Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №06 (951) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 87

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 87

№06 (951) / 2 февраля ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) –№48 (945) 2017, №1 (946) – №5 (950) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня поговорим о 87-м псалме. 87-й псалом имеет преднаписание: песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израилтянину, 87. Сей псалом пророчествует о страданиях, борениях и крестной смерти нашего Божественного Спасителя. Святые отцы говорят, что этот псалом приличен для чтения всем православным христианам, которые имеют внутреннее борение с грехами, страстями и испытаниями.

«Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему» – эти слова говорят о предсмертных борениях Господа нашего Иисуса Христа, Который обращается к Богу Отцу, чтобы Он помог Ему перенести страдания, которые Ему предстоит испытать ради спасения всего рода человеческого. Поэтому и говорится здесь, что Господь молится постоянно: «…во дни воззвах и в нощи пред Тобою». Мы знаем, что Господь удалялся для ночной молитвы в Гефсиманском саду, и во все дни Он поднимался на гору и уединялся, чтобы совершить молитву. Святые отцы еще говорят нам, что ежели говорится во дни и в нощи, это значит: всегда Господь Иисус Христос обращался к Богу Отцу, с постоянной молитвою.

И каждому живущему на земле, кто имеет внутреннее борение, прилично обращаться к Богу постоянно. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть», – говорит Господь. Чтобы была внутренняя сила противостоять греху и всякому испытанию, встречающемуся на нашем жизненном пути, мы должны непрестанно молиться – и днем, и ночью, и во все времена, тогда Господь будем нам посылать силы противостоять испытаниям, которые будут выпадать на нашу долю.

«Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Святые отцы говорят: чтобы Господь услышал нас, наша молитва должна быть постоянной, внимательной и в то же время трепетной, с желанием. Именно так, как уже обессиленный, слабый больной обращается к врачу: он просит, чтобы доктор наклонился пред ним, и на ухо говорит ему о тех переживаниях, страданиях, которые испытывает его тело, и тогда врач назначает ему правильное лечение. Вот и мы просим Господа приклонить ухо: все, что мы говорим, для нас очень важно, мы хотим, чтобы Господь услышал и помог нам.

«Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи». Мы понимаем, почему именно так обращается Псалмопевец и вкладывает эти слова в уста нашего Спасителя: он пророчествует о последних днях Его земного служения. Понятно, что смерть была тождественна аду, и ад был тождествен смерти – ведь двери Царствия Небесного были закрыты, и человек праведный или грешный, умирая, все равно спускался в шеол, в ад. Потому не нужно было пояснять, что ад – это смерть. Но в нашем понимании Господь говорит, какие борения Он испытывал в последние дни земного Своего служения. Он говорит: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Вот такие внутренние страдания и переживания были у Господа. Те же переживания и страдания имеет человек на этой земле, когда треволнения, с которыми он сталкивается в своей жизни, настолько сильные, что он чувствует безвыходность какой-то ситуации. Он понимает, что жизнь его приближается к смерти, поэтому просит (и должен просить!) Господа, чтобы Господь помог ему, ведь невозможно справиться с искушениями, испытаниями, что выпадают на долю всякого христианина.

Здесь Псалмопевец своими словами пророчествует о Христе: какие Он будет испытывать страдания, какие чувства будет испытывать. Он продолжает: «Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи» – как человек, который не имеет никакой помощи: яко человек – но Он не исполнен греха; хотя Он взял на Себя плоть человеческую, Он безгрешен, но Он испытывает те же чувства, как человек, живущий на земле: яко человек без помощи. «Привменен бых с низходящими в ров». Ров – это гроб, могила, в которую Он нисходит. Он касается смерти, но это прикосновение совершенно иное, ибо происходит это страдание и переживание с Богочеловеком. Почему без помощи? Господь на Себя берет все грехи, Он страдает за человека, чтобы исцелить человека через Свое страдание, принять удар от Бога Отца за грехи всего человечества и все человечество привести к вечной жизни.

«В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». В мертвых свободь – очень интересное выражение: Он свободен от смерти, от тления. Если каждый, кто умирает, становится в забвении Богом за грехи... Так дальше и говорится: яко язвеннии спящии во гробе (то есть те, которые были изранены и забвенны даже от Господа), ихже не помянул еси ктому. Господь забывает их, ведь человек язвенный – израненный и грешный (израненный грехом) – предается тлению, у него нет жизни; Господь не поминает такого человека, для Бога уже не существует такой человек. А Господь, конечно же, свободен от этой смерти, и хотя Он израненный и во гробе, но «Воскрес Христос, жизнь жительствует» в Нем. «Тии от руки Твоея отриновени быша»: Псалмопевец говорит о простом человеке, что Господь забывает их, не поминает. А Господь в Своих страданиях не прикасается смерти, или Своей смертью, как мы говорим, попирает смерть.

«Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Все же Господь прикасается смерти и находится в темных и сени смертней. В какой темноте Он находится? Конечно, Он полагается в гроб, как всякий человек, которого коснулась смерть. Крышка гроба, или камень гробный закрывает ту пещеру, в которую полагается Господь, и там наступает темнота. Темнота – это смерть, которой Господь прикасается. Но почему Господь прикасается смерти – мы уже только что сказали, и сейчас вновь повторим эту глубочайшую мысль уже словами Псалмопевца: «…на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Почему нисходит ярость на Божественного Спасителя? Именно за то, что Он берет грехи всего человечества: те удары, которые человек должен принять за свои грехи, Сын Божий Господь Иисус Христос берет на Себя, дабы удовлетворить правду Божию и избавить человека от проклятия и смерти – те страдания, которые должен был понести человек, несет Сам Господь. И за них мы и получаем Искупление.

Грех наш, а вину за него по сей день Господь берет на Себя: Он взял вину за людей, которые жили до Его времени, до Его Пришествия и служения на земле, до Его проповеди, в те времена, когда Он страдал за нас, за те поколения, что жили до нашего времени, живут сегодня и будут жить после нас. Господь взял на Себя страдания за все грехи, которые человечество тогда совершало и совершает поныне. Язвою Его, Его страданием, говорит Священное Писание, мы исцелились, то есть стали достойны войти в Царство Небесное. Но, опять-таки, не каждый, кто живет на земле, достоин, но тот, кто имеет глубочайшую веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто идет за Ним, борется со своими грехами, приносит покаяние и, как говорят святые отцы, приносит искупление через те добрые дела и милосердное служение, что совершает здесь, на земле.

«Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах». Опять Псалмопевец говорит о последних днях и страданиях Господа нашего Иисуса Христа, что будет вокруг происходить с Ним. Если святые отцы говорят, что этот псалом приличествует читать и нам, когда мы находимся в борении, и мы идем за Господом, отчасти Господь показывает, что может произойти и с нами в этой жизни. Когда ты подвергаешься не только страданию, а некому бесчестию, или когда тобою овладевает непонимание, или, лучше сказать, наказание сильного мира сего, то тогда с тобой происходит то, что произошло с Господом. Здесь нет ничего особенного, и ты не должен этому удивляться, а только молиться и просить Господа о помощи.

Что происходит? Происходит то, о чем говорит Псалмопевец: «…удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах» – во время страданий Его оставили все. Когда Его арестовали, разбежались от страха ученики, да и ближние все далече стояли, наблюдали за тем, как предают Господа на страдания, как поносят, мучают, распинают Его. Все стояли в стороне. Многие возгнушались Им: они ждали от Него, что пришел великий Царь Иудейский, сейчас Он спасет их от руки римского владычества, и они станут владыками этой земли, – а Тот, Кто обладал силой, повелевал стихиями этого мира, даже воскрешал умерших, вдруг предается страданию. Конечно же, Он становится не таким авторитетным, как бы мы сказали в жизни. А если Он не такой, о ком мы так хорошо и высоко думали, значит, Его можно предать. И предали Его иудеи, и оставили Его, и оставил народ и даже те, кому Он благодетельствовал.

«Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои». То есть очи опечалились от того состояния, в котором Господь находился. Он плакал о народе Своем, Он, конечно же, молился весь день – «воздех к Тебе руце мои». Он молился о всех и плакал. При этом, святые отцы говорят, Его плач был не только об Иерусалиме: Его плач был об учениках, Он просил, чтобы Господь сохранил их в вере, в верности, в единении. Он молился и плакал об Иуде-предателе, который совершал такое зло дело и совершенно умышленно. Конечно, от этих слез очи пришли в состояние изнеможения. Он понимал, насколько еще духовно слабы те, кого Господь вручил в Его руки.

«Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?» Тогда Господь в Своих борениях, уже изможденный от страданий, говорит: «Господи, кому нужны те чудеса, которые Ты творишь? Мертвым? Мертвым уже ничего не надо. Или кто может воскресить мертвого? Врач? Конечно же, никто». Так для кого те чудеса? А самое великое чудо и самая великая милость, что дается от Бога, – это, бесспорно, то, что Господь послал Сына Своего Единородного, Который пришел на эту землю, проповедовал, страдал и совершил дело спасения ради самого человека, чтобы человек не видел истления, не видел смерти, но имел вечную жизнь. Тогда ценность этого служения имеет определенную цель. И только Сын Единородный Своим страданием смог дать цену всему тому, что Господь совершил и совершает ради человека.

«Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя». Здесь опять Псалмопевец повторяется, как у него очень часто это бывает, – чтобы не напомнить, а сосредоточить наше внимание на самом главном. Он говорит замечательные слова: «Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?» – кому нужна милость Твоя во гробе и истина? «Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?». Никому этого ничего не надо: не нужны во тьме чудеса (тьма – мы уже говорили – это гроб; никому во гробе чудеса не нужны). Когда уходит от человека жизнь, все становится бессмысленным. Смысл есть, когда человек живет, временной жизнью или в вечности, – только тогда есть смысл и в чудесах Божиих, и в истине, которую Господь являет всему миру. А ежели все мертво и кругом гроб, то нет никакого смысла, нет смысла и в приходе, и в земном служении нашего Божественного Спасителя. Но и аз к Тебе, Господи, воззвах: тогда Господь Иисус Христос взывает к Богу Отцу, Сын взывает к Отцу, в молитве к Нему обращается – и утро молитва моя предварит Тя, и Господь дает Воскресение Сыну Своему, Который через это и дарует вечную жизнь.

Здесь святые отцы особое значение уделяют молитве: прежде, нежели наступит утро, человек обязательно должен принести Богу молитву – всегда начинать с молитвы день свой. Молитва – это огромнейшая сила, огромный потенциал, который нормализует жизнь человека, сохраняет его от лишних искушений и соблазнов. Без молитвы не может быть нормального дня, не может быть успешным любое дело – особое значение у нее... Мы начали со слов молитвы и продолжаем говорить о значении и силе молитвы. И Господь Воскрес посредством молитвы, которая предварила Его Воскресение. Без молитвы ничего не должно совершаться в этой жизни, и без молитвы ничего успешно не может совершиться в нашей жизни: любые борения, любые страдания, любые испытания преодолеваются только силою молитвы, и когда мы чувствуем, что что-то в жизни не получается, никогда не нужно отчаиваться, печалиться, роптать, но обязательно нужно обращаться к Богу в молитве. Опять-таки, какой должна быть молитва? Здесь указывается на утреннюю молитву: прежде чем начнется утро или день для тебя, обязательно должна быть молитва. Поэтому в нашем благочестивом правиле, в традиции нашего народа всегда утренняя молитва: человек, соделав после сна свой вид достойным обращения к Богу, то есть умыв себя, приведя себя в порядок, в первую очередь, молится, а потом только совершает все остальное. Это очень важно запомнить, ведь современный человек может говорить о чашечке кофе в постель, может допускать мысль сначала сделать все себе потребное, а потом, если останется время, он, может, помолится, к Богу обратится. Нет, наша традиция, взятая из Священного Писания, из тех слов, которые мы сегодня слышим, заключается именно в том, что мы, приведя себя в порядок, сначала молимся, а потом уже совершаем все остальное: завтрак и все необходимые утренние дела по дому. Молитва – это все: это начало дня, это продолжение дня, это и окончание дня. Молитва заключает все наши земные дела и делает их совершенно успешными. Без молитвы не произошло и спасение рода человеческого: молитва и во время борения, эта же молитва и во время, когда Господь Воскрес. Без молитвы ничего не совершалось в деле спасения всего рода человеческого.

«Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох». Господь опять обращается к Богу Отцу, говорит, что нищ есмь аз – Он ничего не имел в Своей жизни (мы не раз говорили, что Господь нищим пришел в этот мир, для Него не нашлось ни дворцов, ни великих селений); Он показал, что Он вместе с теми, кто страждет, не имеет места достойного – не с богатыми и великими, которые превозносятся своим достоянием, а с теми, кто ничего не имеет в этой жизни, а пребывает в грусти и печали. Впоследствии Господь скажет, что лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову . Он действительно по праву говорит о Себе: нищ есмь аз – Он странник, Он ходил по весям и городам, проповедовал слово Божественной истины, и где Его принимали, там оставался. Поэтому Он обращается: «Почему, Господи, Ты отворачиваешься от Меня? Я и нищ, и в то же время в трудех от юности моея». Действительно, труд сопутствовал Господу в течение всего Его служения. И Он вознесжеся смирихся и изнемогох, то есть был вознесен на Крест и со смирением, в страдании совершил дело спасения рода человеческого.

«На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей». Здесь опять говорится о последних минутах и страданиях Господа нашего Иисуса Христа. «На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя». Какой гнев? Гнев за грехи человеческие. Мы уже с вами об этом говорили: Господь взял на Себя все грехи человека, а значит и весь гнев, который идет по правде Божией за грехи на человека, – Господь взял все на Себя. «Обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе» – обступили Меня иудеи, как вода, и вместе все обвиняли. Здесь Господь опять говорит: «…удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых Моих от страстей» – все оставили Меня: ученики отошли в малодушии, оставили Меня те, кто служил Мне, и были напуганы, оставили и иудеи, которые слушали Его слово. Вот в таких страданиях Господь совершал дело нашего спасения.

Хотя псалом такой печальный и заканчивается излиянием тяжелого внутреннего состояния, а не восхвалением и благодарением Бога, как говорят святые отцы, он все равно приличен и для нашей молитвы к Богу: в этом мы изливаем свое собственное страдание, печаль по тем внешним обстоятельствам, которые происходят и с нами. Когда ты становишься не в чести, а притесняем от многих, тогда от тебя удаляются и твои друзья, и твои очень близкие, дорогие люди, которых ты хотел бы видеть, с которыми хотел бы общаться, и те знаемые – все уходят от тебя, и ты остаешься как бы один в этих страданиях. Но, опять-таки, Господь говорит о силе и значении молитвы. Молитва должна быть сугубой, когда ты находишься именно в таких испытаниях и страданиях, тогда Господь будет помогать тебе.

Вот такой удивительный, замечательный псалом, дорогие братья и сестры! Он открывает нам очень сильную сторону пророчества о Христе Спасителе, Который пришел в этот мир неслучайно, но задолго было проповедано о Нем: не только время и место Его Пришествия, но даже и те страдания, что Господь испытал за нас, и те борения, что были в душе нашего Господа. И каждый из нас, имея борения, должен обращаться к нему, укрепляться этим и наполнять свои силы той молитвой, которая будет соединять нас с Господом. Храни вас всех Господь, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс