Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (941) → Протоиерей Андрей Канев: Все, что в жизни хорошего происходит, – только от Бога

Протоиерей Андрей Канев: Все, что в жизни хорошего происходит, – только от Бога

№44 (941) / 22 ноября ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №43 (940) 2017

– Читая на наших уроках «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы учимся всматриваться в духовную перспективу, о которой в суете каждого дня забываем (а кто-то и вовсе не подозревает о ней). Однако смотреть вдаль, то есть помнить о будущей вечной участи, христианину необходимо, иначе вся наша жизнь, даже внешне оформленная благочестиво – с молитвенными правилами, посещением богослужений, добрыми делами, – в итоге может оказаться топтанием на месте, хождением по кругу. А христианство – это путь на Небо. И проходит его тот, кто желает спасти свою душу и достигнуть вечной жизни со Христом.

Отец Андрей обращал особое внимание на некоторые этапы и особенности нашего духовного пути, описываемые святителем. Как, например, человек достигает бесстрастия? Какими бывают плоды покаяния, молитвы? Что есть духовная радость, а что – смиренномудрие? Вспомним слова 117-го псалма царя Давида: Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Святитель Игнатий поясняет: врата Господа – это и есть благодатное смирение. Когда перед умом человека открываются эти врата, он начинает не только все видеть по-другому, но иначе реагировать, действовать. Показывая эти различия, святитель как бы предлагает нам тест, по которому каждый может проверить себя – на каком этапе духовного пути он находится. Приступим к этой проверке и мы. «Когда отверзутся пред умом врата Божественной Правды, человек перестает осуждать ближнего…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы говорим, что эти врата, образно говоря, есть свойство ума, когда он начинает понимать Божию правду о себе, о мире и о спасении. Почему так происходит? Человек начинает смиряться. Он становится смиренным. А откуда он становится смиренным? Какова ступень к этому смирению? Мы часто говорим: смиряться, смиряться. Бывают даже грустно-комические истории, когда человек говорит: «Я попросил Бога о смирении, домой пришел, а дома муж или жена на меня напали и устроили скандал. Они все виноваты, я не виноват, я в стороне стоял», и так далее. И приходится человеку говорить: «Так ты попросил практики! Господь здесь, рядом, каждую секунду с нами, Он обещал: просите, и дастся вам. Хочешь смирения, хочешь терпения? Получай уроки для терпения и смирения». А мы же хотим все быстро. Пилюли для смирения ведь нет. Вернее, они есть, но в практике, а чтобы принял и наутро стал смиренным – такого не бывает.

Так вот, такой путь ко смирению – это первая заповедь блаженства: блаженны нищие духом. Если человек начинает быть нищим духом и понимать, что в нем ничего доброго на самом-то деле нет, все, что он делает, – разной степени тяжести, а все, что в жизни хорошего вдруг происходит, – только от Бога, а не благодаря человеку, то он не будет осуждать другого человека: он хорошо познал себя, и понимает, что другой человек – точно такой же, он так же мучается, он такой же пленник сатаны, такой же духовно поврежденный человек. Как его осуждать? Я ведь такой же. Понимаете? И такой человек не будет осуждать, пожалеет, посочувствует.

Была интересная история, когда мы занялись подготовкой наших прихожан к Исповеди. Один из священников укорял нас, говорил: «Вот, вы учите людей, а они потом ходят и всех осуждают». Да не может такого быть! Христианин не должен ослепнуть, потому что мы должны понимать и знать это в себе. А раз в себе знаешь, то и в другом. Реакция какая должна на это быть? Когда мы видим, что, допустим, у ближнего проявляется тяжкая, смертельная болезнь, нам его жалко, правда? И здесь то же. Христианин не может не замечать происходящего зла. Но как на это реагировать, как реагировать на грехи ближнего? Получается, сочувствием: не суди, и не судим будешь. Следовательно, одно из таких качеств уже твердо стоящего на ногах христианина – он перестает осуждать.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он перестает памятозлобствовать…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов)). А что такое памятозлобие? Это воспоминание причиненного тебе какими-то людьми зла. Это могут быть непрощенные обиды – хотя памятозлобие немножко не это, чуть-чуть другой оттенок, но, так или иначе, когда мы помним зло и память у нас устроена так, что мы не можем его вычеркнуть, стереть ластиком... То есть памятозлобие – это целое состояние сердца: котел, где плавятся и обида, и ущемленное самолюбие, и желание отомстить, и злорадство, и так далее. Это целый комплекс гордостно-гневных грехов.

Но когда это не трогает, когда ты видишь человека, который сделал тебе какие-то пакости, и готов прийти к нему, сказать «здравствуй» и пойти дальше, а не вспоминать, какие гадости он тебе делал, как тебе от этого больно, что бы сделать ему взамен, как бы отомстить, как бы товарищу наговорить, какой это подлый человек...

Смиренный человек понимает, почему ему это досталось: почему начальство на него надавило, близкие или дальние на него напали. «Да потому что я этого заслуживаю! – так святитель Игнатий учит нас. – Я заслужил, мои грехи привлекают ко мне такое отношение близких, я недостоин, чтобы ко мне хорошо относились». Христианин так должен, по идее, сказать. Или эта замечательная молитва разбойника на кресте: достойно я приемлю, но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Получается, смиренный человек это воспринимает спокойно, как заслуженное и, в то же время, как проявление Божией заботы о нем. Поэтому если он спланировал поехать из пункта А в пункт Б, а маршрутка опоздала, что-то не получилось, то он не злится, а пытается действовать по-другому и никого не обвиняет.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он престает оправдывать себя…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов)). Что такое оправдание? «Я не виноват, это кто-то другой должен понести ответственность за мои дела». Оправдание – это, кстати, одна из таких болячек на Исповеди, люди говорят: «меня вынудили согрешить» или начинаются какие-то истории про мужа или жену, которые вынудили человека поступить так или иначе. А если по-честному относиться, как мы должны сказать? «Я согрешил, я виноват» – это же гораздо проще, чем выкручиваться, искать какие-то оправдания. Научиться бы нам христианской простоте. Произошло что-то – и перед Богом, перед собой сказали: «Господи, я виноват: я расстроил близких так, что они на меня накричали, я виноват, что вверг их в какой-то грех», и тогда все становится проще. Не нужны эти многоходовки. А тщеславие же не даст перед близкими просто сказать: я виноват.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он познает во всем совершающемся непостижимую правду Божию и потому отвергает свою правду как мерзость…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов)). Это одно из тяжелых для понимания современных людей, выражений: как так, нашу правду, наш ум мы должны воспринимать как мерзость? На самом деле, теоретически-то ведь несложно. Наш ум заражен страстями, гордостью. И то, что мы себе хотим, что мы себе планируем, мечтаем, ожидаем от ближних отношения к себе, очень часто строится на страстях – как раз на гордости.

А Промысл Божий, ум Божий не таков, как наш, очерненный гордыней. Поэтому когда человек начинает приходить к Богу по-настоящему, он начинает понимать, что то, что он себе хотел и часто хочет, то, что сердце его хочет, – это просто реальное проявление страстей. И он это отвергает, ведь Бог-то хочет нам хорошего по-настоящему: хочет нам спасения, ведет человека ко спасению каждую секунду его жизни, а я Ему, получается, в этом мешаю, я мешаю Ему спасти себя.

Это не означает, что нужно вырыть в огороде себе ямку и там закопаться. Бог разве этого хочет? Он хочет, чтобы человек спасся – чтобы он выполнял заповеди, Его же, Божии, боролся со страстями, шел ко спасению, а то не значит закопать себя в могилу. Это, оказывается, состояние, которое как раз и дает эту самую духовную радость и познание чистой любви к Богу, когда человек искренне хочет того, что хочет Бог.

Я сам не очень понимаю, что говорю: у меня нет такого опытного познания, – но так получается. Давайте проверим, что у нас в жизни получилось, когда мы что-то очень сильно хотели и очень сильно к этому стремились, не сравнивая эти стремления с заповедями, не ища, есть ли в этом воля Божия – все это получалось по самохотению, по самоволию. Потому святитель Игнатий и говорит, что для человека, который прошел опытно этот путь, понятно: «Господи, только что Ты хочешь – ведь всем, что я себе хочу, я себе врежу, наношу раны и гублю». Такое рассуждение.

– Здесь уместно будет остановиться на проблеме, с которой сталкиваются многие и многие, у кого семейная жизнь складывается не вполне гладко или просто трещит и разваливается. Это проблемы выбора спутника жизни. Сколько женщин и мужчин из несчастливых сегодня в семейной жизни, вспоминают, как когда-то они упорно и настойчиво стремились связать свою жизнь именно с тем (или с той), с кем сегодня несчастливы, с кем хлебают горе и хотели бы расстаться. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. А ведь как боролись! В свое время не слушали ни советов родителей, ни подсказок друзей.

Эти сегодняшние горемыки когда-то крушили все на своем пути, лишь бы устроить жизнь по своей правде, найти и удержать свое счастье. А что в итоге получили? Ладно бы свое несчастье – тут уж по заслугам и честь. Но когда в результате такого слепого искания счастья там, где его нет и быть не могло, становятся несчастными собственные дети, – тут мера страданий возрастает неимоверно (хотя мера покаяния при этом у кого-то не возрастает ни на йоту)… Этот пример, повторимся, очень типичен и наглядно демонстрирует все препятствия, которые не дают человеку распахнуть перед взором ума врата Божественной правды. А еще этот пример весьма и весьма актуален для молодых особ, спешащих устроить личную жизнь по собственной же правде.

Протоиерей Андрей Канев: – Сейчас возникает проблема: женщин в храме много, а мужчин их возраста (от 20-ти до 30-ти, чуть старше), женатых или неженатых, уже очень мало, крайне мало. И я наблюдаю эту проблему – очень серьезную. Действительно, уже воцерковленным молодым женщинам и девушкам очень трудно выйти замуж; а замуж-то невтерпеж, – и вот начинается эта ломка принятия воли Божией. Ну, кто сможет, сможет. Ведь принять надо не то, что ты никогда замуж не выйдешь, а то, что не сейчас. И вот начинается поиск каких-то кандидатов, мучения, печаль… Суровая проблема.

– Зато как часто замужние женщины с горечью признают, что их правда оказалась мерзостью пред Богом.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, приходится говорить, что большинство женщин, которые пришли в храм во взрослом возрасте, уже имеют негативный опыт. Говорят: «Ох, если бы сейчас повернуть назад…» – недовольны сейчас тем, что есть. В общем, у всех нас есть повод для ропота и несогласия с Богом.

«Врата Господа – благодатное смирение. Этими вратами в исповедании бесчисленных благодеяний Божиих и многочисленных своих согрешений, омовенный слезами покаяния и умиления, входит человек чистою молитвою и духовным видением пред лице Божие» («Слово о смерти» Свт. Игнатий (Брянчанинов)). Под вратами мы должны понимать смирение как серьезное качество души христианина, как добродетель, которая усвоилась ему. Других врат нет: нельзя через дискотеку войти, через православный поход войти, ярмарку какую-нибудь войти ко Христу. Оказывается, путь один, врата одни. Это тоже очень важный духовный закон. Через Заповеди блаженства (опять же, напомним первую: блаженны нищие духом) – и возможно войти в эти самые врата, то есть в рай ко Господу.

– Святитель Игнатий учит: «Когда отверзутся пред умом эти врата Божественной Правды, он престает осуждать ближнего, памятозлобствовать на него, обвинять и его и обстоятельства, перестает оправдывать себя, познает во всем совершающемся непостижимую Правду Божию, и потому отвергает свою правду как мерзость. Этими вратами в исповедании бесчисленных благодеяний Божиих и многочисленных своих согрешений, омовенный слезами покаяния и умиления, входит человек чистою молитвою и духовным видением пред лице Божие».

Святитель предупреждает, что не пустить нас пройти этими вратами может грех, и восклицает: «Бежим, бежим убийцы нашего – греха! Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтобы он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне с смертным грехом». И этими словами перед нами приоткрывается та завеса, за которой мы обнаруживаем, что грех греху рознь: грех бывает смертным, а бывает простительным.

Определение «простительный» кого-то может успокоить – оно как бы говорит, что ничего особо страшного в нем нет, однако это не так: если смертный грех мы сравнивали со смертельным, неизлечимым заболеванием, то грех простительный можно сравнить с легким недомоганием, в котором никакой опасности вроде не таится. Однако святитель такой надежды нам не оставляет и учит, что и простительный грех может распахнуть перед человеком совсем иные врата… …Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7, 13). Итак, есть грехи простительные; под ними мы подразумеваем проявления тех или иных страстей, но в начальной стадии, так сказать, в легкой форме.

Протоиерей Андрей Канев: – «Простительный» не означает, что нам прощается, что мы их делаем. Нет – легко можно получить прощение за них. Все-таки грехи имеют свою тяжесть. Когда я на близких внутренне рассердился, вспыхнул раздражением – и когда, не дай Бог, причинил какие-то тяжкие телесные повреждения, – это очень разные проявления греха. В первом случае это называется «условно простительный грех», или «простительный» у святителя Игнатия. «Простительный», потому что человек тут же, опомнившись, попросил прощения у Бога – прямо тут же: не ждать Исповеди, а тут же надо каяться. Если он тут же раскается, он сразу же легко получит прощение. А во втором случае, когда, допустим, я нанес какие-то повреждения человеку, это уже состояние смертного греха. И тут нужно меня отправить на епитимью, чтобы я посокрушался. Естественно, не причащаться в это время. Что, к сожалению, забывается.

– «Если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего – во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога.

Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех. Но он также может погубить человека, если в нем не раскаяться. По сравнению, сделанному святыми отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень, и мешок с песком: точно так же одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех, и накопленное множество малых, простительных грехов» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Протоиерей Андрей Канев: – Тут действительно должна быть внимательность в нашей повседневной жизни, ведь проявления этих грехов очень легко забываются: в суете живем. Но если христианин к себе невнимателен… То, что я забыл грех, не означает, что он исчез. Он действительно сравнивается с песчинкой. Одна песчинка к другой песчинке – вроде бы веса никакого. Но если этих песчинок тысячи и миллионы, то они будут в итоге весить как один огромный булыжник, то есть смертный грех. Почему и сравниваются такие казни, когда человеку привязывают на шею тяжелый камень и бросают в море или привязывают мешок с песком. Результат-то один и тот же будет: весят они одинаково, хотя состоят из совершенно разных элементов. И нас святитель Игнатий призывает, чтобы мы были внимательны к себе в обычной нашей повседневной жизни. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс