Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №03 (948) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 84

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 84

№03 (948) / 10 января ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №2 (947) 2018

– Дорогие братья и сестры! Продолжим изучать Псалтирь – поговорим о 84-м псалме, который имеет следующее надписание: в конец, сыном Кореовым, псалом 84. Глубочайший псалом! Он говорит о спасении, которое Господь соделал в конце веков ради спасения рода человеческого, и о победе над дьяволом, которую Господь явил.

«Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль». Явил Господь благоволение земле Своей и дал ей спасение, которое Он соделал через нашего Божественного Спасителя. Земля была проклята, и человек пожинал все самое сложное и трудное на земле, не было открыто спасительного пути. Но пришло время, когда Господь увидел землю, как говорит псалмопевец Давид: «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль» – Он дал освобождение от плена, от греховного и смертного состояния, в котором пребывал человек.

«Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их». Господь Своим человеколюбием покрывает все грехи человеческие. Не мог человек сам избавиться от них, пребывал в тяжелом состоянии: «Проклята земля в делах твоих». Конечно, многие скорби посещали человека, и он не имел внутреннего удовлетворения от этой жизни, ведь враг рода человеческого имел над ним победу и досаждал ему в течение всей жизни. В таком тяжелом состоянии пребывало все человечество. И Господь оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Что значит оставил? Оставить просто так нельзя. Господь взял на Себя все беззакония людей и покрыл все их грехи: чтобы человеку открылась новая перспектива жизни, Господь и приходит на эту землю, берет на Себя грехи человеческие, дает возможность человеку идти совершенно иным, спасительным путем вслед за Господом.

«Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея». Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Бог преложил гнев Свой на милость. Конечно, человек достоин был такого состояния, он не соблюл то, что Господь дал ему – Господь дал ему малую заповедь, ею человек пренебрег, и совершенно в другую сторону изменилась его жизнь. Святые отцы говорят, чем гнев человеческий отличается от гнева Божиего: гнев человека – это некая страсть, живущая в человеке. Мы гневаемся не потому, что хотим блага, а выражая свои внутренние страсти. Когда мы пребываем во гневе – пребываем в страстях, ведь человек, достигший определенного совершенства здесь, на земле, не гневается. Более того, мы говорим, что такой человек научился кротости от Господа, пребывает в таком мирном состоянии, что на любого, кто делает что-то неправильно в этой жизни, не изливает весь гнев, а исправляет своей любовью и кротостью. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным», – говорит апостол Павел. А когда человек гневается, начинает кричать, делать какие-то гадости или подлости в отношении согрешающего, тогда он поступает по страсти – сам не замечая, в каком состоянии находится, начинает исправлять другого человека.

Святые отцы помечают, что Псалмопевец говорит о ярости Божией, а ярость Бога – это не ярость человека, это не страсти, ради которых проявляется она у человека. Ярость Божия – это состояние, в которое Господь вводит человека ради исправления. Действительно, до Пришествия Христова человек пребывал в состоянии мучительном, он ожидал Пришествия Спасителя, Который все изменит, даст перспективу человеку. Даже тот, кто пребывал в состоянии праведной, святой жизни, как бы мы сказали сегодня, не имел никакой будущей перспективы: он также попадал в селение адское и ничего не мог увидеть в будущем светлого до явления Христова. А во Пришествие Христово человек получает уже совершенно другую перспективу, которая открывает ему двери в Царствие Небесное, дает увидеть святость на этой земле, стремление к святости, возможность борьбы со грехом и совершение добрых дел. Не жить по букве Закона, а Закон преодолевать тем великим милосердием и той любовью, что Господь отрывает человеку: не зуб за зуб, не глаз за глаз, а научаться прощать людей, давать им возможность этим приобщаться к добродетельной жизни, которая откроет им возможность войти в Царствие Небесное.

«Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род?» Псалмопевец здесь говорит: Боже спасений наших, возврати нас в то доброе состояние, в котором пребывали Адам и Ева – в возможность общаться с Тобою и иметь надежду пребывания в Царствии Небесном. Отврати ярость Твою от нас. Еда во веки (навсегда) прогневался на нас? Простреши гнев Твой от рода в род? Самое страшное состояние, в котором пребывал человек: из рода в род он терпел наказание, которое Господь возложил на него по грехопадению. И каждый понимал, что ничего невозможно без Бога, если только Господь вмешается.

Дорогие братья и сестры, мы должны до конца понимать, что без Бога невозможно совершить ни дело спасения, ни добрых дел по жизни: без Бога ты будешь биться и стучаться в закрытую дверь, когда перед тобой ничего не будет расступаться, ты попадешь в замкнутое состояние и не сможешь из него выйти. В принципе, так и получается: человек, живущий без Бога, живет в состоянии некой безысходности и не может из него выйти. От этого многие печальны, грустны, угрюмы, предаются унынию, опускают руки, не имея будущей перспективы: один в поле не воин, он ничего не может сделать. Но когда Господь помогает, когда человек имеет в себе силы обратиться к Богу и сказать: «Боже спасений наших! Господи, помоги мне, не закосни, дай мне возможность дальше идти, убери Свой гнев от меня, убери ярость Твою от меня, тогда я смогу идти дальше». И когда Господь начинает помогать человеку, у него, конечно, все изменяется. И самое главное – человек, живущий с Богом, уходит от угрюмого, безрадостного состояния, у него начинает появляться улыбка на лице, и его не беспокоит завтрашний день – он и в завтрашнем дне чувствует уверенность, потому что Господь с ним и будет помогать ему.

«Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе». (не произносил)

«Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам». Опять здесь псалмопевец просит, чтобы Господь пришел и явил милость Свою: невозможно спасение человека без милости, которую Господь явил через Воплощение Господа нашего Иисуса Христа на землю – Он дает спасение всему роду человеческому, Он берет на Себя грехи, Он изменяет (или спасает) человека в Самом Себе. Исцеляет человека, как говорят святые отцы. Только тогда для человека открывается будущая перспектива, приводящая его в Царствие Небесное. Без Бога ничего не может сделать человек!

«Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему». Вот так Господь отвечает человеку на стремление к Нему. Только Господь может дать человеку мир – то внутреннее кроткое состояние, в котором Господь Сам пребывал. Только в состоянии мира и покоя человек может совершать свое спасение. Ведь мир дает внутреннее успокоение: когда человек спокоен, он может трезво рассуждать в жизни, может принимать правильные решения. А когда человек не имеет мира, он беспокоен, находится в суете, мечется по жизни сам, напрягает других и, естественно, не может принять правильное решение: здесь отступает мудрость, включаются одни эмоции, включается страх, поглощающий такого человека.

Поэтому Господь после Своего Воскресения являлся ученикам в Сионской горнице, приходил к ним дверями затворенными. Они закрывались, боялись: мало ли кто придет, ведь коли распяли Господа, Великого Учителя, то и с ними могут сделать все, что угодно, – причинить боль, страдания, предать смерти… Поэтому они закрывались и пребывали в страхе, не могли трезво оценить ситуацию и вернуться к тем пророческим словам, которые говорил им Господь, когда толковал и раскрывал им Священное Писание Ветхого Завета, говорил им о страдании. Они не могли воспринять Самого явившегося Господа и думали, что это призрак. Тогда Господь им возвращает мир, говорит: «Мир вам». «Мир вам», – повторяет еще. И когда ученики уже приняли мир от Господа, только тогда они узнали Его, тогда возвеселилось и возрадовалось их сердце и вера вернулась в него.

Поэтому неслучайно, когда мы приходим из этого мира (который будоражит нас, вводит нас в суету, которая есть первопричина потери веры человека, его ухода от Бога, ведь теряются трезвость, цельность жизни, теряется нужный вектор устремленности жизни), Церковь Христова за богослужением тоже возвращает, дает мир человеку. «Мир всем», – говорит священник. Эти слова он говорит не просто так, ими он благословляет народ и посылает мир и Божие благословение от Самого Господа: «Яко речет мир на люди Своя». Господь дает этот мир только людям Своим – тем, кто уверовал в Господа, кто пошел за Господом, «и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему». Это очень важно: человек, не имеющий Бога, не идущий за Ним, лишается и мира, теряет благословение Божие. И только преподобный, святой, то есть только обращающий сердце свое к Богу, наполняющий сердце свое Господом, имеет возможность получить Его мир, который ему откроет веру и будущую перспективу.

«Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу». Господь дает спасение, дает славу и вселяет во дворы Божии только того, кто имеет страх Господень. Близ боящихся Его спасение Его, ведь человек, не боящийся Господа, не имеющий страха Божия, не может приступить ко спасению. Он живет по принципу «а нам все равно», для него только современная жизнь имеет смысл, и то, что он получает от нее каждый день, имеет смысл: ему не нужна будущая перспектива, он не верит ни в нее, ни в Господа, ни в вечную жизнь. Поэтому у него рождается безразличие. А для того, кто имеет веру и страх Божий, открывается перспектива вселиться в землю Божию и обладать славой, которую Господь дает верным Своим.

«Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». Здесь Псалмопевец пророчествует о Спасителе нашем, Который приносит мир на землю через то, что встречаются небо и земля здесь, на земле, и происходит примирение неба и земли. «Милость и истина сретостеся» – где? В Богочеловеке, через милость, Господом явленную человеку посредством спасения рода человеческого. Это действительно дело милосердия Божия: Господь отдает в Жертву Самого Себя, Господь через Свое Воплощение, через то, что Он берет на Себя грех и терпит поношения за человека, являет милость. Через это Он приступает к крестным страданиям и являет спасение рода человеческого: только по милости Своей, только по любви к человеку Господь отдает Себя в Жертву. Милость и истина сретостеся. Истина – Сам Господь: «Я есмь истина и путь и живот». Господь эту истину являет через проповедь и Евангелие – вся истина о Нем, вся правда о Нем излагается в Священном Писании. «Правда и мир облобызастася». Здесь встречается небо и земля. Господь являет правду, ибо невозможно было по-другому спасти человека, но в то же время дает мир человеку через освящение земли Своим спасением.

«Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче». Возсия Господь Своим Воплощением здесь, на земле. Бог Отец освятил Боговоплощением землю, где явился наш Божественный Спаситель. Сам Господь высшее и Небесное, как говорит Иоанн Златоуст, примирил с низшим и земным. Сам Господь совершает это примирение, человеку было невозможно: есть истина, есть правда Божия, и всего этого невозможно превзойти человеку своим недостоинством, усугубляющим его худшее состояние. Здесь нужно было включение Самого Бога: истина и милость встречаются, облобызаются, она наполняет все – Господь все это совершает милостью Своей. Правда Божия и истина может иметь удовлетворение только в великом милосердии Божием. Поэтому правда Бога – это любовь, правда Бога – это Его великое милосердие. Это не отправная точка закона, где должно быть всегда тождественное равенство. Здесь мы не можем поставить равенство – перед Богом каждый из нас нищий в духовной жизни, ничем не обладает и ничего доброго не может положить на весы перед Богом, только сплошное наше недостоинство. И только благодаря вере, которая зародилась в нашем сердце, или как глубоко об этом пишет Псалмопевец Давид, и на обращающыя сердца к Нему, то есть сердцам, которые обратились к Богу, Господь являет Свою милость. И только она может превзойти все наши беззакония и удовлетворить в полной мере правду Божию. То есть правда Божия побеждается милосердием Божиим. Это великая глубина, и о ней говорит Псалмопевец.

Наше православное богословие очень хорошо начинаешь понимать через призму Псалтири, пророчества Псалмопевца, рассуждения святых отцов. Это очень глубоко, и нужно это понять. Чтобы иметь доброе в этой жизни и иметь возможность пребывания в вечности, конечно, нужно сподобиться милосердия Божия: мы не сможем удовлетворить правду Божию. А если будет милосердие Божие к нам, то Господь явит спасение для каждого из нас.

«Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». Вот опять подтверждение того, что мы с вами только что сказали: Господь даст Свое благословение, и земля наша даст плод. И в прямом смысле земля может давать плод только тогда, когда Господь благословит – если Он благословит землю, то и солнце светит, и дождь вовремя идет. А у нас в деревне так и говорили: если дождь выпал в нужное время, то и агроном не нужен; и действительно, все Господь Сам вырастит на этой земле… Господь дает Свое благословение и каждому человеку, и тот имеет возможность обрести спасение, дать добрый плод своей жизни, который может дать лишь то учение, Господом оставленное здесь: благость заключается в том учении, которое распространили апостолы по всей земле.

Действительно, плод Церкви огромный: мы видим сонм святых угодников Божиих в разном чине – кто мученик, кто исповедник, кто преподобный, кто святитель, кто праведный, кто подвизался в миру, кто в монастыре, кто остался верен Христу до конца своей жизни. Это все плод, но опять-таки за счет того, что Господь дал Свою благость, дал благословение земле, дал благословение людям Своим, Церкви Своей. Через это человек приобщается ко спасению и дает огромный плод Церкви Христовой.

«Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя». Глубокие очень слова, дорогие братья и сестры: здесь говорится, что Господь сначала нам показал путь, по которому идти – Он не наложил на нас бремена неудобоносимые, но и Он не просто сказал теоретически, Он практически показал путь, по которому мы должны идти, Сам явил этот путь Своего милосердного служения, Своей любви к ближним, Своего прощения, желания всякому человеку спастись. Он показал терпение, и очень сильное терпение, когда этот мир будет не принимать нас, будет восставать против нас, показал этот путь и сказал нам, чтобы мы стопы свои направили по этому пути. И если мы пойдем по нему, то обретем спасение.

Нет ничего непредсказуемого в пути нашего спасения. Неслучайно Псалмопевец пророчествует об этом, ведь пророчество о том, что Господь покажет этот путь, сказано до Пришествия Христова. «Вы идите этим путем», – предупреждает псалмопевец Давид. Он пророчествовал об этом для еврейского народа, для всей Иудеи, как живущих в Палестине, так и в рассеянии. Он пророчествует и нам, предупреждает людей, нашего времени, которые ищут по какому пути идти. Человек ставит эксперименты не только над своей земной жизнью, но и в области духовной жизни: ищет что-то, не обретает, мучается, потом опять ищет, потом опять заблуждается, понимает, что это вдохновение на короткое время.

Ничего не нужно искать, не нужно экспериментировать, не нужно ничего открывать в этой жизни – все уже открыто. И об этом Псалмопевец говорит заключительными словами псалма: «Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя» – Он уже показал нам путь, по которому мы должны идти. И если мы пойдем вслед за нашим Господом, то обретем спасение и радость в этой жизни.

Удивительный псалом, дорогие братья и сестры! Изучение Псалтири помогает нам укорениться в том спасительном пути, по которому мы с вами должны идти. Божие благословение пребывает со всеми вами – и, Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс