Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946)– №15 (960) 2018
– Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 95-м псалме. Он имеет преднаписание: хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей, 95. У евреев действительно сей псалом не был надписан, но его надписали 70 толковников, когда переводили, исходя из смысла псалма. Божественный Давид предвидел Пришествие Христово и то,что Господь созиждет Церковь Христову. А Церковь Христова есть Сам Христос. О созидании именно этого дома и говорится: Господь созиждет Церковь после пленения и упразднит пленение врага рода человеческого, дьявола, который имел сугубую власть над всем человечеством.
Псалом начинается замечательными словами: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля». Это обращение не только к иудейскому народу, а ко всей земле призыв воспеть новую песнь. Какая же это песнь? Она посвящена спасительному подвигу нашего Господа, Который пришел на землю, принял плоть человеческую, пострадал за человека, принеся Искупление и спасение всему человечеству, избавив его от работы вражия, от пленения лукавым. Псалмопевец призывает сейчас воспевать новые песни, новые гимны, посвященные Пришествию Христову, Его чудному служению здесь, на земле и спасительному подвигу Его ради нашего спасения. «Воспойте Господеви вся земля» – чтобы пели все концы земли, чтобы вся вселенная прославляла Его, ибо Он совершил чудное и неповторимое здесь, на земле, Своим подвигом, о котором должна знать вся земля, и к нему должны присоединиться все – взявши крест свой, пойти вслед за Христом, воспевая Ему новые песни.
«Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Третий раз призывает Псалмопевец воспеть Господеви, подчеркивая троичность нашего Бога, здесь очень четко это прослеживается. Благословите имя Его: имя Господне – великое. Господь совершает жертвенный и спасительный подвиг, выражая тем самым Свою любовь ко всему роду человеческому. Имя Господне славно во всей Вселенной, о имени Его преклонится всякое колено Небесных, земных и преисподних. «Именем Моим бесы ижденут», – говорит Господь: благословлять и прославлять имя Господа просто необходимо, чтобы обрести спасение, войти в вечные обители Его. Кто прославляет имя Господа, тот являет любовь к Богу, ибо имя любимого никогда не сходит с уст любящего – если мы любим Бога, то имя Его всегда на наших устах: оно благословляется, оно прославляется, этим именем мы живем. И от этого имени и от этой любви мы получаем огромную силу в своей жизни. Благовестите день от дне спасение Его. За то, что Господь совершил спасение, мы должны день от дне (то есть ежедневно, каждый день) прославлять имя нашего Господа и Его спасительный подвиг, совершенный ради каждого из нас, живших тогда и живущих сегодня. И те, кто будет соприкасаться со спасительной верой православной, обретут спасение.
«Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его» – во всех народах возвестите славу Его и во всех людях чудеса Его. Конечно, невозможно было не прославить имя Господа, поэтому апостолы пошли по всей Вселенной и возвещали о чудесах Господа, которые Он сотворил во время Своего земного служения. Всем людям было рассказано и проповедано о спасительном подвиге, который Господь совершил, чтобы человек имел жизнь вечную, избавлен от плена адова.
«Яко Велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги» – Господь велик и прославляем всеми и страшен есть над всеми боги, которые суть не обладающие ничем: они могут быть исполнены руками человеческими и иметь определенный вид, но они не имели власти над человеком, особенно после Пришествия Христова и страданий Его, поэтому они ничто не значат. Но наш Бог велик, Он творит чудеса, Он хвален зело.
И дальше Псалмопевец добавляет: «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори» – он очень четко показывает, что наш Бог и велик, и хвален зело, и страшен есть над всеми боги, Он велик Своими делами, чудесами, за это Он и прославляется – за Свою любовь, за милосердие неизреченное, явленное Им всему роду человеческому. Он страшен есть над всеми боги, ведь боги языческие – бесове, они не могут ничего творить доброго, они лишены власти над человеком, ведь Господь искупил род человеческий Кровью Своею. А наш Бог и небеса сотвори. Почему именно о Небесах говорится? Господь сотворил всю Вселенную, но, когда Псалмопевец говорит о Небесах, он говорит о высоте и красоте неизреченной, которую никто не может сотворить, кроме Великого Бога, Творца всей Вселенной.
«Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его» – святые отцы подчеркивают, что для человека очень важно исповедовать перед Господом грехи свои: несть человек, иже жив на земле и не согрешит – нет человека праведного на земле, но все мы повинны перед Богом за свои дела. Но когда человек приступает к Исповеди, то Господь прощает ему все грехи, душа человека очищается. И после этого он может обращаться к Богу с молитвой, славословием: он становится прекрасным, удивительным и может предстоять перед Господом. Мы не раз с вами говорили, что Псалмопевец огромное значение придает исповеди как возможности человеку очиститься и только после этого восхвалять Господа, прославлять имя Его. Святыня и великолепие во святиле Его: здесь если мы говорим о святиле, то есть о храме Божием, где и святость и великолепие. «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний», – говорит Псалмопевец. «Дом Мой домом молитвы наречется» – это особое место на земле, где благодать и святость. Псалмопевец особо отмечает, что святыня и великолепие находятся именно в храме Божием.
«Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь» – здесь «отечествия язык» называется либо сам народ, говорят нам толкователи, либо патриархи, епископы и священники Церкви Христовой, которые должны приносить в этот мир славу и честь – прославление Божие в тех новых песнях, о которых говорит Псалмопевец и исполнение заповедей Его (честь). И мы можем принести особое служение Господу только через вот эти необходимые вещи – обязательно обращать особое внимание на прославление имени Божия через славословия, что мы воссылаем. Но,как мы и раньше говорили в других псалмах, славословия должны воссылаться после того, как человек обретает внутреннюю чистоту, через Исповедь принеся красоту своей души.
Если человек живет по заповедям Божиим, то так он прославляет имя Божие, а если нет, тогда уже мы бесчестим Господа. Как говорит апостол Павел, «делами и поступками вашими хулится имя Божие».
«Принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы и входите во дворы Его». Опять Псалмопевец призывает прославлять имя Божие – оно имеет огромную силу. Мы уже сказали, что «именем Моим бесы ижденут». Имя Иисуса Сладчайшего – это великое имя. Почему и Иисусова молитва для нас имеет огромное значение, ведь она открывает человеку возможность общения с Небом, она приближает человека к Небу, открывает само Небо человеку. Поэтому имя Иисусово и прославляется обильно в Церкви Христовой, что оно дает человеку обрести возможность вхождения в горний мир. Поэтому Псалмопевец еще раз подчеркивает – принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы и входите во дворы Его. Какие жертвы? Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Это наше сокрушение и покаяние, с одной стороны. А с другой стороны, жертва для Бога – добродетельная, праведная жизнь человека, наполненная глубиной веры, которая дает определенные плоды в добродетельной жизни. К этому и призывает Псалмопевец: святость и высоту жизни взять и входить во дворы Его – так называются храмы Божии, о которых выше сказал Псалмопевец, чтобы мы святыню и великолепие поддерживали во святилище Его.
«Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля», опять призывает Псалмопевец Давид. Мы только что сказали, что двором называются храмы Божии, и, конечно, всякое поклонение и славословие мы должны приносить в них. Да подвижится от лица Его вся земля – это о людях. Что значит подвижится? Изменится. Господь предлагает нам соприкоснуться со святыней, которая есть во дворе Его, принести Ему там поклонение и измениться: все народы изменятся, когда соприкоснутся с Господом, и от Лица Его, от великой благодати, великого жертвенного подвига, который Господь совершил, произойдет изменение во всей Вселенной.
«Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию». Мы только что говорили об этом, и опять Псалмопевец многократно призывает, чтобы мы проповедали во всех народах земли, что Господь воцарися. Для чего Господь воцарися? Он пришел на эту землю, чтобы исправить Вселенную, весь мир. Почему мы землю называем Вселенной? Земля становится Вселенной после того, как Господь воцарился на ней, стал Царем. А Он Царь не только земли, Он – Царь всей Вселенной: ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Что значит не подвижится? Господь твердый камень возлагает в основание Церкви, которую Он стяжал Кровью Своею. На нем и стоит Церковь – Он сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее». Судит людем правостию: Господь по правде и по неизреченной милости Своей будет судить людей и всю Вселенную.
«Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение eго». Это очень глубокая мысль, ее продолжают следующие слова: «Возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня».
Господь будет судить людей по справедливости Своей. Но если мы говорим о справедливости, то всегда должны говорить и о милости, которой Господь обладает: справедливость Его –не та, что мы имеем, Он не судит без милости, без снисхождения; Он даже не стал судить, а пришел Сам спасти род человеческий, да возвеселятся небеса, и радуется земля – конечно, земля не может не радоваться Пришествию Христову, не может не радоваться природа. Псалмопевец пытается в аллегориях дать сравнение радости всей Вселенной, говоря о человеке, и, безусловно, об ангельском мире, который тоже радуется о Пришествии Христовом на землю, ибо они и сами воспевают песнь: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. Это радуются Небеса. Но радуется и земля: да подвижится море и исполнение eго; возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня – природа тоже не может быть безучастна, она тоже радуется сотворенному Господом, радуется, удивляется и всеми возможными средствами служит делу спасения. Так, древа дают Древо, на котором распялся Господь, и Древо становится спасительным орудием для всего рода человеческого. Но здесь говорится, конечно, и о людях, которые в первую очередь радуются, ибо Господь ради людей приходит и совершает дело спасения. Радуется все человечество, все языцы земли, все концы Вселенной, кто где не находился бы. Те, кто находится на море, или в плавании, или на островах, или те, кто трудится на полях, или те, кто живет в горах и лесах, – вся Вселенная не может не приносить Господу благодарения за Его великое и славное, что Господь уготовил для людей.
«Яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею». Здесь очень чудно говорит псалмопевец Давид, повторяя дважды: яко грядет, яко грядет судити. Первый раз он говорит просто: яко грядет. Господь явил уже одно Пришествие – явит и Второе: два Пришествия Христовых исповедует Церковь. Первое Пришествие – когда Он пришел не судить, а спасти мир, послужить этому миру, принести Себя в Жертву за грехи всего человечества, искупить его от проклятия греха и смерти и дать ему возможность спасения, исправления, принесения в свои отношения лучшего и совершенного, о чем Он и будет проповедовать, к чему и будет призывать во время Своего земного служения. Но будет и Второе Пришествие Христово, и это будет уже не спасение, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею. Псалмопевец указывает: Второе Пришествие – это когда Господь будет судить все человечество. Опять-таки Господь всегда будет являть милость к человеку, но все же даст оценку каждому по его делам и поступкам. Оба Пришествия Христовы для человека верующего, живущего в праведности, очень радостно. И горестно будет для человека, который жил во грехе и в неверии. Для такого человека не может быть оправдания. Но правдой и радостью наполнится тот, кто жил во Христе и старался исполнять заповеди Божии.
Страшен Суд лишь только для того, кто не жил в христианстве, не творил добрых дел и не имеет ничего общего с Царством Отца нашего Небесного: тому, кто жил в правде, имел возможность исправляться, имел возможность (и пользовался этой возможностью) очищать себя через таинство Исповеди, не нужно ничего бояться. Такой человек должен иметь любовь ко Христу, а если он имеет любовь ко Христу, то Господь его всегда примет. И для такого человека это будет радость. Как апостол Павел говорит: «Имею желание умереть и со Христом быти». Можно говорить, что апостол Павел не имел греха, или что у него не было внутренней борьбы, но, говоря так, мы обманем сами себя. Апостол Павел говорит, что знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех – это постоянная борьба: борьба не только с плотью, которая восстает против тебя, но и борьба с врагом рода человеческого, о котором тоже апостол говорит – «ангел сатанин немало ми пакостей деет».
Человек, живущий на земле, – в постоянной борьбе. Но для этого Господь дает возможность, и Псалмопевец еще за сколько лет до Пришествия Христова пророчествовал, что будет таинство Исповеди, которое будет очищать человека, до такой степени обелять его от совершенных им грехов, что он будет прекрасным и будет предстоять перед Господом во всей своей красоте – после Исповеди человек действительно обновленный. Почему мы часто и видим людей после Исповеди совершенно иными: светящимися, освещенными, они становятся действительно прекрасными не только душой, как говорят нам толкователи, но даже своим лицом – чистота всегда украшает человека, а грех омрачает, делает его темным. Поэтому боязни никакой не должно быть.
А вот радость у праведных и у верующих людей будет огромной при встрече с Господом. Любовь, которая рождается в сердце к Любящему, когда ты встречаешься лицом к Лицу, будет, конечно, приносить тебе огромную радость и благодарность Богу за то, что Господь сподобил увидеть Его. А Господь будет судить по справедливости, в правоте Своей, как говорится в псалме: судити в правду, и людем истиною Своею. Правда – в справедливости, а истина – в великом милосердии, которое Господь имеет в Себе. Если бы не было его, не было бы и спасительного Божественного пути. Но Господь явил Себя, показал, насколько Он любит человека: Он готов пожертвовать всем и даже Собой пожертвовал, чтобы человек не погиб, но имел жизнь вечную. Теперь зависит от нас, насколько мы воспримем эту любовь и понесем ее в своем сердце.
Вот такой утешительный псалом предложил нам Псалмопевец – пророческий о Христе Спасителе и о том, как Он создал здесь Церковь Божию и освободил людей Своим подвигом от работы врагу рода человеческого и от плена. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.