Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №8 (953) 2018
– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 89-м псалме, имеющем такое преднаписание: молитва Моисеа человека Божия, 89. Молитвою Моисея Давид назвал этот псалом неслучайно – он, подобно Моисею, обращается за людей к Богу. Обращается и рекомендует читать этот псалом всем, кто находится в бедственных обстоятельствах. Здесь он молится за тех, кто нуждается в помощи Божией. Каждый, когда находится в таком состоянии, должен читать этот псалом и уповать на милосердие Божие, а Господь явит Свое милосердие. Но прежде чем обратиться к Богу, человек должен подумать о внутреннем состоянии, с которым мы прибегаем к Богу. Об этом говорят святые отцы.
«Господи, прибежище был еси нам в род и род». Псалмопевец обращается к Богу, к Его великому милосердию не на пустом месте, а на очень твердом основании: Давид на своем опыте знает, что Господь всегда ему помогал. Он в своей жизни никогда не уповал ни на богатство, ни на силу, ни на свое войско, а всегда только на Господа. В любых обстоятельствах человек должен обращаться к Богу – такой опыт получило человечество во всей Библейской истории: она говорит нам о великом милосердии Божием. Господь не отдельному роду помогал, не в отдельные времена являл Свою милость, а, как говорит Псалмопевец, Господь прибежищем был еси нам в род и род – в каждом роде Он являл Свое неизреченное милосердие от времен Авраама до последних дней. Господь помогал до Своего Пришествия, во время Пришествия, и до сих пор каждый человек испытывает на себе милосердие Божие. Когда мы общаемся с нашими родителями, бабушками, дедушками, они, рассказывая о своей жизни, говорят, что, если бы Господь не помог, невозможно было бы выйти из той или иной тяжелой ситуации, невозможно было бы выжить во время военных действий, невозможно было бы преодолеть ту скорбь и печаль, с которой они сталкивались на своем жизненном пути. Конечно же, Господь в каждом роде являет Свое неизреченное милосердие.
«Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси». Псалмопевец Давид, восхвалив Бога за Его милосердие, говорит: «Ты наш единый Бог, ведь Ты был всегда: Ты был прежде, когда еще и гор не было, не было земли, не было этой Вселенной, и от века и до века – Ты был и тогда, и сегодня, и всегда будешь в этой жизни являть Свое неизреченное милосердие. Ты у нас единый Бог, к Которому мы прибегаем, на Которого уповаем – на Которого возлагаем свою надежду».
«Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии». Когда человек пребывает в смирении? Оно выражается очень часто в Священном Писании, и Сам Господь говорит: «Научитеся от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Смирение – заветная добродетель, к которой стремится каждый христианин. Дается оно человеку в разных обстояниях – «яко смирил еси меня до зела: оно является среди испытаний, среди болезней. Человек приобретает смирение не только по своему стремлению, по своей воле, но и за счет обстоятельств, которые ему посылает Господь, если он их правильно воспринимает. И тот, кто находится в неволе, в плену или оклеветан, тоже приобретает смирение – он понимает, что Господь дает ему это особое переживание, чтобы он достиг каких-то определенных духовных целей. И тогда рождается смирение. Поэтому Давид и обращается к Богу, чтобы Он не отвратил человека во смирении, когда тот уже находится в трудных обстояниях, уже сам себя смирил за счет тех испытаний, что выпали на его долю, на долю его рода, и, конечно, псалмопевец хочет, чтобы Господь явил Свое милосердие: невозможно пребывать в таком удрученном состоянии.
«И рекл еси: обратитеся, сынове человечестии». К кому обратитесь? Конечно, в любых обстояниях мы должны обращаться к Богу. Когда мы испытываем трудности, когда нам посылается серьезное испытание, мы должны обратиться к Богу и приблизиться к Нему, тогда Господь не отвратит Лица Своего от нас, не отвратит уха от слышания нашей просьбы к Нему. Как говорят святые отцы, здесь имеется в виду, чтобы не только человек обратился, но чтобы и Господь увидел и услышал и тоже обратился к человеку, уже находящемуся во смирении.
«Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная». Очень глубокие слова говорит Псалмопевец. Испытания порой делают жизнь человека невыносимой. Но жизнь коротка, а человек, кроме трудностей, еще должен обрести и радость этой жизни, этого Божественного мира – ведь Бог создал этот мир для человека, для его радости, и в радости тот должен увидеть и прославить Господа. Псалмопевец говорит, что жизнь человека скоротечна, и наше время, которое мы имеем, – ничто перед Тобой, Господи, но у нас больше ничего нет. Что такое день вчерашний? Это то, что уже прошло, и мы уже не помним о дне вчерашнем. Мы о сегодняшнем-то дне не помним, для нас существует только день завтрашний. Тысяча лет для Господа – ничто, как день вчерашний, как день единый, иже мимо иде – очень быстро проходит, как и стража нощная, как четверть ночи: ночь делилась на четыре стражи, и одна стража ночная, четверть ночи, проходит очень быстро. Так для Господа тысяча лет, ведь Бог не во времени, но в вечности пребывает. А для человека, конечно, это огромное время.
«Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет». Господь очень мудро через Псалмопевца подчеркивает замечательные вехи. Что для человека богатство, красота, стремление к земной жизни? Это все пустое. Каждый должен понимать, что время скоротечно. «Уничижения их лета будут». Уничижение – значит, все скоропреходящее, не имеет никакой ценности. Мы не должны стремиться к укоренению в этой жизни, к приобретению чего-то лишнего в ней, к посвящению своих сил (как внутренних, так и внешних), чтобы украсить эту жизнь, – она очень и очень быстро проходит. Как? Да незаметно. Если мы спросим молодого человека, он скажет, что перед ним целая жизнь. Если спросим у человека, который уже исполнен полнотой жизни, он скажет: «Я не видел этой жизни, она очень быстро прошла». Эти слова на самом деле глубоко трогают сердце человека: день проходит очень быстро, как трава, не успев зацвести, уже засыхает, и она сгорает, и ничего не остается… Псалмопевец показал, что есть и такая трава, которая с утра зацветает, а к вечеру уже цвет отпадает, и она засыхает, то есть буквально жизнь проходит одним днем. И если так коротка жизнь, насколько мы должны ее ценить, насколько мы должны направлять ее в нужное русло, чтобы принести пользу ближним своим и в то же время не навредить своей собственной душе, дать ей продление жизни в вечности. Вот к такому тонкому и внимательному отношению к своей жизни призывает нас Псалмопевец.
«Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся». Бедствия постигают нас от того, что мы ведем неправильную жизнь, нарушаем заповеди Божии. А от этого приобретаем и гнев Божий, и ярость Божию, которой смущаемся: «Почему это с нами происходит?». Да потому, что мы нарушили Закон – направили вектор своей жизни не в то вечное направление, к которому должны стремиться, не на тот вечный путь, по которому должны идти, а все растрачиваем на временное. Поэтому нас и посещают скорби и бедствия.
«Положил еси беззакония наша пред Тобою, век наш в просвещение лица Твоего» – конечно же, беззаконием исполнена наша жизнь, и мы порой стараемся тайно что-то творить, думаем, что если люди не увидели, то слава Богу, забывая, что от Бога ничего невозможно утаить. Вот Псалмопевец и говорит такие глубокие слова. Святитель Иоанн Златоуст, акцентируя на этом внимание, говорит, что больше надо бояться Бога, Который ведает не только наши пути, не только наши дела, но и знает наши мысли, как они формируются и к какому пути они нас направляют: перед Господом все явно, Он все видит, все открывается перед Лицом Божиим. Поэтому дела наши должны быть совершенно достойными, чтобы у нас не было переживаний, и чтобы перед нашим лицом было явлено милосердие Божие.
«Лета наша яко паучина поучахуся». Опять интересно: жизнь человека сравнивает Псалмопевец с паутиной – она очень искусно вьется, на нее тратится очень много сил и какой-то изощренности, красоты. Но по своей непрочности она быстро прорывается и не имеет пользы, и если жизнь человека направлена на земное богатство, на страсти, одолевающие нас, это происходит вот таким путем – «лета наша яко паучина поучахуся»; жизнь не имеет ценности, как паутина: хоть трудов и много, а смысла никакого.
«Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся». Жизнь человека скоротечна. Многие бьются за жизнь, особенно те, кто обладает богатством: они все направляют на то, чтобы сохранить свою жизнь на этой земле. И медицина, и фармацевтика, и медтехника развиваются, работают на это целые научные институты – не чтобы обогатиться человеку, но чтобы богатый человек, имеющий возможность воспользоваться всем этим, жил долго. Но сколько бы ни старался человек, он много не проживет: ему определено от Господа 70 лет, и, ежели в силах, то 80 лет, после этого идут болезни и смерть. Конечно же, Господь посылает человеку болезни, чтобы он забыл о страстном и направил жизнь свою к духовному приобретению, чтобы в какой-то степени был готов получить награду от Господа. Ведь чувство покаяния у человека рождается только тогда, когда он теряет свои силы, когда он, пребывая в болезненном состоянии, понимает, что ничего не может сделать, чтобы жизнь его продлилась.
Мы, священнослужители, очень часто с этим встречаемся: подлинные чувства покаяния рождаются у человека, лежащего на смертном одре, которому Господь по Своему милосердию, по тем добрым делам, что человек успел принести в этой жизни, дает возможность раскаяться. Его не забирает внезапная или, как мы называем, наглая смерть, но человек имеет возможность принести достойный плод покаяния. Поэтому Господь и дает седмьдесят аще осмьдесят лет, а потом приходят труд и болезни, то есть ты трудишься очень много и твои труды уже не такие, у тебя не хватает на них сил: болезни истощают тебя.
Другие святые отцы, толкуя это место псалма Давидова, указывают не что после этого возраста наступает трудное состояние и болезни и, чтобы что-то достигнуть, ты должен проявлять огромные усилия, а что вся жизнь человека, начиная от первого момента, – это труд и болезни. Все равно болезни посещают нас в течение всей нашей жизни, с болезнями приходится бороться, преодолевая большие испытания, и приходится много трудиться, чтобы прокормиться. И то, и другое толкование очень верные. Действительно, и трудности, и болезни посещают нас постоянно, но и усилия нужны, чтобы продлить немного жизнь. И после 70, 80 лет (у кого как) наступают сначала испытания через труд, чтобы даже прокормить самого себя, а потом это время сопровождается тяжелыми болезнями: организм ослаблен, у него нет уже такого сопротивления, и ты немощствуешь не только от инфекционных заболеваний, но немощствуешь о том, что твое тело устало жить, потому что износилось за эти годы. «Яко прииде кротость на ны, и накажемся». Кротость – это неизреченное милосердие Божие: Господь хоть за грехи и наказывает человека, но, как говорят святые отцы, все-таки Его наказание неравноценно нашим грехам, Его наказание всегда меньше, чем мы заслуживаем, – Господь знает, что нам невозможно понести то тяжелое, которое Он даст равное по правде Своей за наши грехи. Он и дает это малое. Это наказание называется кротким наказанием.
«Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою изчести?». Здесь говорит Псалмопевец: «А если Господь нас накажет по полноте того наказания, что мы заслужили, во всем гневе Своем, во всей ярости Своей, то что с нами тогда будет?». Конечно же, мы не сможем все это пережить. Даже и то малое, что Господь дает, вызывает в нас бурю сопротивления и обилие слез, когда мы начинаем просить Господа, чтобы Он помог нам, ведь мы не в силах больше нести этот крест… В силах грешить, но не в силах терпеть наказание. Поэтому Господь по кротости Своей наказывает человека, посылая ему только то, что тот сможет перенести, только то, что его вразумит, но, конечно же, по правде Своей.
«Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости». То есть: «Господи, дай мне увидеть Десницу, правую сторону Твою». Здесь уже Давид говорит о вечности: «Не только в этой жизни нам хочется пожить и увидеть Твое неизреченное милосердие, но и дай нам увидеть в вечности Десницу Твою (то есть десную (правую) сторону)». А по правую сторону, мы знаем, встанут только те, кто творил волю Отца Небесного, кто был милосерд в этой жизни, проявлял себя с лучшей стороны, делал многие добрые дела своим близким и жил добродетельной жизнью. Им Господь скажет: «Идите по правую сторону и наследуйте Царство Отца Моего Небесного». «И окованныя сердцем в мудрости». Как увидеть окованныя сердцем в мудрости – святых и праведных, которые мудро прожили эту жизнь, избегая всякого греховного и выбирая только благое для себя. Их и называет Господь мудрыми: они жили жизнь свою не напрасно, не распыляли ее, а направляли в духовное русло, дабы обрести жизнь вечную и угодить Господу.
«Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя». Псалмопевец просит, чтобы Господь обратился к человеку, увидел человека: невозможно долго пребывать в скорби. Скорбь иссушает, удаляет от человека чувство милосердия Божия, дает чувство оставленности. И если человек долго пребывает в скорби, конечно же, он не может прийти в состояние благодарности и хваления Бога. Поэтому Давид говорит: «…обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя». То есть, чтобы Господь оказал помощь всем нуждающимся и всем, пребывающим в скорбном обстоянии.
«Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся». Если ранее говорилось о времени мрачном, тяжелом, когда человек пребывает в скорбях, в сени смертной, то здесь уже псалмопевец Давид говорит: «…исполнихомся заутра милости Твоея». Утро – это всегда новый день, это новая жизнь. И здесь святые отцы говорят о том, что Псалмопевец просит, чтобы все-таки мы вошли в Царство Небесное, которое и является для каждого верующего новым днем, утрешним днем, «и возрадовахомся и возвеселихомся»: только там в полноте человек может возрадоваться и возвеселиться. Хотя каждый из нас и в земной жизни должен приобщаться к новой жизни, духовной жизни. Когда человек обретает полноту духовной жизни, он пребывает в радости и веселии. Почему и преподобный Серафим Саровский всегда приходящих к нему встречал удивительными словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». – он призывал к внутренней радости, ведь Христос Воскрес для каждого человека, и Воскресением Он открывает для каждого двери в Царство Небесное. Все остальное – это мелкое, о чем не стоит ни печалиться, ни скорбеть. Самое главное – чтобы сердце наше наполнялось любовью к Богу.
«Во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая». Конечно же, хочется исполниться милосердия Божия и приобщиться к этой радости. Но благодаря тому, что есть, и приобретается терпение, именно терпение рождает добродетельную жизнь и являет милосердие Божие.
«И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их». Господи, призри на нас, на детей рабов Твоих. Если мы говорим «на детей рабов Твоих», мы подчеркиваем, что звание раба великое и почетное: раб в нашем понимании – это не тот, кто по злой воле лишен собственной воли. Рабы Божии, мы отдаем свою волю Господу, и в этом великая радость. Тот, кто волю вручает в руки Божии, живет по воле Божией, исполняет заповеди Его. Такими были многие наши предки, наши учителя Церкви, от апостолов до сегодняшних дней. А мы – сыны их. Поэтому призываем: «Призри Господи, на тех, кто потрудился во славу Твою, и на нас, сынов их, и яви нам Свое милосердие».
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи»: в конце Псалмопевец просит у Господа явить Его милость, дать благодать Свою, без которой невозможно творить добрые дела, исправил дела рук наших. А дела рук наших – это, конечно, те добрые дела, которые мы совершаем, то молитвенное, что мы можем дать от своего сердца, и та милостыня, которую человек совершает собственными руками. И он просит, чтобы Господь именно помог в этом: без Бога невозможно совершить добрые дела. Таким был Псалмопевец: он всегда обращался к Богу и неслучайно дает нам эту сильную молитву, в которой мы, ежели не имеем собственных сил, призываем Господа, чтобы Он услышал молитву предстателей наших, сегодня стоящих у Престола Божия. Для нас это очень важно: есть Небесная Церковь, есть земная Церковь, и когда она собирается воедино, то дает огромный результат, потому что сильная соборная молитва, как огненный столп, достигает до небес.
Псалмопевец дает совершенно удивительный псалом, который каждый из нас должен читать в трудных обстояниях собственной жизни: мы многие трудности испытываем. Но здесь не только обращение к Богу, но есть и некое понимание своего недостоинства и в то же время чувство благодарности Богу, что Господь никогда не оставит, если мы будем обращаться к Нему за помощью. Господь всегда посылает милость человеку, который стремится сказать Господу: «Ты у нас один, Господи, и нет у нас других богов. Твоя милость уже явлена в этом мире, она являлась из рода в род. Мы знаем, Господи, что Ты можешь нам оказать Свою милость и избавить нас от испытаний».
Наша жизнь скоротечна, и мы понимаем, что невозможно в этой жизни заниматься только теми делами, что имеют своим началом и основанием тление. Псалмопевец Давид всех нас призывает стремиться к нетленному, осознавая, что для Бога нет времени, а для нас время, которое нам отводится, очень скоротечно, очень быстро исчезает, и нам нужно избегать тех дел, что вызывают гнев Божий. Хотя гнев Божий настолько кроток, что мы не наказываемся в полную меру, но все равно это очень и очень тяжело переживать. Господь дает Свою милость, Господь дает Свою благодать. И тем, кто верит в Него, Он, конечно, даст возможность увидеть Его десную сторону, где будут находиться праведники.
В этом псалме очень сильное обращение: «Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя» – здесь как бы скорбит Псалмопевец: «Вот, Ты медлишь, Господи, а я уже не могу, силы мои заканчиваются». И потом он уже просит Господа: «Призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их» – чтобы Господь увидел всех верных, которые жили до нас, и нас, грешных и недостойных, которые идут хоть и не совсем достойным, но путем предков, и просит, чтобы Господь ниспослал Свою великую благодать и силу: без Бога нам невозможно достигнуть того состояния, которое принесет нам внутреннее удовлетворение и радость здесь, на земле, и которое откроет двери Царствия Божия.
Вот такой удивительный псалом, молитва. Нам надо запомнить, братья и сестры, этот псалом-молитву и в трудных обстояниях жизни обращаться к Господу за Его милосердием. Сегодня мы прощаемся с вами. Храни вас всех Господь, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)
Записала Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.