Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №09 (954) → Архимандрит Савва (Мажуко): О грехах, связанных с речью

Архимандрит Савва (Мажуко): О грехах, связанных с речью

№09 (954) / 1 марта ‘18

Свет невечерний

– Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим об особом подвиге, который предстоит каждому христианину в своей жизни понести. Это борьба с неудержимым злом, как его назвал в своем Послании святой апостол Иаков. Если мы откроем Соборное Послание Иакова, найдем в нем 3-ю главу, то увидим, что там есть целый акафист или гимн языку. Апостол говорит, что всякое зло можно укротить, и даже звери подчиняются укротителям, но язык неудержимое зло. Это огонь, который воспламеняет все в человеке. Прекрасными правдами он говорит. Язык мой – враг мой подлинный.

Грехи или поступки, связанные с речью, с языком, со словом, оказывается, поддаются наиболее сложному воспитанию – очень сложно справиться именно с ними, но это не значит, что не стоит бороться с этим греховным навыком.

В Беларуси есть такая поговорка – быў бы ў золаце, каб не дзірка ў роце: даже в светском нашем словоупотреблении, светском нашем опыте, мы отмечаем, что пропасть, которая сияет через мою речь, часто портит жизнь не только мне, но и моим близким. И много таких пословиц и поговорок мы найдем у каждого народа и даже сами, может быть, сочиним, поскольку сами страдаем от этого большого недуга несдержанности, невоспитанности в слове.

Наше современное общество отличается тем, что, как эпидемия, нас захлестывает нецензурная брань. Люди не только ругаются с помощью таких слов, но еще и разговаривают. А это уж совсем плохо. Конечно же, здесь есть эстетический момент, культурный, но мы должны с вами отметить момент духовный, поскольку замечено, что небрежность в словах, неряшливость в речи, греховность в каких-то выражениях и поступках отражается на внутреннем состоянии человека: она ввергает его в смятение и делает по-настоящему игралищем страстей и нечистых духов. Это именно так.

Что же нам делать с этим? Как нам бороться с этим неудержимым злом без, казалось бы, надежды на успех? Тем не менее у святых отцов мы найдем очень много советов, рекомендаций относительно того, как сражаться со своим языком, как бороться за чистоту слова, речи.

И тут, братья и сестры, мы должны отметить два важных момента: момент сдержанности и другой важный элемент борьбы за речь – это освящение своей речи. Первый момент связан с тем, чтобы попытаться воспитать свою речь так, чтобы, во-первых, не оскорблять своих близких: очень часто у нас так бывает в семьях, в обществе, на работе, что человек, не желая того сам, вдруг провоцирует ссору, какие-то жуткие скандалы одним каким-то словом, одной необдуманной фразой.

И нам нужно постоянно заботиться и делать постоянное усилие (а на этом вся духовная работа христианина и строится, и стоит: на постоянстве), чтобы быть понятым правильно и правильно услышать своего собеседника. Это первый и очень важный момент (я неоднократно замечал, что в семьях бывают скандалы и даже разводы из-за того, что муж и жена говорят одно и тоже, но совершенно разными словами и не заботясь о том, чтобы собеседник правильно их понял): найти язык собеседника, его речь, объяснить на его языке, понятными ему словами и терминами, и убедиться, что он все правильно понял – вот работа, которую мы не хотим с вами понести, а это и есть аскетическое усилие. Другое – это сдержанность в словах, которые совсем уж провоцируют других и нас самих на недостойные поступки, хотя сама речь – это тоже поступок.

И второй момент, который я отметил, – освящение своей речи. Не просто сдерживаться, не просто, может быть, замолчать, отойти в сторону, сдержаться там, где вы хотите произнести какое-то ругательство или же очень обидную реплику, но еще и подыскать в речи обогащающие ее слова и мысли, которые мы находим в Священном Писании и у святых отцов. А иногда даже светские произведения и фильмы подсказывают нам какие-то реплики, от которых расцветает сердце.

Люди вокруг нас нуждаются в утешении. И христианин – это не просто верующий человек, но человек, на которого возложена Богом задача освящения мира. Я как-то был в гостях у одной старой монахини и, вы знаете, когда я зашел в ее дом, первое, что я понял, ощутил кожей: здесь молится человек, который славословит Бога. Вся атмосфера этого дома была пропитана молитвой, благодарностью и каким-то особым человеколюбивым расположением ко всему живому.

Вы знаете, есть люди, под руками которых цветы растут, животные не болеют, дети растут в любви и радости – и христианин обязан своей речью, поступками освящать все вокруг себя, чтобы не было таких жутких проклятых квартир или домов, в которых ругаются, скандалят, порой проклинают друг друга. Ведь это все пронизывает воздух, атмосферы, ткань нашего бытия, а мы после этого хотим, чтобы жилось хорошо, чтобы не болеть, чтобы не болели ни дети, ни взрослые, ни звери. Нет, конечно же, так не будет.

Поэтому труд работы над своим словом – это труд постоянный, связанный с принуждением, но труд благодарный, поскольку только через работу над своим словом мы становимся и являем себя учениками Слова – Логоса, Самого Христа, Который является и Словом, и Творческим Словом: Творцом и Автором этого прекрасного мира.

http://tv-soyuz.ru/peredachi/svet-nevecherniy/svet-nevecherniy-vypusk-ot-12-dekabryatv-soyuz.ru/peredachi/svet-nevecherniy/svet-nevecherniy-vypusk-ot-12-dekabrya.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс