Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Будущий преподобноисповедник родился 17 июня 1876 г. в с.Большой Сурмет Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье богатого мордовского крестьянина Григория Степановича Попова и в Крещении наречен был Мефодием. В семье неукоснительно исполнялся церковный Устав, и троих сыновей и двух дочерей Григорий Степанович воспитал в вере и благочестии. Все дети получили образование в церковно-приходской школе при местном храме. Впоследствии два его сына, Николай и Мефодий, стали священниками, а дочери Матрона и Евдокия приняли монашеский постриг.
В 1900 г. Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой, и у них родилось шестеро детей – первый ребенок родился в 1902 г., последний – в 1916 г. В 1915 г. Григорий Степанович разделил между сыновьями семейный надел – земли и хозяйство. Всем сыновьям было отстроено по большому деревянному дому, выделены скот и хозяйственный инвентарь. Дочерям (инокине Марии) и Евдокии (монахине Августе) и племяннице Евдокии (инокине Елисавете) Григорий Степанович выстроил дом во Владимирском Каменском монастыре.
Выросши в благочестивой семье, Мефодий был человеком богобоязненным и смиренным и часто совершал паломничества к православным святыням. По обычаю тех лет паломничества были обетными и были сопряжены с нелегким трудом. С собой Мефодий брал лишь мешок сухарей и несколько пар лаптей. Паломничество в Киев заняло у него около полугода. В дороге он останавливался в домах верующих людей, которые с Евангельской добротой принимали странников, беседовал со многими людьми, некоторые из них были настоящими подвижниками.
Ревнуя о благочестии, Мефодий подолгу молился, читал акафисты, каноны, Псалтирь, стараясь подчинить весь строй своей жизни служению Господу. В его семье настольными книгами были жития святых и Закон Божий; неугасимо горела лампада перед иконой Божией Матери «Умиление». За благочестивую жизнь крестьяне относились к Мефодию с большим уважением и часто обращались к нему за молитвенной поддержкой, материальной помощью и советом.
В 1921 г. в Поволжье разразился голод, а вслед за ним началась эпидемия тифа. Весной 1922 г. от тифа скончался Григорий Степанович, на Пасху умерла супруга Мефодия Григорьевича Елена Тимофеевна, в это время был при смерти и он сам. Когда хоронили супругу, Мефодий Григорьевич был без сознания, и родственники уже не надеялись, что он выживет. Но Господь благочестивому человеку уготовил иное – увенчивающий благочестие венец исповедничества. Чудом, не прибегая к врачебной помощи, он выздоровел и стал еще усердней молиться, ожидая, ожидая, какой жребий уготовил Господь. Дочь и двоих несовершеннолетних сыновей взяла на свое попечение семья старшего сына, а младшую дочь Клавдию, которой было тогда всего 6 лет, Мефодий Григорьевич отвез в монастырь к своим сестрам.
Летом 1926 г. епископ Давлекановский Иоанн (Поярков), временно управляющий Уфимской епархией, постриг Мефодия Григорьевича в монашество с именем Максим и рукоположил во иеромонаха ко храму Сергиевского женского монастыря, находившегося в 10-ти км от г. Белебея.
Зимой 1927–1928 гг. власти распорядились закрыть монастырь, заявив, что сюда будут свезены беспризорники и организована колония. Разрешено было остаться только священнику и 10-ти монахиням для совершения церковных служб для жителей округи. Им разрешили поселиться в двух сторожках при храме. В декабре 1929 г. директор колонии объявил, что церковной службы больше не будет и все монашествующие должны покинуть территорию колонии.
Иеромонаха Максима в феврале 1930 г. назначили служить в Ильинский храм в с. Рябаш Приютовской волости Белебеевского кантона Башкирской АССР. Храм был просторным, содержался в прекрасном состоянии, и на клиросе пел большой хор. 11 июня 1931 г. отец Максим с прихожанами отправились в Белебей, куда их пригласили в храм на праздник. В Белебее отец Максим с монахиней пошли покупать сукно и ситец, его дочь Клавдия отправилась купить съестного, а приехавшие с ними крестьяне разбрелись по рынку. Когда священник с монахиней остались одни, к ним подошел корреспондент газеты «Пролетарская мысль» и стал слушать, о чем они говорят. Разговор их показался ему подозрительным, и он тут же сообщил о нем в милицию. Когда Клавдия минут через 20 вернулась на площадь, незнакомая женщина сообщила ей, что священника и монахиню забрали в тюрьму.
В ОГПУ отцу Максиму сказали, что освободят его, если он согласится во время службы в храме публично отречься от Бога. Отец Максим ответил, что готов на любые мучения, но от Бога не отречется. Сотрудники ОГПУ все же надеялись, что им удастся уговорить на публичное выступление смиренного священника, у которого на свободе оставалась малолетняя дочь. Не дожидаясь его согласия, через работника сельсовета объявили, что в ближайшее воскресенье привезут отца Максима и состоится служба. Народа в этот день собралось со всей округи великое множество, все долго ждали, но священника так и не привезли.
9 октября 1931 г. дело было закончено. 25 октября тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к 5-ти годам ссылки в северный край. Лишь весной 1932г. дети получили от отца Максима письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области. Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60–80 км болота, недалеко протекает Северная Двина. Весной 1934 г. Северная Двина разлилась больше обычного и затопила бараки, ссыльные терпели стужу и голод. Отец Максим тяжело заболел, и власти разрешили, чтобы кто-нибудь приехал за ним и взял домой. Священника взял к себе в дом верующий житель деревни по фамилии Маслов. Вскоре иеромонах Максим (Попов) скончался в его доме.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.