Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (941) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 77

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 77

№44 (941) / 22 ноября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №43 (940)

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить с вами о 77-м псалме. Он имеет надписание: разума Асафу, 77. Это пророческий псалом – здесь Псалмопевец говорит, что нужно внимать Закону Божию, ведь от него зависит твоя жизнь на земле. Святые отцы говорят, что и мы как христиане должны внимать закону Евангельскому – Псалмопевец обращается не только к ветхозаветному народу, но Господь обращается к нам через Евангельские заповеди.

«Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих». То есть необходимо не только знать Закон, но и исполнять его. Ведь если мы исполняем Евангельские заповеди, то жизнь на земле будет складываться совершенно добрым образом, это будет приносить людям утешение и удовлетворение от жизни, а если не исполнять заповеди Божии, то человек приобщается к разным скорбям. Заповеди, заветы Бога для того и даны, чтобы человек не переступал некие грани, чтобы не лишиться удовлетворительной жизни здесь, на земле, и не лишиться вечных обителей.

Насколько они важны для каждого из нас, Псалмопевец разъясняет далее. Он говорит от Лица Господа: приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Что значит «приклонить ухо»? Это значит напрячь свой слух, чтобы не упустить ни одного важного слова, которые имеют огромное значение в Законе Божием, чтобы ты действительно знал, прислушивался к Закону Его и жил согласно Закона. Мы действительно приклоняем ухо, когда хотим услышать что-то для нас важное, – напрягаем слух, чтобы не пропустить ни слова и не лишиться понимания смысла, который вложен в эти слова. Вот Псалмопевец и призывает нас приклонить свое ухо и внимать всякому закону Божию.

«Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва» – я открываю Божий Закон через те пророчества, что мы читаем в Законе Божием и в Священном Писании.

«Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам». Настолько это важно, что даже если мы не читаем Священное Писание, все равно этот закон должен передаваться из уст в уста.

«Не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори» – что Господь сделал, об этом мы обязательно должны говорить своим детям. Это очень важно, потому что невозможно исполнить Закон, если ты его не знаешь. Невозможно увидеть милость Божию через исполнение Закона, если ты не будешь знать, как он работал, как действовал на человека. Здесь Псалмопевец призывает, чтобы каждый передавал своим детям и даже в род ин, то есть другому роду, который прибудет на смену тебе, о том, какую милость являл Господь и как Господь благодарил человека за исполнение Его Закона.

«И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашим сказати я сыновом своим» – это не просто пожелание, но Господь заповедал, чтобы о Законе мы говорили своим детям: когда идет воспитательный процесс, и особенно в современной жизни, мы, конечно, в основном имеем заботу и попечение о своих детях в материальной области и мало говорим о вещах духовных, не считаем нужным. Некоторые говорят, что пусть дети вырастут и сами выберут, за каким Богом они пойдут, и какие законы будут исполнять. Другие говорят: «Я свободный человек, я буду жить так, как я хочу». Чтобы такого не происходило, каждый должен заботиться о воспитании своих детей и влагать им исполнение заповедей Божиих. Это не просто хотение (или нехотение) человеческое – это повеление Божие: елика заповеда отцем нашим сказати я сыновом своим. Обязательно мы должны говорить своим детям о Законе Божием, о той милости, которую Господь являет нам за то, что мы сохраняем веру в Господа, верность Господу за то, что Господь дает нам, ведь мы стремимся жить по заповедям Божиим и повелениям, которые Господь дал нам в Священном Писании.

«Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут». Псалмопевец повторяется и говорит, чтобы они не жили так, как хотели, а знали, что Господь любит верных Своих и помогает им за то, что они исполняют заповеди Его, сохраняют верность Господу. Здесь нужно понять очень важный момент: не полагайтесь на случайность в своей жизни, а именно полагайте упование свое на Бога: все зависит от Господа в нашей жизни (но и от нас, ведь мы свою верность Господу подтверждаем через исполнение Его Закона).

«Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего». Здесь Псалмопевец Давид очень хорошо говорит: посмотрите на те ошибки, которые сделали отцы ваши – вы не должны идти их путем и делать те ошибки, за которые они пострадали: они не учли, что Господь давал им, когда они исполняли Его Закон, и как Он их наказывал, когда они совершали совершенно другое. Для того и дается нам история, в том числе история Священного Писания, чтобы мы проводили некий анализ и понимали, что если мы идем неправильным путем, то будем иметь такие же наказания, что и отцы наши.

«Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани». Здесь говорится о колене Ефремовом – его представители после разделения царств сами удалились в идолопоклонство и еще 9 колен соблазнили на грех идолопоклонства. За это Господь отнял у них силу. Колено Ефремово было достаточно сильным, им равным не было и в бою – они были всегда на высоте положения, всегда побеждали, а удалившись в идолопоклонство они уже вернулись без победы, проигравшими с поля боя. Псалмопевец Давид как раз приводит в пример колено Ефремово и говорит: посмотрите на них, сделайте определенные выводы – если и вы будете удаляться в идолопоклонство, не будете сохранять верность нашему Богу, то тоже будете побеждаемы в день брани, и Господь не будет вам помогать, не будет защищать вас.

«Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им». Здесь очень сильное обличение, ведь они не сохранили завета Божия, не сохранили верность Богу. А раз стали поклоняться другим богам, то, естественно, перестали исполнять Закон Его, но стали исполнять закон тех языческих народов, от которых стали принимать идолопоклонство, и забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им – Господь являл очень много благодеяний народу. И далее в этом псалме Псалмопевец будет перечислять, какие же благодеяния были: как их можно было забыть? Ведь Господь показал им, что Он с ними, показал, как Он может их защитить, оказать им помощь в самые трудные минуты. Он никогда не оставлял их без Своего попечения.

«Пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе». Здесь Псалмопевец уже говорит конкретно, какую милость Он явил отцам. Сотвори чудеса в земли Египетстей – Он все сделал, чтобы евреи смогли покинуть эту землю, уйти из рабского пленения и потом совершенно чудным образом сопровождал их, когда они покидали эту землю: разделил море надвое, остановил воды и совершил такие чудеса, после которых фараон решился на то, чтобы этот народ покинул землю Египетскую – конечно, казни египетские очень страшные! И далее он говорит, какое же чудо совершил Господь в Египте, в земле фараоновской.

«Разверзе море и проведе их: представи воды яко мех». Псалмопевец полностью поясняет, каким же образом они вышли, какое чудо они увидели. Ведь это чудо дало им огромную силу, признание народов, живших на той земле, в которую Господь их направил. Это Обетованная Земля. Эти народы просто устрашились: если Господь поразил фараона и сделал возможным покинуть Египет через такие великие чудеса... Они боялись евреев не потому, что у них было сильное войско, сильное оружие, а потому что у них такой Бог, Который совершает чудеса и Который им помогает. Конечно, с Богом невозможно воевать. И народы стали их уважать за их веру, за то, как Господь явно помогает им.

«И настави я облаком во дни и всю нощь просвещением огня». Когда евреи шли в пустыне, днем их сопровождало облако, а ночью огненное облако, которое указывало, освещало им путь, и они знали, куда идти – Господь никогда не оставлял народ без Своего попечения, и не так, как мы сейчас, духовно общаемся с Господом, а явным образом: они не просто чувствовали помощь и поддержку, они ее видели собственными глазами.

«Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней». Когда не было воды, Господь давал указание, и открывались источники воды в Хориве. Эти источники были настолько полные, что вода шла, как река: наполняла, наводняла пустыню – не какой-то маленький ручеек, а действительно шел бурный поток воды, чтобы этой воды хватило всем, и чтобы явным было чудо, которое Господь совершил в пустыне. Но, несмотря на все это, говорит Псалмопевец, они все равно роптали в пустыне, согрешали перед Господом и обижали Господа – преогорчиша Вышняго в безводней. В пустыне, в месте, где было явлено очень много чудес, когда они со смирением должны воспринимать, что Господь посылает, они все равно роптали. Псалмопевец Давид далее скажет даже более жесткие слова, в которых они обижали Господа.

«И искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим» – они не просто просили пищи у Бога: Господь давал им и никогда их не оставлял без попечения, но они жаловались на Бога, говорили: зачем Ты нас вывел из пустыни? Они жаловались и на Моисея. Не усиливали свою молитву, а возносили ропот: «Вот там нам как было хорошо: там было и свиное мясо, и чеснок, и всего нам хватало, а здесь мы испытываем такие трудности». Хотя Господь дает им и свободу, и возможность населить ту землю, которую Он обещал отцам их. Конечно, нужно было благодарить за это Господа и со смирением воспринимать трудности. Мы знаем, что если нас посещают трудности, то необходимо в этих трудностях молиться, просить Господа о помощи, и Господь всегда окажет помощь. А если мы начинаем роптать, обвинять Бога во всех наших бедах, то тем самым мы отвращаем лицо Бога от самих себя.

И дальше псалмопевец Давид как раз и говорит очень жесткие слова: «И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?» Самое тяжкое преступление, говорит святитель Иоанн Златоуст, – клевета на Бога. Видя, что Господь дает такую милость, начинают говорить неправду: «Нет, это не Он дает, это чисто случай, он пройдет, и как мы дальше будем жить? Опять будем жить в нужде...». И так далее. То есть, видя заботу и попечение, они клеветали на Бога, говорили, что «это не Бог, а дело случая, и мы не знаем, как дальше будем идти по этой безводной пустыне».

«Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим? Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь попалил огнем этот народ, который роптал. Хотя псалмопевец Давид здесь повторяет: порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим? Конечно, Господь дал им и хлеб, и манну небесную, и мясо, все было в преизбытке, и никто не умирал от голода, но, невзирая на все это, все равно был ропот на Господа. Поэтому Господь часть этого народа, который роптал и клеветал на Господа, поразил огнем.

«И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им». То есть Он дал им и манну, и хлеб небесный. Здесь святые отцы говорят, что значит «хлеб небесный». Про манну мы понимаем, что Господь видимым образом послал облака выше тех облаков, которые мы видим, и они источали манну на землю, и евреи могли каждый день собирать эту манну в виде кристалликов, затем мололи ее на жерновах и пекли очень вкусные лепешки. Они были не просто определенного вкуса, а такого наполненного вкуса, что каждый ел не просто хлеб, которым насыщался, но вкусный хлеб, и у каждого в устах был привкус того, что он очень сильно любил. Это были не просто лепешки, а как бы лепешки и с маслом, и с различными травами, и имели определенный аромат, поэтому настолько они были приятны. И еще хлеб небесный даде им.

«Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости». Какой же это – ангельский хлеб? Какой хлеб едят ангелы? Некоторые говорят, что манна не является хлебом ангельским. Другие говорят, что мы как христиане можем понимать, что такое хлеб ангельский и, вообще, что означает хлеб духовный. Духовный хлеб – это то, что Господь принес Себя в Жертву, это Тело и Кровь нашего Божественного Спасителя. Но здесь, когда говорится о хлебе небесном, или ангельском хлебе, святые отцы говорят, что давал им еще духовное утешение – именно это и называется хлебом небесным. То есть они не только насыщали за счет манны свои тела и укрепляли их, но еще Господь давал некий внутренний подъем, восторг, духовно укреплял, утверждал их – была забота Господа не только о теле, но и о душе.

«Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива: и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его». Опять здесь сильное обличение. Захотели они мяса – стали опять просить Бога: столько времени мы не видели мяса. И Господь послал им перепелов такое огромное количество, что просто огромные стаи этих птиц прилетели. Евреи вкушали их – в течение месяца у них была такая пища. И все равно они начали роптать. «Еще мясо было в устах их, – говорит Псалмопевец, – а они начали роптать на Бога, что это они случайно прилетели, улетят, мы не наедимся мяса, и опять у нас ничего не будет». И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их (многих убил): многие были умерщвлены от переедания и ненасытности. То есть Господь наказал их неумеренностью за то, что они не возблагодарили Бога, а даже в этом изобилии стали роптать на Господа.

«И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему». Хоть и вставали они на молитву рано, говорит Псалмопевец, молились устами Богу, но веры к Нему не имели, не сохранили.

«Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего». Они не были правы сердцем и не верили обещаниям Бога – Господь сказал им: «Я все исполню», а они не верили Ему. Хотя они устами почитали Его, а сердце их не было правым, говорит Псалмопевец, невзирая на все это, Господь не прогневался на них до конца: очистил грехи их и отвел ярость Свою, не излил весь гнев на них.

«И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся» – все равно Господь явил Свое милосердие на них.

И далее Псалмопевец Давид говорит: «…и не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго». Невзирая на то, что Господь вывел их из пустыни и совершил такие великие чудеса, они не перестали роптать. И далее Псалмопевец Давид говорит, какая именно милость была явлена.

Далее в псалме псалмопевец Давид перечисляет все казни египетские, опять напоминает, что не говорили они сыновьям своим о чудесах, которые Господь сотворил, и о наказаниях, которые они понесли за ропот и клевету на Господа. Господь посылает наказания многим коленам израилевым и отвращается от их лица видя их неверность, их идолослужение, отвращение от Лица Божия и то, что они приносят жертву не только Единому Богу, но и другим Богам. Поэтому Господь посылает им и страдания, и наказания, и вообще отвращается от лица их.

И ради того только, говорит в конце псалма Псалмопевец, что в доме Израилевом от колена Иудова должен произойти Христос, Он милует и щадит Сион, на котором есть храм Иерусалимский, и сам Иерусалим как священный город.

Вот в таком ключе излагается этот псалом, который научает нас хранить заповеди Божии и быть верными своему Господу. И тогда в нашей жизни все будет хорошо, и тогда Господь будет сохранять нас от всякого зла, видимого и невидимого.

Спаси Господи, дорогие братья и сестры, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс