Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (955) → Архимандрит Савва (Мажуко): О Боге

Архимандрит Савва (Мажуко): О Боге

№10 (955) / 6 марта ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, как хотелось бы мне сказать «рад вас видеть!», но я вас не вижу; остается мне только надеяться, что эта программа доставляет радость вам. Да благословит Господь ваши ручки трудовые, ваши дела любви, ваши семьи. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о Боге – просто о Боге, о том, как важно быть верующим человеком, как это много для общества, семьи, для государства.

В одном из романов Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», в романе фантастическом, который многие из вас читали, есть один эпизод. Город, который описывает автор, вдруг настигает эпидемия беспамятства. И чтобы хоть как-то сохранить знания о самих себе, о предметах, которые людей окружают, даже название города, один из персонажей начинает писать таблички и вешать на каждый предмет. На ведро, на корову с пояснением, например, «это ведро, оно нужно для молока – молоко берется из коровы». А рядом с названием города на столбе повесили табличку «Бог существует».

Эпидемия беспамятства накрыла с головой ХХ век. Это было время больших социальных и политических экспериментов, когда люди умные и образованные пытались избавиться от прошлого, принять новую точку отсчета, забыть свои корни и забыть Бога. Религиозное беспамятство – мы все с вами знаем, чем обернулось: реками крови. История, пожалуй, не знала более кровопролитного века, страшного по своим жертвоприношениям. Почему нам так важно знать, что Бог существует? Почему так важно знать, Кто он этот Бог? Почему мы не можем довольствоваться только верой, которая у нас в душе?

И действительно, есть люди, которые говорят, что «я верю в Бога, но не хожу в церковь – я не верю в Церковь». Когда я общался с такими людьми и наблюдал их жизнь (среди них были мои друзья, очень хорошие приятели), я видел, что в «построении религии снизу» – именно так можно назвать этот феномен – чаще всего работала лукавая совесть.

Когда я пытаюсь субъективировать религиозный опыт, т.е. полностью вместить его в себя или поставить точку отсчета в религии для самого себя, поневоле я «приспосабливаю» Бога, «приручаю» Его под себя. Вот я хожу на работу, сижу у компьютера, пятницу, субботу, воскресенье пью пиво с друзьями, играю на бильярде – ничем особенно не отличаюсь и нахожу себе и «выстраиваю» такую религию, которая бы оправдывала мой образ жизни. Ведь среди преступников тоже есть верующие люди – один из таких злодеев однажды мне рассказывал, что есть так называемый «бог воров»: идя на дело, они молятся ему, чтобы все прошло удачно, спокойно и без полиции. Вот это как раз вариант «построения религии снизу», когда мы приспосабливаем веру под себя.

Нам нужен некоторый объективный ориентир, некоторая истина, которая вытягивала бы нас, делала человечнее – не та, которую выдумал для себя, но которая передана мне людьми, которым действительно можно доверять, которые своей чистой, святой и правдивой жизнью засвидетельствовали что их слова несут святость, доброту, любовь в этот мир. И вот эти слова, эти истины запечатлены в Священном Писании.

Но мы с вами, читавшие особенно американскую литературу, любители вестернов, можем вспомнить такую замечательную формулировку: «Она читала свою Библию». Каждый из нас может по-своему вычитывать текст Священного Писания, находить оправдания в нем своим поступкам, даже жестокости. И вот мы можем вспомнить массу сюжетов из американской истории, когда с помощью Священного Писания люди оправдывали убийства, кровавые преступления и даже пытки, свой расизм оправдывали ссылками из Писания.

Поэтому нам нужен не только текст – нам нужен подлинный смысл, мы должны войти в саму традицию, в Священное Предание, которое дает нам возможность правильно интерпретировать текст Священного Писания. Можно просто отвернуться от этого поиска религиозной истины, сказать: «Я просто не хочу ничего об этом знать!», но продуктивна ли эта позиция? Человек без Бога идет очень опасной дорогой. Хорошо, конечно, когда у тебя в сердце начертан какой-то закон и твой слух внутренний тебя не подводит, твое нравственное чутье достаточно здорово, чтобы делать правильные решения, взвешивать свое сердце и поступки. Но вот в некоторых очень древних молитвах, мы встречаем такое выражение: «Господи, избави меня от совести лукавой».

Совесть – изрядная трусиха и с ней очень легко можно договориться. А если жизнь наша порочна, если мы привыкли потакать своим страстям, то голос совести со временем становится совсем не слышим. Очень важно знать, Кто мой Бог, очень важно знать, как правильно верить, что я должен делать, чтобы быть рядом с Ним, чтобы правильно понимать Священное Писание – Откровение, которое Господь нам оставил, – чтобы не впасть в беспамятство. Очень просто ставить эксперимент над своей жизнью, но беспамятство и безверие поражают жизнь семьи, общества, государства, и мы знаем, к чему приводят такие катастрофы – глобальное беспамятство, тотальное безверие.

Получается общество, в котором брошены старики, забыты дети, где разврат просто выплескивается из всяких берегов, где бесчеловечие становится нормой, безнравственность признается за здоровье. Это общество, которое убивает само себя.

Можно, конечно, быть и религиозным человеком, и общество может быть религиозным и тоже будет самоубиваться, если оно вдруг признает Бога жестоким палачом. И те люди, которые убивали детей, они думали, что служат Богу. Поэтому, чтобы избежать таких извращений, мы должны быть с истиной, стремиться к ней и бороться за нее в своей собственной жизни, своей собственной истории снова и снова возвращаясь к своим корням, традициям, учась читать священные тексты. Быть с Церковью.

Это, конечно, призыв совсем не модный, который, наверное, многих людей оттолкнет, но тем не менее, Церковь – это общество верующих людей, если мы ее рассматриваем как социальный институт. Если ты с людьми, если ты в обществе, если ты верующий человек, и видя даже какие-то ошибки в церковной жизни, замечая их, ты должен постараться своим примером, своей жизнью исправлять их, не отделяя себя от общества верующих людей.

Вот, друзья мои, это те простые вещи, которые прекрасно понимали наши предки, которые были понятны людям простым и образованным, но верующим. Людям, которые жили жизнью Церкви. Люди, которые сами из себя представляли Церковь. И быть с Церковью, быть Церковью – это великое благословение Божие. Пусть оно не оставит нас.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс