Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (971) → Протоиерей Игорь Петров: Духовная жизнь современного человека в посланиях апостола Павла

Протоиерей Игорь Петров: Духовная жизнь современного человека в посланиях апостола Павла

№26 (971) / 10 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы продолжаем тему «Духовная жизнь современного человека». Передача посвящена посланиям апостола Павла. Я знаю, что Вы хотели бы начать с цитаты.

– Да, очень интересная цитата, это из трудов митрополита Антония Сурожского вообще о чтении Священного Писания, но я думаю, что это имеет самое прямое отношение к нашей теме: «Святой Серафим Саровский говорит о том, как следует подходить к чтению Священного Писания. Он говорит, что Священное Писание надо читать на коленях, не обязательно физически став на колени, но с чувством благоговения, как если бы мы пали на колени перед Живым Богом, Который сейчас обратится к нам со Своим словом. Святой Иоанн Златоуст говорит, что книги Евангелий можно касаться не иначе, как вымыв руки. Опять-таки, он не обязательно имеет в виду только физический акт омовения рук, потому что его можно совершить с полной внутренней беспечностью. Этой книги следует касаться как святыни».

И далее у Владыки митрополита мы читаем другие замечательные слова: «Сказанное в начале о том, каково должно быть наше отношение ко Христу, когда мы читаем Евангелие, можно также отнести к церковным молитвам и к молитвам, составленным святыми, утренним молитвам, вечерним молитвам, вечерне, утрени, любым другим богослужебным последованиям. Мы должны прибегать к ним ради того, чтобы войти в мысль тех, кто больше нас, научиться от них, с какими чувствами следует приближаться к Богу, научиться от них, какие расположения ума и сердца, и воли, и всего существа мы должны приносить Богу, чтобы Он мог использовать нас как музыкальный инструмент, правильно настроенные струны которого производят все более богатую мелодию красоты и святости». Это второй том трудов Владыки митрополита, часть третья, раздел называется «Евангелие в жизни: подвижничество, мистический опыт».

Замечательная цитата.

– Замечательные слова, которые говорят нам о том, как мы должны брать в руки Священное Писание. Дерзну продолжить мысль Владыки митрополита, когда он говорит о том, что нужно внутренне стоять на коленях, читая Евангелие, или не иначе, как вымыв руки, как говорит святитель Иоанн Златоуст. Хочется вспомнить кровоточивую женщину в Евангелии, которая прикоснулась к воскрилиям одежд Спасителя и получила исцеление. Господь почувствовал это. Можно сказать, что каждый раз, вымыв духовные руки, беря Священное Писание, мы должны помнить о том, что Христос знает, что мы читаем Евангелие, что Господь всякое мгновение ближе к нам, чем мы сами к себе, и, тем более, знает, когда мы читаем Евангелие. Дерзну продолжить эту мысль: когда мы читаем Послание апостола Павла, давайте будем молиться, будем помнить о том, что и апостол Павел, несомненно, знает, что мы берем в руки его замечательные послания, которые по сути своей являются лучшим толкованием на Евангелия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Современный человек живет в очень спешном ритме, и порой людям приходится молиться на ходу, в транспорте. Возможно ли в таких условиях соблюсти те слова митрополита Антония, которые сейчас мы прочитали? Возможно ли читать вечернее или утреннее правило, как раз преклонив колени, вымыв руки, но в условиях современного мегаполиса?

– Спускаясь в московское метро, часто можно увидеть людей, особенно рано утром, которые едут на работу и читают утреннее правило или по смартфону, или имея в руках молитвослов. Это очень приятно всегда видеть. Несомненно, мы должны учиться этому, очень важно, что Бог везде ближе к нам, чем мы сами к себе. Так и в метро, и всюду, где бы мы ни находились, Господь ближе к нам, чем мы сами к себе. И прекрасны слова апостола Павла, что видимое временно, а невидимое вечно. С одной стороны, мы живем среди видимого временного, с другой – невидимое вечное присутствует, и оно более подлинно существует, если так можно выразиться.

Пребывая в этих мыслях и чувствах, где бы мы ни находились, мы должны помнить, что Господь смотрит на нас, видит наши чувства, мысли, желания, а не только наши поступки. Я дерзну сказать, что нужно любить Иисусову молитву и читать ее и вообще следовать прекрасным словам апостола Павла о непрестанной молитве (1 Фес. 5, 17). Метро особенно вынуждает нас к этому – большое скопление людей утомляет, когда мы позволяем себе находиться вовне. Поэтому нам нужно войти в себя, в своего внутреннего человека, как апостол Павел нам говорит, как говорят святые отцы – святитель Феофан Затворник или митрополит Антоний Сурожский (о том, чтобы войти в свою глубину и стать пред лицем Божиим).

Непрестанно молитесь – прекрасные по своей сути слова. И можно сказать, что это толкование отчасти и на первую и самую главную заповедь о любви к Господу Богу всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею. Если возьмем, допустим, «Добротолюбие», то не больше ли всего там ссылок на Священное Писание, именно на послания апостола Павла? То есть буквально все сферы нашей духовной жизни очень ярко освещены в посланиях возлюбленного апостола. Хотелось бы пожелать нашим зрителям полюбить апостола Павла. Это такая яркая, огненная личность, один из столпов Церкви, который сочетал в себе блестящую образованность и огненный дух проповедника, неравнодушного человека. Я очень люблю апостола Павла. Господь дал мне такую благодать, совершенно не заслуженную мною. И очень хочу пожелать нашим прихожанам, нашим православным братьям и сестрам, чтобы апостол Павел занимал должное место в нашей духовной жизни, его тексты замечательны.

Вы сказали, что апостол Павел коснулся практически всех сфер духовной жизни человека. Давайте по порядку попробуем осветить эти сферы, как о них говорит апостол Павел.

– Да, вы мне задали вопрос про мегаполис, мы немножечко ушли от этой темы, хочу к ней вернуться. Несколько прекрасных цитат.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства (Римл. 1, 28). И мы с вами, находясь в метро, в общественном транспорте, в общественных местах, должны заботиться иметь Бога в разуме. То есть нас окружает не просто какая-то реальность, а, прежде всего, Господь Бог, Который ближе к нам, чем мы сами к себе. И мы должны учиться этому. Когда мы стараемся войти в себя и встать пред лицем Божиим, то тогда нам легче не увязать в ситуациях, легче управлять собой, своим потоком сознания, не быть буквально высасываемыми суетой, нас окружающей, а вот именно быть, прежде всего, пред лицом Божиим и таким образом сохранять трезвость мысли.

Или другой прекрасный отрывок апостола Павла на эту же тему: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5, 1–6).

Прекрасные слова: бодрствовать и трезвиться. Понятен здесь контекст. Но и мы с вами должны помнить всегда четыре вещи, как говорит нам святитель Тихон Задонский, – смерть, суд, ад и рай. И когда мы ставим себя в присутствие Божие (а мы должны всегда это делать), то фактически явление пред лицо Божие – это тоже всегда суд. И далее: Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы – бодрствуем ли, или спим – жили вместе с Ним (1 Фес. 5, 8–10). Вот такие прекрасные слова.

Когда мы готовились к передаче, Вы еще говорили о важности тишины в духовной жизни. Не могли бы Вы об этом поподробнее рассказать?

– В Нагорной проповеди мы читаем (Евангелие от Матфея, 5-я глава) заповеди блаженств, столь любимые, которые всегда должны находиться в центре нашего сознания. В частности, говорит Господь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. И мы знаем, что основой духовной жизни является то, о чем мы неоднократно говорили: войти в себя и стать пред лицем Божиим. Как можно чаще в течение дня мы должны пытаться это делать, находить время и возможность концентрироваться на присутствии Божием, выделяя, допустим, в час, может быть, минуту или две (как позволяет нам ситуация), убирая все мысли, чувства, желания из своего сознания.

Часто мы пребываем в кружении, что-то нам предстоит сделать, есть какие-то обрывки воспоминаний и ассоциаций, и мы от этого очень устаем. И вот очень важно в течение дня выбирать время, чтобы был Бог и я, Господь присутствует, Господь зрит. И в течение часа хотя бы несколько минут находить, чтобы пред лицем Божиим присутствовать и чтобы ничто нас от Бога не отвлекало – никакие мысли, никакие чувства, никакие ассоциации. Это очень важное духовное упражнение. Ведь понятие «исихазм» относится не только к пустынникам, но и к нам, людям мирским. Пусть мы и вкушаем, что называется, крохи, но практика тишины (исихия, безмолвие) относится ко всем нам.

К слову говоря, один из греческих прообразов слова «мистика» означает в буквальном смысле «закрыть рот», «замолчать». И мы должны свой внутренний рот почаще закрывать. Мы часто разговариваем с собой, порой внутри постоянные диалоги, воспоминания, кружение чувств, как у апостола Павла читаем: плотской наш человек истлевает в обольстительных похотях. То есть постоянно кружение в нас присутствует, и мы устаем, прежде всего, от себя, а уже потом от каких-то других вещей.

Поэтому, находясь среди шума, в метро, очень важно учиться непрестанно молиться, входить в себя, и очень важна практика краткой молитвы, когда человек постоянно читает краткую молитву, учится этому. А как иначе можно научиться непрестанно молиться? У святителя Григория Паламы мы читаем, что эти слова относятся ко всем христианам, не только к великим подвижникам, пустынникам, святым отцам, а к каждому из нас. И практика краткой молитвы единственно возможная, когда мы находимся в людных местах.

Очень важно научиться управлять потоком своего сознания, чтобы не нами управляли, а чтобы мы управляли, чтобы мы не просто пассивно рефлексировали на какие-то внешние раздражители, чем часто страдают мирские люди, а чтобы учились управлять своим сознанием, знать, куда мы направлены, на что направлены наши мысли, чувства. Вот таким образом правильно наводить резкость своего ума, если так можно выразиться. Мы можем и должны это делать.

И вот апостол Павел призывает нас бодрствовать и трезвиться. То есть имеется в виду не то, что нам запрещается спать, – нет, конечно, мы нуждаемся в отдыхе, но очень важно учиться контролировать свои мысли, чувства, желания. Как опять же мы находим у приснопоминаемого апостола Павла: духом умерщвлять дела плотские. Усилием воли, когда мы видим, что отнюдь не все мысли, чувства и желания от нас и являются благими. Они могут быть и бесовским искушением. Или, может быть, наш плотской человек истлевает в обольстительных похотях. Но мы это должны увидеть, должны учиться жить по духу, как читаем у апостола Павла в Послании к Галатам (известная 5-я глава). Мы действительно должны учиться управлять собой. Когда мы видим, что находимся не в самом лучшем духовном состоянии, то должны максимально воздержаться в этот момент от скоропалительных решений, от выяснения отношений с кем-то в состоянии гнева, аффекта – это всегда будет ошибкой. Как говорят отцы: много раз жалел, когда говорил, и ни разу, когда промолчал.

И вот о хождении по духу известнейший, прекраснейший текст – 5-я глава Послания к Галатам: Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5, 14–16). То есть под плотью имеется в виду именно плотской человек и наше страстное начало. ...Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 17–21). То есть мы должны видеть свое душевное состояние, чувствовать, что мы что-то делаем в гневе. Или, как читаем у апостола Павла, ничего не делать по любопрению и тщеславию. Очень часто мы этого не видим, не понимаем, не умеем жить как духовные люди.

Что значит любопрение?

– Это склонность к спорам. Очень часто мы видим, когда люди не умеют и не хотят другого человека ни слышать, ни слушать...

Ни уступать.

– Да. И вообще не склонны слушать кого-то. Очень часто мы слушаем других людей только для того, чтобы самим что-то сказать. Это очень характерная вещь, об этом очень хорошо написано у митрополита Антония Сурожского. И вот продолжу мысль: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (идет Петровский пост). На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 22–26).

То есть напрямую наше духовное состояние определяется любовью к ближним. Это общая мысль, она очень ярко выражена и у апостола-евангелиста Иоанна Богослова в Первом послании, где апостол говорит нам: «Что ты, лицемер, говоришь, что любишь Бога? Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь брата своего, которого видишь?». И далее читаем у апостола Павла: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1). Дух кротости. Какие прекрасные слова! Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Очень много таких вот аспектов духовной жизни, о которых, наверное, никто так не говорил, как апостол Павел (кроме Господа, конечно).

Вы сказали «дух кротости». Что такое кротость?

– Мы знаем, что Евангелие было написано на греческом языке, и греческое слово, означающее «кротость», в буквальном смысле имеет такое значение: умение вьючного животного ходить в упряжке. То есть кротость – умение подчиняться, умение управлять собой, ничего не делать по любопрению и тщеславию, любить ближнего своего. И, естественно, когда мы кого-то любим, мы с таким человеком общаемся мягко, просто, по-доброму. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, читаем в заповеди блаженств в Евангелии. И апостол Павел, будучи человеком очень непростой жизни, не ожесточился.

Есть такая небольшая подборка про кротость у апостола Павла. Например: …убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1). Или: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11). Или: Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4, 5–6). Или: …никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит. 3, 2).

Апостол Павел говорит, что убеждает духом кротости, что кротость не наступательное качество, но оно таки убеждает и является силой. То есть кротость – это сила.

– Не зря Господь сказал, что кроткие наследуют землю. Сегодня мы видим и различные ток-шоу по телевидению, и социальные сети часто наполнены очень ожесточенной, озлобленной полемикой, когда люди не хотят слышать другого человека, не уважают человеческое достоинство в нем, то есть ведут себя не по-христиански. То есть мы понимаем, что христианство для нас – это не национально-музейное гетто, как часто СМИ представляют православное христианство, когда кто-то в прорубь ныряет, кто-то еще что-то делает, освящает вербочки. Это все хорошо и замечательно. Но христианство – это целостное мировоззрение, это любовь к Богу, это отношение к жизни, отношение к человеку.

То есть когда ближний для нас не просто некая условная единица, а каждый человек есть икона Христа, и с благоговением и кротостью мы к нему должны относиться. Как мы целуем икону, с благоговением и трепетом относясь к ней. А каждый человек есть икона Христа («эйкон» – «образ» по-гречески). И мы должны учиться в каждом человеке видеть образ Божий. Кротость – это одно из проявлений такого трезвого духовного состояния, когда мы способны слушать, слышать, уважать человеческое достоинство.

У митрополита Антония Сурожского есть очень много интересных текстов именно о достоинстве человека, о том, что Бог уважает человека. Такие удивительные и прекрасные слова. И в Евангелии мы читаем, что солнце всходит над всеми людьми – злыми и добрыми,; что Господь любит всех людей. И мы должны, любя Бога, стараться видеть Бога в каждом нашем ближнем. Повторяю, очень ярко об этом написано у апостола Павла.

Что говорит апостол Павел о любви к Христу?

– Да, очень важная тема, которая часто почему-то у нас уходит на второй план. Мы очень мало думаем, мало печемся о том, чтобы любить Христа. Я как священник, общаясь с большим количеством людей, исповедуя, могу констатировать такой печальный факт, что люди часто совершенно не задумываются об этом. То есть мало кто на Исповеди вообще кается в том, что мало любит Христа, что мало Ему благодарен, что об этом даже не думает. О любви ко Христу опять-таки очень мало кто говорит так, как апостол Павел. Я приготовил ряд цитат, наверное, вам известных.

Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). И далее апостол Павел развивает свою мысль: Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Флп. 1, 22–24). Такой вот замечательный текст. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс