Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы из Крыма: «Мне очень было бы интересно, как бы Вы, батюшка, ответили протестанту на вопрос: „Где конкретно в Евангелии написано, что человек должен исповедоваться священнику?” Как правильно ответить на этот вопрос? Они считают, что священник – это человек и ему исповедоваться не надо, исповедоваться надо Богу. Я ответила, что как же тогда к Причастию приступать, кто же разрешительную молитву прочитает? Мне интересно, как бы Вы ответили на такой вопрос».
– Ответы нужно искать, скорее, в Новом Завете не в Евангелии, а в Апостоле. С чего нужно начать ответ на этот вопрос? Что в Православной Церкви каждый из нас, приходя на Исповедь, исповедуется Богу. Священник во время чина Исповеди читает молитву: «се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа... аз же точию свидетель есмь...». То есть священник говорит о себе, что он – только свидетель и свидетельствует, о чем человек исповедуется Богу. Это важный момент. И в Евангелии, когда Господь Иисус Христос дает власть апостолам, Он говорит: «…что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» – грехи, которые не простите, свяжете, будут связаны перед Богом. Эта власть дается апостолам, преемственно она дается епископам, священникам. Но Исповедь совершается перед Богом. В Соборном Послании апостола Иакова тоже есть слова: исповедуйте друг другу согрешения и молитесь друг за друга.
В ответ можно привести эти слова Евангелия: Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех – эта власть дается апостолам, от них она переходит епископам, а епископы, обладая этой властью, дают ее священникам, чтобы прощать и разрешать грехи.
Как быть, когда требуют такого буквального соблюдения, говорят: «Покажите пальцем, где то, о чем вы говорите, написано в Евангелии»? И вообще, как отвечать на вопросы, точного ответа на которые ты, может быть, не знаешь?
– В ответ на вопросы, на которые мы не знаем точного ответа, надо извиниться, сказать правду: посмотрю и отвечу. Что-то мы можем забыть, перепутать, но что-то мы должны знать по определению.
Что касается «покажите, как в Священном Писании», – нужно иметь в виду, что православные и протестанты немножко по-разному понимают соотношение Священного Писания и Предания. В Православной Церкви Священное Писание есть часть Предания, а у протестантов Священное Писание вынесено над Преданием. Но почему православное понимание важно? Потому что правильно понимать Писание можно только в контексте Предания. Как оно передано нам, Церковь хранит Священное Писание, толкует, учит ему. Учение Церкви содержит не только Писание, но и Предание. Это важный момент, вероучительный. Исходя из этой разницы, иногда возникают недопонимание и такой буквализм, а он далеко не всегда бывает хорош.
Вопрос Исповеди, подготовки к ней особенно актуален сейчас, поскольку начался пост. Наш зритель спрашивает: «Я стараюсь по возможности соблюдать пост, но стал замечать уныние. Посоветуйте, как его преодолеть».
– Наверное, нужно посоветоваться со священником, к которому телезритель ходит на Исповедь: заочно давать советы, в чем причина уныния, сложно, надо разбираться в жизни человека. Может быть, есть какие-то неисповеданные грехи, может быть, что-то не так в духовной жизни человека. Внимательное отношение к себе, обсуждение проблем со священником на Исповеди, наверное, могло бы здесь помочь.
Телезритель из Рязани спрашивает: «В этом году мы отмечаем 100-летие восстановления Патриаршества. Каково значение этого события и что оно для нас означает?»
– Мы должны помнить, что уже апостольские правила говорят, что «епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу», то есть первоиерарх, первый епископ должен быть в Церкви. И это традиция, это обыкновение, когда первый епископ есть, он управляет, председательствует на Соборах, управляет в межсоборный период церковной митрополией, экзархатом, патриархатом – это древняя традиция Церкви. Ему дается и особая благодатная власть для этого, и это особая ответственность, которая на него возлагается. Он такой же епископ, как другие епископы, но он первый среди равных, немножко с особыми полномочиями, с особой ответственностью. Этот порядок был заменен в начале XVIII века на коллегиальное управление – хотя, конечно, в Синоде был первоприсутствующий член Синода. Неким формальным образом это правило соблюдалось, но все-таки первоприсутствующий член Синода был во многом ограничен в правах, не имел тех прав, которые имеет Патриарх. И Синод, как коллективный орган управлению Церковью, не имел прав Патриарха, он контролировался государством.
Восстановление Патриаршества – это восстановление самоуправления Церковью. Это был очень значимый и важный шаг. Церковь оказывалась в очень сложной ситуации, нужно сказать. 200 лет существовала синодальная система управления, Синод был ведомством в государстве...
Поэтому это время называют Синодальный период.
– Да. Церковь не имела своего бюджета, ей выделялись ассигнования из государственного бюджета: Синод распоряжался, утверждал какой-то бюджет, но это шло из государственной казны – хотя какие-то местные бюджеты формировались, но сейчас не об этом. И в новых условиях Церковь, со всей сложной структурой, со всем аппаратом, с учебными заведениями, вдруг оказывалась оторванной от государства с необходимостью перестроить всю систему управления… И избрание Патриарха, и строительство правильного, нормального церковного управления было безотлагательной задачей: Патриарх в новых условиях стал тем центром, на который в условиях гражданской войны, сложной церковной жизни люди могли ориентироваться, могли видеть лицо Церкви. Если бы этого не произошло, то церковные разделения, которые и так происходили в 20–30-е годы, были бы более сильными, наверное, и более драматичными.
Даже в мирный период мы все-таки слушаем, о чем говорит Патриарх, мы видим, что Патриарх, как первый епископ, предстоит за Церковь, хлопочет о тех или иных важных делах, собирает Синод, Собор: звучал доклад Святейшего Патриарха на Соборе, где затрагивались важные вопросы. Мы в этом смысле слушаем его голос – ему поручается говорить от лица Церкви, хотя мы живем в мирных условиях (не беспроблемных, но мирных).
А в условиях, в которых оказалась страна 100 лет назад, отсутствие Патриарха привело бы, наверное, к очень тяжелым последствиям. И так последствия были не очень...
Когда заканчивается Архиерейский Собор, появляется очень много документов, обращенных ко всем верным чадам Русской Православной Церкви. Насколько важно, необходимо изучение этих документов? И как быть с тем объемом, который придется узнать? И где прочитать основную выдержку из документов?
– Знаете, современный мир ставит перед Церковью те или иные вопросы, и церковная рефлексия на эти вопросы необходима. Мы сталкиваемся с новыми реалиями и вызовами жизни, которых не было 100–200 лет назад, и должны давать ответ на эти вызовы. Причем ответ этот должен исходить не из сиюминутной пользы или сиюминутного представления, как должно быть, – он должен исходить из церковного вероучения и должен быть согласен с учением Церкви.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, и Церковь всегда учит об Одном и Том же Христе, – но учит она о Христе в изменяющихся условиях мира. Со временем ситуации и условия меняются, и какие-то вещи становятся неочевидными, непонятными, и бывает необходимо ответить, как Церковь смотрит на те или иные вопросы. А эти вопросы накапливаются. Ведь вопросы, которые обсуждает Архиерейский Собор (и обсуждали Архиерейские Соборы) важны. Например, были приняты «Основы социальной концепции», целый ряд документов по важным сторонам жизни, отношения к тем или иным социальным, политическим, научным явлениям (биомедицинские технологии, еще какие-то вопросы). Люди сталкиваются с чем-то и задают священнику вопросы на Исповеди: «Батюшка, мне предлагается вот это и это, как я должен (должна) поступить, реагировать?» Это новое, и не всегда об этом новом найдешь ответ, и не всегда священник способен сразу найтись, что ответить в этой ситуации.
Эти вопросы собираются, аккумулируются, доносятся до Священноначалия, которое обсуждает их и выносит на соборное обсуждение. Потом появляются документы. С документами можно ознакомиться на официальном портале Московской Патриархии patriarchia.ru – там есть раздел «Документы»: все находится в открытом доступе, всякий желающий посмотреть позицию Церкви по тому или иному вопросу, зайдя в интернет, может это найти. И церковная печать публикует эти документы. Я знаю, что в «Православной газете» публиковали «Основы социальной концепции» и отдельными книжечками выходили много. И другие документы точно так же публикуются и обсуждаются. На портале Патриархии, может быть, и нет такого активного обсуждения, но у Межсоборного Присутствия есть свое место в интернете, где и клирики, и миряне могут высказывать свои замечания, суждения по поводу новых документов; есть портал «Богослов» (bogoslov.ru) – там тоже могут быть высказаны те или иные суждения – то, что принимает Архиерейский Собор, проходит живое обсуждение в церковной жизни, и каждый из нас может высказаться по тому или иному волнующему вопросу – это будет как-то учтено и может даже попасть в документ.
Вопрос телезрителя: «Меня давно интересует вопрос о свободе выбора. Бог дает Своим созданиям полную свободу выбора. Но чтобы выбирать, нужно иметь две противоположности, допустим, добро и зло. Когда Денница делал свой выбор, из чего он выбирал? Зла тогда не было, – как он выбрал зло?»
– Да, зла тогда не было. Зло не есть самобытное явление, оно не существует изначально – оно творится нами: мы, каждый из нас, можем выступать (как и Денница в свое время) творцами зла. Уклоняясь и делая злой выбор, когда возникает в нас это стремление, мы несуществующее делаем существующим. Он в определенный момент, как мыслящее существо, помыслил и осуществил в себе, дал несуществующему (злу) бытие. И каждый из нас, когда творит злое, дает бытие злу и преумножает зло. Почему злом нельзя победить зло? В частности, потому, что зло на зло дает только умножение зла, а не его преодоление.
Еще есть несколько вопросов в социальной сети «ВКонтакте»… Телезрительница спрашивает: «Почему в русском Крыму вместо Русской Православной Церкви присутствует Украинская Православная Церковь Московского Патриархата?» Может быть, кому-то вопрос покажется провокационным, но, думаю, на него стоит ответить.
– Украинская Православная Церковь – это составляющая часть Русской Православной Церкви, соответственно, епархии входят в состав Русской Православной Церкви, но как структурная единица Украинской Православной Церкви – Церкви с правами расширенной автономии. Присоединились эти территории, но административное подчинение как было Киеву, так и осталось. Как Абхазия: отделившись от Грузии, осталась в каноническом подчинении Грузинской Православной Церкви. И это тоже вопрос. Поспешное решение вопросов с переделом территориальных границ, наверное, не приносит добра в мир церковных взаимоотношений. Поэтому в какой-то момент вопрос может быть приведен к общему знаменателю: так останется или будет по-новому, но исторически понятно, почему так. Спешить, наверное, не стоит – и так отношения сложные, зачем еще осложнять их церковным конфликтом.
Наш зритель (к слову, прихожанин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) оставил такой вопрос: «Почему в 1-м томе „Добротолюбия” содержатся выдержки из творений монаха Евагрия, ведь он был предан анафеме на V Вселенском и лютеранском Соборах. Церковь, находя эти писания душеполезными в деле спасения души, может ли в наше время снять прещение с их автора?»
– Дело в том, что он был оригенист, и он отлучается как оригенист – за те творения, в которых оригенизм выявляется. Тексты, что вошли в «Добротолюбие», вполне согласны с православной традицией и в них ничего специфически еретического нет, это душеполезные тексты. Нужно иметь в виду, что бывают еретики, но они ведь не во всем еретики, в чем-то их учение согласно с учением Православной Церкви, в чем-то они уклонились. Иногда, если есть нечто ценное в их учении, оно Церковью удерживается. Например, тот же самый Ориген, осужденный V Вселенским Собором, анафематствованный, одновременно сохраняет титул учителя Церкви. Его, конечно, нет в святцах, но значение его для становления православного богословия признается.
То есть анафема прежде всего имеет для нас педагогический характер, она является таким указателем: туда не ходи, там яма – оступишься и провалишься. И когда сочинения тех или иных авторов были опасны, и Вселенские Соборы, выносившие суждение по этим вопросам, принимали такое резкое решение, они принимали это решение исходя из душевной пользы людей, которые реально живут, чтобы, увлекаясь чуждым и неполезным, люди не впали в заблуждение – это с одной стороны. С другой стороны, не все, что написал человек, даже отлученный от Церкви, плохо и не все развращает ум. Поэтому в «Добротолюбии» удержаны какие-то сочинения того же самого Евагрия. Они очень хорошие, он повлиял на монашескую традицию, они касаются аскетики: его учение о страстях в целом лежит в основе, используется Церковью, здесь он очень хорошо наблюдал, обобщал, и опыт его полезен.
Вопрос телезрительницы из г. Арамиль: «Я хотела бы задать вопрос отцу Петру, как проректору нашей духовной семинарии. Меня очень интересует вопрос, будет ли в нашей семинарии открыта магистратура, и какую работу делает отец Петр лично для достижения этой цели. Вопрос важный – жалко, когда хорошие студенты, окончившие нашу собственную семинарию, уезжают защищаться в Москву и Санкт-Петербург».
– Спасибо за вопрос. Работа в этом направлении ведется. Наша семинария имеет потенциал к тому, чтобы магистратура была открыта, и сейчас поданы документы в Учебный комитет, они прошли предварительное согласование, и если все пройдет благополучно, то, наверное, первую группу мы наберем в самое ближайшее время. Действительно, сейчас реформа духовной школы идет в том ключе, что мы теперь имеем бакалавриат и магистратуру, и ряд семинарий (не только центральные семинарии, но и ряд семинарий в регионах) открыли магистратуру – в Оренбурге, в Тобольске. И, конечно, дальнейшее развитие духовной школы с необходимостью предполагает продолжение обучения после бакалавриата. Мы в этом направлении работаем. Может быть, не так активно, как хотелось бы, но, тем не менее, вопрос, слава Богу, решается. Я так думаю, что и у нас магистратура начнет полноценно работать.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У меня большая боль: уже год, как внук 20-ти лет ушел в ислам. Как быть? Как молиться? Как вообще переносить это без уныния? Понимаете, не могу смириться. Знаю, что это отсутствие нашего должного воспитания: не привили ему любовь к Православию. Но как теперь помочь ему? Как вести себя самой и родителям?»
– Я полагаю, что в данном случае нужно не переставать молиться, не переставать любить вашего внука. Молодые люди часто находятся в религиозном поиске. Значит, молодой человек неравнодушный религиозно, коль скоро он искал и сделал такой выбор, значит, душа его жива, но просто запуталась.
Такт, любовь и молитва, несмотря на трудности и подступающее уныние, очень много могут сделать в этой ситуации – просто аккуратное и бережное обхождение, молитва и с любовью отношение к нему. Такое свидетельство собственной веры, молитва способны будут как-то привести его к дальнейшему размышлению, и, может быть, изменению позиции.
Еще один «семейный» Вам, как проректору семинарии, вопрос задет телезрительница в социальной сети «ВКонтакте»: «У меня проблема со взрослым сыном из-за учебы: 4-й курс университета, последний, доучивается еле-еле, потерял интерес к учебе, на лекции не ходит – сидит дома за компьютером, играет в игры. Прошу Господа каждый день вложить в сердце желание к учебе и к работе. Сколько раз помогал мне Господь со здоровьем, в семье, а с сыном – будто стена непробиваемая, отношения хуже и хуже. Что делать?» И здесь, наверное, можно поговорить и о мотивации к образованию, обучению, и как не потерять вообще интерес в этом направлении.
– Мы не теряем интереса к тому, в чем видим смысл. Если мы перестаем видеть смысл в одном или в другом деле, мы теряем интерес. Если человек в возрасте еще может по инерции, по привычке делать что-то, то молодой человек, в силу определенной юношеской бескомпромиссности, запускает и учебу, и работу, и начинаются кризисные явления.
Надо с детства приучать видеть смыслы. Я не знаю, как это делать, но надо как-то делать. Родителям нужно молиться и любить (как и в предыдущем случае), свидетельствовать о своей вере и показывать эти смыслы на примере своей жизни. Конкретную ситуацию нужно видеть конкретно. А «общий» ответ – это потеря смысла. Если человек не обретет смыслов в своей жизни... Почему ему не интересно стало учиться? Почему он утратил смысл в учебе? Почему его увлекли игры? Почему виртуальная реальность для него стала более значимой, чем реальность жизни? Почему он хочет из живой жизни уйти в жизнь неживую, компьютерную? Почему? Что такое случилось? Почему семья, друзья, окружение не создают для него значимого, а там ему интереснее, веселее? Это проблема не только для этой матери, но для многих и многих.
Вопрос телезрительницы из Тулы: «Что делать, если человек ходил в церковь, исповедовался, причащался, но сейчас вера в добро пропала совершенно? Нахожусь в отчаянном состоянии, страх теперь: исповедовалась, не смогла отказать священнику в его определенной просьбе, и получился конфликт с другими людьми (батюшка меня попросил позвонить). После этого пропало доверие к священникам. Не могу себя преодолеть. Причем это случилось уже не в первый раз. Вот такой у меня характер – не умею отказывать. Теперь вера в добро у меня пропала совершенно, но есть страх, я боюсь идти на Исповедь к священникам, и не знаю, что делать. Молилась 3 дня Богу, просила у Него указать путь. И знаете, после этого стали появляться какие-то старые друзья, родственники. А я не могу понять, что это значит...».
– Очень трудно, не зная ситуации, конкретно ответить. Но я хотел бы сказать вот о чем. Во-первых, не нужно унывать, нужно все-таки свою печаль возлагать на Господа, и если мы с верой будем это делать, то можно преодолеть это свое состояние. Второе: вы сказали о себе, что нерешительны, не способны отказать. Вы, наверное, сделали что-то, что не следовало бы делать, пошли на поводу, может быть, даже у священника, который ошибся где-то и что-то неправильно сказал (или он сказал правильно, вы как-то неправильно поняли – не знаю). Но мы все-таки должны отвечать за свои поступки, стараться не поступать против своей совести и не совершать греховных поступков. А если мы их совершили, то, чтобы не впадать в унылое состояние, мы должны иметь силу каяться в этих поступках. Если мы оставляем себя в этом состоянии, то уныние нас посещает, мы запутываемся и приходим в тяжелое состояние. Вам нужно разобраться с ситуацией, в которую вы зашли, поставить все на свои места, ободриться, призвать Господа в свою жизнь и жить дальше с верой и надеждой.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.