Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (955) → Историк, публицист Мигель Паласио: Это не профессия, это направление служения

Историк, публицист Мигель Паласио: Это не профессия, это направление служения

№10 (955) / 6 марта ‘18

Церковь и общество

Продолжение. Начало в №8 (953) – №9 (954) 2018

В Аргентине в одном Буэнос-Айресе 14 православных церквей. Но там еще сотни тысяч старообрядцев, которые тоже христиане.

– История уникальная; это, наверное, тема для отдельного разговора. Это и строительство храма в Буэнос-Айресе на деньги Николая II и отца Иоанна Кронштадтского. Это появление в 20-е годы генерала Беляева, белоэмигранта, мечтавшего создать в Парагвае русский очаг, чтобы сохранить там веру.

Он руководил армией и фактически государством.

– Отчасти. И вместе со своими русскими сослуживцами, друзьями он помог Парагваю выиграть очень значимую для него Чакскую войну с Боливией, которая, можно сказать, спасла Парагвай. Русские создали инженерный факультет. Генерал Беляев защищал индейцев гуарани и многих других племен, он, белый человек, отстаивал их права. Более того, они даже считали его своим вождем, и после того как генерала Беляева отпели в православном Успенском храме в Асунсьоне, индейцы забрали его тело и похоронили по своим обычаям на своей территории. К сожалению, из-за наводнения могила Беляева не сохранилась, точно не известно, где она находится.

Там был еще один генерал с армянской фамилией, который был известным математиком и получил много международных премий...

– Степан Высоколян.

Говорят, что он, возможно, решил теорему Ферма, между прочим.

– Много и других интересных русских.

Вот уж русская православная Латинская Америка.

– Совершенно точно. Необычный монастырь Русской Зарубежной Церкви в Мехико, где нет ни одного русского человека, но служба совершается на церковнославянском языке. И много-много других историй.

Конечно, Аргентина – центр Южноамериканской епархии, где у нас сейчас замечательный архиерей митрополит Игнатий, с которым, как я знаю, вы беседовали и брали интервью в рамках Архиерейского Собора. Это и центр Русской Зарубежной Церкви, где Владыка Иоанн, который окормляет старообрядческие приходы Русской Зарубежной Церкви. И наш храм, построенный выдающимся, на мой взгляд, иерархом Никодимом (Руснаком), который был в 60-е годы нашим архиереем в Аргентине, выучил испанский язык и даже активно участвовал в переводе Служебника на испанский язык, редактировал его.

В Благовещенском кафедральном соборе, построенном Владыкой Никодимом (Руснаком) в конце 90-х – начале 2000-х годов на все главные службы – Рождественскую и Пасхальную обязательно приходил кардинал Берголио, глава Католической Церкви в Аргентине, который в 2013 г. будет избран Папой Франциском. Так что он уже хорошо знал православное богослужение, православную жизнь, трудности, которые существуют у Православной Церкви в Латинской Америке, – еще до конца не преодоленное разделение Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, ведь очень многие православные приходы в Латинской Америке, к сожалению, не приняли воссоединение с Матерью-Церковью.

Встреча Патриарха с Папой, их общение было свидетельством тому, что оба Первосвятителя хорошо знают жизнь и другой Церкви: Папа – Русской Православной, Святейший – Римско-Католической.

Это была удивительная встреча. Когда шла подготовка, все понимали, что такой встречи никогда не было, что она может решить очень многое, но и в то же время иметь огромное количество оппонентов и, прямо скажем, врагов: далеко не все согласны с тем, что эта встреча должна была быть.

Неслучайно она прошла на максимально нейтральной площадке – на Кубе, вне Старого Света, в Новом Свете: какую страну в Старом Свете ни возьми, она, прямо или косвенно, будет связана с историей болезненного разделения католиков и православных.

Встреча прошла на одном дыхании. Признаюсь, что я очень волновался – у меня было много переговоров высокого и высшего уровня, но это была встреча, которую не сравнить ни с чем, ни с одними переговорами с каким-либо президентом.

Духовная терминология, которая тоже имеет большое значение, правильный перевод с русского на испанский.

– Слава Богу, я ее уже освоил, работая в ОВЦС. Но сам масштаб личностей двух Первосвятителей. Пресса, которая в первые мгновения отвлекала щелчками своих фотокамер, но, к счастью, потом вышла.

Патриарх говорит прекрасно, переводить его одно удовольствие – очень четкая, ясная речь, поэтому переводить можно без особого труда. Понять Папу немножко сложней, потому что у него испанский язык с аргентинским акцентом, а это вариант, сильно отличающийся от классического испанского языка. Но у Папы был свой прекрасный переводчик.

Отвечая на ваш вопрос, мимолетна эта встреча или она будет иметь какой-то эффект, я глубоко убежден – и говорю это не как сотрудник официальных церковных структур, а просто как человек, которому не безразличен православно-католический диалог, – я уверен, что во многом это была символическая встреча, которая просто должна была быть. После долгих более чем 20-ти лет подготовки, сложностей в обсуждении деликатных вопросов, которые существуют у Русской Православной и Католической Церквей… Хотя на этой встрече не обсуждались догматические вопросы, речь шла об очень актуальных проблемах, судьбе христиан на Ближнем Востоке, где без Русской Православной и Римско-Католической Церквей многих проблем не решить. Шла речь о защите традиционных ценностей в современном мире, которые сейчас подвергаются нападкам, просто не замечаются многими общественными силами: эти люди не позиционируют себя как антирелигиозные, а просто как внерелигиозные, как будто религии и ценности, которые она проповедует, – ценности семьи, честь, добро, все те идеалы, которые проповедует Христос, – для них существуют где-то в личном пространстве каждого верующего человека, но никак не в общественно-политическом поле. Так что эта встреча имела и огромное практическое значение.

Вы фактически сотрудник Отдела внешнецерковных связей?

– Сейчас я консультант.

Аппарат, где Вы руководите управлением, как бы имеет отношение к церковной дипломатии. Хотя Вы, скорее, более ушли уже в научные круги. Тем не менее, Вы, наверное, сталкивались с этим. Понятно, что светское государство должно каким-то образом договариваться и в политике, и в экономике, в бизнесе и сфере образования, а Церковь отделена от государства. У Церкви существует дипломатия? Она иная, особенная, или она не особо нужна и, возможно, понимание происходит на каком-то ином уровне?

– Вопрос очень интересный, потому что, когда в 2009 году я начал преподавать в общецерковной аспирантуре, я сразу взялся как раз за курс церковной дипломатии, то есть внешних церковных связей. Мы порой не знаем, какой термин правильно подобрать: «внешние церковные связи» или «церковная дипломатия», потому что, как Вы правильно отметили, дипломатия – это все-таки прерогатива государства, а Церковь отделена от государства. Но все-таки у Церкви есть свои внешние интересы, внешние рубежи, которые надо отстаивать и защищать.

Основные направления церковной дипломатии – это, конечно, межправославные отношения и их укрепление, межхристианский диалог: отношения с католиками, протестантами, дохалкидонскими Церквами и т.д. Это и взаимодействие с другими религиями не в России, а на международной арене. И очень важная сфера, на мой взгляд, в которой я работал, будучи сотрудником Отдела внешнецерковных связей, – это отношения с общественно-политическими кругами стран дальнего зарубежья, с неправительственными международными организациями. То есть это как раз то поле, где мы защищаем и отстаиваем ценности, где мы открыто говорим со светским обществом дальнего зарубежья о важности сохранения и соблюдения базовых нравственных ценностей. Это и есть предмет церковной дипломатии.

Конечно, она существует, она развивается, и развивается главным образом благодаря тому, что Отдел внешнецерковных связей уделяет этому большое внимание и что в общецерковной аспирантуре, которая сейчас является одним из ключевых учебных заведений, есть кафедра внешнецерковных связей и общественных наук, где ваш покорный слуга имеет честь преподавать и читать часть курса, посвященного церковной дипломатии.

Спасибо, что Вы разъяснили, это очень интересно. Для многих Отдел внешнецерковных связей – это сложная структура, не очень понятная и т.д., и некоторые говорят, что не нужно нашей Церкви общаться с другими – зачем? Мы должны быть сами по себе. А это гигантская работа, особое терпение, особый духовный путь, особые знания, понимание, навыки, образование, качества и все другое.

– Скажу очень кратко: невозможно работать в сфере церковной дипломатии, зная хоть десять иностранных языков, в совершенстве зная международную тематику, политологию, но не будучи по-настоящему верующим и церковным человеком. Это первое требование, которое необходимо, чтобы стать церковным дипломатом. Нужно быть воцерковленным человеком и отдавать себе отчет, что ты хочешь послужить своей Церкви подчас даже в ущерб своим собственным интересам.

Вы стали руководителем управления по общественным связям и протоколу общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых Кирилла и Мефодия. Именно об этом мы, наверное, и поговорим дальше – это крайне интересное церковное учреждение, и оно тоже малопонятно для наших телезрителей.

Вы же много работали в Управлении по внешним связям, в Отделе внешних церковных связей?

– Да.

С какого времени Вы в аспирантуре и докторантуре? Ведь это непростое дело. У ученых в светском мире существуют просто аспиранты, есть кандидаты наук, доктора наук – PhD, которые признаны во всем мире. Благодаря этим степеням они могут пользоваться определенными льготами, возможностями в образовании или в работе во всем мире. А это церковное – да, в Церкви есть кандидаты богословия, есть доктора и так далее, но, чтобы работать в таком учреждении, нужно быть или семи пядей во лбу (извините, что я говорю), или просто понимать, что это такое. Для многих это учреждение – большая загадка. С какого времени Вы здесь, расскажите, почему Вас жизнь сюда привела?

– С удовольствием расскажу. В Отделе внешних церковных связей я начал работать в августе 2009 года, а в Общецерковной аспирантуре – в октябре 2009. То есть я работал много лет параллельно с ОВЦС и начал преподавать здесь церковную дипломатию практически сразу после основания Общецерковной аспирантуры. Потом я работал на кафедре внешних церковных связей, прошел все ступени: был секретарем кафедры, научным сотрудником, заместителем заведующего кафедры, которым тогда являлся митрополит Иларион, наш ректор.

Кафедры внешних церковных связей, Вы имеете в виду?

– Да, совершенно верно, кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры. Сейчас, в силу того, что у меня появились новые послушания, я остался преподавателем на этой кафедре. Некоторое время возглавлял и учебно-методическое управление Общецерковной аспирантуры, а с октября 2016 года руковожу вновь созданным Управлением по общественным связям и протоколу, которое только появилось тогда в силу того, что у Общецерковной аспирантуры огромное количество внешних партнеров, проектов на стыке Церкви и общества, огромное количество высоких гостей, которые посещают нашу аспирантуру, – и церковных, и светских. Все это сподвигло нашего ректора митрополита Илариона принять решение о создании отдельного подразделения, которое будет заниматься общественно-протокольной тематикой, – Управление по общественным связям и протоколу.

В светском мире это называется Управлением дипкорпуса или что-то в этом роде?

– PR-department, public relations – это и есть общественные связи. Дипкорпус – это немножко другое, все-таки международная тематика. Хотя у нас есть международный отдел в Общецерковной аспирантуре, но он занимается учебно-научной проблематикой. А все, что связано с приемом послов, других иностранных гостей, с их выступлениями здесь, гостевыми лекциями, у нас есть давний проект гостевые лекции, когда мы приглашаем интересных людей – дипломатов, Общественных деятелей, культурных, государственных дать мастер-класс, выступить с лекцией, пообщаться с нашими учащимися, все это уже к Управлению по общественным связям относится.

Сокращенно вы называетесь ОЦАД – Общецерковная аспирантура и докторантура?

– Да.

Это негосударственное учебное заведение. Мы, может быть, уже говорили, что Церковь отделена от государства и имеет право создавать все что угодно. Негосударственное высшее учебное заведение дает послевузовское духовное образование?

– Да, совершенно верно.

Как оно учреждено, на каких правах существует?

– Общецерковная аспирантура родилась из филиала аспирантуры МДА при Отделе внешнецерковных связей, который был создан еще в середине 1960-х годов митрополитом Никодимом (Ротовым), тогдашним главой Отдела внешних церковных сношений. Этот филиал давал образование в той области, которой занимается ОВЦС, – межправославные отношения, межхристианские, межрелигиозные. Патриарх Кирилл, который много лет возглавлял ОВЦС, прекрасно понимал, что нужно расширять спектр преподаваемых дисциплин в этом филиале, и вынашивал идею создания нового учебного заведения, которое в значительной степени было бы ориентировано на церковно-общественную специфику и церковно-международную специфику. На первом же заседании Священного Синода, который он возглавил в марте 2009 года, было принято решение о создании учебного заведения – Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия на базе филиала аспирантуры МДА при ОВЦС. Ректором был назначен митрополит Иларион.

Сначала у нас существовала фактически только одна учебная программа – внешнецерковные связи, которая повторяла филиал, расширяла программу филиала аспирантуры МДА при ОВЦС. Но очень быстро стали появляться другие кафедры, специальности – и церковная история, и философия, и педагогика, и иностранные языки, и так далее. Список можно продолжать. Сейчас у нас спектр преподаваемых дисциплин очень широкий, но внешнецерковные связи, общественные науки остаются одной из ключевых кафедр, одним из ключевых направлений. Выражаясь современным языком, ноу-хау для церковного учебного заведения, потому что ни в одном православном высшем духовном учебном заведении ни в Русской Церкви, ни в других Поместных Церквах не существует такого подразделения, как кафедра внешнецерковных связей и общественных наук. Мы можем сравниться разве что с Папской академией в Ватикане, которая тоже готовит церковных дипломатов, но в православном мире аналогов нам нет.

В Ватикане есть такая аспирантура и докторантура, да?

– Есть Папская дипломатическая академия, учрежденная в середине XVIII века. Она готовит именно дипломатов церковных – нунциев и секретарей нунциатур. Там учатся выпускники папских высших учебных заведений. Они повышают подготовку в сфере международных отношений, политологии, иностранных языков и так далее. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-predstavitelem-obschetserkovnoy-aspirantury-i-doktorantury-migelem-palasio-chast-1;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-predstavitelem-obschetserkovnoy-aspirantury-i-doktorantury-migelem-palasio-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс