Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (953)
Марина Владимировна Бирюкова, мастер лицевого шитья, член содружества мастеров Центра традиционного искусства и ремесла «Сень», член Союза художников России: - С фабрик России, делающих шелк, нитка лучше, чем немецкая. Немецкая сделана из отходов шелкового производства, она словно из ваты соткана, поэтому не переливается. А наша шелковая ниточка – это собрание маленьких паутинок шелкопряда, причем в их длину. Поэтому наши обычные нитки гораздо ближе к тем нитям, что использовались в древности. И шитье, которое вы видите, похоже на шитье ХVI века. Мы используем в работе такие же пяльца, какие изображены на старых картинах, сохранившихся во многих музеях, – это деревянная рама, на которую при помощи планок и веревочек натягивается ткань. Ткань должна быть натянута плотно, как барабан, чтобы нигде не провисала. Тогда по ней можно шить двумя руками, как мы и делаем: одна рука сверху, другая – снизу. Тогда работа шьется быстро.
Что здесь? Здесь мы видим основу, которая находится под всем фоном, тонкая льняная или хлопковая ткань. На основу пришивается фон из драгоценных тканей. Здесь в данном случае шелк камка: мы нашли маленький кусочек итальянского производства по старинному образцу, то есть это точно такой же шелк, какой был в ХVI веке в мастерской княгини Старицкой. И белый французский шелк – тоже нам достались маленькие кусочки от шитья покрова преподобного Сергия (нам благословил батюшка ризничный). Это тоже шелк камка из натурального шелка жаккардового переплетения, где на матовой и глянцевой поверхности появляется узор.
На таких узорных тканях в Древней Руси, а также в Византии шились лицевые вышивки. Они ничем никогда не проклеивались. Вышивка шилась настолько подробно, настолько мелкими стежками, что сама держала свою форму. Не нужно было при снятии с пялец ее крепить – на дерево или еще как-то (что возникает при современном шитье). Потому что она прочная и в то же время струится – она и форму держит, и колышется. Такое свойство ткани и было выбрано для искусства лицевого шитья. Это неотъемлемое свойство ткани быть мягкой, быть обтекающей, струящейся. И шелковая вышивка, следуя за фалдами ткани, когда она в свободном состоянии подвешена, тоже переливается. Получается, что лики святых как будто откликаются на нашу молитву, они становятся очень теплые, очень близкие. Поэтому искусство лицевого шитья так привлекает тех, кто только начал этим заниматься, и заманивает, заманивает, чтобы продолжать, чтобы совершенствоваться, чтобы это искусство не умирало.
И когда в церкви человек подходит к вышитому образу, невольно проникается. Если это вышито по-настоящему, не смотришь, какими швами это вышито, видишь сразу образ и сразу ему молишься. Может быть, потом и обратишь внимание: ах, так он же вышитый, не написанный красками. А это как раз главная задача вышивки. И это достижение древнерусского лицевого шитья – в отличие, например, от современного искусства, которое тяготеет к яркости, нарядности и изощренности приемов. Здесь все технически просто, но все целесообразно. Главная цель – это образ. Все это искусство нацелено именно на передачу святого образа.
Лицевое шитье существовало на Руси в древности. Перестало оно существовать после реформ Петра I в связи со сменой образа жизни женщин. В княжеских теремах был строгий этикет, поэтому женщины вели полузатворнический образ жизни. Они не могли показываться посторонним людям на глаза, поэтому жили на особой половине. У них там был свой домашний храм, у них была библиотека (этому можно сейчас удивиться, но, тем не менее…), и в грамоте они разумели. Жили они постоянно в годовом церковном круге, постоянно посещали богослужения, сами молились, могли читать жития святых, могли читать сочинения современных авторов. То есть это был просвещенный слой. Единственная особенность была в их затворе: по этикету, они не могли покидать своего терема.
Однако наши русские женщины были замечательные творческие личности. Кроме того, что они и любили, и умели молиться по-настоящему, они еще умели очень красиво вышивать. И могли бы вышить, например, себе красивое платье, сарафаны, кокошники, разубрать себя такими красавицами... Но вместо этого они занимались удивительным делом – молились и шили святых, вышивали свою молитву. Вышивкой они занимались постоянно и очень в этом преуспели. Поэтому искусство лицевого шитья на Руси – это самое прекрасное женское искусство. И самое сложное, поскольку то время, которое они уделяли этому искусству, – это просто вся жизнь. Вся поющая душа выливалась на эти полотна, и на полотнах появлялись прекрасные лики Божией Матери, Спасителя, святых, которые жили даже не так далеко от них по времени, которых они могли знать даже лично, и почитали, и обращались к ним в молитвах.
Это все мы можем видеть сейчас в музее, но очень редко кто может представить, как это все создавалось. Мы, современные женщины, тоже не представляем, как это все создавалось. Только когда берем иголочку в руки и начинаем стежок за стежком шить, мы вдруг понимаем, как долго это шилось. Это же не день, не неделю, не месяц, не год. Это годы, потому что стежочки очень маленькие, и каждый стежок имеет свою форму, свое назначение – нельзя ни прибавить, ни убавить. Это высочайшее искусство. Когда создавалась такая пелена с молитвой, то эту пелену вносили в особую книгу наравне с построением храма. Записали: построен такой-то храм, вышита такая-то пелена, такие-то князь и княгиня принесли эту пелену и подарили иконе, образу которой они молились.
Суть искусства состоит в чем? Необходимости в этой ткани в церкви нет, и нигде ни в каких книгах не предписано, чтобы к иконам привешивали пелены. Эта пелена – вольное желание молящегося придать материальную форму своей молитве и принести ее как дар образу святого, или Божией Матери, или Спаса, к которому они обращают свою молитву. То есть это воплощенная молитва. И когда такая пелена вкладывалась как дар в церковь к определенной иконе, то записывалось о поминовении из рода в род, то есть на все оставшееся время существования видимого нашего мира в этом монастыре должны были поминать эту княгиню, этого князя и их сродников. Сначала о здравии, а потом о упокоении.
Мы здесь видим собрание пелен, которые вышивались на протяжении последних двадцати лет, каждая в свое время, большим коллективом, в Троице-Сергиевой лавре, в мастерской лицевого шитья при иконописной школе. Заведующий у нас архимандрит Лука (Головков), а я была преподавателем лицевого шитья, вот в то время как раз находилась рядом с происхождением всех этих работ. Здесь мы видим пелену «Святитель Тихон: поставление на патриарший престол». Она была вышита к 90-летию поставления, то есть десять лет назад. Мы вышивали большим коллективом. Центральную фигуру вышила Наталья Сахно. Это ее первая работа в данной технике. Наталья Сахно - замечательный музыкант, она окончила регентскую школу, преподавала в регентской школе. Но она и замечательная вышивальщица, как мы видим по самой пелене. Лик Тихона практически как живой, причем соблюдены все канонические особенности. Когда Наталья вышивала, она постоянно молилась, читала акафист святителю Тихону и собрала все фотографии прижизненные, а также лучшие иконы, сравнивала и на основе этого шила образ. Клейма вышивали четыре разных мастерицы. Первое клеймо, где Иоанн Кронштадтский предсказывает патриаршее служение, вышивала Татьяна Наволоцкая, сергиево-посадский художник. Она не оканчивала иконописную школу или какое-либо художественное учебное заведение, но, как и любой женщине, Татьяне свойственно творчество. Когда Господь призвал ее, и она пришла к нам, то стала замечательным мастером лицевого шитья.
Следующее клеймо, верхнее правое, вышивала мастерица, ученица иконописной школы, мастерской лицевого шитья из Польши Иоанна Плуг. Это очень сложная композиция, многофигурная, но Иоанна замечательно справилась. Следующее клеймо посвящено заключению святителя Тихона в темницу. Его вышивала Ольга Забуга. Она музыкант, не художник, окончила регентскую школу, но ее вышивка – одно из лучших художественных произведений. И последнее клеймо (четвертое) «Обретение мощей» вышивала выпускница иконописной школы, мастерской лицевого шитья, тоже из Польши, Моника Севастьяник. На этом клейме вышиты и наши современники, которые присутствовали при обретении мощей, и сам образ Тихона в успении. Вся композиция имеет крестообразную форму: мы хотели подчеркнуть сложный крестный путь святителя в трудную годину нашей истории. Пелена святителя Тихона с житием вышивалась с 2003 по 2007 год. В это время у нас в мастерской на реставрации находился интронизационный саккос святителя Тихона. Девушки с благоговением прикладывались перед работой как к святыне к этому саккосу и после этого шили.
На нашей выставке вы можете увидеть пелену, посвященную четырем святым Санкт-Петербурга: это Иоанн Кронштадтский, Александр Невский, Серафим Вырицкий и Ксеньюшка Блаженная (Ксения Петербургская). Над ними на кайме вышита икона Матери Божией «Знамение». По кайме вышита молитва, посвященная всем русским святым. Ее тоже вышивал большой коллектив.
На выставке вы можете увидеть замечательное технологическое обретение нашей мастерской лицевого шитья иконописной школы. Это разработка Ольги Фищук, мастерицы из Киева. Она также училась у нас. Возрождение домонгольского шитья – пелена с изображением святого мученика Валерия. Ольга шила ее с молитвой о здравии своего папы (она Ольга Валерьевна). За композицию она выбрала древний стиль, который мы можем изучить на основе сохранившихся памятников. Это одежда святого Кутберта, которая хранится в Музее Виктории и Альберта в Англии. Там очень хорошо сохранилась техника шитья, которую Ольга подробно изучала, даже ездила для этого в Англию. На основе стилистики иконописец нашей школы нарисовала прорезь, и Ольга шила с учетом всех технических особенностей. Ей пришлось полностью воссоздать шов, который до этого времени не был известен. Это открытие. Этим швом вышит фон святого мученика Валерия, а также все золотные линии, которые на этой пелене вы увидите. Ольга опубликовала свое открытие в сборнике «Покров». Так что для тех, кто хочет научиться этому шву, есть информация и опубликованная, и в Интернете, в группе, посвященной мастерской лицевого шитья Московской духовной академии.
На выставке в Центре «Сень» мы можем увидеть пелену с образом Божией Матери Владимирской. Это самая первая работа Елены Даниленко, которая поступила в иконописную школу. Орнамент на кайме пелены Лена рисовала сама, это ее прорись, а прорись всех пелен, которые вы видите, – это работа профессиональных иконописцев. Мастерицы и в древности не дерзали рисовать прорись, все-таки ее должен делать человек, который этим занимается профессионально, то есть художник-иконописец. А вот орнамент и текст на кайме девушки в древности могли делать сами. Так и сейчас. Они пользуются этой возможностью, и получаются очень интересные творческие находки, как на пелене Владимирской Божией Матери.
Здесь есть моя работа – Божия Матерь «Знамение» с царскими мучениками. Она вышивалась очень долго, начинала я ее еще в 1994 году по благословению оптинского батюшки Михаила (тогда еще монаха). Это должна была быть хоругвь в скиту, но я ее шила так долго, что там уже хоругви появились до того, как я ее закончила. А по мере исполнения отец Михаил вносил изменения. Мы должны были сначала украсить кайму изображениями архангелов (там же и Архангел Михаил должен был быть), но потом батюшка сказал, что хотелось бы видеть там царских мучеников. И уже по его просьбе я обратилась к иконописцам. Конюшевский Антон исполнял на кайме прорись царских мучеников, всей семьи и Елизаветы Федоровны. А среднюю прорись делал Косянин Андрей, тоже профессиональный иконописец.
Любое дело спорится, когда увлеченные им люди занимаются вместе. К нам в Центр «Сень» приехала Анна Андропова из Челябинска. Это замечательный мастер, она всегда радует нас, когда приезжает, удивительными работами. Как и я, она очень любит стиль мастерской княгини Евфросинии Старицкой. И точно так же, как я, она следует стилю этой мастерской во всех своих работах. Сейчас здесь мы видим работу Ани Андроповой «Симеон Верхотурский». Он вышит в стиле ХVI века. Здесь соблюдена и последовательность шагов (как шилось, что за чем: опись, затем свет, затем тень), а также и технология. Мастерская княгини Старицкой сохранила за собой славу. У нас на слуху это имя, и те, кто изучал вопрос более подробно, знают наизусть ее работы, сохранившиеся в разных музеях России. Все вышивки наполнены духовным светом Древней Руси, и в них выработан максимально ясный алгоритм самой техники. Нам как ученицам удобно проследить именно по этим работам последовательность, для того чтобы научиться шить в традициях. Понятие традиции в данном случае шире, чем понятие, может быть, канона, потому что сама традиционная техника не позволяет выйти за рамки канона. Поэтому мы можем шить вновь прославленных святых в этой традиции и оставаться внутри канона, что очень важно на стадии обучения, поэтому выбрали эту мастерскую как самую ясную, в которой сложился такой понятный творческий язык.
Работы на выставке принадлежат Центру «Сень». Официально выставка объявлена с 5 ноября по 24 января, но мы бы хотели ее продлить, так как пригласили еще мастериц, которые привезут свои работы на эту выставку. Мы ее восполним, и она будет еще богаче, еще интересней.
Записала:
Елена Тимофеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-tsentr-traditsionnogo-iskusstva-i-remesla-rossii-sen-chast-1
http://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-tsentr-traditsionnogo-iskusstva-i-remesla-rossii-sen-chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.