Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (944) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 80

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 80

№47 (944) / 5 декабря ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №46 (943)

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 80-м псалме который имеет надписание: в конец, о точилех, псалом Асафу, 80. Псалом содержит пророчество богодухновенного пророка Давида о тех временах, когда уже придет Христос на землю, и предупреждает всех, чтобы христиане не подражали еврейскому народу, который не сохранил верность, не принял Христа, невзирая на великие благодеяния, что Господь дал ему с самого начала, когда избрал его. И этот народ в скорбях и бедах пребывает даже до сегодняшнего дня. Говорится здесь о точилех. Под «точилами» нужно понимать поместные Церкви, которые в виде вина источают благодать Божию для своего народа.

«Радуйтеся Богу Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю». Псалмопевец призывает нас радоваться Богу, Который всегда помогает, Который не изменчив. Невозможно уповать на человека – всяк человек ложь. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» – человек непостоянен, всякий несет в себе некую загадку, его невозможно узнать. Поэтому нельзя полагать свое упование на человека, но нужно всегда полагать упование на Господа и радоваться об этом, ведь Бог является Помощником нашим.

«Приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми». Здесь Псалмопевец говорит уже о некоей гармонии, которую слагает Псалтирь вместе с тимпаном и инструментами, которые используются при пении псалмов. Такая же внутренняя гармония должна быть и у человека, ведь он в своей жизни должен стремиться к благочестию.

«Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего». Мы должны понимать, что это за благознаменитый день праздника вашего. У еврейского народа были свои праздники, и в новомесячье, в первый день нового месяца, они пели и трубили в знак той благодати и того Завета, который Господь заключил с человеком, когда дал ему Закон на горе Синайской. И этот день, праздник трубы, когда евреи через трубы возвещают о той милости, что Господь явил им, – для них священный, до сих пор еврейский народ празднует его. Для нас, христиан, говорят святые отцы, благознаменитый день – это Воскресение Христово, когда Господь через Свое Воскресение упразднил смерть и открыл двери Царствия Небесного. Для нас это праздников Праздник и Торжество торжеств, и в этот день мы обязательно должны пребывать в храме Божием и прославлять Господа.

То есть Господь призывает, чтобы мы чтили праздники. Это не просто чисто человеческое установление, желание Церкви Христовой – это повеление Божие, и об этом мы всегда должны помнить. Это повеление также изложено и через заповеди Божии – через Закон, что Господь дал нам: «Шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему». Он дал нам возможность распоряжаться этой жизнью, но в то же время повелевает нам давать что-то и Ему, и здесь – повеление, что один день недели (по-славянски, «седмицы») принадлежит Господу, и мы должны его дать, ведь Он – наш Творец, наш Создатель. А если мы этот день берем для себя, своего отдыха, чтобы попить кофе в постели, понежиться, либо поработать на даче, или вообще пойти на работу, то есть не почитаем этот день и не отдаем это время Господу, значит, мы нарушаем еще одну заповедь Божию – «не укради»: мы крадем у Самого Бога, отнимаем у Него дни, принадлежащие Ему. И, наверное, Бог не дает нам долгой жизни здесь, на земле, не дает нам возможности насладиться этой жизнью, раз мы постоянно крадем у Самого Господа.

«Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти eму от земли Египетския: языка, eгоже не ведяше, услыша». То есть не хотели евреи слышать голос Бога. Они боялись умереть, для них это было очень страшно, поэтому они просили, чтобы Бог беседовал с Моисеем, а после Моисей передал бы словеса Бога народу. И впоследствии Господь избирал из этого народа пророков, им передавал повеления – либо царям, судьям открывался и давал повеления, но беседовал не со всем народом, а только с избранными, дабы не причинить вреда народу, который не мог воспринять во всей полноте благодать, даваемую им избранному народу, чтобы тот послужил делу спасения рода человеческого.

И здесь во свидетели Иосифа предлагает Господь, «яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю». То есть это повеление Самого Господа. Вот мы говорим: хотим (не хотим) почитать воскресение, быть в Церкви, воспоминать, и так далее; но еще раз подчеркнем, что это не хотение человека, это не какое-то придуманное людьми действо, нет, – это повеление Бога. Об этом прекрасно говорит Псалмопевец, и для нас это должно послужить не как дело рассуждения, а как дело исполнения.

А дальше Псалмопевец говорит о благодеяниях, Господом данных израильскому народу: «Отъят от бремене хребет eго: руце eго в коши поработасте». Очень глубокие слова! Еврейский народ в Египте в последние времена перед исходом испытывал огромные трудности, ведь на его долю выпадали самые тяжелые работы: они носили на своем хребте и камни, и другие тяжести. Руки их были мозолистые, ведь вся тяжелая работа была на них. Конечно же, они испытывали большие переживания, большой неуют, неудобство и пребывали в постоянной скорби.

«В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания». Конечно, Господь везде помогал этому народу и никогда его не оставлял. И в этих трудных обстоятельствах Господь услышал народ и послал им избавление через Моисея. И даже впоследствии, когда были самые тяжелые моменты жизни, когда нужно было покинуть Египет, Господь проводит этот народ через Чермное море: в тайне бурне, в ветреном вихре разделяет воду, и они посуху проходят через море. Искусих тя на воде пререкания: водой пререкания называется пустыня, в которой Господь источил воду для еврейского народа – в Мериве. Господь испытывал их, но, видя, что они не усугубляют свою молитву, а начинают роптать, Господь им дает воду.

«Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене». Здесь уже говорится от Лица Христа, чтобы послушали Его. Но, к сожалению (мы читаем эти слова в Евангелии), этот народ не послушал Христа. Ведь Сам Господь выводил их из плена, Сам Господь давал им праздники и пришел, чтобы они послушали и приняли Его, но народ не захотел слушать Христа, а отвернулся от Него.

«Не будет Тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я». Не будет тебе других богов – здесь Псалмопевец пророчествует о Христе. Христос – это не другой бог, а Тот, Который избавил тебя от работы египетской, тебя вывел из земли Египетской, Который питал тебя в пустыне и давал тебе все необходимое. А ты поклоняешься чужому богу?!.. Не будет у тебя чужого бога, «Я Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я». То есть Господь все дал и премудро говорил о Себе через Священное Писание, и пророчества о Христе были, нужно было только Его принять. А они не захотели.

«И не послушаша людие мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми» – народ отверг Самого Христа, когда Он пришел на эту землю. Это же было не просто явление, которое нужно было усиленно распознавать из-за того, что оно было втайне, нужно было гадать: Он или не Он. Мы знаем из Священного Писания, что и Иоанн Креститель посылал своих учеников задавать вопрос: «Ты ли это?» – была полная уверенность, что Он, и Креститель посылают учеников для самих учеников, чтобы они убедились в этом.

Как можно было узнать Христа? Были пророчества, были письмена, было все расписано: где должен прийти Христос, в каком колене и роде Он должен был родиться, в каком городе должен явиться, воплотиться, когда (даже было предсказано у пророка Даниила, в каком году придет Христос!). Все пророчества о Нем были. Неслучайно святой апостол и евангелист Матфей говорит: тогда сбылось реченное через пророка – то, что делалось, об этом уже говорили пророки, и это было большим доказательством, что Он – Истинный Бог. Но Псалмопевец указывает, что, к сожалению, этот народ не послушал голоса Божия, не услышал своего Спасителя и отвернулся от Него.

«И отпустих Я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги eго смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою» – тоже очень глубокие слова: Господь говорит: «Если бы этот народ послушал Меня, если бы он был верен Мне» – и во время Вавилонского пленения, и во время (мы сейчас можем говорить) уже последнего разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма. Конечно, если бы народ послушал, то не было бы ни страданий, ни переживаний, ни той картины, которую они увидели, когда на их глазах был разрушен и сожжен Иерусалимский храм, был уничтожен сам город. Они пострадали за то, что отвернулись от Господа через язычество, через идолопоклонство.

А впоследствии, когда пришел Христос, они отвергли и Самого Божественного Спасителя. За это они подверглись очень страшному наказанию, Господь смирил их; если бы они сохранили верность, то Господь нашел бы возможность, как смирить врагов их и как сделать так, чтобы они не причинили никакого зла Иерусалиму. Мы не раз видели, как Господь все исправлял, даже когда Господь послал ангелов Своих и поразил стан врагов ассирийцев: они от страха кто разбежались, а 180000 были умерщвлены. Когда народ с Богом, хранит верность, ходит по путям Божиим, то Господь сохраняет, находит возможность поразить врага.

Очень часто мы видим, что нужно предпринимать какие-то действия, нужно себя оборонять, защищать… Если мы усугубим молитву, то нам и делать-то ничего не нужно будет, почему апостол Павел и говорит: «Дайте место гневу Божию» – Господь Сам со всеми справится, всех поставит на свое место, а Своих верных рабов всегда защитит Своею Божественной десницею, и не будет нужно ни оружия, ни войска, и самому не надо будет защищаться и предпринимать какие-то усилия. Наши усилия порой ничего не могут нам принести, изменить в нашей жизни, ведь Господь не дает Своего благословения, отвратил Свое Лицо от нас. И если Бог не с нами, то любой может причинить нам зло, как внешний враг, так и враг рода человеческого, потому что мы открыты для его действия, потому что Господь не поставил ту ограду, которая бы защитила нас. Вот мы и получаем такое поношение.

«Врази Господни солгаша Eму, и будет время их в век». Господь говорит, кто врази,– народ избранный, который клялся в верности Богу. Читая Священное Писание Ветхого Завета, мы постоянно видим, как этот народ был неверен, как его сильно обличал пророк Илия: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова». Это действительно была страшная боль, это была постоянная борьба. Господь давал такую великую милость этому народу – и питал, и кормил их, и нигде никогда не оставлял, и Землю Обетованную дал, и изгнал чужие языческие народы с этой земли, которые до этого населяли эту землю, давал победу оружию: пока колено Ефремово не искусилось идолами, идолопоклонством, это было самое сильное колено, оно побеждало, у них не было ни одной проигранной битвы, но только они отошли от Господа – сразу же их сила ничего не приносила им, их стали побеждать на войне, они разбегались и, конечно же, не могли принести никакой пользы своему народу.

Наверное, ложь и обман их привели к такому ослеплению, что, когда пришел Христос, они не приняли Его, не увидели Его в Нем (а может быть, и увидели, но не захотели принять). И здесь Псалмопевец Давид называет избранный народ врагами, которые солгали Господу, обещав быть верными Ему, когда Господь призывал их и помогал им, клялись в верности Богу, но верность эта постоянно подвергалась испытаниям, и Господь должен был очень сильно вразумлять этот народ, чтобы он хранил верность. И, в конце концов, мы видим, что Псалмопевец устами Божиими называет этот народ обманщиком своего Господа, почему он и становится врагом для Господа.

Действительно, мы видим, до сих пор не принявшие Христа иудеи являются богоборцами: они борются со Христом, они христоборцы, так скажем – они не принимают Его, то есть ведут войну против Бога, доказывая, что Христос еще не пришел, что избранный Мессия должен прийти, и так далее. И в этом, конечно, их сильное заблуждение. Что за это им будет? И будет время их в век. Они будут наказуемы от Господа, они будут испытывать трудности до скончания века. По сей день они испытывают большие трудности, невзирая на то, что уже образовано государство Израиль и они вернулись отчасти на свою Обетованную Землю, но и там испытывают большие трудности – есть серьезное противостояние, есть борьба, и они не могут в полноте насладиться той жизнью, которая была на этой земле во времена Давида и Соломона.

И в конце Псалмопевец Давид опять укоряет иудеев: «И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их», называя их врагами, которые солгали Господу, предсказав, что они будут иметь серьезнейшие испытания в своей жизни за неверность, за то, что изменили Богу, оскорбили Его через это очень сильно. Он называет их врагами, ведь они лгали все это время и не исполнили того, что пообещали Богу: очень серьезное предречение (сначала предупреждение) и предсказание о том, что будет с этим народом.

Господь столько дает каждому из нас, братья и сестры, – мы должны помнить, что мы должны хранить верность Богу. Мы готовы воспринимать Бога и служить Ему готовы, но, когда наступают времена тяжелые, у нас очень часто рождается сомнение, а некоторые порой даже озлобляются и отходят от Господа. Во всей жизни мы должны хранить верность – все остальное Господь поможет нам преодолеть, покроет, сохранит нас, даже даст нам и возможность достойного покаяния. Но для этого нужно быть с Богом, нужно всегда быть чадами Отца Небесного – хранить верность Богу, не забывать о Нем и не забывать, что Господь никогда нас не оставит в нашей жизни.

Но наша верность должна свидетельствовать не только о нашей глубокой личной вере, но и о вере наших детей, за которых мы тоже отвечаем перед Богом, приводя их к Церкви, к пониманию христианства и необходимости служить Богу, чтобы и они сохраняли верность Господу, невзирая на испытания, трудности, может быть, серьезнейшие искушения, которые мы будем встречать в этой жизни. Мы можем испытать и богооставленность, и то, что Господь долго не убирает от нас беды, скорби и трудности, которые мы испытываем в жизни. Все это не только не должно подвергать нашу веру сомнению, а, наоборот, укреплять веру и рождать в нашем сердце горячую молитву. И нужно помнить: когда есть молитва, тогда Господь даст и преодоление испытаний, выпадающих на нашу жизнь.

А иначе нам будут в осуждение милость и забота, которыми Господь окружает каждого из нас. Мы должны об этом помнить, чтобы Господь не укорил нас, как укорил в конце псалмопевец Давид еврейский народ. «И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их» – дал им все необходимое в пустыне, и они не испытывали ни голода, ни холода, ни тех трудностей, что человек испытывает в пустыне. Сердечно благодарю вас, дорогие братья и сестры, за внимание – и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс