Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, середина лета, большой праздник в лавре преподобного Сергия, где мы чтим игумена земли Русской. Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в лавре – я думаю, это будет очень интересно. Вы застали братию, которая была еще до революции. Поделитесь, пожалуйста, с нашими зрителями.
– Пути Господни неисповедимы… Я был молодым, только отслужил армию и искал смысл жизни. У меня был друг в Троице-Сергиевой лавре, с которым я был знаком с юности, еще до армии. Это ныне покойный архимандрит Георгий (Тертышников), профессор Московской духовной академии. Отслужив армию, я решил все-таки поехать к нему и посмотреть, что и как (он уже тогда принял монашество). Я прибыл в лавру, мне там очень понравилось, и он мне говорит: «Давай мы с тобой съездим в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну (Крестьянкину). И, может быть, там все-таки остановиться». Он был аскетического духа, у него было много научных работ, он очень тщательно изучал труды, жизнь преподобного Феофана Затворника. Поехали вместе с ним, встретились с отцом Иоанном, он нас очень любезно принял, много раз встречались, беседовали, говорили о смысле жизни. Я побыл там, наверное, недели две, и однажды он мне говорит: «Слушай, все-таки Псково-Печерский монастырь – это не твое место, ты поезжай в Троице-Сергиеву лавру, тебе надо учиться». Я уехал. Затем (не буду говорить подробности) были трудности при поступлении в семинарию...
Время было такое?
– Да, это было время, когда всех «брали на карандаш». Несмотря на то, что я уже отслужил в армии, когда я подал заявление, чтобы поступить в семинарию, неоднократно меня вызывали то в военкомат, то еще куда-то: то страшилки, то уговоры. Проще говоря, все делалось, чтобы меня не приняли. Но Бог милостив. Первый год меня, что называется, «зарубили» светские власти. Я был хорошо подготовлен, воспитан в верующей семье, но, когда вывесили список, я нашел: «Не прошел по конкурсу».
Часто мы вспоминаем, какие иерархи были в те времена… Меня приглашает (тогда он был ректор, ныне на покое) бывший митрополит Минский и Белорусский Филарет. А я уже обосновался в Сергиевом Посаде, работал. Он говорит: «Слушай, чтоб духу твоего тут не было». И пишет мне маленькую записочку: «Поезжай в Смоленск». А тогда в Смоленске был епископ Гедеон, которому он пишет записочку, чтобы тот принял меня. Ну что же, с сердцем сокрушенным поехал. А что такое было тогда покинуть Московскую область? Ведь и прописка, и все – это же сложности. Поехал, все оставил.
Приехал и готовился целый год, жил на колокольне, крысы бегали, а на втором этаже куда-то там лазил на чердак. У меня жизнь была только одна: пономарил, иподиаконствовал и читал, занимался. Короче говоря, на следующий год я приезжаю, там тот же Филарет, и был принят сразу на 2-й курс (тогда были классы, то есть во 2-й класс семинарии). Затем, к концу года, когда отучился во 2-м классе, меня вызывает опять Филарет и говорит: «Нечего дурака валять, готовься. И чтобы за лето сдал за 3-й класс, пойдешь в 4-й». Вот так примерно было. А затем уже, в конце семинарии, твердо решил идти в монастырь.
Пришел в монастырь, был послушником, все послушания прошел. Но очень важно, что в тот период (это были 70-е годы) замечательные были люди. Я застал еще архимандрита Петра – удивительный человек духовной жизни, он сочетал в себе связь времен и преемственность лаврского духа, он еще из тех старых лаврских монахов, – мало того, он успел пожить на Афоне. Я никогда не забуду его бас. Ему было уже далеко за 80, а он обязательно приходил на клирос и прекрасно подпевал. Затем отец Петр (лаврский духовник он был) вдруг заболел и говорит своему послушнику отцу Косме (сейчас он в каких-то горах ходит, спасается): «Косма, давай отходную читать». Отцу Петру раз 10 читали отходную. Вечером прочитают отходную, а утром он опять идет на братский молебен. Вот такое, я бы сказал, удивительное у него было чувство близости конца и он всегда к этому готовился, чтобы Господь не застал его врасплох. Он никогда ни на кого особенно не ругался, никого не осуждал, просто баском скажет: «Ну, так не надо».
Интересный был отец Серафим (это уже другое поколение). Часто на фотографиях можно видеть его длинную пышную белую бороду, копну волос – такой благостный, прямо Серафим Саровский. И он всегда говорил: «Радость моя... Ты, детка, мей меду (имей в виду)... Вот в монастыре, знаешь, мей меду, как в раю, но такая глубокая пропасть. Ты вот к пропасти подойди, посмотри. А пропасть – это мир, куда тебя будет тянуть. Но дальше не иди, погибнешь, мей меду». Вот такие простые они были – я бы сказал, духоносные это были старцы.
Отца Наума, отца Кирилла я знал еще совсем молодыми, но они уже тогда были довольно опытными и уважаемыми людьми и уважаемыми монахами. И мне посчастливилось общаться с ними – мало того, они были моими духовниками, принимали при постриге. Они сами росли и помогали нам расти. Не было колхозного подхода в монастыре, там был один дух все-таки – довольно небольшое количество монахов было, и надо учесть, что все пришедшие в монастырь проходили через горнило испытаний: практически властям не нужны были монахи, а тем более если у них есть какие-то интеллектуальные задатки.
Я никогда не забуду архимандрита Иеронима (он меня постригал), он был наместником Троице-Сергиевой лавры. Это был простой человек, хотя до этого он был начальником миссии в Иерусалиме, но практически он внутренне сгорел, защищая монахов: кого-то надо прописать, кого-то надо защитить от нападок со стороны властей, кого-то надо где-то продвинуть – он все делал, и нередко брал всю эту ношу на себя. Вот это была совсем другая монашеская жизнь.
Я вспоминаю, как пришел совсем молодым сегодняшний наместник лавры, архиепископ Феогност – такой максималист в аскетическом духе, ныне здравствующий, замечательно развившийся духовный руководитель. В какой-то степени наша духовная жизнь – на глазах, и это сопричастность к истории Церкви. Я еще раз повторяю: лавра сейчас замечательная, все тянутся туда. Но в тот период, когда были мы (ностальгия всегда бывает) мне кажется, еще витал дух той старой, дореволюционной лавры.
Я никогда не забуду: у нас был послушник, отец Павел. Он пробыл 60 лет, если не больше, послушником, но так и не захотел принимать постриг – он говорил: «Спасутся послушники и схимники – все, больше никто не спасется». Добрейшей души человек – никогда никого не осуждал, у него вечно была сумочка: нищим где-то что-то даст. У него не было плохих людей! Удивительно… Вот такая была лавра.
Надеюсь, когда-нибудь наше поколение будет рассказывать, что мы видели в лавре, как и Вы говорите о своей молодости. Я уже в современной истории родился, совсем недавно тоже маленькое становление проходил в лавре – тоже могу вспомнить какие-то интересные истории, духовников… Многие, конечно, уже уходят от нас.... Но так мы живем в Церкви, так познаем самих себя...
– Самое главное, я считаю, тем и сильна Церковь – преемственностью: передать дух, а не форму – если дух внутренне силен, то форма всего лишь оболочка, которая помогает нам идти на пути от земли к Небу, тем более в монастырях. И очень важно, конечно, лаврское братство – это доброе братство.
Я сейчас знаю собратьев-архипастырей, которые вышли из лавры. Кто-то скажет, что из Санкт-Петербурга – особо ученые, а у нас, вышедших из Троице-Сергиевой лавры, есть особый покровитель – преподобный Сергий Радонежский: хоть он над всей землей Русской, но мы ведь каждый день начинали и вечер заканчивали у раки преподобного Сергия. Я помню, когда был студентом семинарии, многие из нас, особенно кто хотел стать монахом, вставали в 5 часов и потихоньку, чтобы не разбудить остальную братию, шли на братский молебен, а затем уже на занятия.
Мы тоже так делали.
– Это очень хорошее дело – и дай Бог, чтобы сейчас молодое поколение так делало. Замечательно, что у нас в системе образования сейчас уровень повышается, но и ни в коем случае нельзя терять духовную составляющую. У нас есть какие школы? Духовная семинария, духовная академия. Значит, на это надо тоже обращать особое внимание.
Вы говорите, как монахи помогают друг другу – очень интересный момент: как это монах тянет за собой другого, помогает ему? Как это вообще выражается в жизни в братстве? Вроде как все индивидуально, каждый по-особому живет в келье.
– Монашество – это не колхоз, это совершенно иной социум, чем в миру. Что первое объединяет монахов?
Молитва?
– Христос – Он в первую очередь то главное Лицо, Бог и Человек, вокруг Которого строится вся личная, индивидуальная и монашеская жизнь. Второе: монахи начинают свой день с общей молитвы. И очень важно, что молитва начинается у раки мощей преподобного Сергия Радонежского – не случайно ведь молебен называется «братский»: вся монастырская братия по уставу монастыря должна ходить на братский молебен. Очень важно другое: Божественная литургия и вообще весь круг церковных служб тоже объединяют.
А вот теперь реально – просто жизнь; я никогда не забуду, как мы, молодые послушники, учились, и послушания всякие были – иногда довольно тяжело, ведь и учиться надо, и послушания выполнять: кто пономарит, а кто дежурит, кто полы моет, кто в трапезной. Помню, старик один был у нас, монах Гурий – он говорил: «Знаешь что, иди поспи немножко, тебе же на занятия идти. А я за тебя подежурю». Вот оно, братство.
Или взять старшую братию. Опять возвращаюсь к покойному архимандриту Георгию (Тертышникову). Мы часто с ним виделись, и он просто объяснял те или иные богословские истины или что-то из истории (он очень любил историю), а когда философия не туда заводила, он начинал приводить примеры из святых отцов. Вот оно, братство, вот помощь. Не говорю уже про то, когда бывают всякие искушения, особенно у монахов (и молодость, и жизненная ситуация) – здесь уже, как никогда, нужна братская помощь.
Наверное, чудо Божие, что в середине прошлого века вообще лавра открылась. Это произошло в 1946 году, и многие из братии вернулись. И монашеская жизнь началась во многом благодаря усилиям наших церковных властей, Патриархов Сергия, АлексияI (Симанского), и потом начала распространяться. Каково было сохранять монашеский уклад и возрождать монашескую традицию в России?
– С одной стороны, это было непросто: все были разогнаны, вся инфраструктура разрушена. В лавре еще и клуб находился… И вот поселяется горстка монахов на такую как бы базарную площадь, но святое место. Это первое. Второе – позитив. Когда возрождалась лавра? Сразу в послевоенное время – еще было живо то поколение монахов, которые имели опыт духовной монашеской жизни в старой лавре, в старых монастырях. С другой стороны, этот дух христианского монашеского бытия закалился через горнила испытаний: это и гражданская война, и репрессии, и тюрьмы. Нередко были монахи, которые в тюрьмах уже отсидели, а потом в лавру пришли. Еще Патриарх Алексий I таких людей освобождал (по его просьбе их освобождали).
Поэтому здесь внешняя сторона содержала большие трудности, но ядро, вокруг которого формировалась монашеская община, имело очень сильный духовный заряд. И нередко туда шли такие молодые люди, как, например, архимандрит Кирилл, которые прошли испытания войной, смотрели в глаза смерти: для них данный обет (если останется жив, то будет монахом) был не пустыми словами. Поэтому я еще раз говорю: здесь очень важно брать все в комплексе – были трудности, но был и позитив. И они стояли у истоков возрождения иноческой жизни, церковного благолепия, это была их особая миссия, их особая надежда. И это дало успех.
И потом, посмотрите, что произошло? Большинство иерархов – выходцы из Троице-Сергиевой лавры, большинство настоятелей и настоятельниц – или же чада лаврских духовников, или же имеющие с лаврой нити и связи, их духовная пуповина с лаврой связана. Поэтому эта лавра – не «одна из», это единственная Троице-Сергиева лавра, это центр нашей духовной жизни.
Действительно, те люди были из поколения, которое видело войну, смерть, лишения. Мы же (особенно молодое поколение) живем когда нет никаких проблем: тебе все открыто, все позволено, ты можешь делать все, что хочешь. И не всегда у нашего поколения хватает решительности быть верным семье или простому человеческому долгу, исполнять свои обязанности либо даже просто быть верным Церкви – хотя бы посещать храм и участвовать в таинствах. Почему? Может быть, нужны трудности?
– Преподобного Серафима Саровского спросили: что необходимо человеку, чтобы спастись, чего не хватает? И что преподобный ответил? Решимости и твердости воли, последовательности.
Решимость однажды стать на путь служения Богу, Церкви, быть просто нормальным христианином… Человек должен задуматься, ведь у нас много позитива, но, к великому сожалению, есть и проблемы. Когда после распада Советского Союза появилась свобода идти в храмы, молиться, люди ринулись прямо толпой, и очень многие – кто как: кто-то из-за того, что не знал, что же будет дальше – значит, надо прильнуть к Церкви.
С другой стороны, люди пошли туда, думая, что здесь они увидят одних только ангелов, чудеса. Они обратились в Церковь – и их земная жизнь станет более благоприятной и более комфортной. А потом вдруг одни, которые пришли из-за конъюнктурности (может быть, из-за боязни, незнания, что будет), увидели, что ничего страшного, кто-то поругивает Церковь – и ничего с ними не бывает. А где-то начали говорить, что в Церкви все плохо. Как листья, которые не вовремя начали распускаться: немножко пригрело, не хватает влаги – и отпали. Шелуха всегда отпадает. А как быть? Все очень просто и сложно.
Открывай Евангелие и читай. И исполняй те заповеди, которые там изложены, хотя бы в меру своих сил.
Второе. Мы очень часто слышим: не нужны нам перегородки, которые составляет Церковь между Небом и землей, мы напрямую к Богу. Это одно из самых известных заблуждений. И, кстати, это не просто заблуждение, а умышленное отталкивание людей от Церкви. Сейчас очень модны навигаторы: едешь по неизвестному маршруту – и он тебя поведет. И вроде бы – раз, и выехал. А в духовной жизни такие дебри, такие опасности, что здесь без опытного проводника невозможно пройти. Иногда идет человек куда-нибудь в экспедицию – там какого только снаряжения нет! А мы собрались добраться до Царствия Божия, собрались в вечность и хотим вот так, просто... Так не бывает.
Господь Сам нам дал замечательное средство: создал Церковь. Сам Бог пострадал за нас, за людей (но это богословская тема, мы ее как-нибудь с вами затронем), – Бог Иисус Христос был распят, именно в этом и отличие христианства от всех мировых религий. Да, Бог по плоти Человеческой пострадал, умер – да, как Бог вместе с плотью Человеческой, но уже иной, обоженной, Он Воскрес и восшел на Небо. А нам оставил самое главное – Святую Церковь.
А что такое Церковь? Это сообщество, это Тело Христово, где Он Сам – Управляющий, Сам – Глава Церкви, и здесь нам полный набор, чтобы пойти в Царствие Божие, без которого никак не обойдешься: это таинства. Первое – таинство Крещения, и все остальные таинства: это же средства, помогающие человеку достичь цели, к которой человек стремится и к которой призвал его Бог.
Нам не хватает одного: невозможно работать двум господам. Мы хотим немножко быть христианами, но больше быть комфортно устроенными на земле – это опасная вещь, так не бывает. «Немножко быть христианином» нельзя.
Сейчас мы отмечаем знаменательные дни для нашей Церкви – Царские дни, приуроченные к 100-й годовщине убиения Царской Семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Что самое важное мы должны подчеркнуть для себя в их подвиге?
– Первое: цареубийство является величайшим грехом всего нашего народа (надо понять, что были исполнители, а привел к исполнению этого приговора весь наш народ), и мы действительно должны молиться и просить у Бога прощения. Второе: глядя на образ смерти и жизни Святого Императора Николая, Царственного мученика, и его семьи, надо видеть: с высоты пьедестала высшего бытия на земле он все-таки предпочел Небо земле. Он и простил, как Христос. Помните, что говорил? «Я всех прощаю». Жертвенное служение народу.
И как результат, самый главный вывод, который мы должны сделать: никогда больше мы не должны вести наше общество по разрушительному пути, по пути перемен, которые называются революционными, но в своем существе разрушительными, братоубийственными – вот этого и в наши дни надо бояться, это самый главный урок, ведь после страшной Ипатьевской трагедии сколько же миллионов полегло: было положено злое начало… Не дай Бог нам никогда повторить эти страшные страницы нашей истории. Мы должны переосмыслить взгляд на наше историческое бытие и сделать выводы.
Благодарим Вас за встречу, она была очень интересной и познавательной: видеть историю нашей Церкви через призму Вашей личной биографии было очень интересно.
– Спасибо. «Союзу» желаю успехов, чтобы у вас были такие же замечательные передачи, которые несут людям просвещение, духовную опору. Всех еще раз поздравляю с праздниками и жду вас в день Казанской иконы Божией Матери во граде Казани, поклониться Царице Небесной. Матерь Божия в долгу не останется. Храни вас всех Господь!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с великим нашим праздником – днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.