только не творится. А старики говорили, что это потому, что люди перестали в Бога верить, – вот природа и перестала людям подчиняться». Первый ему отвечает: «Раньше на Руси, когда засуха наступала, то считалось, что самое верное средство – каяться всем, а еще крестные ходы очень помогали. Помню, в детстве нам бабушка рассказывала: как засуха в деревне, они народ собирают, бегут все в храм, исповедуются, причащаются, потом берут иконы – и айда полями с крестным ходом. И, бывало, не успеют еще вернуться, как уже гром гремит и дождь как из ведра». Я слушал и думал: а ведь, правда, в старину говорили: что в народе, то и в погоде. Такие дела.

Не расслабляйтесь

– В конце службы священник вышел на амвон и сказал: «Сегодня я хотел бы сказать вам много умных красивых слов, книжку с собой взял, – показывает книжку, – но ничего этого я говорить не стану. Мы все здесь люди взрослые, многие не первый год в храм ходят. И скажу вам просто: не расслабляйтесь!». Такая вот проповедь.

А ведь и правда, какое верное замечание, особенно для тех, кто давно ходит в храм. Сначала, бывает, человек, придя в Церковь, усерден, ревнив, борется с явными и видимыми грехами, кается, исповедуется – что называется, горит. Но по мере воцерковления, когда явные грехи уже побеждены и не так досаждают, у многих появляется такое разделение, самоуспокоенность, духовная расслабленность. И в это время человек неожиданно может впасть в самые, казалось бы, давно побежденные постыдные грехи, о которых он уже и позабыл давно. А тут раз – и такая напасть. Господь попускает нам это, чтобы мы всегда были собранны, ревнивы и бдительны, потому что не знаем часа, в котором застанет нас Суд Божий. А дьявол, как говорил апостол Павел, ходит вокруг, рыкая, ища кого поглотить. И нужно всегда быть начеку. Такие дела.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-svyataya-lyubov
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-odinochestvo
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pokayanie-kak-luchshee-sredstvo-horoshey-pogody
http://tv-soyuz.ru/peredachi/ne-rasslablyaytes

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс