Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №06 (951) → Архимандрит Савва (Мажуко): О Венчании

Архимандрит Савва (Мажуко): О Венчании

№06 (951) / 2 февраля ‘18

Свет невечерний

– Венчальные венцы… Каждый человек мечтает поприсутствовать на этой святой церемонии, на святом таинстве Венчания. И, безусловно, венцы, которыми благословляются новобрачные, – это святыня; это образ царствования, но и образ мученичества. Сегодня мы с вами поговорим об этом святом, удивительном, чистом, священном таинстве – таинстве Венчания.

Хорошо известное церковное учение о семи таинствах: в Церкви есть 7 таинств – 7 особых чинопоследований, которые имеют огромное значение для жизни каждого христианина: таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Евхаристии, Священства, Елеосвящения и Венчания.

Таинство благословения брака – к нему относятся очень требовательно, трепетно и всякий раз, когда приходит пара молодых людей и просит священника, чтобы он их обвенчал, священник никогда не делает этого сразу. Этому предшествует некоторое собеседование, подготовка. Во всех храмах непременно потребуют от новобрачных обязательно исповедоваться и причаститься. Почему такое серьезное отношение к таинству Венчания? Ведь это видно не только со стороны священнослужителей, но и среди народа встречается часто, что люди долго очень живут в браке, но венчаться пытаются спустя многие-многие годы. В чем дело? Почему это такое необычное таинство требует духовной зрелости, подготовки? Почему мы не можем отнестись к нему просто как романтические герои, как это поется в песне, как мы читаем это в прекрасных произведениях, романтиках?

Ответ на этот вопрос начинается всегда с фразы: «Венчание есть таинство церковное». А Церковь это не просто некоторая структура иерархическая, со своими законами, – это прежде всего мистическое Тело Христово. Это не просто священники, как отделенная какая-то каста, живущая по своим нормам и спускающая простым людям, нам, никому не понятные каноны и правила. Церковь есть Тело Христово.

Каждый из нас частица этого тела, и только в тот момент, когда я живу Церковью, Евхаристией – причащаюсь, исповедуюсь, являюсь членом этой общины, когда чувствую единство всей Полноты Церкви, я могу говорить, что таинства церковные касаются конкретно меня. Таинства Церкви предназначены только для Церкви, только для тех людей, которые находятся в церковном теле. Это очень важно понять. Поэтому в некоторых епархиях принято просить людей, которые хотят повенчаться, предъявить свидетельство их духовника, подтверждающее, что эти люди посещают храм Божий, что они – верующие люди.

Таинство Венчания появилось в Церкви не сразу, первоначально (до Х в.) православных христиан, молодых людей, членов конкретной общины благословлял их пастырь. Благословлял через таинство Евхаристии. И в современном таинстве Венчания, если мы внимательно к нему присмотримся, мы обнаружим следы Литургии – поется «Отче наш», дается благословение. Чинопоследование таинства Венчания очень похоже на Божественную литургию. И только спустя 1000-летие, к Хв., начинает формироваться сам чин Венчания. На Руси венчали долгое время только знатных людей, особенно первые века христианской эры, – только князей, бояр, людей богатых. Остальных просто благословлял священник и это сопровождалось обрядом сокрушения чаш. Вот такой был обряд церковный, который сейчас встречается у нас только в светской жизни, как светский обряд бракосочетания. И перед тем как молодых людей повенчать, священник объявлял розыск об этих людях. Т.е. каждый верующий человек принадлежал определенной общине, он не сам по себе. Если ты верующий человек, ты член Церкви, значит и на тебя распространяется и таинство Венчания, церковное таинство. Но свое участие в этой общине ты должен, конечно же, доказать. И венчались, конечно же, люди, о которых знали окружающие их на их приходе.

Венчание – очень красивое таинство, но требования довольно жесткие. Венчаемые должны быть обязательно совершеннолетними людьми. Сейчас, в наше время, Церковь требует, чтобы люди, которые хотят вступить в церковный брак, обязательно были расписаны – имели регистрацию в светском, государственном органе, т.е. юридически были мужем и женой. Это необходимое требование. Почему? Церковь, как это ни странно, признает брак, заключенный светским образом, в правовом поле, юридическом государстве. И в тоже самое время не признает гражданский брак, т.е. брак людей, которые «живут по взаимному согласию». Почему Церковь так внимательно относится к этой печати в паспорте? Просто она есть свидетельство ответственности мужчины за свою женщину, за свою жену, за своих детей и ответственность женщины перед обществом за своего мужчину.

Конечно же, это светское измерение общества – это свидетельство перед светской общиной. А люди, которые уже дозрели до церковной жизни, понимают духовную основу брака, живут Христом и вокруг Него хотят создавать свою малую Церковь (именно так называют в Церкви семью), готовы к таинству Венчания. Они вступают в этот священный союз, принося свои клятвы перед Богом.

Таинство Венчания очень красивый чин: мы видим здесь и красивых невест, и особым образом подготовленных женихов, священник благословляет их венцом, водит вокруг аналоя с распятием, с Евангелием и в это время поют тропари святым мученикам – это очень важный знак для понимания сути брака в Церкви, как осмысляют его верующие люди. Брак – это не просто какое-то состояние наслаждения, но и дар любви, которому нужно научиться, который нужно заслужить, ради которого нужно трудиться очень. Поэтому во время таинства Венчания поются тропари святым мученикам.

И в символике церковной, такой чистой, многозначительной, венцы мученические становятся как раз знаком новобрачных венцов: это не просто царственное достоинство, но знак труда, знак особого усилия, работы над собой. Работы, чтобы научиться любить человека, с которым Господь тебя свел в этой жизни, научиться любить своих детей. И таким знаком является испитие чаши – чаши с вином, которым священник напояет венчающихся. Последней допивает женщина.

Много очень таких красивых знаков, жестов, которые говорят о том, что Венчание – дар семьи, дар любви, дар Брака – есть особый труд, который требует благодатной помощи Божией. И она дается в таинстве Венчания. А эта сила называется силой любви.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс