Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (962) → Священник в армии: главное – быть полезным

Священник в армии: главное – быть полезным

№17 (962) / 1 мая ‘18

Служение

«На войне Божественную справедливость и Божие попечение о людях видно особенно отчетливо. Война не терпит бесчестия – человека безнравственного пуля быстро находит»
(Преподобный Паисий Святогорец).

Руководитель отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, полковник Илья Константинович Новожилов: – В Екатеринбургской епархии наш отдел был создан в 1995 г. С этого времени мы подготовили и заключили договоры о сотрудничестве со всеми силовыми структурами на территории УрФО: Главным управлением МЧС по Свердловской области, Главным управлением МВД РФ по Свердловской области, Уральским военным округом, Уральским округом Внутренних войск МВД РФ; первыми в постсоветской России Екатеринбургская епархия подписала соглашение о сотрудничестве с Военным комиссариатом Свердловской области. Из нашей структуры впоследствии были созданы отделы по работе с казачеством и отдел по тюремному служению. Мы сотрудничали с 450 воинскими частями и соединениями Вооруженных Сил и подразделениями силовых структур на территории Свердловской области, где окормлением верующих регулярно занимались 255 священнослужителей нашей епархии. С преобразованием епархии в митрополию, в Екатеринбургской епархии – это 154 священника в 241 воинских частей и подразделений силовых структур.

С 2009 г. после издания Указа Президента РФ о создании института штатного военного духовенства в российской армии определено должностей штатного военного духовенства 266, помощников командиров по работе с верующими военнослужащими из числа духовенства традиционных конфессий, в том числе православных священников. На территории нашей епархии таких должностей определено 5.

Сегодня у нас 154 священников посещают военные части, где совершают таинства, читают лекции, проводят занятия и так далее. Как-то Святейший Патриарх Кирилл сказал, что священник, посещающий военную часть раз в месяц, похож на свадебного генерала (дословно могу ошибаться, но смысл понятен). Я, как кадровый военный, прекрасно понимаю, что если священник будет приходить в часть, где служит полторы тысячи человек, раз в месяц, реально он сможет пообщаться в лучшем случае с парой десятков человек, чего, конечно же, недостаточно. Мы решили повысить эффективность нашего сотрудничества следующим образом: с согласия командования частей в определенный день в конкретную военную часть приезжает сразу 8 – 10 священников. Трое прямо в части служат Божественную литургию, остальные исповедуют. После Литургии, Исповеди и Причастия военные отправляются на завтрак, после которого их распределяют на группы, в которых каждый из священников проводит беседу на заданную тему, исходя из церковного календаря и конкретных потребностей той или иной части. Отдельно – офицеры штаба, отдельно – контрактники, отдельно – военнослужащие срочной службы, затем медики, женщины и гражданский персонал, и группа тех, кто находится в медучреждениях. Как показала практика, в сегодняшних условиях это наиболее эффективная форма сотрудничества.

Иерей Георгий Шлей, помощник командира по работе с верующими военнослужащими, в должности с 2013г.: – Моя история служения в армии началась много лет назад, когда я был настоятелем храма Сергия Радонежского на окраине Екатеринбурга в поселке Большой Исток за аэропортом Кольцово. Благочинным у нас был замечательный батюшка протоиерей Андрей Николаев, из бывших военных. Как-то раз он спросил у меня, как я смотрю на то, чтобы не просто время от времени ездить в военную часть, которую мы окормляли, а стать постоянным, штатным армейским священником? Я подумал и согласился. Помню, когда мы с отцом Андреем пришли к нашему Владыке Кириллу за благословением, тот пошутил, вот, мол, некоторые (показывает на отца Андрея) уходят из армии, а некоторые (показывает на меня) туда, наоборот, уходят! На самом деле Владыка был очень рад, что отношения с армией у нас перешли на новый уровень, что кроме меня еще четверо священников нашей епархии были утверждены министром обороны РФ и стали штатными священниками, благословил и сказал много теплых напутственных слов. И с июля 2013 г., как пришел официальный приказ о моем назначении, я служу в расположении своей части. Как происходит служение? Сначала, как полагается, утренний развод. Я обращаюсь к военнослужащим воинской части с напутственной речью, после этого официальная часть заканчивается, ноги в руки – и пошел мотать километры по подразделениям. Воинская часть у нас большая, полторы тысячи человек, пока обойдешь все намеченные по плану адреса, к вечеру ног под собой не чуешь. В кабинете я не сижу, сам хожу к людям. Молитвенная комната у нас находится в холле, в середине казармы: слева койки в два яруса, справа койки, молитвенная комната посередине. Это удобно – захотел помолиться или с батюшкой пообщаться? Вот он, рядом, пожалуйста! Там я принимаю каждый день. Да и нахождение святынь, иконы, жертвенник, иконостас, свечи посреди солдатского быта тоже действует благотворно на солдат. Солдату бывает непросто, смотрит – Бог вот Он, рядом! Помолился, со священником пообщался, поучаствовал в таинствах – и стало лучше. Это же все видно, на твоих глазах происходит. Если никаких учений или авралов, каждую субботу и воскресенье я служу. Кто хочет, и не в наряде, приходит на вечернюю, исповедуются, готовятся к Причастию.

Во время богослужения у Святой Чаши все мы становимся братьями во Христе, это тоже очень важно. Это потом сказывается на отношениях между офицерами и подчиненными.

Вообще, так скажу: если бы от священников пользы в армии не было – их бы там тоже не было! Армия – дело серьезное, там некогда ерундой заниматься. Но, как показывает опыт, нахождение священника в части реально благотворно влияет на обстановку. Священник – это не психолог, это батюшка, батя, для солдата родной человек, с которым можно поговорить по душам. Буквально позавчера пришел ко мне ефрейтор-срочник, глаза грустные, потерянный, что-то у него не получается, где-то с ним грубо обошлись, вот и напало на человека уныние, он замкнулся в себе. Мы с ним поговорили, посмотрели на его проблемы с христианской стороны. Я говорю: «Ты же ведь в армию не просто так попал, ты сам службу выбрал?». Он кивает. «Ты хотел служить?» – «Конечно, хотел!» – отвечает. «Что-то пошло не так, что-то оказалось не таким радужным, как думал. Но разве так только в армии? Везде, если присмотреться, есть и вершки и корешки! Женишься – думаешь, будешь лежать у телевизора и радоваться, а вместо этого в два раза больше работать нужно, чтобы жену и семью содержать! Просто так не бывает, как в сказке, раз – и готово, по щучьему велению… Нужно потрудиться, – и Бог поможет! Давай мы помолимся, попросим у Бога помощи вместе». Когда человек видит, что он не один, что Господь рядом и ему помогает, все меняется.

Протоиерей Владимир Кисяков, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Управления по работе с личным составом Центрального военного округа: – В 2012 г. я был настоятелем храма Архангела Михаила в рабочем поселке Ачит и окормлял военкомат, пожарную часть, полицию, поэтому, когда Владыка благословил меня на это служение, я уже имел неплохой опыт отношений с представителями разных силовых структур. При Штабе округа создано отделение по работе с верующими военнослужащими, где постоянно находится 2 священника и начальник отделения. Кроме духовного окормления командного состава округа наша задача – помочь воинским частям, где нет штатных священников, наладить работу с верующими, приезжать по мере необходимости и выполнять свои священнические обязанности. Кстати, в части иногда к тебе обращаются не только православные. Недавно ко мне подходил солдат-мусульманин. Он хотел попасть на службу в мечеть, но не знал, как это сделать, как вообще в этом случае поступать? Я ему помог, узнал, где находится ближайшая мечеть, когда там проводятся службы, как можно туда добраться…».

В это время у отца Владимира звонит телефон, он просит прощения и отвечает. «Здравия желаю! Бог благословит! Да, согласен! Пишите рапорт на имя Правящего архиерея. Если он благословит, я еду с вами!». Спрашиваю, в чем дело? Отец Владимир улыбается: «Звонил командир части, на следующей неделе они выезжают на учения, просил поехать с ними». –«Поедете?» – «Конечно, поеду! Учения короткие – всего две недели! Будем находиться в поле, жить буду в палатке, режим – как у всех. Утром они на зарядку, у меня утреннее правило. Потом в походном храме, если нет службы, я принимаю желающих. У нас уже традиция – на все учения мы обязательно берем с собой походную Церковь, где можем совершать все необходимые таинства – Крещение, Литургию, и так далее. Кроме этого, по договоренности с командирами частей мы постоянно выезжаем группами священников до 10 человек в какую-нибудь часть нашего округа, где читаем лекции, проводим открытые занятия на заданную тему и обязательно служим Литургию, исповедуем и причащаем. Потом мы расходимся по казармам и, по желанию, общаемся со всеми верующими, как с военными, так и с гражданским персоналом.

Иерей Игорь Куланин, настоятель храма Георгия Победоносца в пос. Марьинском: – Я дважды выезжал в командировки в Северо-Кавказский регион, где находился с походным храмом Александра Невского в расположении воинской части Уральского округа Внутренних войск. Как проходила служба? Утром на построении с разрешения командования читаешь утренние молитвы. Выходишь перед строем, все снимают головные уборы, читаешь «Отче наш», «Богородице Дево», «Царю Небесный», молитву на начало доброго дела и отрывок из жития святого, которому посвящен этот день. Кроме тех, кто на выезде, на построении присутствует 500 – 600 человек. После молитвы начинается развод. Я иду в храм, где принимаю всех желающих. Раз в неделю провожу духовные беседы с личным составом. После беседы начинается личное общение, с глазу на глаз. Есть такая шутка, что в армии не матерятся, в армии на этом языке разговаривают, – а когда рядом находится священник, даже офицеры начинают себя сдерживать в этом плане. Говорят уже более близкие русскому языку слова, вспоминают о вежливости, прощения просят, отношения между собой и подчиненными становятся более дружественными – более человечными что ли. Приходит, например, майор на Исповедь в нашу палатку, а перед ним простой боец стоит. Майор ведь не отталкивает его, не лезет вперед, он стоит и ждет своей очереди. А потом они вместе с этим солдатом из одной Чаши причащаются. И когда они встречаются в обычной обстановке, то уже друг друга иначе воспринимают, чем до этого.

Сразу чувствуется, что ты находишься в расположении военной части, каждый день выполняющей боевые задачи. Это на гражданке все бабушки тебя любят, только и слышишь «Батюшка, батюшка!» и, каким бы ты ни был, тебя любят – просто потому что ты священник. Здесь совсем не так. Они здесь повидали всякого и просто так с распростертыми объятиями тебя не примут. Их уважение нужно заслужить.

Наш полевой храм приписан к взводу разведки. Эти ребята очень серьезные – краповые береты. Чтобы стать краповым беретом, ты должен умереть, а потом воскреснуть, так говорят. Многие из них прошли обе чеченские кампании, видели кровь, видели смерть, теряли боевых друзей. Это люди, каждый, – состоявшиеся личности, отдавшие служению Родине всего себя. Все разведчики – это простые прапорщики, у них нет высоких званий. Случись война, каждого по отдельности из них поставят командиром взвода, они выполнят любые задачи, поставленные командованием, и поведут за собой солдат. На них держится боевой дух, это элита нашей армии.

Разведчики всегда вновь прибывшего священника приглашают к себе на чай – знакомиться. Это очень важный ритуал на самом деле, во время которого о тебе складывается первое (и часто оно же и последнее) впечатление: что ты из себя представляешь, что ты за человек, можно ли вообще тебе доверять? Они проверяют тебя как мужчину, присматриваются, задают разные каверзные вопросы, интересуются твоей прошлой жизнью. Сам я из оренбургских казаков, и поэтому для меня шашечки-пистолетики были знакомы с детства, это у нас на уровне генетики все прививалось – любовь к военному делу. В свое время я занимался в клубе юного десантника, с 13 лет прыгал с парашютом, мечтал служить в десанте. К сожалению, из-за проблем со здоровьем в десант меня не взяли, я служил в обычных войсках.

Я выезжал с разведчиками на стрельбы, там они проверили, чего я стою в бою. Дали мне сначала пистолет. Мне он не очень понравился, я на «гражданке» в тире из более тяжелой «беретты» стреляю. Но ничего, приноровился, выбил все мишени. Потом они дали мне какой-то новый автомат, специально для разведчиков разработанный, короткоствольный, я отстрелял по общей мишени – смотрю, отдача у него слабая, стрелять легко, удобно, и второй магазин отстрелял по движущимся мишеням, выбил все «десятки». Они мишени осмотрели, смеются: «Тест прошел! Давай, – говорят, – к нам, в краповые береты!». Стрелял я из пулемета АК, тоже хорошо получилось.

После стрельб количество прихожан в части резко увеличилось.

На Крещение мы с нашими разведчиками нашли заброшенный старый фонтан, мы быстренько его очистили, заполнили водой и сделали Иордань. Отслужили праздничную службу, а потом был ночной крестный ход, с хоругвями, с иконами, фонарями. Идем, поем, молимся. Впереди хоругвь нес настоящий знаменосец, так нес – глаз не оторвать! Хоругвь просто по воздуху плывет! Я потом у него спрашиваю, где ты этому научился? Он мне говорит: «Да я профессиональный знаменосец – в Кремлевском полку служил, на Красной площади со знаменем ходил»! Вот такие у нас замечательные бойцы там были… А потом, все и командиры, и бойцы, и гражданский персонал пошли как один к крещенской купели. И все – слава Богу.

Иерей Владимир Устинов, помощник командира отдельной железнодорожной бригады: – Хорошо, когда командир подает пример своим подчиненным. Наш командир части – верующий человек, регулярно исповедуется и причащается. Начальник управления тоже. Подчиненные смотрят, и некоторые тоже приходят на службу. Никто никого не заставляет, и этого делать нельзя, ведь вера – это личное сокровенное дело каждого. Своим личным временем каждый может распоряжаться, как ему хочется. Можешь книжку читать, можешь телевизор смотреть или спать. А можешь пойти в храм на службу или со священником пообщаться – если не исповедоваться, то так по душам поговорить. Иногда у нас на службе собирается по 150 – 200 человек, на последней Литургии причащались 98 человек. Общая Исповедь сейчас не практикуется, поэтому представьте, сколько она у нас длится.

Раньше вечернее время в части занимал заместитель командира по воспитательной работе, сейчас решили вечернее время отдать священнику, то есть мне. В это время я встречаюсь с военнослужащими, знакомлюсь, общаюсь.

Иерей Владимир Заласковских, клирик храма Святителя Николая Чудотворца в г. Екатеринбурге: – Вневедомственную охрану я окормляю уже больше 12 лет, со времен, когда они относились к МВД. Управление Росгвардии окормляю 2 года, с момента его образования.

Вы спрашиваете, кому пришла идея освятить все автомобили ГАИ? К сожалению, не мне – это инициатива руководства Главного управления МВД по Свердловской области. Я только совершил обряд. Хотя, конечно, идея мне понравилась! Еще бы – собрать на главной площади города, площади 1905 года, все 239 новых автомобилей Управления ГИБДД и разом освятить! Наде-юсь, это скажется и на работе сотрудников и на отношение к ним со стороны водителей. А что вы улыбаетесь? С Богом возможно все!

Если говорить о специфике служения в силовых структурах, то священник там – фигура сакральная. Представьте себе здание с высокими кабинетами и большими начальниками, занятыми важными государственными делами, связанными с безопасностью страны и так далее. Если туда придет гражданский, его слушать не будут и сразу выставят за дверь. А священника слушают. По опыту скажу, там, в больших кабинетах замечательные люди сидят! Главное, ничего у них не просить – тогда вы сможете найти с ними общий язык. Так ведь я и не прошу, я сам им такие сокровища несу, что любо-дорого! Какие, как написано в Евангелии, и ржа не берет, и воры не украдут – сокровища, которые дают нам вера и жизнь в Церкви! Главное – это люди, это конкретный человек, который перед тобой сидит, а погоны – это дело пятое.

Я знаю, о чем говорю: за время моей службы в силовых структурах сменилось трое руководителей, и со всеми я был в хороших конструктивных отношениях. Всех людей, по большому счету, интересуют только они сами. Надо стараться быть нужным и полезным в той мере, в какой эти занятые люди готовы воспринимать тебя. Тебя поставили туда, чтобы помогать им решать их проблемы с помощью Божьей – если ты это понимаешь, то все у тебя получится. Специфика силовых структур вносит свои суровые коррективы, и если хочешь преуспеть в своем деле, нужно это учитывать. Как апостол Павел говорил, для всех быть всем!

За годы общения люди начинают тебе доверять, у кого-то я крестил детей, кого-то повенчал, кому-то дом освятил. Со многими у нас стали близкие почти родственные отношения. Люди знают, что в любой момент могут к тебе обраться за помощью с любой проблемой, и ты никогда не откажешь и поможешь. Меня для этого послал сюда Бог, чтобы я людям помогал, вот и служу!

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс