Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В России уже 9-й год отмечается церковно-государственный праздник День семьи, любви и верности. В чем важность этого события?
– Важно то, что на проблему семьи обратило внимание наше правительство. Супруга нашего премьер-министра Светлана Медведева возглавила оргкомитет по его проведению. Несколько лет назад москвичи с согласия Правительства Новосибирской области установили здесь, в Новосибирске, памятник святым Петру и Февронии, князьям Муромским, – Небесным покровителям семьи в Русской Православной Церкви. И этот памятник очень востребован не только в День семьи, любви и верности, когда до 7 000 молодых людей приходят к нему крестным ходом (идут даже с детскими колясками) от собора Александра Невского, но и каждый день здесь можно увидеть пары, которые приходят возложить цветы к этому памятнику и попросить святых помолиться о благополучии их семейной жизни.
Какими подвигами святые Петр и Феврония вошли в историю, чем заслужили народную память?
– То, что мы иногда считаем подвигом, есть норма христианской жизни. Когда супруги хранят верность друг другу и всеми силами стараются сохранить семью, думаю, это норма – это не чрезвычайный подвиг. Но, видно, много бывает искушений в жизни и трудностей, поэтому сейчас мы видим, что, когда ослабевает стремление к сохранению духовно-нравственных ценностей, разрываются семейные узы.
Сегодня я слушал программу по телевидению, где говорилось, что в последнее время вчетверо увеличилось количество разводов, хотя и так их было очень много, снизилось количество заключения браков. Это говорит, что семья находится в опасности. И, конечно, надо брать пример с таких людей, как Петр и Феврония, которые и прожили дружно и были верны друг другу, приняли монашество перед смертью – то, что для христиан есть символ святости. Мне довелось бывать в Муроме, приложиться к святым мощам Петра и Февронии, они почивают в одном гробе. И я видел, как велико почитание их местными жителями: это маленький древний русский город с населением в 150 000 человек, и когда мы совершали крестный ход, вышли все жители (город очень красивый, стоит на обрыве Оки). Там действительно сохраняются хорошие семейные традиции, поэтому так велико почитание этих святых.
Да, центром проведения праздничных торжеств станет древний город Муром – родина святых Петра и Февронии. Там пройдут главные торжества, концертные программы, встречи. А какие традиции празднования этого дня сложились в Новосибирске?
– В Новосибирске мы всегда заранее готовимся – у нас есть отдел, который занимается церковной молодежью, и он заранее готовит программу. Молодежь собирается у нашего древнего собора во имя Александра Невского, и потом по Красному проспекту все идут к Вознесенскому собору и к памятнику. У памятника обычно с местным районным начальством мы проводим награждение, поощрение многодетных семей, вручаем ценные подарки, выпускаем голубей... Все это проходит очень радостно, торжественно. И хорошо, что мы это делаем вместе с нашими светскими властями, ведь это действительно наш общий церковный и государственный праздник. Потом до самого вечера в Нарымском сквере проводятся не только танцы, песни, мастер-классы, но и акция «Белый цветок», где собираются средства на Дом милосердия, который строится в Академгородке.
Не так часто увидишь в уличных шествиях тысячи молодых людей, если это не концерт приезжих эстрадных звезд. Почему молодежь, молодые семьи (как Вы упомянули, с колясками, с маленькими детьми на руках) участвуют в молитвенном шествии? В чем сила крестного хода?
– Сейчас, мы знаем, есть различные молодежные движения, но в основном они носят протестный характер – есть силы, которые хотят внести нестроение в нашу жизнь, и для этого очень удобно использовать молодежь. Святая же Церковь заботится о единстве народа, о том, чтобы все мы, люди разных поколений, обратили внимание на проблемы семьи.
Мы хотим этим праздником показать, что семья – это прекрасно, это союз любящих сердец, рождение и воспитание детей. Это очень важно, ведь есть проблема абортов, которых в нашей стране очень много. Аборты запрещены во многих странах мира, но у нас они разрешены, и многие люди из-за экономического состояния нашей страны прибегают к этому чудовищному, варварскому способу избавления от детей. Это очень печально: человеческих ресурсов не хватает, и приходится прибегать к тому, чтобы сюда приезжали мигранты, а они несут с собой еще большие проблемы. Поэтому такие праздники помогают обращать внимание на проблемы в обществе.
Но нужно не просто говорить об этом на конференциях или симпозиумах, а говорить в доступном и понятном всем виде. Наши участники крестного хода несут небольшие плакаты, на которых яркие цитаты из различных литературных произведений о том, что семья – это и традиции, и верность, и любовь, и дети. Это очень доходчиво и помогает укреплению семьи.
Православная Церковь признает гражданский брак, – брак, зарегистрированный в ЗАГСе, но поддерживает все же брак церковный. В чем главный смысл очень красивого таинства – Венчания?
– Мы возвращаемся сейчас к нашим тысячелетним традициям в духовно-нравственной жизни. В Гимне России мы уже не просто поем, что это наша держава, но поем, что Россия – «священная наша держава». Чтобы действительно решать многие проблемы в стране, необходимо признание духовных ценностей. У человека есть душа, и духовные ценности для нее – самое главное.
Кода мы говорим о браке между мужчиной и женщиной, то да, такой брак, зарегистрированный в ЗАГСе, допустим. Мы знаем, что в древности из Римской империи к нам пришла традиция заключать брак юридически; в таком браке молодые люди вступают в имущественные отношения – и в случае развода надо будет делить детей, делить совместно нажитое имущество. А Церковь говорит о церковном браке – о благословении Божием, о священном союзе: так же, как Христос Церковь основал на Своей Крови, так и семья основывается на самопожертвовании супругов – они должны все свои силы, здоровье и саму жизнь положить на укрепление этого союза, ведь от этого будет зависеть благополучие их детей. Церковь благословляет такой брак, просит Господа о ниспослании Святого Духа, освящает этот союз, и он тогда уже будет более надежным средством для воспитания будущего поколения, для воспитания детей.
Мы всегда говорим о проблеме воспитания. Школа сейчас пытается избавиться от воспитания, говорит только об образовании. Человек должен быть образом Божиим. Мы понимаем, что человек должен иметь знания, но самое главное – он должен быть воспитанным человеком, понимать, как вести себя с родителями. В семье он учится, как вести себя с друзьями, братьями, сестрами, потом – с окружающими людьми: он будет работать в коллективе, и ему очень важно иметь правильные отношения с другими людьми. Мы хотим, чтобы ребенок вырос не просто образованным человеком, ведь неизвестно, какую он будет занимать должность, кем будет работать – самое главное, чтобы он вырос человеком, имеющим духовные и нравственные качества, любящим других людей, прежде всего своих соотечественников, имеющим в себе нравственные силы сострадать другим людям, сочувствовать, помогать им. Тогда и само общество, наша страна, будет приобретать единство – это будут не просто люди, которые живут рядом, а единое государство, единая семья.
Праздник называется Днем семьи, любви и верности – насколько важно сохранять в семье любовь и верность?
– Здесь сложность в том, что необходимо определить понятия этих слов: что мы подразумеваем под любовью, верностью, семьей. Сейчас эти понятия подвергаются различным пересмотрам – Запад несет нам новую универсальную культуру, уже говорят об однополых семьях. Понятие любви сейчас очень широко, и в нашем русском языке мы употребляем слово «любовь», говоря не только о любви к Родине, о любви к матери, но и о любви к картошке, о любви к одежде, к курению, везде мы говорим «люблю».
Мы должны определить понятие семейной любви как подвиг самопожертвования. Если супруги не будут жертвовать собой ради своей семьи, ради своих детей, то крепкой семьи не будет. И о верности мы говорим не как о пристрастии к человеку: я не могу жить без этого человека, поэтому я верен. Нет, здесь более глубокое и более серьезное чувство, ведь от этого зависит еще и вечная жизнь человека.
Если человек сохраняет верность, значит, он не совершает тяжкий грех блуда: если человек совершает блуд, благодать Божия покидает его и он уже не может быть полноценным членом семьи – получается, что духовное пространство здесь занято совершенно другой, отрицательной силой. Все страдают в такой семье от духовной неполноценности одного из супругов. Верность нужна как в этой жизни, чтобы человек был уверен, что у него надежный тыл, так и в будущей, ибо это помогает приобрести Царство Небесное. Мы говорим, что семья – малая Церковь; значит, те, кто достойно несет свое послушание в семье (как и в нашей большой Церкви), приобретают Божественную благодать, которая помогает им стать членами Царства Небесного.
Владыка, почему детей нужно воспитывать с раннего детства в Православной вере, в духе традиции?
– Детей надо воспитывать, – но мы знаем, что дети воспитываются в семье, поэтому очень важно, какая атмосфера создается родителями в семье. Просто говорить детям «будь хорошим» неправильно – может, и правильно, но это не значит, что они действительно будут хорошими. Мы знаем, что большое и важное значение в полноценной семье имеют еще дедушки и бабушки, которые помогают детей воспитывать. Родителям некогда, они заняты тем, что зарабатывают деньги, а дедушки, бабушки могут заниматься с детьми.
Если дедушки и бабушки – верующие люди, которые имеют большой жизненный и духовный опыт, молитвенники, тогда, конечно, благо семье – они научат детей креститься, молиться, чтить Бога и родителей, понимать, что такое Родина, для чего нам нужно быть верующими и добрыми людьми – христианами. Если же в семье не создается такая атмосфера, то неизвестно еще, кого мы вырастим, увидим ли мы счастье в своих детях, или, наоборот, скорбь и огорчение.
Совсем недавно Вы вручали аттестаты выпускникам православных гимназий, видели их лица, смотрели им в глаза. Какими они входят в жизнь? Чем они отличаются от сверстников? Какие знания несут?
– Я думаю, что от сверстников они мало чем отличаются – это общеобразовательная школа, а не семинария. Но все равно преподавание основ православный культуры влияет на этих ребятишек. Они не следуют недавно появившейся в Новосибирске традиции в ночных клубах отмечать выпуски или в клубах караоке. Все выпускники пели Литургию – хор состоял именно только из выпускников. Они изучали православную культуру России, поэтому они прекрасно знают историю нашей страны, прекрасно знают великих личностей, которые потрудились для процветания нашего государства, чтобы оно было крепким, могущественным. Ведь государство возникло не только сейчас, не в последние 20 лет перестройки: этому государству тысячи лет, многие люди потрудились для его становления, и наши ученики получают об этом полную информацию. Они получили знания и о нашей культуре, которая тоже имеет древние корни – в ее фундаменте труды Кирилла и Мефодия и других деятелей культуры. Русская культура всегда несет нравственную окраску: она созидает великого человека, богоподобную личность. Наши ученики все эти знания получили, чтобы они помогали им в жизни. Конечно, у нас в стране до 80% людей из православных семей, но воцерковленных мало. А главное отличие наших выпускников в том, что это воцерковленные люди, которые могут сами по жизни нести Евангельское благовестие, Евангельские ценности.
В последнее время очень большое значение придается сохранению семьи традиционной, хотя мир призывает к толерантности и кто-то уже благословляет однополые браки, а некоторые руководители государств сами живут в таких браках. Почему сохранение именно традиционной семьи все-таки первостепенная задача не только Церкви, но и государства?
– Мир развивается, видно, по каким-то своим законам. Мы видим, что западное общество увлеклось светскими законами, и духовный закон жизни, Евангельский закон они пытаются подменить юридическими законами, – хотя мы знаем, что в Священном Писании, в Евангелии все написано: Сам Бог, Создатель мира дал Свое Откровение человечеству, Он и дает нам инструкцию, как надо жить. Составленные же юридические законы – допустим, законы ювенальной юстиции, которые вносят толерантность в нашу жизнь, кем-то придуманы (причем нам даже не говорят, кто придумал этот закон, вроде бы он сам собой появился). Но мы видим, что такие законы могут придумать только люди, противостоящие христианству, люди, которым не нравится наша традиционная культура, не нравится христианская нравственность, которые считают, что человек от этого должен быть освобожден.
Но оставление Божественных нравственных законов ведет к нравственной катастрофе. Мы видим, как это влияет на человечество: множество различных пороков – и наркомания, и алкоголизм, и каких только пороков мы не видим, и вал пороков будет только нарастать; только возвращение к традиционной духовности и нравственности может остановить пороки. Когда с молодым человеком вдруг случается катастрофа – это только из-за того, что человек не обладает нравственными качествами, присущими христианину: если бы они были, этой проблемы не было бы. Государство, конечно, борется с различными проблемами, пытается все это остановить, но эти проблемы – только следствие отхода от Евангельских принципов жизни.
Благодарю Вас, Владыка, за участие в программе и за интересную беседу.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.