Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №01 (946) → Архимандрит Савва (Мажуко): Правильное чтение святоотеческой литературы

Архимандрит Савва (Мажуко): Правильное чтение святоотеческой литературы

№01 (946) / 1 января ‘18

Свет невечерний

– Все христианство построено на общении как сакральном таинстве. Апостол Павел пишет, что благовествование есть священнодействие. Общение святых, общение христиан есть священнодействие – то, к чему мы призваны. Оно осуществляется не только через личные встречи, но и молитвенно. Даже молитва за человека, ушедшего в мир иной, тоже есть общение, очень глубокое и сердечное.

Со святыми людьми мы общаемся не только через молитвы, богослужения, но и через писания. Существует наука патрология, или патристика, которая изучает святоотеческую литературу, написанную прославленными Церковью отцами, внесшими свой вклад в развитие богословской мысли, оставившими нам память о своих духовных подвигах, некоторые руководства к духовной жизни.

Это прекрасно, что мы сейчас грамотны и святоотеческая литература нам доступна. Я помню время, когда книги святых отцов достать было очень сложно: приходилось переписывать или брать редкое издание на ночь, чтобы, проведя несколько часов с этим Божественным текстом, получить огромное утешение. Современные христиане живут в благодатное время – мы «купаемся» в роскоши святоотеческого наследия, мы даже можем найти издания на языке оригинала, толкования, исследования. Но есть момент, который мы должны учитывать, то испытание, которое нам предлежит.

Великим постом особо поминаются подвижники благочестия, оставившие нам аскетические труды. Например, святитель Григорий Палама и преподобный Иоанн Лествичник. Происходит это потому, что их тексты читались за богослужениями – есть ряд текстов, которые должны читаться за богослужениями в монастырском чине. В древности в монашеской среде существовало духовное упражнение «lectio divina» – «Божественное чтение». Сейчас мы этого себе не можем представить; наши знания и наш образ жизни довольно поверхностны – мы привыкли к быстрому чтению, в котором есть сюжет. А древние подвижники приучали себя к чтению глубокому, в котором сходятся ум и сердце, когда чтение превращается в молитву. Так вот, когда мы берем тексты святых отцов, написанные по преимуществу монахами – по конкретному поводу, конкретным человеком, адресованные определенному лицу, чаще всего в монашеском звании, – мы должны помнить, что эти тексты писались не для нас; чтение святых отцов похоже на подсматривание в замочную скважину или на чтение чужих писем.

«Лествица» преподобного Иоанна Лествичника – это текст святого игумена Синайской горы, жившего очень давно, писавшего на совсем другом языке, для монахов, населявших Синайскую гору. Таким образом, есть определенное время, место и адресат этой книги. Почему мы должны об этом помнить? У меня был не совсем позитивный опыт. Книга произвела на меня двойственное впечатление: она очаровала меня, но, с другой стороны, этот текст раздавил меня, эта книга в каком-то смысле парализовала мою жизнь и волю: портрет, который рисует преподобный Иоанн Лествичник, для простого человека настолько недостижим, что способен парализовать волю к действию. Я неоднократно видел, что этот же эффект на людей оказывает большая часть монашеской литературы. Идеал такой литературы очень высок – это превосходная степень чистоты и святости.

Нужно помнить, что эти тексты написаны не для нас: эти идеалы приписываются монашествующим людям, причем великим подвижникам, которых сейчас, может быть, и нет среди современников. Никто не предъявляет нам этого счета, Господь вовсе не требует от нас возвышенных подвижнических трудов – никто не говорит, что мы должны творить беспрестанную молитву, предаваться бдению, строгому посту, испытывать себя, ежедневно удаляясь к старцу на исповедание помыслов, предаваться многочасовым молитвам, творить земные поклоны и так далее. Это все – моменты монашеской практики. Если вы светский человек – значит, вы должны читать эти тексты глазами светского человека и ни в коем случае не впадать в унылое, депрессивное состояние, которое иногда сопутствует чтению таких текстов.

Друзья мои, монашеская литература – это, с одной стороны, благодатное наследие святых старцев, но это и опасное наследие, которым мы должны правильно пользоваться, ни в коем случае не применяя эти тексты к своей жизни бездумно, но видя в них идеал святости – как путеводную звезду, которая ведет нас к подлинному христианскому совершенству.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс