Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (974) → Архимандрит Савва (Мажуко): Жизнь с достоинством

Архимандрит Савва (Мажуко): Жизнь с достоинством

№29 (974) / 1 августа ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, когда-то, давным-давно, я учился в духовной семинарии, и мы с друзьями часто ходили в город, посещали библиотеки, ходили в гости, было просто приятно побродить по древнему русскому городу Сергиеву Посаду. И моих друзей всегда расстраивало, как легко узнавали семинариста среди молодых людей, бродивших по городу, – никак нельзя было скрыться: абсолютно любой местный житель в юноше, который одевался точно так же, как и его светские ровесники, безошибочно узнавал семинариста.

Есть древняя русская поговорка «попа в рогоже узнаешь» – христианская вера, церковная жизнь налагает на облик человека какой-то неистребимый отпечаток. К этому можно относиться по-разному: есть люди, которые уж слишком усердствуют в своем облике, но апостол Павел, например, говорил, что каждый христианин является украшением веры Христовой, по крайней мере, должен быть таковым украшением. Какой интересный взгляд, не правда ли: украшение веры Христовой… А почему он так говорит?

Человек, который живет достойно, с уважением относится к святыне, не только смотрится иначе, но и сам смотрит по-другому. И это видно не только в лице, взгляде, но и в жестах, походке, в том, как он себя несет, сажает, ест, и так далее.

У апостола Павла в Послании к Титу есть довольно странные строчки, которые некоторых людей даже смущают. Тем не менее он говорит, что епископу Титу нужно вразумлять старцев (в греческом тексте πρεσβύτερος – «старейшина, глава общины; старик; священник»: пресвитеров), чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении (Тит. 2, 2) – какие интересные слова! И самое удивительное слово – степенны: устаревшее слово, которое в Священном Писании встречается только дважды (по-гречески σεμνούς означает «человек, который ведет себя достойно» – серьезный человек, который с достоинством себя повсюду несет, к которому невольно чувствуешь уважение).

Степенность, серьезность… Внимательно читая Послание апостола Павла (может быть, самого богатого из писателей Нового Завета), удивляемся: «Ну как же? Апостол Павел! Проповедник свободы, почти юродивый, тот, который писал такие пламенные поэтические строки, пророк, визионер – и говорит о степенности? Ну как же? Тем более в тот самый век апостольской древности, когда говорили языками! Какая такая степенность, почти чопорность? Нам это как-то не нравится, , тем более в наш век, когда быть пожилым, степенным стыдно – нам как-то надо двигаться, проявлять даже свою оригинальность»...

И вот, друзья мои, в этом Послании апостол Павел дважды говорит о степенности, он позволяет себе целыми списками перечислять свойства и черты христианской жизни: Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. (Тит. 2, 7–8). Павел говорит о внешних вещах, а не о внутренних – вот что странно: даже наши аскетические писатели всегда говорили о внутреннем содержании, а не о внешнем, а здесь явно говорится, чтобы даже человек светский, вне Церкви, увидел в нас украшение Церкви Христовой. Апостол Павел почему-то считал, что внешнее поведение очень важно в жизни человека.

Если мы будем очень внимательно вслушиваться в наставления подвижников XIX–XX вв., то увидим, что они тоже уделяли этому огромное внимание: один из старых монахов, уже покойный, с которым мне посчастливилось общаться, рассказывал, что, будучи принятым в Троице-Сергиеву лавру в середине ХХ в., проходил обучение у монахов, принявших пострижение еще до революции, видевших еще старую лавру, получивших монашеское воспитание в скитах. Они начинали обучение будущих подвижников, тогда еще молодых юношей советской школы, бывших комсомольцев, с обучения походке. Совершенно неожиданный ход: я надеялся услышать от него об обучении какому-то внутреннему деланию, Иисусовой молитве – об этом тоже шла речь и много говорили на Исповеди, но в первую очередь обращали внимание на походку.

Другой батюшка рассказывал мне, что сначала его учили ходить, потом сидеть, кушать, заходить в дверь, кланяться, брать благословение и много-много таких вещей, которые для нас сейчас являются очевидными и даже, может быть, ненужными: они же не передают твоего внутреннего состояния! А вот, оказывается, как мне рассказывал этот старый батюшка, его внутреннее состояние и настроение начали меняться, внутри произошел некоторый переворот, который подготовил его, в том числе и усвоить постоянную, напряженную внутреннюю молитву, а потом и научиться читать книги, приобретя определенную усидчивость, степенность, какой-то особенный стиль поведения – монашеский. И старые монахи, говорил он, безошибочно определяли духовное настроение человека по походке.

Например, наш покойный Владыка Аристарх говорил (однажды в беседе было сказано), что человек, который быстро, суетливо ходит, не может молиться, не может находиться в молитвенном настроении – наши внешние поступки выказывают внутренние состояния, внешние жесты (взгляды, шаг, положение головы, даже манера сидеть, принимать пищу) выдают наше внутренние состояние. И наоборот, упорядоченность внешнего состояния, оказывается, очень хорошо организует нас изнутри.

Вот поэтому, друзья мои, так важно обращать внимание и на внешние правила, которые предписываются Церковью: надо посещать храм каждое воскресение – посещай, не отлынивай, следует молиться утром и вечером – молись как положено: встань, открой молитвослов, перекрестись, поклонись. И, оказывается, эти внешние жесты очень хорошо способствуют внутреннему перерождению. Поэтому, друзья мои, будем украшением христианству и будем следовать наставлениям блаженного апостола Павла.

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс