Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946)– №9 (954) 2018
– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь. 90-й псалом читается нами в трудных обстояниях и тогда, когда мы ведем борьбу с врагом рода человеческого (как сказал апостол Павел, дадеся ми пакостникъ плоти, аггелъ сатанинъ, да ми пакости дѣетъ, да не превозношуся). Этот псалом показывает нам, что если мы имеем упование на Господа, то это упование нас не посрамит: Господь защитит нас, в каких бы трудных обстоятельствах жизни мы ни находились.
Псалом имеет преднаписание: хвала песни Давидовы, не надписан у еврей, 90. Почему не надписан – разное толкование. Этот псалом говорит и о Христе, и о Кресте, и о силе Животворящего Креста, и он не имеет преднаписания – не открылась глубина Пришествия Христова тем переписчикам, которые переписывали и переводили его.
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится». Тот, кто живет упованием на помощь Божию, будет всегда находиться под кровом Бога Небесного, в особом состоянии: Господь будет всегда его защищать от всяких стрел вражьих, не оставит такого человека (кров – это кровля, крыша; когда человек находится под кровлей, под кровом, он защищен и от зноя, и от холода, и от жары, и от других природных явлений). Святые отцы говорят, что как птица сохраняет своих птенцов, так и Господь защищает тех, кто уповает на помощь Бога.
«Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Опять глубочайшие слова. Кто мой заступник? Неужели кто-то из человеков, кто обладает силой этого мира или глубиной этой жизни, или обладает средствами, оружием, связями? Нет, Господь – мой Заступник, Он – мое Прибежище, Он – Бог мой, и я уповаю на Него. Это основа служения Псалмопевца, ведь почти каждый псалом говорит, что он не искал никогда никого, кроме Господа, и как бы тяжело ни складывалась его жизнь, какие бы искушения ни были, всегда уповал на Бога и не обвинял человека другого, не говорил, что кто-то ему поможет, кроме Господа. И здесь Псалмопевец внушает нам эти слова, чтобы и мы, живущие на земле, имели Покровителем своим Бога и никого другого.
«Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна» – от сетей, в которые нас хотят уловить и злые люди, и наши соперники в этой жизни, и наши завистники, и от слов клеветника, направляющего свои неправдивые словеса, как стрелы, чтобы погубить человека. Только Господь может избавить человека и от сети ловчи, и от словесе мятежна.
«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его». Плещма Своима, то есть плечами Своими Господь закроет такого человека – ты будешь в тени Господа, поэтому никто тебе не сможет принести вред, и Он сохранит тебя крыльями, как птица защищает крыльями своих птенцов. Святые отцы говорят, почему «плещма Своима осенит тя»: когда человек идет за Господом, он видит Его плечи, плечи – это задняя сторона. На горе Синайской Господь сказал Моисею: «Се место у Мене, и станеши на камени. Егда же прейдет Слава Моя, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду. И отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя: Лице же Мое не явится Тебе». Что значит – смотреть на плечи? Это значит идти позади Господа, то есть идти за Господом: когда человек идет за Господом, он идет по тому пути, который Господь прокладывает для человека, а если человек идет в сторону, или идет лицом к Лицу Господа, значит, он идет уже другой дорогой, значит, он прокладывает свою дорогу. Мы должны идти за Господом и тогда Господь плечами Своими закроет, осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его.
Истина Отца – это Христос, Сын Божий. А оружием становится Крест. Он побеждает врага рода человеческого, который не может взирать на силу Животворящего Креста: «Господи, оружие на диавола / Крест Твой дал еси нам: / трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его», говорит Святая Церковь – в Кресте заложено страдание Господа и оружие победы Господа над смертью человекам и, конечно, победа Господа над всяким злом.
«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Страх ночной бывает самый разный. Ночью мы боимся неприятеля, вора, не видя его лица, его намерения, и ночью человек находится в состоянии отдыха, некоего исступления, поэтому его можно всегда застать врасплох, и неприятели, поджигатели, воры, конечно, действуют в нощи. Ночью действует и враг рода человеческого, наталкивающий человека на то, что «сейчас тьма, ничего не видно, ты можешь совершить любой грех, любое злодеяние, и тебя могут не найти, не увидеть, и ты останешься как бы оправданным», тем самым похищает душу человеческую. От стрелы летящия во дни – и днем враг рода человеческого направляет свои стрелы на человека. И люди, не желающие нам добра, а желающие нашей погибели, так же направляют свои стрелы. Господь защитит от них стрел и от ночного страха, как говорит об этом Псалмопевец, тех, кто уповает на Него, кто не ищет помощи ни у кого другого, только у Бога.
«От вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго». Какая вещь, во тьме преходящая? Мы сказали, что ночью, во тьме бывает самое страшное: и страх ночной, и искушения, что приходят к человеку ночью. Ночью бес искушает человека более всего и являет свои бесовские страхования. Это страсти, которые обуяют человека и с которыми он по навету врага рода человеческого должен бороться. От сряща, и беса полуденнаго – полуденным бесом обычно называется лень, которая приключается с человеком: он расслабляется, не хочет ничего делать. А когда он находится в праздном состоянии, враг приступает к нему, и человек совершает какое-то греховное падение. Как правило, говорится о Псалмопевце, когда он после полуденного отдыха увидел Вирсавию и согрешил; враг воспользовался его расслаблением во время полудня.
«Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». Какая сторона имеется в виду? Если тма одесную тебе – правая сторона, то здесь, конечно же, левая сторона. Он говорит: падет от страны твоея тысяща, то есть 1 000 стрел будет пускать в твою левую сторону враг рода человеческого через соблазны, страсти, одолевающие человека, но от всех их Господь тебя защитит. «И тма одесную тебе, к тебе же не приближится» – это уже не тысяча, это уже 10 000, тьмой называли огромное количество воинов. 10 000 человек 10 000 стрел будут пускать одесную тебе. Почему искушений хватит и тысячу, а одесную, где доброе начало, враг рода человеческого будет пускать 10 000 стрел? Конечно же, он все усилия кинет, чтобы победить в тебе доброе и добродетельное, что ты хочешь сделать, к чему ты будешь стремиться, будет обманывать тебя. Стрелы – это лукавство, с которым он будет приступать к тебе: «Делай вот это доброе дело, оно действительно очень доброе». А на самом деле через доброе дело враг рода человеческого будет наталкивать тебя, чтобы итог этого доброго дела был не добрым, а приходил к какому-то определенному злу.
Приведу такой пример. Когда мы хотим побаловать своих детей, мы даем им лишние деньги. Вроде бы ничего злого – мы хотим их побаловать, хотим, чтобы они купили что-то вкусненького, сладенького, чтобы утешились. Но они скапливают эти деньги, а затем покупают то непотребное, которое делает их либо алкоголиками, либо наркоманами, либо игроманами, и так далее. Казалось бы, очень доброе дело делаешь: воспитываешь своих детей, обуваешь их, одеваешь, даешь им прекрасное образование, но если не даешь Божественного начала, не даешь им искорки духовной жизни, значит, это доброе – дать образование, одеть, обуть, чтобы он не имел ни в чем нужду – его портит: враг рода человеческого и с этой стороны направляет огромное количество стрел (больше даже, чем через то прямое греховное, о котором мы знаем, что это грех, каемся, просим прощения у Бога), он говорит: «Нет, ты хочешь вразумить кого-то, хочешь спасти человека, ты такой правдолюб, иди, наговори ему и он исправится». Вроде бы правильное понимание, а на самом деле ты уже служишь Иудой Искариотским в своей жизни. И здесь ты пребываешь в неправде и беззаконии, от которого ты хотел уклониться, но в которое впал по навету вражьему. Но кто уповает на Господа, тот избавляется от этих стрел, как говорит Псалмопевец, падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится.
«Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». Конечно, ты увидишь, когда будешь смотреть, что тем, кто направлял на тебя зло, Господь даст воздаяние, накажет их, по всей справедливости даст возмездие тем, кто направлял стрелы против тебя. Он освободит нас от лукавого, также желающего внушить в наше сознание греховные мысли.
«Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Здесь опять Псалмопевец восхваляет Господа, говорит: «Ты – мое упование. Мы ищем помощь только у Тебя, Ты – для живущих помощь. Не ищу я больше ничего в этой жизни, но только то доброе, что Ты, Господи, мне всегда желаешь. Я это знаю, поэтому уповаю на Тебя».
«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Господь посылает ангела Своего – хранителя, чтобы защитить верных Своих. Ангел-хранитель поддерживает человека, чтобы тот не оступился о камень (камень – это зло, окружающее человека). Враг рода человеческого хочет, чтобы мы обязательно сделали что-то противное Господу, чтобы мы впали в грех, чтобы мы причинили боль себе и Господу. Но Господь заботится о человеке, Он посылает ангела-хранителя, сохраняющего человека и все стопы его.
«На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Видите, как Господь заботится о человеке: ангел-хранитель на руки возьмет тебя и никогда ты не преткнешь о камень ногу твою.
«На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Глубокие слова. Тот, кто уповает на Господа, кто ищет помощи и заступления в Нем, тот сможет сразиться с врагом рода человеческого, потому что победить его возможно только силою и благодатью Божией. И тогда ты сможешь наступить на искушения, которые враг рода человеческого посылает тебе – на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия: Псалмопевец показывает самых сильных животных, причиняющих вред человеку. Конечно же, все это имеет некое сравнение с грехами, искушениями, с которыми сталкивается человек. В целом здесь, конечно, изображается враг рода человеческого – дьявол, который и аспид, и василиск, и лев, и змий, стремящийся причинить человеку зло через зависть, через клеветничество, через ненависть к человеку, через яд, который он выпускает против человека. Поэтому Псалмопевец и приводит такие сравнения. Но верующий в Господа не должен бояться, что то или иное искушение, которое будет исходить от врага рода человеческого и его споспешников, может причинить вред, потому что он уповает на Господа, а Господь такого человека никогда не оставит в своем уповании, Господь всегда защитит.
Псалмопевец продолжает этот замечательный псалом такими удивительными словами: «Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое». Не просто так Господь дает помощь и Свое заступление, не просто так посылает Своего ангела-хранителя, но только на тех, кто уповает на Него – того Он покрывает и избавляет, ибо такой человек позна имя Его. Святые отцы очень глубоко обращают на это внимание и говорят, что каждый из нас должен помнить: Господь являет милость не тому, кто слышал что-то о Господе и, может быть, придерживается, как многие сейчас любят говорить, Господа, но тому, кто позна имя Мое. Мы не можем познать полноту Бога, мы не можем познать сущность Его – для этого у нас не хватит ни душевных, ни духовных, ни физических сил, ведь Господь – Творец всей Вселенной. Но мы можем познать имя Господа. Мы можем не только знать имя, но доказать, Господи, что знаем Тебя: знать человека – это иметь с ним общение (общение через молитву), это стремиться не обидеть его, поддерживать некие отношения. Иначе, когда теряются отношения, говорят: я тебя не знаю, а ты меня не знаешь; когда отношения испорчены, ты уже не можешь сказать: «Я знаю этого человека», ты всегда будешь прибегать к тому, чтобы не встречаться с ним, не общаться с ним. «Я не хочу знать этого человека, потому что он совершил какое-то зло по отношению ко мне».
Господь подчеркивает: яко позна имя Мое. Знать – это значит уважать, общаться, почитать. А почитать – через исполнение тех заповедей и того Закона, что Господь оставил для каждого из нас. Видите, не только внешнее признание Бога: познать имя – это значит иметь некие обязательства, некую ответственность и некие дела, которые Господь определяет каждому из нас. Нам очень близок и понятен этот псалом, потому что он раскрывает и человеческие отношения. А Бог вложил отношения человеческие через Свой закон, чтобы одним законом мы могли общаться и между собой, и этот же закон открывал нам перспективу общения с Господом.
И заканчивается псалом удивительными словами: «Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго: долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое». Радостные и утешительные слова! Тот, кто познал имя Божие, кто уповает на Бога, воззовет к Господу – и Господь говорит: услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго – в каких бы скорбях ты ни был и какие бы трудности ни переживал, Господь все равно не оставит тебя. Трудности и скорби человека праведного всегда возвышают. Для человека, стремящегося к Богу, они делаются лекарством, и такой человек утверждается в добродетели. А для человека неправедного скорби становятся ранами. Господь даст возможность всякому верному человеку, уповающему на Него, в скорбях не сломаться, но еще увидеть и славу Божию, которая в полноте будет явлена только в вечности. «Долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое». Долгота дней – это не только жизнь наша, хотя Господь праведного человека награждает долготою дней и этой жизни. Мы читали о многих святых отцах, о пустынниках, которые питались финиками, водой да сухариками и жили по 100 с лишним лет, ибо они свою жизнь полностью посвящали Богу: если они посвящали свою жизнь Богу, Господь награждал их долготою дней. И такого человека Господь, конечно, награждает долготою дней в вечности, то есть вечной жизнью, потому что являет такому человеку спасение.
Удивительный псалом, научающий нас всегда уповать на Господа! Если мы уповаем на Господа, значит, мы сможем победить всякие искушения и врага рода человеческого. Поэтому этот псалом любим. И мы всегда носим поясочки на своем животе с этой молитвой, или кладем в карман молитву с 90-м псалмом. Когда мы служили в армии, мы носили в кармашке мамой написанный от руки этот псалом; вроде бы письмо, никто не понимал, а на самом деле это та теплая молитва, которая сохраняла нас от всякого зла: даже носить в кармане – это уже иметь упование на Господа, верить Господу, что Он тебя сохранит. Наши предки понимали, что глубина верности подчеркивается даже через то малое, что мы можем сделать. А когда человек и читает эту молитву, и стремится познать Бога, и уповает на Господа, то Господь всегда явит ему Свою помощь, Свое заступничество в этой жизни и приведет его к вечности. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.