Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №07 (952) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 88

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 88

№07 (952) / 5 февраля ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №6 (951) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 88-м псалме, который имеет преднаписание: разума Ефама Израильтянина, 88 – то есть его нужно понимать с разумением, так как он имеет глубочайшие смыслы. В 88-м псалме пророчествуется, что Христос родится от рода Давидова, говорится о Его страданиях, о Его смерти и Воскресении. Псалом очень глубокий, наполненный благодарностью, которую каждый человек должен иметь за явление и Пришествие Господа нашего Иисуса Христа в этот мир.

«Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими». О какой милости говорится? Конечно, мы не можем говорить о милости, которую Господь пода-ет каждому из нас– и постоянно: это то временное, что получает человек. Но есть что-то очень важное в нашей жизни, имеющее огромнейшее значение для всего человечества, – милостью является Рождение, или Боговоплощение Самого Спасителя в мир, Его Пришествие и спасение всего рода человеческого. Эта милость дает нам возможность иметь не только временную жизнь, но иметь продолжение в вечности. Поэтому и говорит Псалмопевец: «…в род и род возвещу истину Твою усты моими». Мы очень много говорим слов, мы очень много общаемся, рассуждая о различных моментах нашей жизни, говоря о культуре, о традициях, о каких-то политических вещах или баталиях, о предвыборных моментах и так далее – человек говорит очень много и говорит не о важном, но о временном. И эти временные беседы мы ведем и на уровне своей семьи, но каждая семья, каждый род должны получать нечто главное, что делает осмысленным его жизнь, когда он живет на земле, дает продолжение жизни в вечности и продолжение жизни его рода – именно о явлении Христовом на земле должны мы говорить, и это передавать из рода в род, из уст в уста.

Поэтому сегодня огромно значение этого предания, этого пророчества для нашей жизни – мы должны иметь это в виду. Если мы не будем обращать на это внимания, то жизнь закончится, и не только в глобальном понимании, но для многих – земным существованием: в вечность не войдет тот, кто не узнает о Христе, не будет веровать во Христа, стремиться исполнять Его заповеди или, как говорят святые отцы, если и не удастся все исполнить, то принести достойное покаяние или совершить добрые дела, которые явятся ему оправданием в вечности.

«Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя» – милость великая восстает через Христа: человек получает отпущение грехов и вечную жизнь. Нет ничего ценнее самой жизни на земле, поэтому все наше устремление – поддержать жизнь в самих себе и удержать эту жизнь. А самое главное – понимание, что наша борьба должна быть не только за временную жизнь, но и за вечную жизнь.

«Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему». Здесь Псалмопевец пророчествует от имени Бога Отца. Кому Господь завещал завет избранным Моим? Аврааму, Исааку, Иакову дал обетование о Христе. Господь наш Иисус Христос и приходит как Тот обетованный Мессия, Который спасает род человеческий.

«До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой». Эти слова относятся ко Христу – здесь говорится о вечности: «…созижду в род и род престол твой». Опять-таки, если мы говорим о Царствии Христовом (а престол – это есть Царство Христово), то где оно? В Церкви Божией: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» – Церковь Христова будет существовать из рода в род, и будет простираться даже в вечности.

«Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых». Святые отцы говорят, что под Небесами здесь понимаются люди, живущие духовной жизнью, еще при жизни возносящиеся до Небес.

«Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих?». Никто не может уподобиться Богу, это действительно так. Во всей Библейской истории говорится только о дьяволе – враге рода человеческого, который хотел уподобиться Богу по гордыне и был низвергнут. Но человек имеет возможность быть подобным Богу по благодати, ведь он создан по образу и подобию Божию: если образ присутствует в человеке, то в течение жизни он должен уподобиться Богу, и, приобщившись к святости, он становится подобным Богу.

«Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его». «Бог прославляемь в совете святых» – в людях, идущих через уподобление к Богу, борясь с грехами: чем человек святее живет, тем больше прославляется имя Божие. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Бог прославляется добрыми делами? И как добрыми делами прославляется Он, так, наоборот , деяниями лукавыми хулится и бесчестится» – все зависит от тех дел, что мы совершаем. Если мы делаем дела, неугодные Богу, то, конечно, мы хулим Его, а если наши дела угодны Господу, если мы живем по заповедям, если стремимся уподобиться Ему во всех проявлениях, которые Господь показал, служа на земле, то имя Божие прославляется.

«Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты Владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши». Здесь Псалмопевец говорит о силе Господа: Он действительно управляет всей землей и имеет силу, которой повинуется вся стихия земли. Он Своею державою владычествует над морем; море – это огромная стихия, огромные толщи вод, и всем этим управляет Господь: «Возмущение же волн eго Ты укрочаеши». Богу подчиняется все на этой земле.

«Ты смирил еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя». Гордый есть дьявол, враг рода человеческого, и Он смирил его. Господь смиряет всякого гордого человека на этой земле, который в своем уподоблении и стремлении идет за врагом рода человеческого. «Смирил еси, яко язвена, гордаго». Чем смирил? Ранами. Любой человек чувствует руку Божию. Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать, а как смиряется гордыня наша? Через раны – это есть наши болезни. Человек, не имеющий болезни или имеющий успех в этой жизни, очень горд: он все приписывает себе, думает, что благодаря какому-то своему особому таланту он достигает всего в этой жизни. А на самом деле Господь помогает человеку, вручает ему что-то во временное пользование, и когда человек не видит этого, Господь посылает ему раны, язвы, немощи и болезни; тогда только этот человек начинает осознавать, что, оказывается, не все в его руках, не он властелин и хозяин этой Вселенной, а Господь ему дает: все в руках Божиих.

«Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Здесь опять говорится о величии Божием: и землю, и небо, и всю Вселенную и исполнение (исполнение – это народ Божий, что живет на земле) – все Господь основал, все Он сотворил. Что Богу подчиняется? «Север и море Ты создал еси»; север – северная сторона, море – западная сторона (святые отцы говорят, что морем всегда назывался запад, западная сторона), Фавор – южная сторона, Ермон – восточная: «О имени Твоем возрадуетася» вся Вселенная, вся земля. Некоторые говорят, что если Господь говорит о Фаворе и Ермоне, то здесь говорится и о славе Самого Христа: Фавор связан с Преображением – слава святого Преображения почивала на Фаворе, а Ермон – исток Иордана, связанного с Крещением. Эти основные события произвели глубочайшую радость о имени Господа, там была явлена слава Его: Господь явился во всей Своей полноте и славе – через Преображение и крещение. И там, и там был слышен глас Отца Небесного, было явление Духа Святого (то есть Троица) на Иордане, а Фавор дал полное Преображение Господа, и ученики увидели Его настолько, насколько могли, и почувствовали не только славу, но и благодать и радость, которые человек испытывает в общении с Господом.

«Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя». Здесь Господь наш Иисус Христос называется силою, мышцею (мышца – это сила), а чья рука, чья десница? Конечно, Он является и силою, и крепостью Отца Своего Небесного.

«Правда и судьба уготование престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим». Где будет явлена правда и где будет открыта судьба каждого человека? На Страшном Суде Господнем будет судим человек. Но судим не просто правдою, но милостью и истиной, которые Господь явил пред Лицом Твоим, то есть перед Лицом Отца Небесного; а Лицом Отца Небесного считают святые отцы Сына – и перед Сыном были явлены милость и истина, и Господь по милости будет совершать Свой Суд. Святые отцы говорят, что Господь без милости ничего не творит в этой жизни – Он являет милость для грешных, чтобы они растопили свое сердце и приобщились к праведности, а к праведным относится строго, чтобы они не потеряли свою праведность. Вот такая глубина заложена в любви Божией: кого-то лечит через снисхождение, а кого-то призывает через строгое отношение, которое поддерживает святость и праведность в человеке, свято живущем в этой жизни.

«Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут». Блажени, то есть счастливы люди, живущие во свете Лица Божия! Мы говорили, что Лицо Бога – Сын Божий. Господь дает этот свет через заповеди Свои, то есть освящает путь человека согласно тех заповедей, которые Он дал, и счастлив тот, кто исполняет заповеди и идет во свете Единородного Сына Божия.

«И о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего» – кто воспевает Бога в любви и единомыслии, того и прославляет царь Давид. Так должен жить каждый человек, верящий в Бога.

«Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий Моих». На кого же мы уповаем? Конечно, мы уповаем на Господа. И какого избранного вознесем? Здесь пророчествуется о Христе, Который был вознесен на Крест и совершил дело спасения рода человеческого, то есть привлек к Себе всех заблудших и просветил их светом истины.

«Обретох Давида раба Moeгo, елеем святым Моим помазах eго». Здесь пророчествуется о Христе, Который и явился избранным Помазанником, совершившим спасение всего рода человеческого.

«Ибо рука Моя заступит eго, и мышца Моя укрепит eго: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити eго. И ссеку от лица eго враги eго, и ненавидящыя eго побежду: и истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог eго: и положу на мори руку eго, и на реках десницу eго. Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения моего. И Аз первенца положу eго, высока паче царей земных: в век сохраню eму милость Мою, и завет Мой верен eму: и положу в век века семя eго, и престол eго яко дние неба». Святые отцы говорят, что вся слава будет только тогда, когда человек будет жить с Господом: без Него ничего не может быть в этой жизни, всякое благословение Он дает только тому народу, тому царству, что живет с Богом: «Ибо рука Моя заступит eго, и мышца Моя укрепит eго: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити eго. И ссеку от лица eго враги eго, и ненавидящыя eго побежду» – народ Божий всегда будет находиться под защитой Самого Господа, и если будет уходить от Господа, то пребудет в страданиях, печали и горестях: отошедший от Бога народ, даже имеющий какое-то земное благосостояние, никогда не будет счастлив, он будет находиться в борениях, противостояниях и трудностях.

«Аще оставят сынове eго закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут: аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их». Опять здесь очень глубочайший смысл. Прежде мы говорили, что того, кто будет идти за Господом, Он укрепит мышцею Своею, защитит рукою Своею, то есть тот народ будет благословенным, а когда уклонится от Господа, тогда и приходит страдание, тогда Господь наказывает за отступничество, нежелание исполнять заповеди Божии.

Мы сегодня очень много говорим, что приходят кризис, какие-то страдания, противостояние, нет мира, нет любящих нас, и причину видим в окружающих, которые не являются нашими друзьями. Но причина намного глубже: она не во внешнем – очень хорошо всегда винить кого-то, как бы перекладывая ответственность на них, что из-за них мы плохо живем и страдаем. Нет, мы страдаем и живем плохо не потому, что кто-то нам желает зла. Это всегда было в истории: были и те, кто тебе помогали, и те, кто тебе противостояли и желали увидеть тебя страждущим, увидеть твое падение, увидеть тебя разоренным, в оковы закованным, в темницу посаженным и так далее. Но причина намного глубже – она лежит в нашем духовном состоянии, в том, что мы забыли Бога и не желаем жить по заповедям Божиим. То есть возлюбили эту землю больше, чем служение Господу. И вот здесь как раз говорит Господь: «Аще оставят сынове eго закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут (то есть не будут идти за Господом): аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их»: Господь будет давать всякие испытания и страдания человеку – не чтобы его наказать и сделать ему больно, а чтобы человек исправился и понял, что он может благоденствовать на этой земле только когда пойдет за Господом.

«Милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей: ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся». Господь все равно говорит: «Я не отниму от вас милость Свою». Каждый из нас должен помнить, что необходимо принести достойное покаяние Богу, – Господь ждет от человека покаяния, чистосердечного признания своей вины и добрых дел, которые человек должен совершать, подтверждая, что он идет за Господом, что он хочет во всем добром уподобиться Богу.

«Единою кляхся о святем Моем: аще Давиду солжу? Семя eго во век пребудет, и престол eго, яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен». Мы говорили, что Престол Господа – это Церковь, а Церковь будет существовать вечно: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее».

«Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего: разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню eго». Почему происходит такое? Господь время от времени даже и Церкви дает страдания: Церковь Христова, мы видим, тоже время от времени подвергалась нападению, и через это Господь приводил к покаянию и утверждению веры Христовой на земле – и в то же время показывал, что Церковь вечна: кто бы против нее ни воевал, все равно она существовала и будет существовать на земле.

«Разорил еси вся оплоты eго, положил еси твердая eго страх» – Псалмопевец говорит об апостолах, которые и были оплотом Господа, но во время страданий тоже пришли в некое смущение.

«Расхищаху eго вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих eму, возвеселил еси вся враги eго» – когда Господь был на Кресте, Он подвергся большим насмешкам со стороны иудеев: «Отвратил еси помощь меча eго, и не заступил еси eго во брани: разорил еси от очищения eго, престол eго на землю повергл еси: умалил еси дни времене eго, облиял еси eго студом» – опять пророчествуется о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, о насмешках, которые Он испытал на Кресте.

«Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия?» Господь слабым, от земли создал человека, но не напрасно, говорит Златоуст, а чтобы явились на нем дела Божии.

«Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?». Никто ничего не может сделать, но Господь Своим Воскресением дарует жизнь вечную. «Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей?». Это говорится об обетованиях. Псалмопевец просит, чтобы поскорее пришло обетование, которое Ты дал, о котором Ты говорил и пророчествовал через пророков. Но оно постоянно откладывается, а люди ждут этого.

«Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди». Псалмопевец заканчивает замечательными словами: благословляет Господа дважды, – Христос положил поношения пророков, которые пророчествовали о Христе, о Его Пришествии: Он пришел и совершил дело спасения всего рода человеческого.

Опять Псалмопевец предлагает нам замечательный псалом, пророчествующий о Пришествии Господа, о Его страданиях и, опять же, о нашем поведении: как мы должны жить и как дорожить тем, что Господь дал, и быть благодарны Господу за дело спасения всего рода человеческого.

Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс