Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Протоиерей Артемий Владимиров: Главное дело нашей жизни – cозидание собственной души

Протоиерей Артемий Владимиров: Главное дело нашей жизни – cозидание собственной души

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №41 (938) 2017

– Дорогие мои друзья, сегодня, прежде чем мы вновь обратимся к акафисту Иисусу Сладчайшему, вспомним, какое ощущение возникает у жителя большого города, когда он оказывается вдруг на лоне природы, когда глаз отдыхает от городских пейзажей, высотных зданий, бесконечных крыш, улиц, заполненных суетой, когда он вдруг оказывается в тишине, видит над головой чистый свод небес, глаз скользит по полю, намечает вдали перелески или смотрит на близстоящее деревце, которое, стрункой вытянувшись, обращает свои листочки-лепесточки к источнику света – солнышку. И душа, освобождаясь от накопившегося напряжения, волнения, беспокойства, вдруг понимает, что нет ничего краше Божиего мира, как все в природе совершенно, гармонично, прекрасно.

Еще древний пророк и царь Давид, составлявший свои боговдохновенные псалмы, восклицал в избытке душевной радости: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земле! Как узрю небеса, дела перстов Твоих, солнце и луну, душа моя желает прославлять имя Твое, Боже». И внимательный глаз убеждается, что все в этих нерукотворных формах живой природы органично и совершенно.

Невольно убеждаешься в истине, изреченной премудрым царем Соломоном, сыном царя Давида, который утверждал, что внимательное рассматривание творений Божиих обращает мысль к Самому Изряднохудожнику – Богу, Его непостижимой творческой премудрости, в которой сотворен этот мир. И все, что вышло из-под рук Божиих, – целесообразно, завершено. У Бога нет недоделок, Господь совершенен в своих делах.

Так что, осматривая видимый мир, мы постигаем, как прекрасен мир духовный – невидимый – и невольно отдаем честь Тому, Кто Своим творческим перстом воззвал к бытию мир видимый и невидимый, украсив его самым совершенным образом. Такое лирическое размышление и наблюдение пусть предварит наше сегодняшнее обращение к Акафисту Иисусу Сладчайшему, где мы находим следующую молитву: «Иисусе, всея твари украсителю».

Итак, Иисус Христос есть Бог Всепремудрый и Всемогущий, есть предвечное Слово Божие или, как говорили греки, Логос, Которым Отец этот мир воззвал к бытию. И в каждой составной части видимого мира – и в очертаниях гор, и в форме облаков, несущихся по небу, и в птице, распластавшейся в струе воздуха, и в обтекаемой форме рыбы, струящейся в водах горного озера, – всюду мы подмечаем удивительные завершенность, целесообразность и красоту, которые свидетельствуют, что Всепремудрый Бог совершенен и печать Его красоты и совершенства видна и сияет во всех Его творениях, особенно в человеке, который является венцом творения.

«Иисусе, всея твари украсителю», – мы обращаемся ко Господу Иисусу Христу, воздаем Ему честь как Богу Всемогущему и понимаем, что и наши собственные дела, предприятия должны носить тот знак качества разумности, красоты, завершенности, который мы наблюдаем в мире Божием. А ведь у людей часто встречается совершенно противоположное – вечный недострой: взялся за гуж, а, оказывается, человек вовсе не дюж… Очень часто мы в наших трудах не проявляем тех качеств, что видим у Господа Бога в Его совершенствах, трудимся спустя рукава, выполняем в срок заданное дело, но не достигаем завершенности и последовательности, о которых заявляли в начале.

Иногда по внешности наши дела хороши, но не выдерживают испытания временем: одни недоделки, одни недоработки, не укладываемся в сроки. Всем вам хорошо известно, сколько конфликтов, раздоров возникает на почве того, что мы не справляемся с нашими обязательствами, данными другим людям, да и сами недовольны результатом своей работы. Вот почему очень важно в наших будничных земных трудах вспоминать слова, которые Сам Христос изрек в Священном Писании: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Только когда сердце человека исполнено веры и верности ко Христу и он сознает ограниченность своих способностей и усилий и поэтому просит Господа Иисуса Христа восполнить недостающее, когда всякую мысль, слово и действие он сдабривает тайной молитвой: «Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, не остави! Господи, даруй мне сие дело, сегодня начинаемое о имени Твоем, с Твоей помощью благополучно завершити» – только когда мы, завершая свои работы, говорим: «Слава Тебе, Господи, исполнение всех благих, Ты еси Христе наш, исполни радости и веселия души наши и спаси нас, яко Един многомилостив». Только при соблюдении этих простых, как кажется, но существеннейших условий труд наш будет благословен, дело сделано качественно и другие люди, и мы сами будем радоваться о плодах нашего труда.

Таким образом, Господь Иисус Христос дарует нам зиждительную силу, чтобы трудиться вдохновенно, и Его благословение, снисходя на нас, позволяет нам добиваться должного качества нашей созидательной деятельности. Мало начать, нужно и завершить: «Конец – делу венец», как учит нас русская пословица. Мало собрать строительный материал, мало вложить в дело необходимые средства, но важно довести дело до конца, поставить победную точку.

И Спаситель, Который все, что ни свершал, свершал хорошо, с должным качеством, радуя человеческие души совершенством Своих деяний, помогает и нам идти этой стезей, чтобы, оглядываясь назад, мы бесплодно не сокрушались душою: «Это дело было начато и брошено на полпути, здесь мы заявили о своих намерениях, но далее декларации о них не продвинулись». Необходимо христианину брать пример с Самого Христа и привлекать Божественную благодать, чтобы нам самим не было стыдно за бесцельно прожитые, проведенные в безделье годы.

«Иисусе, всея твари украсителю». Говоря о внешнем круге нашей деятельности, не забудем, что главное дело нашей земной жизни – это очищение и украшение собственной души, ведь она есть своего рода здание, которое мы призваны возводить от земли к небу. Прежде необходимо очистить себя от скверны человеческих страстей – гордости, похоти, злобы, сребролюбия, уныния, печали, тщеславия. Затем насадить в душе семена и взрастить росточки Христовых добродетелей – смирения, кротости, чистоты, мудрости, радости, терпения, рассудительности и любви.

Созидание собственной души, украшение ее Христовыми добродетелями является самым жизненно важным делом нашего земного бытия, потому что жизнь пролетит стрелой. Не сегодня-завтра или послезавтра мы окажемся уже пред взором Нелицеприятного Судии, когда каждый должен будет ответить за прожитые годы и показать дела свои, главнейшие из которых – это чистые помыслы нашего сердца, смирение, кротость и любовь, те золотые нити, из которых Сам Бог ткет для нас одежды оправдания. Иисусе, всея твари украсителю, помилуй нас и даруй нам не постыдиться в день Страшного Суда Твоего! Аминь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс