Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№23 (968) 2018
Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 101-м псалме, который имеет преднаписание: молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое, 101. Удивительный и замечательный псалом о том, как Давид, молясь, говорил Господу, что он – нищий, ведь он обращался к Господу и просил Его о благодеянии и милосердии и чтобы Господь ниспослал ему Божественную благодать. Всякий просящий, говорит святитель Иоанн Златоуст, нищ – и требует, чтобы ему восполнили то, чего ему не хватает. Этот псалом поется, когда человек молится, печалясь о грехах своих, просит, чтобы Господь простил ему согрешения и дал благодать, чтобы восполнить то, чего в нем не хватает для приобретения Царствия Небесного.
«Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет» – такими словами он начинается. Псалмопевец обращается к Богу и просит, чтобы Господь услышал молитву его: вопль – это особое обращение к Богу через молитву, дерзновенная просьба, чтобы Господь ниспослал то, о чем просит святой Псалмопевец и о чем просит каждый обращающийся к Богу в своих молитвах.
«Не отврати лица Твоего от мене: в оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя». Мы не раз говорили, что в Псалтири используется образный язык. Здесь говорится, чтобы Господь не отвратил Лица Своего, не презрел нашей молитвы. Отвращает лицо свое от нас тот, кто не хочет нас слышать, не хочет нам помогать, восполнять нам то, в чем нуждаемся в эту минуту. Поэтому Псалмопевец, обращаясь к Богу, просит: «Господи, не отвращай от меня Своего Лица, но услыши то, о чем я прошу – я сегодня скорблю, и скорбь причиняет мне боль, досаждает мне, приводит в состояние уныния. Поэтому приклони ухо Твое ко мне». Что значит приклонить ухо? Когда мы кого-то хотим услышать и не потерять смысл каждого слова, обращенного к нам, мы обязательно наклоняем ухо свое, чтобы услышать, что нам говорят. И здесь Псалмопевец просит, чтобы Господь приклонил ухо Свое – наклонился и выслушал то, о чем просит Давид: «В оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя» – «я уже не могу пребывать в таком состоянии, поэтому прошу Тебя, Господи, услышь меня и избави от того тяжелого состояния (как физического, так и духовного), в котором я нахожусь».
«Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася». Здесь Псалмопевец говорит о своих бедствиях, о том, что «проходят дни мои, и я нахожусь в бедственном состоянии, не сотворив ничего доброго. И кости мои ссохлись от переживания, которое досаждает мне» – когда человек находится в таком состоянии, он действительно иссушается, то есть начинает худеть, и это состояние причиняет ему великую боль.
«Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой» – как трава подсекается косою и начинает иссыхать, так и тело подсекается страстями и тоже начинает иссыхать. Конечно, в таком состоянии человек не может находиться спокойно.
«От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей»: кость прилипает к коже, когда иссыхают и жир, и мышцы, – тогда человек приходит в состояние болезненности или старости. И все это страсти, которые иссушают, говорят святые отцы, тело человеческое и приводят его к такому скорбному состоянию.
«Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи» – здесь говорится о птице пеликан, которая, чтобы сохранить себя, сохранить своих птенцов, удаляется от всех – в таком состоянии у него это получается. В то же время здесь очень мудрое указание на Христа, говорит нам Священное Писание: пеликан – это птица, которая строит гнездо свое на скале, чтобы туда не добрался змей, и в этом гнезде находятся птенцы, там их располагает птица, чтобы птенцы не погибли, но змей смотрит направление ветра, и, если ветер дует в сторону гнезда, змей по ветру пускает свой яд и губит птенцов. Тогда пеликан начинает биться о скалы, чтобы кровь его брызнула на птенцов и оживила их. Святые отцы говорят, что змей – это враг рода человеческого, а пеликан – Сам Господь, Божественный Спаситель, Который Кровью Своею оживляет человека – человек выступает здесь в роли птенцов. И Псалмопевец уподобляет себя этой птице – неясыти пустынней, показывая, чтобы и мы удалялись от суеты в жизни своей. И дальше он говорит: «бых яко нощный вран на нырищи». Вран на нырищи – это сова, которая испускает звуки ночью, она поселяется на нырищи, на развалинах домов, зданий – тоже удаляется от людей, удаляется от бурной жизни, чтобы сохранить себя.
«Бдех и бых яко птица особящаяся на зде». Опять здесь говорится о птице, которая удаляется от всех – о воробье: он поднимается на крыши домов, старается быть выше и постоянно находится в бдении, не спит, чтобы сохранить себя от тех, кто хочет причинить ему зло. И здесь мы должны задуматься о себе, о своей жизни: насколько мы должны быть осторожны, удаляться от всего бурного, отдаляться от людей, ведь все испытания, искушения от того, что мы бываем неосторожны в своей жизни – мы думаем, что всякий человек наш друг, желает нам добра, забывая, что в этом мире добро со злом борется постоянно! Немало враг рода человеческого пакостей нам деет, чтобы досадить и ввергнуть в состояние, в котором мы почувствовали бы отсутствие Бога, Его помощи и впали бы в уныние, отчаялись в своем спасении, отчаялись, что Господь с нами, и отвергли бы Его. Это огромная задача врага рода человеческого – озлобить нас против Неба. Поэтому апостол Павел говорит нам: «Блюдите, как опасно ходите». Указывая здесь на этих птиц, Господь показывает, насколько мы должны быть осторожны в жизни, аккуратны, бдительны, чтобы враг рода человеческого через простоту отношений ( или, лучше сказать, через беспечность) не искусил бы нас.
«Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях, от лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси» – целыми днями враги поносят меня, и те, кто некогда говорили мне хвалебные речи, сегодня уже клянутся мною и всячески поносят меня; вот такое у них лицемерное отношение. Псалмопевец говорит: смотрите, насколько я был вознесен, а сегодня люди, которые прославляли меня, кланялись мне, уже проклинают меня, ненавидят, весь день поносят меня и считают врагом своим. «Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях» – я (как некоторые говорят) вместо хлеба ем пепел, и питие мое растворяется со слезами моими: слезы непрестанно текут по моим ланитам. Или говорят: «Я хлеб ем вместе с пеплом, я не могу есть, наслаждаться – горечь и скорбь наполняют меня, и питие мое от этого наполнено слезами». Действительно, когда человек в горе состоянии, слезы просто ручьем текут из его глаз, он не может утешиться – он видит, что из этого его состояния как будто невозможно больше выйти. Почему Господь попускает это? Скорбей невозможно избежать в нашей жизни, обязательно каждый человек проходит через горнило испытаний. Но почему это происходит? Человека Господь готовит к Царствию Небесному, человеку важно понимать, что он не должен прилепляться к земле, что это состояние временности – он не должен накапливать ни злата, ни богатства, но всегда стремиться к Господу. «От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси». Господь вознес Давида в зависть других – когда человек занимает особое, высокое положение, нужно помнить, что Господь дал тебе славу, чтобы ты прославлял Господа, творил добрые дела. Но человек начинает гордиться своим высоким положением, начинает думать, что он достоин занимать такое место – и тогда Господь человека низвергает: сначала возносит, а потом низвергает, чтобы тот приобретал смирение, – и затем вновь Господь возвращает человеку и достоинство, и звание. Такой человек как сам претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Тот, кто не преодолел искушений, не может править народом, не может принести пользу ему.
«Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох» – дни мои приходят к концу, уже нет того цвета, той красоты, которую имел, дни мои приходят к закату. «Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род» – очень быстро заканчивается наше время, а Господь вечен, Он был, есть и будет. Поэтому люди должны быть непоколебимы в своих обещаниях и всегда стремиться к Господу.
«Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити eго, яко прииде время». Здесь Псалмопевец пророчествует о Христе – он резко переходит от своего внутреннего состояния, от своих трудностей и пророчествует о Христе: настанет время, когда придет Христос, когда Он Воскреснет, и в это время Он великой милостью и щедротами наполнит землю, Сион. Здесь говорится не об Иерусалиме – Сионом (мы не раз об этом говорили) называется Церковь Христова, которую Господь созиждил для тех, кто войдет в Церковь, и это будет Новым Сионом.
«Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят». Рабами, которые приготовили камни для Церкви, здесь называют святых апостолов, которые пошли по всей земле и распространили слово Божие, тем самым присоединив к Церкви многие народы. И дальше говорится, какие народы.
«И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея» – все народы земли, которые примут Христа, будут прославлять Его и будут стремиться исполнить заповеди Божии, и цари, что вместе с простым народом приняли Христа, станут Ему служить: если мы посмотрим историю, то очень хорошо просматривается, как все народы земли вместе со своими царями стали служить Господу, насаждая в своих государствах Церкви Христовы, которые приводили людей ко спасению.
«Яко созиждет Господь Сиона и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моления их». Господь любит смиренных, любит человека кроткого, молчаливого и трепещущего перед заповедями Божиими, и каждый к этим добродетелям должен стремиться (в церковной жизни это называется смиренномудрием). Не надо наполнять себя гордыней, тщеславием, возможностью иметь дорогие машины, богатые дома, ездить по всему миру и быть славным и уважаемым человеком – все это перед Господом мерзко, не ценно. Какой человек ценен перед Господом? Тот, кто наполняет душу свою кротостью, смирением и молчанием – не тот, кто может много и красиво говорить, а тот, кто в молчании своем утаивает большие и главные слова, которые он говорит перед Господом в своих молитвах к Нему.
Часто и в мировой политике, и в культуре, что повсеместно насаждается, и в голливудских фильмах мы видим людей, которые хотят показать красоту и мудрость через слова, рассуждая о современной жизни, но при этом не упоминают о Боге, о вечности, как бы отрывая человека от вечного и привязывая его к земному. Все это перед Господом мерзко и не приносит пользы. Но мы видим в жизни даже до сего дня очень много старцев и подвижников благочестия, которые молчат, но своим видом говорят о многом, говорят о Небе, и своей жизнью свидетельствуют, что их ничто не привязывает к земле, душа их стремится к Богу – на них достаточно посмотреть, и ты начинаешь это видеть, и у тебя начинают появляться другие чувства и другие стремления в этой жизни.
«Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа: яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных: возвестити в Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме, внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви» – удивительные слова, что всякий, уверовавший во Христа, созидается в нового человека, и это созидание – не разумение, а изменение к лучшему: мы не что-то начинаем понимать, а начинаем жить по-другому, согласно заповедям Божиим. Не на того, кто разумеет и рассуждает, говорит святитель Иоанн Златоуст, а на того, кто начинает жить по-другому, Господь направляет Свое внимание, и тот приобщается к Господу – Господь такого человека видит с высоты святыя Своея. «Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных» – Он всегда заступается за тех, кого обижают здесь, на земле, и являет Свою милость и наказывает тех, кто обижает слабых. Один из священников сказал замечательную мысль: когда его спросили, какой же самый сильный грех на земле, он сказал – обидеть слабого. Тогда Господь, конечно же, являет наказание, ибо нельзя обижать слабого. Каждому человеку заповедано, чтобы он защищал слабого – в этом является и правда Божия, и Его великое милосердие; кто милостив к другим, к тому и Господь будет милостив в вечности. «Возвестити в Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме»: если мы говорим про Сион и про Иерусалим, то говорим о Церкви Христовой. Здесь Псалмопевец проповедует, что именно в храме Божием мы возвещаем славу Господню и прославляем имя Господне. «Именем Моим бесы ижденут» – имя Божие имеет великую и огромную силу, каждый день, каждый час, каждую минуту мы должны прославлять имя Господне, помнить о Нем, молиться и искать молитвы не только утром и вечером, но в течение всего дня и даже в нощи прославлять имя Господне. «Внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви»: Господь призрел на землю через дела Свои, и все люди и цари прославляют Господа за то, что Он являет в этом мире Свое присутствие через дела, направляемые Им к человеку.
«Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми». Псалмопевец опять переключается – вот он говорил о Христе, а теперь он говорит о себе, о своем состоянии, просит, чтобы Господь открыл ему последние дни его («…умаление дней моих возвести ми»), и это очень важный момент: помни последняя своя и вовек не согрешишь. Но мы (и молодые, и в совершенном возрасте, и в старости) очень часто думаем, что Бог даст нам еще жизни, и мы успеем в храм сходить, успеем покаяться, успеем помолиться. Если пожилой человек уже чувствует последний день свой, то человек в силах не чувствует, поэтому думает: «Вот придет старость...». А вдруг она не придет? Вдруг наглая смерть похитит тебя, и ты уйдешь к Господу без покаяния? Тогда нечто страшное постигнет тебя, потому что ты придешь к Господу и ничего доброго не сможешь сказать, не сможешь оправдаться: грехи, которые ты сделал, ты не изгладил через таинство Покаяния. Поэтому Псалмопевец и говорит: «Господи, покажи мне последние дни мои» – скажи, когда я умру. Мы знаем, что многим святым отцам праведным Господь дал увидеть последние дни, и они смогли раскаяться в грехах своих и сделать очень важные добрые дела, чтобы не уйти, может быть, со своим богатством, наследством, но все это раздать, чтобы суметь добрыми делами спасти душу свою.
«Не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса» – говорится, что Господь создал эту землю и Небо. «Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» – и земля погибнет (мы знаем, что вместе с человеком и земля будет предана огню), и будет новое небо, и новая земля, и все изменится: изменится человек, изменится вся тварь, и стенать она уже не будет, но будет совершенно другое состояние – состояние Царствия Небесного.
«Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится». Вот такими замечательными словами заканчивается этот псалом: все непостоянно в этой жизни, только Господь постоянен – Он вчера, сегодня и во веки Тот же. Христианские ценности вечны, и мы должны стремиться к исполнению законов и заповедей, которые Господь оставил нам. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.