Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №46 (943) 2017
– Читая на уроках Православия «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы не раз называли эту замечательную книгу справочным пособием: в ней можно найти множество душеполезных, спасительных сведений относительно земной и вечной жизни. Это пособие представляет собой обширный свод систематизированных выписок из Священного Писания, богослужебных текстов, жития святых, творений святых отцов.
Из этих чистейших источников мы и черпаем знания, как должно нам готовиться к вечности. А делать это необходимо – более того, мы должны понуждать себя к этому занятию, напоминает нам святитель Игнатий и поясняет, что может произойти с человеком, если он не будет этого делать: «Если не принуждать себя к воспоминанию о смерти, о ней можно совершенно забыть, – пишет святитель, – и тогда человек начнет жить на земле как бессметный, нисколько не заботясь ни о страшном переходе в вечность, ни о своей загробной участи. Забывши об этом, он с решительностью и бесстрашием будет попирать заповеди Христовы и совершать те самые ужасные грехи. Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной. И наоборот тот, кто часто вспоминает о смерти тела, тот оживает душой».
Мы приступили к изучению главы «Приготовление к смерти». Она начинается с внушительной Евангельской цитаты, в которой приводятся слова Спасителя, что готовиться к встрече с Сыном Человеческим необходимо и блаженны те рабы, которые ждут эту встречу. Они бдят...
Эти слова Господа Иисуса Христа святитель Игнатий предлагает нам не только как ссылку на Священное Писание, чтобы ими подтвердить свой тезис, что к смерти надо готовиться. Да, Спаситель в Своей проповеди говорит о необходимости такой подготовки, однако святитель, поясняет отец Андрей, именно эти слова предлагает использовать в качестве индикатора, чтобы по ним мы смогли самостоятельно поверить, чем же наполнена наша духовная жизнь, каково ее направление. А сегодня мы начнем с еще одной Евангельской цитаты, которую святитель Игнатий приводит в этой главе уже повторно: «Мало и уничиженно словесное стадо истинных христиан; оно в презрении и гонении у гордых сынов мира», и эти слова звучат еще строже, чем в первый раз, когда отец Андрей говорил о малом стаде.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Я говорил вообще про христиан – их мало в мире. А в сообществе христиан очень мало тех, кто реально задумывается о спасении. Поэтому мало кому понравится эта очень строгая мысль. Но мы должны об этом знать, должны говорить. О том, что человек не задумывается о спасении, не перестраивает свою жизнь, даже находясь в Церкви, даже имея священный сан, монашеский чин, не заботящихся о спасении, он тоже не входит в это малое стадо.
Простой пример: давайте вспомним всеми любимого батюшку Серафима – как воспринимали его в монастыре его же собратья? Гнали, получается, – так? Гнали не литовские стрелки, не красные командиры, а наши, православные, братья-монахи. Понятно, что из-за зависти, нападок лукавого, – но он и был презираем среди братьев своих. Может быть, я верю, они по его молитвам и спаслись, покаялись когда-то, но ситуация жития преподобного Серафима – свои гонят своих. И кто из них в малом стаде находится?
Трудно представить, что стадо Христово между собой дерется и выясняет, кто более любим народом, более славен; это уже не Христово стадо получается. Человек из-за своего нравственного состояния выпадет из этого стада. А святой Игнатий как раз и говорит, что эти люди находятся обычно в пренебрежении, в гонении от своих.
– Но Господь заповедует Своему стаду не изнемогать скорбями, даже не страшиться их – Он заповедует не обращать внимание на них, устремлять все внимание к Небесному Царству – тому, что обещано нам по велению Бога Отца.
Протоиерей Андрей Канев: – Вот святитель Игнатий нам намекает на заповедь, которую, к сожалению, неправильно понимают некоторые наши современники, толкуя по-своему: «Радуйтесь, веселитесь, ибо велика награда на небесах». А когда эта заповедь приходит? После, «когда будут гнать вас за имя Мое». За имя Христово гонят не тогда, когда общие гонения на христианство идут, за имя Мое могут гнать, когда человек искренне пытается идти за Христом: выполнять заповеди – прощать ближних, быть милосердным, а это не воспринимается; в коллективе, где много крещенных, но не просвещенных людей, считающих себя христианами, такой человек будет считаться странным, изгоем.
И святитель Игнатий говорит, что надо ориентироваться не на то, как к тебе относятся начальство, собратья, семейные, близкие, товарищи, друзья бывшие, – тогда сразу человеку легче прощать, снисходить к этим людям, сочувствовать, что они заблуждаются, а не воевать и брать в руки палку.
– Да, милостыня нужна нам, необходима. Но не просто для совершения добрых дел – она, учит святитель Игнатий, нужна, чтобы мы свое земное богатство превращали в Небесное. А для этого нам надо перестать ценить превыше всего земное и поверить, что самое главное для нас – это наша вечная участь. К этому нас призывает Сам Господь: «Мало и уничижено словесное стадо истинных христиан; оно в презрении и гонении у гордых сынов мира; но Господь заповедует ему не изнемогать в скорбях и не страшиться их, заповедует не обращать внимания на эти скорби, устремлять все внимание к Небесному Царству, обетованному благоволением Отца – Бога. Он заповедует превратить земное имение милостынею в Небесное имение, чтобы самое сокровище человека, находясь на Небе, влекло его к Небу. Он повелевает так устраивать свои обстоятельства и проводить такое жительство, чтобы непрестанно быть готовым к смерти. Называя земную жизнь ночью, Он возвещает, что неизвестно, в которую стражу этой ночи придет смерть: в детском ли возрасте, или в юношеском, в зрелом ли мужестве, или в глубокой старости. Господь угрожает неожиданною смертию тому, кто, считая ее далекою от себя, позволяет себе злоупотреблять земною жизнию и дарами Божиими».
Протоиерей Андрей Канев: – Да, очень язвительные слова, что неожиданная смерть может постигнуть людей, которые злоупотребляют... Не надо думать, что речь идет об атеистах – их это не касается, они в Христово стадо не входят. Святитель Игнатий пишет о христианах, для христиан.
Получается, что мы, пытаясь жить христианской жизнью, называя себя христианами, можем настолько привыкнуть к этому нашему околоцерковному быту, и на самом деле не пытаться бороться, думать, молиться – это и есть злоупотребление дарами Божиими, вот в чем дело; ведь время, силы – тоже дары Божии, если мы тратим их на пустоту, на суету, получается, что зря тратим.
А если человек не готов… К сожалению, бывают такие случаи, когда человек верил во Христа, считает себя христианином, а на потом откладывает покаяние, или глубокий разбор грехов, или борьбу. Вот он знает, что он плохо делает – и «потом, потом». А потом – оказывается, его уже нет, этого времени; это тоже злоупотребление: тебе был дар дан – знание, что то или иное действие в твоей жизни является грехом, и если ты его не исправляешь, не борешься, мы не говорим о победе. Это сложная тема – победа; давайте о борьбе хотя бы говорить. Если ты в борьбе находишься – это правильное состояние. Но если ты совсем не борешься, думаешь, что потом будешь бороться, «сейчас вот поживу хорошо» – тут тоже злоупотребление дарами Божиими: знание веры, знание о грехе – это тоже дары Божии.
– Напомним, даром мы называем благодеяние Божие по отношению к творению. Все доброе, что есть в мире – дар Божий. Дар и жизнь каждого человека. И потому в отношении собственной жизни мы должны прикладывать все возможные усилия, чтобы соответствовать своему высшему предназначению и, предупреждает святитель Игнатий, не злоупотреблять земной жизнью и тем, что даровано нам Богом: «Господь угрожает неожиданною смертию тому, кто, считая ее далекою от себя, позволяет себе злоупотреблять земною жизнию и дарами Божиими».
«Истинные ученики Христовы с точностью исполнили завещание Господа. Апостол Павел говорит о себе, что он умирал ежедневно (1 Кор. 15, 31). Точно: кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает ежедневно; кто попрал все грехи и все греховные пожелания, чья мысль отселе переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно. Кто умирает ежедневно, тот уже живет вечною, истинною жизнию.
Такой жизни мыслию и сердцем на небе, при жизни телом на земле, такого ежедневного переселения в вечность достигают весьма немногие из христиан, даже проводящих жизнь в святых обителях; тем менее доступно это духовное состояние христианам, живущим посреди мира. Земные попечения непрестанно гнетут мысль к земному, привязывают к временному и тленному, похищая у нее памятование о вечности. Это, однако ж, не должно приводить христианина в уныние. Если он не может постоянно пребывать в области вечного и духовного, то может обращаться к ней часто и благовременно приготовляться к смерти. Приготовляться к ней должно хранением себя от всякого дела, слова и помышления, воспрещенных Христовыми заповедями. Приготовляться к ней должно ежедневным или, по возможности, частым исповеданием своих согрешений как пред отцом духовным, так и в душевной клети пред единым Сердцеведцем – Богом», – пишет святитель Игнатий. Какие сложные слова, как трудно с ними соглашаться, а еще труднее претворять их в жизнь!
Протоиерей Андрей Канев: – Они сложные, некомфортные, и понятно, что мало кому понравятся. Но это же не значит, что нужно говорить всем: «Давайте радуйтесь, все хорошо!» Обманем только. Вот святитель Игнатий как раз и говорит, что не об этом можно говорить… Если человек исполняет вечернее правило по молитвослову, там есть такая молитва в конце – «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» В таком построении молитвенного правила, когда исповедание грехов идет, эти мысли, по идее, ежедневно должны быть.
Если у человека другое молитвенное правило – кто мешает, например, провести анализ прожитого дня перед правилом и рассказать о своих грехах? Никто не мешает, от нас зависит. Действительно, каждая ночь несет некий символ личной смерти, но если человек каждый день хотя бы попробует это делать, у него совсем другое духовное состояние будет, чем когда он раз в год вспоминает про Исповедь. Он каждый день готов каяться, он внимателен к себе. Поэтому эта мысль очень тесно связана с покаянием. На чем оно основано? На понимании, что есть вечная жизнь, что к ней надо готовиться, что в таком состоянии в каком ты есть, тебя туда не возьмут.
– Именно об этом и напоминает нам песнопение, звучащее в начале каждого урока Православия: «Вот, Жених приходит в полночь и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим». Да, призвать в мир иной Господь может каждого из нас в любое мгновение, но окажемся ли мы при этом бдящими – бодрствующими? Хотим ли обрести духовное состояние, при котором станем ежедневно приготовлять себя к смерти, желаем ли этого? Ведь на сегодня мы такого состояния не просто не имеем, но и не замечаем этой недостачи и не стремимся ее восполнить. Батюшки по опыту знают, как много людей, считающих себя христианами, не желают ни думать, ни говорить о смерти. Да, в молитвах они легко прочитывают, но скажи им, что надо мысленно ежедневно умирать, они не только не поймут о чем идет речь, но и возмутятся, а потом еще и обвинят человека, который напоминает им об этом. Что то лишает их всякой радости и даже самой жизни… Разговор не о них, а о тех, кто, услышав призыв святителя Игнатия, захотел бы укоренить эту спасительную мысль в своем сознании. Но как?
Протоиерей Андрей Канев: – Вот если мы будем брать святоотеческий опыт, на который мы должны ориентироваться, мы должны это делать, должны к этому привыкать. Как? Не ждать, когда он придет по вдохновению. А действительно, если мы тему молитвы будем изучать, читать, то увидим, что у молитвы есть несколько ступеней – целых эпох. Первая эпоха – это деятельный период, когда человек должен понуждать себя молиться Богу, быть к себе внимательным, понуждать ум свой от рассудка отсоединиться, и так далее. Это целая сложная тема.
Если человек себя не понуждает, если он Евангелия не читает, к святоотеческой литературе не прикасается, молится невнимательно, не анализирует свою жизнь, ему очень трудно понять тему и покаяния, и спасения. Но если он Евангелие начал читать, он часто будет воспринимать эту идею. Эти семена Божии, если минут 10 в день хотя бы почитать, – ведь это слова Божии, они дадут плод обязательно. Когда ум человека начинает перестраиваться, это целый процесс. И когда он перестраивается, получается, что эта тема не страшна становится. Она страшна, если, например, сейчас тебя возьми: кроме ада, ничего не получишь. А когда перспектива становится понятной, зачем живешь, то и ценности начинают меняться у человека. Процесс должен пойти, и человек должен себя заставлять рассматривать свои грехи, заставлять каяться, заставлять себя быть благоговейным.
Понимаете, это тема тоже очень важная. Нужно понуждение – без него никак. Ты бежишь с тонущего корабля: надо заставить себя бежать, заставить себя плыть, когда ты устал, когда тебе страшно, когда кажется, что ты уже погиб – и тут надо заставлять себя это делать: готовиться к Исповеди, благоговейно относиться к таинству святого Причащения. Без этого понуждения очень быстро то, что ты делаешь становится бесценным – теряет цену у тебя, становится безвкусным: ты делаешь это по привычке.
А это делать вообще нельзя по привычке – молиться, ходить на Причастие.
Это целый комплекс получается – не то, что ты ничего не делаешь, а сидишь и о смерти думаешь, – это часть одного из очень глубоких изменений в человеке.
– О тех, кто добился таких изменений, святитель Игнатий напишет: «Мало и уничижено словесное стадо истинных христиан; оно в презрении и гонении у гордых сынов мира; но Господь заповедует ему не изнемогать в скорбях и не страшиться их, заповедует не обращать внимания на эти скорби, устремлять все внимание к Небесному Царству, обетованному благоволением Отца – Бога. Он заповедует превратить земное имение милостынею в небесное имение, чтоб самое сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу. Он повелевает так устраивать свои обстоятельства и проводить такое жительство, чтоб непрестанно быть готовым к смерти».
Протоиерей Андрей Канев: – Конечно, хотя бы умирать в понимании того, что это есть, это правда, что это может случиться сегодня.
Далее в словах святителя читатель найдет подробную духовную инструкцию что делать и чего не делать ради того, чтобы нам приуготовляться к смерти. А завершает эту главу святитель такими утешительными и обнадеживающими словами: «Если смерть застанет христианина в этом подвиге, то, конечно, она застанет его препоясанным, то есть приготовленным к совершению далекого пути от земли к небу, и со светильником горящим, то есть с разумом и поведением, озаренными Божественною Истиною».
И чтобы мы смогли хоть в малой мере освоить эти духовные упражнения, отец Андрей предложил нам несколько практических советов.
Протоиерей Андрей Канев: – Допустим, это можно сделать так. Вот у нас есть традиция – утреннее и вечернее правило. Можно взять и завести такое правило, что добавить простую молитву: «Господи, если это мой последний день, дай мне его провести правильно». А в конце этого дня сказать: «Господи, спасибо, что ты дал мне еще один день. Прости мне такие-то грехи, если угодно, дай мне еще день». И все. Хотя бы вот это.
В Священном Писании, в Псалтири о спасении человека говорится: Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек. Мало не делать зла, надо еще и сотворить благо – имеется в виду духовное, в первую очередь. И вот у святителя Игнатия идет разделение – не только у него, не он придумал, он только передает нам богатый опыт святоотеческий по борьбе, что к спасению человек идет отказываясь, т.е. надо не делать зла, отречься; часть таких духовных упражнений, что человек не должен делать – отказаться от роскоши, от привязанности к мирским вещам, богатствам и сотворить благо. Когда человек пытается молиться, каяться на Исповеди и в личном своем покаянии, делать милостыню – все это духовные упражнения. В комплексе это как раз дела, инструкции духовные, которые нужны по спасению человека и приготовлению к вечности, – но если человек будет их делать постоянно.
Я почему и цепляюсь за такие слова и говорю, может быть, об одном и том же, но насколько часто в жизни люди не видят вот этих прямых слов обещания спасения борющемуся человеку! А лукавый цепляется за страсть печали и человеку говорит, что он для спасения должен быть абсолютно приготовлен – свят, без грехов абсолютно. А речь-то идет о борьбе: «В чем застану, в том и сужу. Застану в борьбе – значит ты препоясан, значит, блажен раб». (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.