Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№23 (968) / 19 июня ‘18

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №22 (967)

Мы продолжаем беседовать о Божественной литургии.

– Мы остановились на молитве, которая читается после возгласа священника (предстоятеля) о Пресвятой Богородице. Во время каждения, во время пения «Достойно есть» священник читал молитву, о которой я повествовал в прошлый раз. После пения ее священник (предстоятель) возглашает: «В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси...»; если это не Москва, а другая епархия, то вслед за поминовением Патриарха Кирилла поминается Правящий архиерей той епархии, где служится Божественная литургия и произносится этот возглас. У нас в Москве поминается только Патриарх Кирилл. Если бы кто-либо дерзнул этот возглас не произносить, этот человек встал бы на сторону раскола.

А почему?

– Были непоминающие (допустим, не поминали Патриарха Сергия)... Но так как в Русской Православной Церкви утвердился Первосвятитель – Патриарх, то мы считаем: как без епископа не существует Церкви, так без Патриарха Московского и всея Руси... Хотя мы прожили очень долгое время (почти два века) Синодального периода, но это были очень сложные годы для Русской Православной Церкви, и богословы, и святые отцы называли Русскую Православную Церковь вдовствующей Церковью.

А кто же тогда поминался?

– Поминался митрополит. Допустим, Патриаршим местоблюстителем перед избранием Патриарха был митрополит Кирилл (которого избрали Патриархом). Он был первенствующим среди архиереев на тот период, кого-то избирали начальствующим над всеми митрополитами и епископами в Русской Православной Церкви.

То есть тогда это был митрополит Московский и Коломенский.

– Да. Так вот, это было бы великим нарушением со стороны священнослужителей – не произносить имя Святейшего Патриарха. И существует такое мнение (с которым я не совсем согласен), что без этой формулы Литургия может быть не совсем совершенной. Но я не думаю так. Почему? Потому что Литургия уже совершилась: уже Дары – хлеб и вино – стали Телом и Кровью Господними, вне зависимости от того, помянули первенствующего главу Церкви или нет. Но нарушение, безусловно, в этом есть, восстание, если хотите, сына на отца, детей на отца своего, а это всегда нестроение, всегда разрушение.

«…Ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Мы желаем и молимся об этом. После этого Церковь поет: «И всех и вся». То есть не только Патриарха, но и всех и вся помяни – и всех епископов, и всех священнослужителей, и всех служащих и не служащих в церкви, и в любом достоинстве находящихся. И всех и вся.

Священник после этого возгласа и песнопения молится: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем...». Смотрите, вселенскость Божественной литургии: один предстоятель в одной церкви молится не только об этом граде. Но еще (какой масштаб!): «...и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во Святых Твоих Церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли» – весь социум затрагивается Церковью, она никого не забывает, обо всех молится (да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных). За добрых людей – гораздо спокойнее, а за людей, творящих зло, в особенности нужно молиться, чтобы Господь привел их к покаянию и изменил их души. Они, может быть, даже не осознают, что они так же, как и мы (только мы более сознательно), жаждут вечной жизни и сорастворения в Божественной любви в Царствии Божием.

После этого опять предстоятель возглашает: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». И опять Церковь молится о единстве – о едином духе, о единомыслии: когда между нами существуют разномыслия, мы уже можем говорить о начале нелюбви, там уже разрушение человеческих отношений, а тем более отношений в Боге и с Господом. Поэтому мы просим, чтобы мы были связаны единым сердцем (от избытка сердца говорят уста) и едиными устами, всегда восхваляющими Пресвятую Троицу.

И после того, как хор поет «Аминь», священник снова обращается лицом к народу с прошением к Богу и ожиданием того, что это совершится: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Что значит «милости»? Не только помилование нас. Милость – это дарование Духа Святого, Его ниспосылает Господь Иисус Христос, а дает Господь, это дарование и пророчества, и исцеления, и мира, и, самое главное, любви: нет большего дара, чем любовь – она венец всех добродетелей и всех милостей, которые исходят только от Пресвятой Троицы.

Помните такую поговорку: без Бога ни до порога? Без Бога в этой жизни чего-то духовного, великого (или не великого, среднего), даже начального пути мы не сможем совершить. И к вере мы пришли не сами, не люди нас призвали (может, кто-то из людей и приоткрыл нам завесу христианской веры), но мы пришли ко Христу только по благодати Божией, по Его милости.

На этом Божественная Евхаристия (благодарение) практически заканчивается; самая основная часть, так скажем, закончилась, когда Дары стали Дарами Божиими – Телом и Кровью Господними. После этого возгласа Церковь молится: если есть диакон, он выходит на амвон и произносит ектению: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Что значит «вся святыя помянувше»? То есть мы во время Божественной Евхаристии помянули всех святых, обняли всю святость Божественной любви, мира и Царствия Божия.

Это невозможно себе представить разумом!..

– Конечно. Видите, насколько дерзновенно мы относимся к нашим отношениям с Богом, со святыми и даже с ангельским миром! «О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся» (они уже были принесены и уже освящены)… «Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник...». Что же это за фраза такая, которой это прошение не заканчивается – «приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник»? Освященные Дары Господь принял как благоуханную жертву, духовно принял, удовлетворен этой жертвой. «...в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа» Он принял дар, поэтому мы дерзаем просить у Господа, чтобы Он ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Смотрите, как все стройно! К сожалению, мы часто невнимательно относимся к тому, что слышим, видим, и не интересуемся той литературой, что связана с богослужением. И дальше: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды...». Это прошение понятно.

Вполне.

– И во время ектении священник молится: «Тебе предлагаем живот наш весь (то есть жизнь нашу всю) и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение». Знаете, вот я сейчас читаю и могу сказать, что мурашки бегают по мне. Как бы ступени от одного к другому, как бы лестница, ведущая к венцу всех наших духовных стяжаний, всех наших надежд – к венцу, которым является Пресвятая и Животворящая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Дальше идут известные нам прошения: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью...». И так далее, до возгласа священника: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати».

Мы помним, что в Церкви существовали разные течения, борющиеся с консерватизмом Церкви (обновленцы, не обновленцы), которые хотели перевести богослужение на русский язык. Ну как вот это прошение: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати», – перевести на русский язык?

Да Пушкин, наверное, с его талантом и гением не дерзнул бы переводить...

– Смотрите, какая нюансировка текста и каждого слова: «И сподоби...».

Вот как по-русски перевести «сподоби»?

– Да, как? «Дай нам разрешение?».

«Вразуми»? Это тоже не совсем русское слово.

– Удивительное прошение, после которого поется «Отче наш» всем храмом – традиция очень важная, нужная, которая еще и еще соединяет нас воедино. И мы понимаем, что мы едины в вере, что с нами Бог (разумейте, языцы), и, находясь рядом друг с другом, не страшно продолжать свою жизнь, может быть, и наполненную разными скорбями и неприятностями, но ведь когда есть поддержка всегда проще переносить все трудности в человеческой жизни.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое...».

«Да святится имя Твое» – как перевести на русский язык?..

– Невозможно.

Невозможно. Если переведем, уровень не тот.

– Закончили Божественную Евхаристию и обращаемся к Богу как к Отцу: «Отче». Действительно, в этом церковнославянском слове заключается, если хотите, отношение к Самому Богу: не просто «Отец», а «Отче». В нем вложено, если хотите, какое-то филологическое осмысление любви, и вложена любовь в эти начальные слова молитвы Господней: «Отче наш». Наш Отец, мы – Твои дети. «Иже еси на небесех», то есть Ты находишься на Небе, но Ты – наш Отец, Отец тех, кто находится на земле.

«Да святится имя Твое». Как может святиться имя Господне? Оно может святиться – Бог есть Свет, Бог есть Дух, Бог есть Любовь. И истинные христиане стяжали благодать Духа Святого... А ведь цель христианской жизни – в стяжании благодати Святого Духа, мы просим все время, чтобы Господь вселился в нас и сотворил из нашей души для Себя обитель. И если с Божией помощью мы не очистим свои души (с Божией помощью! – сами мы не в состоянии это делать, об этом свидетельствуют все святые отцы всех времен и народов), то не станем стяжателями Бога, и обитель в наших душах не будет сотворена. А если будет сотворена, тогда мы станем светом, и тогда Его имя через нас будет святиться тому миру человеческому, с которым мы будем соприкасаться.

Спасибо большое, отец Владимир! Я сердечно благодарю Вас за то, что Вы сегодня с нами. Надеюсь, и в будущем Вы не оставите нашу программу, наш телеканал. Я хочу поблагодарить Вас от имени всех телезрителей и от имени нашего канала, пожелать Вам доброго здоровья – оно нужно не только Вам, но, поверьте, и нам. Мы молимся за Вас, о Вашем здоровье. Надеюсь на скорую будущую встречу.

– Спасибо! Храни всех Господь! (Продолжение в следующих номерах)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс