Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №03 (948) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Гордость, зависть, осуждение...

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Гордость, зависть, осуждение...

№03 (948) / 10 января ‘18

Беседы с батюшкой

Что такое гордыня, гордость?

– Гордость – это когда человек начинает превозноситься от тех или иных достоинств, которые у него есть. А иногда даже начинает возноситься от тех достоинств, которые, как ему кажется, у него есть, но на самом деле их нет. Гордыни можно избежать в том случае, если мы будем всегда помнить слова старца Симеона Псково-Печерского: мое у меня – только грехи, а все остальное от Бога. Надо понимать, что все, что у нас есть (ум, здоровье, благополучие), дает нам Господь в нашей жизни. Только как мы всем этим пользуемся?.. А наши – только грехи. Если мы будем помнить об этом, тогда, наверное, чувство гордыни в нашем сердце присутствовать не будет ни в каком случае.

А есть ли добродетели, которыми можно гордиться?

– Добродетелями надо жить, а не гордиться ими. Когда мы начинаем превозноситься, тогда получается, как в истории про мытаря и фарисея. Один стоял и благодарил Бога за то, какой он хороший, живет по заповедям Божиим, Закон Божий исполняет. А второй стоял и тихо в уголочке молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вот это «Боже, милостив буди мне, грешному» ведет человека к Царствию Божьему, а восхваление своих, казалось бы, достоинств… Может быть, оно не ведет к падению, но человек остается на том же духовном уровне, на котором он есть, совершенно не преображаясь и не открывая свое сердце для Бога.

Мы редко можем посмотреть внутрь себя и сказать: «Да, я горжусь, я гордый человек, мне нужно исправляться». Как можно определить самому, какие грехи предшествуют гордыне, как определить, что я гордый и мне нужно меняться?

– Гордость – это, во-первых, когда в нашем сердце появляется гнев, раздражительность, когда мы начинаем ощущать, что люди нас не понимают, мы такие талантливые или облеченные властью… Вот это уже какая-то гордость, росточки ее внутри нас появляются. Наверное, отсутствие любой добродетели или неумение воплощать ее в своей жизни ведут человека к гордыне. А мы знаем, что гордость – страшный грех, первый грех, существовавший еще до грехопадения человека. Денница, возгордившись, был низвергнут. К сожалению, мы об этом всегда забываем, а помнить надо бы.

Самый страшный грех, действительно. Но когда нам говорят (священник, близкие люди или даже коллега или знакомый): «Ты гордый человек», – задаешь вопрос внутри себя: почему я гордый? Тяжело принять критику в свой адрес. Тебе сказали: «Ты гордый человек», – и ты хочешь ответить...

– Если хочешь ответить на этот вопрос, то, наверное, действительно гордыня присутствует в нашем сердце.

Что в таком случае делать? Внутри-то борьба происходит.

– Надо согласиться, наверное, со стороны человеку виднее: может быть, гордыня действительно в нас есть. Человек живет – и кто-то рядом с ним живет, кто наблюдает за этим человеком, вместе они идут по жизни (друзья, родственники)… Во-первых, человек взрослеет, во-вторых, меняется его положение (вначале он простой рабочий, потом бригадир, потом вдруг начальником цеха стал, потом до замдиректора завода дорос). Поменялся ли он, поменялось ли его отношение? Наверное, поменялось. Поменялся ли он внутри сам? Он-то, наверное, остался таким, но, к сожалению, обстоятельства, сложившиеся вокруг него, в каких-то моментах заставляют его действовать так, что люди считают, будто он очень сильно изменился. Людям со стороны действительно так кажется – я-то ощущаю, что я остался такой же, что во мне ничего не появилось, а им кажется, что по-другому… «Вот мы раньше часто встречались, а сейчас перестали встречаться – почему?» Не потому, что я горделивый стал, не потому, что не хочу встречаться – взрослый стал, старый, стал уставать, тяжело стало, и уже начинаем искать оправдания в пробках. Чтобы встретиться, надо куда-то поехать, а поехать – уже проблематично, надо потерять столько времени в дороге… Если по молодости надо было, допустим, съездить в Волоколамск самому, то два раза в день мог съездить, и это было не тяжело. Трафик другой был, я был другой, молодой. Не потому, что я стал меньше любить Волоколамск, но сейчас уже даже с водителем не всегда... Как представишь, сколько сидеть надо в машине (хотя дороги, может быть, и не заметишь, задремал или задумался, и она пролетела так же быстро), но в силу внутреннего состояния… Это абсолютно не гордыня.

Так и с гордостью получается. Людям, может быть, кажется, а нам что? Ну, нам надо принять: наверное, горд. Наверное, Господь кому-то открывает это в нас. Со смирением принять замечание, заглянуть внутрь себя. Ведь нас считают гордыми, наверное, в конкретном отношении. И честно посмотреть, сказать, есть это во мне или нет. Иногда, если мы бываем объективны, видим: наверное, что-то в нас и присутствует. Не зря так говорят люди.

Вопрос телезрителя: «Человек гордится, он напрягался, не спал ночами, изучил 20 языков, у него 7 высших образований – старался, что-то делал. Если он этим гордится, значит, он в гордыне? А другой в это время спал, ел, не выучил даже таблицу умножения, так прожил всю жизнь – этот, выходит, смиренный?»

– Спасибо за вопрос. Знаете, у каждого в жизни есть свои цели. Для чего человек изучал 20 языков? Потешить свою гордыню? Мол, я такой вот… Или он их изучил, чтобы принести пользу окружающим, своим близким, своему Отечеству, как бы это высоко ни звучало? А второму это просто не нужно было: он занимался своим делом – может быть, не хватал звезд с неба, но честно трудился на заводе, понимал, что языки ему в принципе не нужны, но был хорошим токарем. Он умирает совершенно спокойным, радостным человеком, что он достойно прожил свою жизнь.

А когда мы учим 20 языков и этим потом гордимся, считаем, что мы выше всех окружающих, – знаете, это не наше достоинство: это Господь дал нам возможность выучить 20 языков. Если бы Господь этого не хотел и считал, что нам это не нужно, Он бы нам этого не дал. А потом – ведь в одночасье можно всего этого лишиться. Мы видели, как люди становятся и слабоумными – забывают все, независимо от их образования, которого они достигали, становятся как дети, забывая и те языки, которые они знали, и научные монографии, которые выпускали...

Все это не наше, все Божье. Если мы об этом будем помнить, тогда и гордости не будет, тогда и других не будем осуждать. В чем наше достоинство? Ну, выучили мы 20 языков, а пользу какую себе принесли, своему духовному росту? Вон монахи сидели в монастыре, никаких языков не знали, в земле ковырялись и в храм ходили – и Царствие Божие стяжали...

Что мы можем противопоставить гордыне? Вспоминаем слова: Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Смирение. Вот мне сказали: «Ты гордый человек». Я могу возразить, могу промолчать. Я промолчу, но внутри-то не соглашусь. Как по-настоящему смириться?

– Мы только что об этом говорили: загляните в себя.

А взгляд в себя – это что? Анализ жизни?

– Ну, не жизни… Ведь гордыня в конкретном случае проявляется. Не просто гордый, а почему-то ты гордый, в какой-то мере. Надо посмотреть, может быть, действительно где-то она присутствует. Да, на сегодня я увидел это и побороть в себе не могу, но я стремлюсь, очень прошу Бога, чтобы Он мне помог.

Опять, когда говорят, что у тебя тот грех, другой… Во-первых, спрашивал ли я у тебя, грешен ли я? Пришел ли я к тому человеку на Исповедь, если это священник, пришел ли за советом? Или человек начинает мне высказывать свои какие-то пожелания, а потом говорить, что я гордый, противлюсь всему? Не надо советовать. Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Может, мы от своей гордости такие советы предлагаем? Господь Сам управит. Положись на волю Божию, Господь откроет.

Спорить, доказывать?.. Мне очень нравится, как один мой друг всегда говорил: «Когда меня спрашивают, верблюд ли я, я всегда отвечаю: да, двугорбый. Потому что, если человек спросил, он уже убежден, что ты верблюд. Доказывать ему, что ты не такой, было бы неправильно». Мы начинаем доказывать, что мы не гордые, когда нас обвинили в гордыне, – но раз человек уже сказал, он уже в этом убежден, объяснить ему это невозможно. Зачем? Наверное, гордыня появляется в нас, когда мы начинаем доказывать обратное. Прими к сведению. Чувствуешь, что в тебе этого нет? Слава Богу, живи дальше потихонечку.

Самая лучшая лакмусовая бумажка – это твоя совесть, которая тебя с Богом соединяет. Кто лучше нас самих знает наши грехи? Только Господь, никто другой. Даже старец, который нас начинает обличать, понимает, что мы-то знаем эти грехи, для нас они знакомы, но сил где-то нет… Ведь обличить – это одно дело. Путь указать, как избавиться от того или иного греха, – вот это очень важно. А доказывать? Дураком назвали – чего доказывать, что ты не дурак? Это уже гордыня, когда доказывать начинаем. Есть в тебе грех, чувствуешь себя виновным или нет? Обвинили тебя в воровстве – что доказывать, что ты не вор? В суде – да, а если тебя друг обвинил?

Доказательства надо предоставить.

– А что доказывать? Он уже убежден, что ты это сделал. Значит, уже не совсем хороший друг, если не доверяет. Если ты знаешь, что ты этого не делал. Вся жизнь так выстраивается.

Может быть, все-таки где-то нужно доказать?

– Доказывать надо себе самому. Если ты прав, если твое внутреннее состояние говорит, что прав, – во-первых, соотнеси его со Священным Писанием: там есть истина. А все остальное – да, надо отстаивать правду Божию, Церковь Божию, надо твердо стоять. И то Господь в Евангелии говорит: не мечите бисер перед свиньями – надо давать той аудитории, которая готова это слышать, когда люди готовы разговаривать, готовы слышать… Очень часто бывает, особенно сегодня в Москве, когда проходят слушания в местных депутатских корпусах о строительстве того или иного храма – всегда там есть 2 или 3 человека, которые оголтело кричат, что не надо, и как бы ты ни аргументировал, какие бы доводы ни приводил, им это не надо; они не слышат. Говорить надо тем, кто умеет слушать и слышать. А если тебя публика не слушает и не слышит, отвернитесь, отрясите прах от ног своих и идите. Так же если друг настоящий, он выслушает, поймет. Если он не хочет слушать, то ему не доказывай. Но это не значит, что это присутствует в тебе.

Есть еще один вид гордыни – прелесть. Человек свято уверен, что он умеет что-то лучше всех делать либо какие-то качества у него лучше других, и ему никогда ничего нельзя доказать.

– Есть, безусловно. Старец Зосима сказал: ну вот, я достиг святости, выше уже некуда – и Господь приводит его на Иордан, в пустыню Иорданскую, где тот встречается с Марией Египетской и понимает, что все, что он делал до того момента, совершенно пустое. Очень хороший советский мультфильм есть про львенка – «Самый, самый, самый». Всегда есть кто-то, кто тебя красивее, умнее, сильнее. Об этом надо всегда помнить и помнить, что мы без Бога ничто: Господь в одночасье заберет у нас все. И впадать в прелесть – это значит прельщаться дьяволом, который прельщает человека тем, что человеку не принадлежит: мы же не прельщаемся своими грехами, не гордимся ими (а это – наше), а прельщаемся тем, что нам не принадлежит. Можно гордиться чужой машиной, но мы же не гордимся ею; можно гордиться чужим домом, но мы же не гордимся им… Благодарим Бога за то, что есть у нас. А если видим что-то хорошее на стороне, может быть, и не радуемся за тех людей, а вот зависть начинает присутствовать в нашем сердце. Это плохо. Не надо допускать этого.

Легко сказать: не надо допускать. В какой-то момент семя зависти сеется в душе человека – каждый из нас замечал, как это происходит. Ты начинаешь завидовать; понимаешь, что это грех, но все равно чувство разжигается. Что нужно делать в этот момент, чтобы не давать греху заполнить естество человека?

– Завидовать надо тому человеку, который Царствие Божие наследовал. Читаешь жития святых… Мне очень нравится читать особенно наших современников (может быть, не сегодня живущих, о них еще пока не пишут, а о тех, кто жил совсем недавно, но ты не был с ними знаком, а сейчас их уже нет). Сейчас много таких подвижников проявляется, о них пишут книги. Они совершенно были нормальными людьми – и со страстями, и с грехами, и с чувством юмора, что очень часто тоже хорошо. У нас, когда житие святого пишут, он какой-то не от мира сего уже с детства, поэтому в нем только все правильно. А ведь любой святой – это прежде всего человек. Ему присуще все. Безгрешен только один Бог, и каждый святой, наверное, был грешен – святым-то стал только потому, что ощущал свою греховность. Чем более свят человек становится, тем больше ощущает свою греховность, и наоборот: чем больше падаем, тем больше ощущаем себя в состоянии святости.

Но когда смотришь на их жизнь – не на поверхность, а на внутреннее делание, о котором пишется (или фильм какой-то смотришь), которое они совершали, – вот чему надо завидовать, вот к чему стремиться! Человек Царствие Божие через это наследовал, – а я, к сожалению, в силу своей греховности, немощи этого не могу. Вот он был счастливый, имел радость общения с Богом, – а я этого не могу. Я видел монаха, священника, который и за штатом был, и не имел ничего, но он был счастлив – и люди вокруг него были счастливы. Ровно ли все было? Наверное, не все ровно, и страсти бушевали. Но я смотрел и всегда говорил: замечательно. К сожалению, я так не могу. Почему мне Господь не дал такой простоты, почему какая-то мудреность присутствует в моей жизни? Мы всегда мудрим что-то, а ведь «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного».

Когда мы смотрим на тех, у кого все хорошо (вот Ваш пример завидовать тому, кто стяжал Царствие Небесное), нет ли в этом самоедства? Правильно ли себя уничижать, постоянно с кем-то сравнивать?

– А не надо уничижать, не надо с кем-то сравнивать. Надо искать свой путь, видеть тех людей, которые явили пример: от одного что-то взял, от другого другое. Выбери свой путь к спасению – Священное Писание тебе показывает, как идти, но там же разные люди тоже, которые приходят к Богу, каждый своим путем идет. Так же и в жизни.

А заниматься только самоедством тоже нельзя, надо уметь радоваться жизни. Почему Церковь говорит: мы должны плакать о грехах, должны плакать на Исповеди? Но этот плач о грехах, о своем недостоинстве должен давать и радость общения с Богом. Мы должны видеть красоту Божию, должны радоваться милости Божией, которую Господь дает нам. Дает здоровье. Можно быть богатым – и совершенно больным человеком. Счастлив ли он? Абсолютно несчастлив. Конечно, наверное, это лучше, чем быть больным и бедным, но если ты имеешь в себе веру и принимаешь все как волю Божию, то и страдания даже в бедности переносишь лучше, чем в богатстве.

Например, видишь, что близкий тебе человек, родственник, заблуждается (в том же грехе гордыни), и что-то нужно ему сказать, но он этого не слышит, считая, что прав, или какая-то прелесть человеком овладевает. Как быть в такой ситуации, если хочешь помочь человеку и без осуждения хочешь указать ему на его грех?

– Во-первых, человеку можно об этом сказать в доброй беседе, если вы родственники или близкие друзья. Если человек услышал, – слава Богу. Если не услышал, не захотел слышать, – настаивать? А может, мы с вами не правы? А может, как раз в нас гордыня, что мы что-то видим, чего в нем нет? Почему по отношению к нам – это неправильно, а по отношению к другим? Где мерило правильности? Поэтому относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Хотелось бы тебе, чтобы тебя постоянно в чем-то обвиняли, чему-то учили, наставляли, всегда говорили: ты здесь не прав, тут надо было так? А это твоя жизнь? Я считаю, что я так должен делать.

Всегда ли мы слушаем своих родителей, которые говорят, как мы должны поступить? Нет, все-таки это моя жизнь, я вас слушаю, но пойду своим путем. Потом проходят годы, когда мы оборачиваемся и понимаем, как они были правы: там-то надо было прислушаться. Но это же наша жизнь, которую мы проживаем. Так и здесь. Может быть, человек прав, – может быть, мы не правы: может быть, не до конца знаем ситуацию, в которой все это происходило. И когда мы начинаем беседовать с человеком, если он готов открыться и как-то это поясняет, тогда мы понимаем: да, может быть, и я так поступил бы. А если он все-таки не прав и вменяемый, то он услышит это. Еще раз говорю: говорить надо человеку, который хочет слышать.

Когда венчаем пару, я всегда говорю: самое главное в семейной жизни – иметь любовь, но любовь не ту, которой учит нас современная жизнь, современное общество, а любовь жертвенную, которую показал Господь Иисус Христос – любить до жертвы. Не до страсти, как это сейчас делается, ведь страсть прошла – и все, любви нет. Постараться через жертвенную любовь взрастить уважение друг к другу в семейном браке: если появляются проблемы, научитесь слушать и слышать друг друга – мы иногда слушаем, но не слышим друг друга; это ужасно! Когда нет умения слышать друг друга, тогда и семья начинает трещать по швам. А там, где Господь дает мудрость одному и другому – мудрость услышать, выслушать, понять и где-то простить, – такие семьи совершенно счастливые. Да, у них в жизни все было, страсти бушевали, но умение преодолеть все это через умение слушать и слышать дало возможность им прожить счастливую совместную жизнь, встретить старость.

Наша передача подходит к концу, я делаю для себя некие выводы. Обо всем можно помолиться, Господа попросить: есть проблема (тяжело, гордишься, не соглашаешься), – просто молиться и просить. Получается, так?

– Молиться и просить – конечно. И прежде всего, любовь к Богу иметь. Если мы не будем иметь любви к Богу, тогда не будет ни молитвы, ни смирения, ничего. Когда научимся Бога любить окончательно, тогда и волю Божию принимать будем, и стараться будем не грешить. Прежде всего любви к Богу надо просить, а там уже приложится все остальное.

Благодарим Вас за эту прекрасную беседу. Надеемся, увидимся совсем скоро.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс