Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №02 (947) → Протоиерей Артемий Владимиров: Предоставить Богу собственное сердце в вифлеемский вертеп

Протоиерей Артемий Владимиров: Предоставить Богу собственное сердце в вифлеемский вертеп

№02 (947) / 6 января ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Артемий, мы чрезвычайно рады Вас приветствовать в нашей московской студии в эти праздничные дни Рождества Христова.

– А я, честно говоря, даже уже соскучился: давно не общался со своими телеприхожанами.

Мы тоже соскучились – я думаю, будем встречаться чаще. Отец Артемий, давайте осветим событие, которое отмечается нашей Церковью, – память убиенных Вифлеемских младенцев. Расскажите об этом событии, пожалуйста.

– Мне помнится, как в далеком 1995 году я первый и единственный раз посетил Святую Землю и долго-долго стоял у сени, внутри которой виднелись маленькие косточки, несомненно принадлежащие младенцам, чудесно сохранившиеся все эти века. И всякий раз, когда после Рождества подходит это событие – память Вифлеемских младенцев, думаешь: какая же непостижимая тайна Промысла Господня! Ведь Христос родился, чтобы возвестить радость велию, великую всей Вселенной, но не прошло нескольких дней, как это торжество было омрачено дьявольской и человеческой злобой, посягнувшей на самое святое, что только есть под солнцем, – на жизнь невинных младенцев.

С тех пор прошло 2 000 лет. Всякий раз, когда мы, священники, сталкиваемся с трагедиями земной жизни, когда к нам приходят матери или родственники и ждут утешения, укрепления после потери младенцев, обращаешься тайно или явно вместе со скорбящими к святым младенцам. Ведь они были лишены по Божиему попущению радости земного бытия, но, в невинности и чистоте отойдя в мир иной, как будто став первыми мучениками за Христа, как звездочки на духовном небосводе и поныне сияют, моля Всевышнего за этот богоотступнический мир, за сохранение детей и отроков, жизнь которых сегодня находится в опасности, может быть, ходатайствуя за тех неразумных женщин, которые еще не стали матерями, но задают себе в сердце страшный вопрос: «Быть или не быть?» – родить или не родить младенца, который под сердцем.

И память Вифлеемских младенцев обязывает нас, конечно же, всем миром сохранять самое святое, что дает Бог человеку, – утробное дитя. Слава Богу, в последние месяцы, вслед за Святейшим Патриархом, который, как вы знаете, ходатайствует перед Думой и законотворческими инстанциями о запрещении абортов на Русской земле, сегодня многое уже изменилось в сознании соотечественников.

Мы можем сделать вывод, что по истечении такого малого времени сознание действительно изменилось. Ведь очень большая волна критики обрушилась на нашу Церковь, в частности, и на Патриарха.

– Безусловно, здесь сталкиваются копьями разные мнения и суждения, ведь кто-то до сих пор верит, что он произошел от обезьяны. «А если Бога нет, – говорил Федор Михайлович Достоевский, – то все позволено». Но, тем не менее, не месяц и не два идет деятельность за сохранение жизни. И само это движение «За жизнь», уже много лет набирающее все новых и новых сторонников, способствовало тому, что число ужасных смертей сократилось в порядки раз. Хотя почивать на лаврах нам пока не приходится.

А что может сделать Церковь, кроме как осудить этот грех, написать петицию, выступить перед общественностью? В реальности – что она может сделать?

– Церковь («я, ты, он, она, вместе – целая страна») – это Мать, которая призвана, прежде всего, воспитывать и просвещать молодежь. И всякий раз, когда я оказываюсь в светской школе, общаюсь со старшеклассниками не с осуждением, не с презрением, не обливаю горечью критики окружающий мир, но всегда мягко и ненавязчиво напоминаю будущим матерям: «Берегите свое счастье, не преступайте той черты, которую преступил Родион Раскольников, пролив чужую кровь. Если хотите быть всегда молодыми, здоровыми, счастливыми, памятуйте, что первенец – это великая святыня».

И, конечно же, если наши юноши и девушки будут понимать, что любовь и материнство, любовь и отцовство вещи нераздельные, тогда и не нужно будет Патриарху обращаться в Думу, чтобы уговаривать наших отечественных мыслителей не оплачивать из бюджета эти людоедские преступления.

Отец Артемий, раз уж заговорили про молодежь: слышал недавно, что около 60 – 70% наших молодых людей, учащихся высших учебных заведений, негативно относятся к Церкви. Как Вы могли бы это прокомментировать?

– Я думаю, уши (и одновременно рога и копыта) таких социологических опросов растут из тех центров, которые финансируются старичком Соросом, либо из братских фирм, ему подведомственных. Батюшки знают жизнь не по выкладкам этих опросов, а находятся в самой гуще общения с молодежью, и я убежден, что это, мягко говоря, необъективная оценка действительности.

Может быть, это справедливо в отношении Калифорнии или штата Индиана, но мы, дорогие друзья, живем в удивительно благодатное время, живем в России в то время, когда восстанавливается русский мир, и Мать-Церковь, возвышая свой голос, исполненный правды и любви, находит отклик в миллионах сердец. А если опираться на радиостанцию «подмоченного» «Эхо», если убрать зонтик, так что ядовитый «Серебряный дождь» будет проедать вам плешь негативом, тогда... Но все познается по плодам, и важен результат.

Отец Артемий, давайте перейдем к празднику Рождества. И если уж я задаю вопросы критичного содержания, то какие есть вещественные доказательства, что Христос родился в мир именно 2 000 лет назад?

– Главное доказательство, на мой взгляд, не вещественное, а то, что наполняет умы и сердца. В Рождественскую ночь большинство наших телезрителей, я убежден, не по экрану следили за службой Христова Рождества (равно как и на Пасху не удовлетворяются трансляцией из Храма Христа Спасителя), но сами, с зажженными свечами входя в Божий храм или в ночь на Рождество Христово склоняясь над вертепом из елового лапника, завороженным взором смотрят на икону, где Богородица возлежит и с любовью взирает на Богомладенца, перепеленутого чистыми льняными пеленами и почивающего в воловьей кормушке.

Так мы говорим, что это крылья за спиной, радость, мир, понимание, что все будет хорошо, что маленький Христос всех умнее, всех сильнее, всех мудрее, Он есть Бог во плоти, Который держит в Своих руках Вселенную.

Вот это глубинное, мистическое, ясное, светлое знание (и чувство), что Бог явился во плоти, Он с нами и среди нас, является самым великим внутренним доказательством. Второстепенным по отношению к нему уже будет и город Вифлеем... Посетите, если кто не был: я совершенно убежден, что даже некрещеный человек, попавший по туристической визе на Святую Землю, возвращается в Россию после посещения Гроба Господня, Вифлеемского храма иным. Что касается даров, которые волхвы положили к стопам Спасителя, у нас в храме, в нашей тихой обители, есть подарок от фонда, занимающегося охраной этой святыни – даров волхвов; под иконой Рождества небольшой золотой треугольничек – точная копия золотых слитков, которые милостью Божией хранятся в огромном количестве в одном из афонских монастырей.

И уж если говорить о вещественных доказательствах, то их море. Пророк Даниил, которого чтут не только христиане, но и мусульмане, как знают многие из участников нашей передачи, в свое время предсказал, что пройдет 490 лет от повеления царя Кира отстроить Иерусалимский храм до праздника Крещения Господня. И нужно видеть, как древние народы (мусульманские, христианские) чтут этого пророка, обновившего первое Евангелие, свидетельство, данное еще Адаму и Еве, что придет в этот мир благословенное семя, которое сокрушит главу змия.

Отец Артемий, вечный вопрос, – конечно, больше догматического содержания... Когда я готовился к передаче, много чего смотрел на форумах: люди спрашивают: зачем нужно было делать все так сложно, зачем нужно было рождаться? Почему нельзя было как-то по-другому: прийти, объявить, рассказать? Нет, нужно было родиться, прожить жизнь, при этом быть Младенцем и так далее… Люди не понимают, как Бог мог прийти в человеческом обличье, родиться Человеком в этот мир.

– Не понимали еще древние иудеи, для которых весть о Богочеловеке стала соблазном. Не понимали и античные греки и римляне, для которых это было безумие. Но для нас с вами, людей, генетически усвоивших Православие, уже 2 000 лет свидетельствующее, что Христос стал как один из нас, все становится понятным, если мы присоединим к рассудочной части (ratio) еще и сердце, ищущее помощи Божией в борьбе с грехом, который каждого из нас ежедневно атакует. И действительно, кто-то из наших интересантов (тех, кто задает такой вопрос) пусть попробует победить в себе гордыню или тщеславие, раздражительность или склонность к депрессии, к унынию собственными силами. Убежден, что 3 дня искренних попыток изжить какое-нибудь чревоугодие закончатся фиаско, приведут такого евроскептика к тайной молитве: «Господи, хочу, но ничего не получается – хотел как лучше, а получилось как всегда. Помоги, Господи, простри Твою руку, Сам защити меня от гнетущих меня страстей!»

И когда от теоретических вопросов человек приходит к молитве, к мольбе и как дитя простирает руки к Всевышнему, тогда получает свидетельство, что Бог рядом, что Он, став Человеком, взял на Крест наши болезни, что Он вдохнул в нас через таинство Крещения «инъекцию» – Божественную энергию. Усвоив ее в Крещении и Миропомазании и обновляя в Исповеди и Причащении, мы действительно получаем все необходимое и достаточное для освобождения от дьявола, его тирании и обретаем в себе начатки мира, радости, любви. Тогда разговор совершенно иной. Тем не менее, я могу посоветовать искренне вопрошающим все-таки раскрыть Новый Завет и, ежедневно по главе со вниманием читая повествования евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, запечатлеть в самом сердце образ Иисуса Христа. В основе таких вопросов все-таки, как правило, лежит пионерское неведение, невежество.

Отец Артемий, правильно ли я понимаю, что мы сами по себе ничего не можем добиться, если мы без Бога?

– Нам предоставлена свобода желать лучшего. За нами осталась свобода произволения, куда склонить чашу сердечных весов – к добру или ко злу, взять что-либо без спросу, тайком или испросить дозволения. Всегдашняя альтернатива для ребенка. Но для того, чтобы подкрепить доброе желание импульсом, для того, чтобы изжить грех, закваску порока из глубин собственного сердца, необходима вот эта самая живительная «инъекция». И Христос для того-то и стал Человеком, чтобы, победив лукавого, помочь нам изжить страсти, тáинственно соединяясь с нами теснее, чем мать соединена с утробным младенцем. Большинство из нас, я убежден, в ночь на Рождество причастились Святых Христовых Таин и сказали излюбленную фразу чеховской интеллигенции: «Бог ныне в моей душе. И не только в душе, но и в теле». Конечно, очень хочется пожелать и себе, и всем вам, дорогие друзья, о Христе не понаслышке узнавать, но предоставить Ему собственное сердце в тот вифлеемский вертеп, пещеру, где Богомладенец сияет Своею чудной улыбкой.

Как обычно следует проводить дни после Рождества православному христианину?

– На вкус и цвет господина нет. «Если б я был султан» (это не мое желание интегрироваться в мусульманский мир, а такое сказочное присловье), то, конечно, посоветовал бы на Святки, когда многие дети играют в прятки, вспомнить прекрасное школьное изречение: солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья. На лоне природы великие праздники совершенно по-особому переживаются – что Пасха, когда оживает природа весной, отрешаясь от объятий зимы, что Рождество Христово: смотришь на полумесяц, на звезды и чувствуешь, что они делятся с тобой радостью, что Бог явился во плоти.

В эти дни празднуется память замечательного святого, мученика архидиакона Стефана: он считается первомучеником...

– Да, когда мы были маленькими и читали известные стихи Сергея Михалкова «Дядя Степа – милиционер», кому тогда могло прийти в голову, что этот дядя Степа (Степан, Стефан) имеет Небесным покровителем первого мученика за Христа архидиакона Стефана, имя которого с греческого переводится как «венец», «увенчанный»… И подлинно прославить Христа мученической смертью – это высочайший удел, который дается не всякому: не каждый из нас обретает в себе такие нравственные силы, чтобы смотреть насильственной смерти в глаза.

Однако и поныне святой Стефан укрепляет тех, кто Промыслом Господним становится на стезю исповедания веры. Ведь, по статистике, каждые 6 минут в этом мире убивают христианина. Если наши друзья интересуются общественно-политической жизнью, им ведомо, какие гонения обрушиваются на современных христиан не только в Сирии, но и в Пакистане, Индонезии, зачастую в Египте. И святой Стефан с Неба, как великий в мучениках, взирает на всех невинных страдальцев за Христа. Каждый из нас должен хотя бы мысленно примерять его жребий к себе самому: нам нельзя отрекаться от веры пред угрозою насильственной смерти, мы должны быть сильнее всех страхов, нам надлежит мужественно исповедовать Христа и этим мужеством покорять тех, кто с необоснованной и немотивированной агрессией приступает к нам, желая испытать нашу веру.

Почему путь в Царствие Небесное очень тесный? Почему Господь сказал, что верблюду через игольное ушко легче пройти, чем богатому войти в Царствие Небесное?

– Еще в VI столетии преподобный Исаак Сирин, сирийский подвижник (как раз там он примерно и подвизался, где сегодня сирийский народ борется с «бармалеями»), говорил: «Путь Божий есть ежедневный крест, и никто не восходит на небо, живя прохладно». Таковы, увы, последствия вкушения нашими праотцами Адамом и Евой запретного плода. Страсти-мордасти, завладев человеческим сердцем, подобны осьминогу, который щупальцами вцепился в свою жертву: отодрать эти щупальца можно лишь с величайшим трудом. Но под силу это единственно Господу, когда мы взываем: «Господи, помоги! Господи, не хочу грешить! Господи, хочу бросить курить, хотя изнутри меня разбирает эта пагубная вонючая привычка. Господи, дай мне силы сегодня не протянуть руку к запретному плоду». И знаете, вот это напряжение борьбы с грехом очень существенный момент для христианина. Сам Господь говорит: «Царствие Небесное усилием берется». Однако немножко попотеем, потужимся, Боженька через Исповедь, Причащение снимет этот накал борьбы, и мы уже в этой жизни (по крайней мере, так нам обещает телеканал «Союз» – и особенно передача «Беседы с батюшкой») увидим на себе исполнение слов поэта: «Подожди немного, отдохнешь и ты».

Отец Артемий, Вы очень много общаетесь с людьми, очень много ездите, часто выступаете и говорите даже в нашей беседе, что у нас очень хорошее, благодатное время, что все у нас хорошо. Но все-таки бывает, где-то недорабатываем, что-то недоделываем и так далее. В чем главная проблема современного русского православного христианина?

– Не все благостно в «Датском королевстве» – все хорошо только в раю, и мы это с вами увидим (даст Бог, на Страшном Суде вы помолитесь за меня, когда меня задержат в контрольно-пропускном пункте) – там действительно царствует вечная правда и любовь. Что касается нравственного состояния человеческого рода вообще и жителей России в частности, сегодня у меня как у скромного пастыря наибольшую тревогу вызывает беззаботное, безответственное состояние молодежи, которая как будто не хочет посмотреть в завтрашний день. Ведь немало же сегодня среди наших внуков и детей тех, кто, провалившись, как Алиса, в компьютерное зазеркалье, в подмороженном состоянии, как Кай в снежном королевстве, сидит перед дисплеем, ловит электронные яички из-под электронной курочки… Этот задержавшийся в переходном возрасте «сынуля» 38-ми лет ушел совершенно в лудоманию (игровую зависимость), уже не хочет ни учиться, ни жениться.

И, думается, сегодня жизнь ждет от нас иного. Мы должны и сами находиться в состоянии постоянной боевой готовности. Посмотрите на Владимира Владимировича, Сергея Шойгу или Сергея Лаврова (это наши народные любимцы): у них каждый день расписан не то что по часам – по минутам. Сегодня такое время, дорогие друзья, когда ни гордиться, ни унывать, ни впадать в депрессию некогда: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», будни превратить в праздник. Родина ждет от нас ответственных слов и действий. Как учили нас в свое время на уроках литературы, жизнь « дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

В заключение, отец Артемий, я хотел бы Вас попросить обратиться к нашим телезрителям: поздравить их с праздником Рождества, пожелать что-то хорошее, доброе...

– Мне очень хотелось бы, чтобы хотя бы как итог нашей передачи у наших слушателей и зрителей появилась светлая, благожелательная улыбка – та детская, светлая и теплая улыбка, которой мы должны обогатить наших домашних. Кому не хватает для этого ресурсов, – я предлагаю вам, дорогие друзья, в сочельник Крещения Господня найти близлежащую, в шаговой доступности от вашего дома, прорубь и нырнуть туда со словами: «Господи, прости душу грешную! Во имя Отца (первое погружение, долго там сидеть не нужно) и Сына и Святого Духа!» Затем себя за уши, как барон Мюнхгаузен, вытаскивайте наружу. И вам будет дана такая сила терпеть, прощать и любить, что сначала весь подъезд, потом микрорайон, а потом и весь город (Мытищи, Новые Васюки, Москва-Сортировочная) будут наслаждаться общественным миром и любовью. Дай Бог!

И еще, наверное, добавить, чтобы с собой взяли термос горячего чая.

– Безусловно. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Спаси Господи, батюшка, за эту прекрасную беседу. Надеюсь, мы еще встретимся.

– До новых встреч, дорогие друзья! И до скорого свидания!

Записала Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс