Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №02 (947) → Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя

Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя

№02 (947) / 6 января ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, прежде всего, хочу поздравить всех вас и нас с Новым годом и праздником Рождества Христова. Трудно сказать, как сложится для каждого из нас год наступивший, но я надеюсь, что Господь не оставит нас Своей милостью.

Спасибо Вам, что Вы пришли к нам вновь. В прошлом году мы с Вами говорили о святынях Храма Христа Спасителя. Есть некоторые вопросы, которые тогда мы не успели осветить, и уже сегодня, я думаю, закончим то, что не успели тогда; вопрос касается охраны и безопасности храма. Турист или простой верующий, заходя в Храм Христа Спасителя, проходит через металлоискатель. Это немного непривычно простому верующему, и вопрос касается именно системы охраны. Почему именно такие меры безопасности Вы принимаете в храме?

– К сожалению, это веяние последнего времени. Раньше, когда приходилось бывать за границей, мы видели такие же меры безопасности, входя в известные храмы в Риме или Венеции. У нас еще этого не было, но, как показывает практика, храм (тем более – наш храм) посещают люди не только с благими намерениями, а желая совершить какую-то провокацию. И чтобы не допустить серьезных, трагических последствий этих посещений, было принято решение все-таки поставить металлоискатели на входе. Это сейчас не только в храмах, но и практически во всех учреждениях культуры или магазинах.

Но действительно, человек, идущий в храм помолиться, встречаясь с такими мерами безопасности, смущается. Некоторые относятся к такому совершенно спокойно. В частности, наши прихожане понимают, какова цена противоправных действий, если они произойдут, и поэтому совершенно спокойно проходят через металлоискатели, встречаются с представителями охраны. Потом они уже могут чувствовать себя в безопасности, надеясь, что эти меры помогают тому, чтобы люди могли, придя в храм и пройдя через эти «кордоны», уже думать только о том, куда и для чего они пришли, спокойно молиться, зная, что ничто не может помешать совершающемуся в храме богослужению.

Мы говорим: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. А могли бы Вы разъяснить, что это значит, какой статус у этого храма в нашей Церкви?

– Он считается главным храмом нашей Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, то есть здесь находится кафедра Патриарха Московского и всея Руси. И, как известно, Святейший Патриарх Кирилл совершает в нем праздничные богослужения. Пасхальные службы совершает Патриарх, и в какие-то общецерковные праздники Святейший Патриарх совершает свое служение. Вот сейчас мы готовимся к Рождественскому богослужению – это престольный праздник нашего храма.

Почему называется «соборный»? Потому что здесь служит не один священник, а собор священнослужителей (нас несколько). Вот как расшифровывается это название «кафедральный соборный Храм Христа Спасителя»: храм кафедры Патриарха Московского и всея Руси.

То есть настоятель этого храма...

–...сам Святейший Патриарх Кирилл.

А Ваша должность – ключарь?

– Моя должность – ключарь. Эта должность существует в кафедральных соборах, где настоятель либо Святейший Патриарх, как в нашем храме, либо Правящий архиерей епархии. И настоятель этого храма дает свои полномочия по управлению кафедральным собором старшему священнику, который несет ответственность за то, что происходит в соборе, – за порядок богослужения, благолепие и благочиние в этом храме. Так что фактически настоятельские функции передаются старшему священнику храма, а должность его называется «ключарь».

Часто мы видим по телевизору (не только на православном телевидении, но и светском), что здесь проходят мероприятия высокого уровня (и Соборы, и какие-то светские) в Зале Церковных Соборов, главные службы. А есть ли у этого храма приходская жизнь? Есть ли воскресная школа, какие-то собрания, постоянные прихожане или какой-то другой вид приходской жизни?

– Несмотря на высокий статус, храм несет все функции приходского храма нашей Русской Православной Церкви, как и любой городской или сельский храм. Действительно, есть какая-то небольшая община (небольшая потому, что храм находится в самом центре Москвы, здесь мало жилых домов, и практически все прихожане приезжают в наш храм из других уголков нашего города), есть воскресная школа, детей в нее тоже привозят из разных районов города, совершаются все таинства, все требы, как и в любом православном храме.

Кстати, очень хороший вопрос, ведь многие до сих пор не знают, что храм живет нормальной церковной жизнью. И для многих бывает большим откровением, когда узнают об этом, думая, что данный храм существует только для каких-то высокопоставленных лиц, что Патриарх там бывает только в присутствии Президента или премьер-министра, как показывают на Рождество или Пасху, а в остальное время он является музеем. Ничего подобного. Службы у нас совершаются ежедневно – будничные богослужения совершаются в нижнем Преображенском храме, а в праздники и воскресные дни мы служим в самом Храме Христа Спасителя. И любой желающий и интересующийся историей храма, историей Отечественной войны 1812 года (храм является еще и памятником тем событиям) может совершенно спокойно прийти, пройдя через средства обеспечения безопасности, помолиться или познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года, которые отображены на памятных мраморных досках.

Еще один несколько провокационный вопрос. В сети интернет можно увидеть фотографии храма, где изображены шестиконечные звезды, на полу кресты, и многие люди с недовольством высказываются, что в храме много иудейских символов, масонских и т.д. Есть даже мнение, что на дверях тоже какие-то непонятные символы, словно заходишь не в православный храм, а в синагогу. Как Вы можете это прокомментировать?

– Очень хороший вопрос, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно. Люди, приходящие в храм, каждый день задают такие вопросы: «Что это за шестиконечные звезды? Это масонский храм?» Был даже такой курьезный случай, когда дежурил наш отец Александр Агейкин (он был еще протодиакон): приходит какой-то мужчина и задает этот вопрос. А тот, чтобы подвести его к осознанию этой символики, спрашивает: – А шестиконечная звезда как именуется? – Звезда Давида. – А кто такой Давид? Вы знаете? – спрашивает отец Александр. – Ну, Давид был царь. – А еще?

Мужчина уже как-то начал смущаться от этого вопроса. Отец Александр ему подсказывает: – А еще он пророк. Вы читаете Псалтирь? – Да, читаю. – Так вот, Псалтирь как раз написал царь и пророк Давид.

И реакция была потрясающей. Когда этот человек услышал, что Псалтирь написана пророком Давидом, он опешил и говорит: – Так что же, мне теперь Псалтирь не читать?

То есть до такого доходят люди, которым шестиконечные звезды перебивают смысл нашей христианской символики. Давайте поговорим об этом. Я тоже долго думал, почему так многих этих символов.

А до разрушения тоже были эти символы?

– Да, храм ведь полностью восстановлен таким, каким он был до разрушения. И в оформлении храма очень деятельное участие принимал святитель Филарет, митрополит Московский. А он ведь был очень глубоким богословом и глубоким православным мыслителем, для него эта символика означала много. Но вот сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, мы слышим, как поются ирмосы Рождественского канона. В одном ирмосе этого канона говорится: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…». Почему? Кто такой Иессей и почему это соединяется с Девой Богородицей? Если мы хорошо знаем историю Ветхого Завета, то должны знать, что Иессей был отцом царя Давида. А Матерь Божия была из рода царя Давида. Так вот, Храм Христа Спасителя посвящен Рождеству Христову, прославляется Дева, Матерь Божия, и, естественно, что этот символ царского дома, символ царя Давида присутствует в храме, посвященном Рождеству Христову. Это настолько глубокая мысль, что о каком масонстве может идти речь? Получается, царь Давид был масоном?

Так что здесь никакие масоны ни при чем, а вот паникадила, которые сделаны в форме этой звезды, орнаменты, что присутствуют в Храме Христа Спасителя в виде звезд царя Давида, указывают на царское происхождение Матери Божией. Вот и все.

Не надо выдумывать никакие символы ни масонства, ни синагоги и уходить куда-то далеко от самых простых объяснений, которые мы слышим в церковных песнопениях и церковных гимнах. Просто нужно чаще заглядывать на страницы служб праздничных богослужений, где очень хорошо все это объясняется.

Некоторые символы из Ветхого Завета в наше время приобрели некие другие значения.

– Действительно, если какие-то человеческие общества, в частности, масонские, употребляют какие-либо ветхозаветные или христианские символы, то это совершенно не значит, что символы теряют свое христианское или Божественное значение. Это все равно что считать: если на фашистских танках были изображены кресты, значит, христиане все – агрессоры и убийцы. Размышляя так, можно дойти до совершенно диких объяснений. Поэтому, приходя в Храм Христа Спасителя и видя эти символы, не смущайтесь, что орнаменты в виде шестиконечных звезд, думайте о тех корнях человеческой природы, которые заключены в нашем Спасителе. Пусть эти орнаменты не загораживают того главного, ради чего и построен этот храм и ради чего в храм приходят люди – чтобы помолиться Христу Родившемуся, Христу Воскресшему и спасшему нас от вечной смерти почему этот храм и называется Храмом Христа Спасителя.

Спасибо Вам за ответ. Часто приходилось встречать в литературе о громогласных протодиаконах Храма Христа Спасителя. Отец Константин Розов, «великий архидиакон», служил в этом храме. Храм, как мы знаем, был разрушен. В наше время продолжаются ли традиции, бывшие еще до революции? Вы как-то работаете над их возобновлением, поддержанием? И какие это были традиции?

– Да, мы стараемся возрождать те традиции. Не только храм возродили в том виде, какой он был, – но ведь душой храма является богослужение, все то, что происходит внутри него. В частности, мы ежегодно совершаем молебен, который был составлен святителем Филаретом, митрополитом Московским, в благодарность Богу за избавление нашего Отечества от галлов и двадесяти (не «двунадесяти», как обычно говорят) народов (то есть не 12-ти, а 20-ти), с которыми Наполеон пришел на нашу землю. Ведь Храм Христа Спасителя освящен в честь Рождества Христова, потому что последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества именно в этот праздник.

Святитель Филарет составил благодарственный молебен, его до революции служили всегда в праздник Рождества Христова, 25 декабря. Но поскольку сейчас уже новая традиция родилась, и в праздник Рождества Христова мы совершаем торжественную вечерню, как это бывает на Пасху, и поздравления Святейшего Патриарха происходят в этот день, то еще, по благословению покойного Патриарха АлексияII, мы этот молебен совершаем 25 декабря, но по новому стилю. Это и день рождения императора Александра I, его мы поминаем за Литургией, – не только его, но и военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, молимся об упокоении погибших воинов. И ежегодно, на протяжении уже более 10-ти лет, мы этот молебен совершаем.

Кроме того, сейчас очень неплохой хор собрался в храме, и мы стараемся возрождать певческие традиции, что существовали в Храме Христа Спасителя до его разрушения. В отношении громогласных протодиаконов… К сожалению, сейчас очень редко можно встретить протодиаконов с голосом «великого архидиакона» Константина Розова. Но у нас есть протодиакон Константин, который служит со Святейшим Патриархом Кириллом. Он еще молодой, у него все впереди, и он обладает мощным, громким и бархатным басом, каким всегда славились наши протодиаконы. Так что есть такие традиции, о которых мы знаем и которые стараемся возрождать и поддерживать.

К слову, празднование у нас получается наоборот: Нового года и Рождества, хотя до революции было иначе. Как Вы считаете, разные календари – это проблема на или уже сложившиеся в стране традиции?

– Для меня лично это никогда не было проблемой несовместимости Нового года и Рождественского поста. Обычно мы провожали старый год, совершая вечером новогодний молебен. Первого числа я всегда имею обыкновение служить Литургию, поэтому никаких особых приготовлений к новогоднему столу, таких, как салат оливье, колбаса… Все, что обычно присутствует у наших людей на новогоднем столе, для нас не было непременным атрибутом.

А главным праздником всегда у нас был праздник Рождества Христова, когда можно после ночного богослужения прийти домой разговеться и почувствовать праздник даже и в этом – не только духовно, но и телесно, когда после долгого промежутка времени можно уже вкушать скоромную пищу. Поэтому нет никакой проблемы. Это уже, видимо, сейчас, когда в церковь пришли новые люди, которые привыкли отмечать Новый год так, как всегда отмечали, – для них, может быть, это проблема. Тем более, что Новый год – это ведь достаточно относительная дата. В истории нашего Отечества было несколько дат, когда мы встречали Новый год: это был и сентябрь, и март. По указу Петра I мы стали отмечать его 1 января, а теперь он у нас по старому стилю перешел на 14 января. Так что это достаточно условные даты.

Я считаю, при всем веселье и изобилии на столах, человеку верующему воздержание как раз и полезно испытать, зная, что впереди великий праздник, который действительно для нас является праздником, имеющим под собой все основания.

В чем смысл Рождества Христова и что бы Вы сказали людям, которые предпочитают Рождество без Христа?

– Тем, кто предпочитает Рождество без Христа, я бы ничего не сказал, ведь смысл этого праздника как раз и заключается в Рождении, Воплощении Сына Божия. Кстати, сейчас времена меняются, и если раньше о нем вообще молчали, то сейчас все-таки как-то неудобно не упоминать о Рождестве Христовом. Сейчас в поздравлениях можно слышать: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством»… Но ничего не произносится дальше.

Это как будто с Запада пришло...

– Да, ну Рождество и Рождество. Что такое Рождество? Это подарки, ходит Санта-Клаус и раздает их. Уже в этом чувствуется какое-то лукавство и недоговоренность. И получается Рождество без Христа. А если без Христа, то какое может быть Рождество? Чье Рождество? Поэтому что скажешь этим людям? К сожалению, сейчас все чаще и чаще можно слышать, что неудобно не поминать Рождество, но лучше не говорить о Христе, об этом событии. Ну так это что-то такое… Я всегда поправляю людей, которые поздравляют с Рождеством. Говорю: с Рождеством Христовым. И тогда это действительно имеет смысл, иначе все до этого сказанное не имеет смысла – вот эта сорокадневная подготовка, очищение души. Если Христа нет, то ради чего все это делается? Ведь именно Христос Спаситель Родился, воплотился. И я рекомендую познакомиться с богослужебными текстами праздника Рождества Христова и предпразднства Рождества Христова, в которых очень хорошо разъясняется смысл этого явления и смысл праздника.

Престольный праздник Храма Христа Спасителя… Как Вы к нему готовитесь, как проводите? Есть ли какие-то особенности?

– Особенностей, наверное, нет, ведь он престольный, престол освящен в честь праздника Рождества Христова. Но, как и в любом православном храме, идет подготовка. Прежде всего, конечно, мы сами и наши прихожане готовимся духовно, внутренне через пост, воздержание, а храм украшаем елочками. Это тоже традиция. Но хочу сказать, бывают какие-то недовольства, что, дескать, природу губим, рубим деревья. Мы всегда елки берем в лесничестве, всегда заранее с лесниками договариваемся, и они нам дают те деревья, которые уже подлежат вырубке – никакого варварства здесь нет, все совершенно официально.

А теперь столкнулись с трудностью: ужесточили меры борьбы за экологию и категорически запретили делать вырубки даже тех деревьев, которые нужно вырубить (больные, некондиционные деревья). Поэтому я не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, но я сказал, что лучше мы останемся без украшения храма, чем пойдем на окольные пути, чтобы неправомерными методами приобрести деревья. И, конечно, украшается центральная праздничная икона.

Наш храм еще имеет ту особенность, что на Рождество, в наш престольный праздник, его посещают первые лица нашего государства. Конечно, перед ночным богослужением проводятся особые меры по безопасности. После всенощного бдения, которое начинается в 5 часов вечера, мы закрываем храм, проводятся необходимые меры, и уже открываем храм для доступа людей на ночное богослужение. Центральную часть мы отдаем для гостей Святейшего Патриарха, для почетных людей, но доступ в Рождественские праздники в остальные зоны храма совершенно свободный. Поэтому те, кто хочет прийти помолиться на ночной службе со Святейшим Патриархом, могут это сделать свободно, без каких-то приглашений. Но приходится учитывать, что таких желающих может быть больше, чем может вместить сам храм. Тогда мы, конечно, прекращаем доступ. Это нужно понимать, чтобы было без обид: хотя храм и имеет большие площади, но, к сожалению, не может вместить всех желающих.

Кстати, сколько верующих может вместить храм?

– Вообще, если считать площади галереи, то до 10 000, а практически на праздничные богослужения в храме собирается до 5 000.

Я бы хотел попросить Вас поздравить наших телезрителей с наступающим праздником Рождества Христова.

– Я поздравляю всех зрителей с великим праздником Рождества Христова. Пусть Богомладенец Христос, Пришедший в мир две с небольшим тысячи лет назад, всегда живет в вашем сознании и вашем сердце, в вашей душе – все дела, мысли, начинания вы всегда согласовывали бы с Родившимся Христом. Помощи Божией, благословения Божия желаю каждому из вас в наступившем новом году и в светлые великие праздники Рождества Христова.

Записала Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс