Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№13 (958) 2018
– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 93-м псалме. Он, как и прочие, имеет преднаписание: псалом Давиду, в четвертый субботы, 93. 4-м днем субботы называется среда, которая имеет огромное значение в нашей христианской жизни – в этот день Иуда Искариотский предает Христа Спасителя. И этот псалом дается всем, кто испытывает трудности в жизни, – Господь через псалмопевца Давида дает таким образом утешение.
«Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть» – пророк говорит, что Бог долго терпит, но все-таки наказывает грешников. Его наказание неминуемо следует тогда, когда человек нарушает те законы, что Господь оставил, чтобы каждый имел возможность спасения.
«Вознесися, Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым». Здесь Псалмопевец призывает Господа, чтобы Он вознесся, сел на Свой Престол и судил людей беззаконных и дал воздаяние гордым, которых затем он будет называть грешниками.
«Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся?». То есть: «Сколько, Господи, будешь терпеть тех, кто нарушает Твой Закон, кто притесняет слабых?», здесь – именно призыв к наказанию грешников.
«Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие?» – они творят всякую неправду, беззаконие, говорят слова, многих вводящие в смущение. Эти слова и помыслы говорят, что «Бог не видит, поэтому мы и делаем все свои неправедные дела». И они не только делают это, но и похваляются этими словами и неправедными делами.
«Люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша» – люди находятся в состоянии смирения и некоего внутреннего непонимания происходящего, не знают как им реагировать на происходящее, ибо доходит до крайностей, а они заключаются в грехе, которые творят по отношению к другим людям. Какой грех творят они?
Псалмопевец Давид продолжает: «Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша» – не только притесняют вдовиц, сирот и пришельцев, но и лишают их средств, не дают им возможности трудиться и зарабатывать, не дают им вообще какого-то покоя: притесняют всех, кто, наоборот, должен быть защищен в любых случаях, ибо они и так имеют много страданий в жизни: вдовица не имеет опоры, сирота не имеет защиты, ведь у него нет родителей. И здесь очень хорошо Псалмопевец говорит о пришельцах – о тех, кто обрел новое место жительства, уехав со своей родины, в надежде быть равным в этом народе, но их тоже ущемляют, притесняют, берут с них лишнюю мзду.
За это порицаются люди, живущие беззаконно – их называют гордыми и грешными, ибо они пользуются в своей жизни именно малым достоянием и силами слабых и незащищенных людей. Пришелец не защищен и даже бесправен, не имея прав, которые есть у родившихся на этой земле. И мы сейчас очень часто видим пришельцев, приезжающих из другой страны, чтобы здесь, может быть, поселиться, потрудиться – они ущемляются в правах, их обирают, им не доплачивают деньги на той работе, где они работают, считая, что они бесправные люди, не имеют никаких прав в этом государстве, в этом городе. Их рабочей силой пользуются, а им часто приходится жить в стесненных условиях.
Тех, кто так поступает, пользуется этими людьми, Господь называет грешными и беззаконными, и Псалмопевец призывает, чтобы Суд Божий совершился над такими людьми. Никогда нельзя удерживать мзду наемничью и не доплачивать людям незащищенным – не случайно Священное Писание очень четко показывает, кто же незащищенные, с кого особенно грешно брать лишнюю мзду и кого грешно притеснять: это (еще раз повторим) вдовица, сирота и пришельцы. Конечно же, начальствующие над ними должны всячески защищать их.
Мы не раз с вами отмечали, что Псалмопевец Давид неслучайно говорит: Бог поделился судом Своим с людьми лишь только потому, что судья обязан искать правды не человеческой, а Божией, которая заключается в том, что судья должен защитить слабых. Не сильных, – сильный и начальствующий сам себя защитит, и священник себя защитит, говорит Псалмопевец, но не могут себя защитить вдовица, сирота. И сегодня еще категория людей, которые не защищены, – это пришельцы. Пришелец, который хочет увидеть нашего Бога, правду Божию на земле, любовь христианскую, имеет право на равное отношение к нему как к гражданам того государства, куда он приезжают потрудиться или поселиться.
«И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль». Они думают: «Бог не видит, Бог не знает, поэтому мы нарушаем закон, обижаем людей, обираем их. А Бог не видит, не слышит. И мы не знаем, есть ли вообще Бог, поэтому так и поступаем». Толкователи говорят, что если даже вслух они так не говорят, то так мыслят и в этом неправедном состоянии продолжают пребывать, оправдывая себя: мол, кто их за это может наказать, если государство позволяет это делать, если вся государственная система должным образом не работает и не видит, как они поступают, а Бог – тем более не видит и не слышит?
Но вот здесь Господь как бы долготерпит: «Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся» – Бог не сразу наказывает таких людей, Он все-таки ждет их раскаяния, проявляя любовь и милосердие, ждет, что они придут в себя, опомнятся. И тогда Господь явит над ними милость.
«Насаждей ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли?». Предупреждает Псалмопевец: «Не думайте, вы, которые так поступаете, что Бог не видит. Бог сотворил слух, и Бог создал очи – неужели Бог не слышит и не видит?». Конечно, Бог все видит, Бог все знает – Он только терпит, только ждет, когда человек либо сам придет в покаяние, либо уже Своим праведным Судом даст воздаяние за неправедные поступки.
«Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна». Господь вразумляет целые народы – не обличит ли Господь человека, поступающего неразумно в своей жизни? Бог знает не только наши дела, видит не только наши неправедные поступки – Он даже знает наши помыслы. Поэтому человек будет судиться и за помышления неправедные. Почему? От наших помыслов исходят все наши дела: если помышления неправедные, то и дела будут неправедными – грех зарождается сначала в нашем сознании, и, когда мы соглашаемся с ним, он опускается в наше сердце, и при первой же возможности этот грех реализуется, потому что ждет определенных условий, в которых и совершается.
«Блажен человек, eгоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши eго». Счастлив тот, кто научается от Закона Божия, идущий вслед за Господом: Господь дает благо и счастье на земле такому человеку, ведь тот поступает праведно в своих делах и не обижает не имеющих защиты в этой жизни.
«Укротити eго от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма». Всякий праведный человек, наученный Закону Божию, наполняет сердце свое и научает его кротости и смирению, и не предпринимает никаких действий, а пребывает в терпении до дня, когда Господь накажет тех, кто неправедно с ним поступает, обижает его, досаждает ему. А наказание таких людей постигает очень часто: мы видим, как богатые становятся бедными – богатство не постоянный удел человека: если человек в своем богатстве поступает неправедно, оно отнимается у него, или Господь посылает ему более серьезные страдания и переживания в виде болезни, других каких-то скорбей, в виде лишения свободы. Мы видим, что люди, неправедно поступающие со своими ближними, очень часто наказываются. Но человек, который научается от закона Божиего, наполняется кротости, терпения, смирения и не озлобляется сердцем своим, а ждет, когда Господь накажет такого человека. А наказание неминуемо.
«Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит». Господь никогда не оставляет людей Своих – тех, кто сохраняет веру и верность Господу. Тех, кто живет по закону Божиему, хранит Завет Господа, Господь никогда не оставляет, но всегда помогает. И если время от времени и бывают какие-то искушения, то Господь все равно эти искушения ослабевает, избавляет от них, и, конечно, готовит награду в вечных обителях…
«Дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем. Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие?» – здесь говорится, что вся жизнь – это борьба, и не только с теми, кто причиняет нам зло, но и со злыми духами. Она была всегда и всюду: в каждом роде видно, как брат восставал на брата, – Каин убивает Авеля, братья продают Иосифа от зависти своей…
Постоянно противостояние добра и зла, и оно происходит даже до сего дня: кто-то делит родительское имущество, и семья распадается, хотя была очень дружной, братья и сестры любили друг друга и помогали друг другу. Кто-то создает целые компании – будучи друзьями, становятся хорошими компаньонами, а потом происходит ссора, и они начинают разорять друг друга… Жизнь настолько сложна, что человек восстает на человека. Конечно же, и враг рода человеческого немало пакостей нам делает, как говорит апостол Павел. Вся жизнь человеческая проходит в борьбе. И в этих трудностях и задает Псалмопевец вопрос: кто спредстанет ми на делающыя беззаконие?
«Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя»: если Господь не поможет нам в противостоянии, в борьбе, в искушениях, то, конечно же, мы можем дойти до физической, телесной смерти или до внутреннего опустошения – невозможно противостоять злу, которое постоянно набрасывается на человека через человека или через врага рода человеческого. И Псалмопевец здесь и почти в каждом псалме говорит нам, чтобы мы не искали помощи и защиты в других людях, но искали помощь и защиту в Самом Господе: если Господь нам не поможет, то никто не поможет. И всегда, когда трудно, не нужно ослаблять свое сердце, искать защитников среди людей – всегда нужно просить Господа о помощи. Господь никогда не откажет, и тогда человеку легче будет противостоять всем искушениям и наветам вражьим, он может сохранить сердце свое и остаться не только в духовном ровном состоянии, но и сохранить свою жизнь.
Очень часто, когда человек видит неправду, он опускает руки свои и говорит: «Все, жизнь моя закончилась». И его постигают сильные заболевания – вся система его организма не справляется, человек смертельно заболевает, лишается жизни, сделав лишь только одну ошибку.
Каждый человек испытывает трудности, горести, переживания, большие или меньшие – каждый в меру сил своих. Но если ты в этих трудных обстояниях не обращаешься к Богу, ты обязательно получишь поражение в этих искушениях. А когда ты обращаешься к Богу, то Он всегда человеку помогает, всегда облегчает его страдания, всегда смягчает те раны, которые он получает от злых людей, умудряет его и приводит не только в нормальное состояние в этой жизни, но и не лишает награды в Царствии Небесном.
«Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми» – когда нога начинает скользить, неровно вставать, то человек не чувствует опоры и падает. И когда он чувствует, что он не может идти, такие складываются обстоятельства, то он и тогда должен прибегать к Богу и просить Господа о помощи, и Он будет защищать человека, помогать ему, не оставит человека в любых трудностях. Не надо унывать, печалиться, не нужно злиться на людей, а нужно просить: «Господи, помоги мне! Господи не оставь меня» не только когда ты уже пал (когда пал, должен обязательно обращаться к Богу), а когда чувствуешь, что на тебя находят волны, или, как у нас в народе говорят, «сгущаются тучи над тобой», – тогда обращайся к Богу, и Господь поможет, не оставит, явит милость Свою тебе.
«По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» – Господь дает утешение человеку и избавление, если тот обращается к Нему за помощью: Он всегда являет Свою помощь, милость и дает утешение. И тогда возвеселится душа моя, говорит Псалмопевец.
«Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят». Очень мудрые слова здесь говорит Псалмопевец: да не прибудет Тебе престол беззакония. Что за престол беззакония? Это значит: да не будет с Тобой рядом престол врага рода человеческого, который на Суде будет вместе с Тобой; искушения исходят от врага рода человеческого, и неправда от него исходит, он лжец и может представить на Суде некую неправду – да и так сколько неприятностей он делает человеку! Неслучайно апостол Павел говорит: дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет – сколько посылает нам искушений непосильных, трудных! С ними очень часто человек не может справиться, искушения приводят его в неровное состояние, в состояние смятения: уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.
Но, конечно, Господь никогда не позволит, чтобы враг рода человеческого судил человека: Господь будет судить всех (как апостол Павел говорит, разве не знаете, что мы будем судить ангелов?). По толкованию святых отцов, Господь будет судить на Страшном Суде не просто человека – Он будет судить неверных (то есть нехристиан) и христиан, ангелов и демонов. А за что судить тех и других? Понятно – человека, а за что судить ангелов? За то, что они не помогли человеку в испытаниях, и дьявола, врага рода человеческого, будет судить за то, что он наводил на человека тяжелейшие, непосильные испытания, искушая его, наталкивал на грех... Господь не одного человека будет судить, а в совокупности с силами, помогающими человеку или искушающими его.
«И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог». Псалмопевец всегда говорит, что мы должны уповать на Господа – Господь наш Помощник: какие бы трудности, сложности, испытания ни были у нас, мы всегда должны обращаться к Нему, и Он будет всегда помогать нам. И, конечно, всякому воздаст за его неправедные дела, лукавства и беззакония, что человек творит здесь, на земле. И беззаконные пожнут свои плоды в этой жизни, и, конечно же, накажутся в вечности.
Вот такой псалом: с одной стороны, он утешение, а с другой – и сильное предупреждение тем, кто поступает в жизни неправедно, живет по произволу своему, пользуется достоянием бедных, сирот, вдовиц, живет беззаконно. Никто не уйдет от наказания Божия, поэтому всегда нужно являть к людям милосердие, учитывать их состояние, помогать обязательно – и ни в коем случае не пользоваться тем сложным положением, в котором пребывают люди. Каждый получит по делам своим: и беззаконные получат, и праведные получат – утешение и в этой жизни, и спасение в вечности. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.