Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (938) → Архимандрит Савва (Мажуко): Зачем Христос хорошему человеку?

Архимандрит Савва (Мажуко): Зачем Христос хорошему человеку?

№41 (938) / 1 ноября ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мы снова встречаемся, чтобы поговорить о Боге, о вечном, – ведь мы верующие люди. По крайней мере, в своей жизни я еще не встречал ни одного неверующего человека, хотя и попадались люди, которые пытались так себя позиционировать, очень хотели быть атеистами или неверующими… Я думаю, что человеку совершенно естественно верить в Бога и мы совершенно естественно стремимся привести наших близких и, конечно, самих себя к Нему. Радостно и хорошо на душе, когда знаешь, что человек, которого ты любишь, уважаешь, тоже предстоит рядом с тобой перед Богом, молится, читает Священное Писание.

Иногда мы задаем себе вопрос: «Если человек хороший, добрый, зачем ему Христос? Как будто бы он и так справляется, у него и так все хорошо…». Этот вопрос звучит в связи с тем, что мы, как ученики Христовы, призваны благовествовать Евангелие Царства Божия. Мы ищем мотив этой проповеди: я проповедую не только потому, что так сказал Господь, но надо найти и последний, предельный мотив, чтобы нам самим было понятно, зачем мы это делаем. И для многих мотив этой проповеди – жалость. Появляется этот мотив, когда спасение – эту категорию, которая находится в самой сердцевине богословия и делает любую философию богословием, – мы воспринимаем в отрицательном измерении, то есть спасение как избавление от ада: жалко и неприятно, если хороший человек в ад попадет. И я говорю ему о Христе, чтобы он в ад не попал.

А с чего вы взяли, что он в ад попадет? Ведь есть даже люди, которые утверждают, что некрещеные младенцы идут в ад. Друзья мои, Америка была открыта в 1492 году, то есть до прибытия христианских миссионеров прошло почти полторы тысячи лет, в течение которых на континентах сменялись царства, цивилизации, рождались люди, и они ни слова не слышали о Христе. Вы думаете, что они все пошли в ад? Господь попустил этим народам населять землю, радоваться, скорбеть, умирать, любить, ненавидеть, страдать за своих детей, за свои убеждения, ради того, чтобы затем всей цивилизацией отправиться в ад? Зачем вы так плохо думаете о Боге? Конечно, так нельзя говорить о Боге, Который любит всех младенцев и вообще всех людей: Бог есть любовь, об этом нам говорит Священное Писание. Разве в Нем меньше жалости, чем во мне, если Он всех некрещеных просто из-за того, что они не успели закрепиться или «прописаться» в Церкви, непременно отправляет в ад? Глупости, конечно! Нельзя так думать. Это просто кощунственно по отношению к Богу-Любви. А если в ад они не идут, не слышав ни слова о Христе, может быть, не следует тогда им и говорить? Зачем их тогда спасать? И тут мы должны сказать, что эта отрицательная теория спасения неудовлетворительна.

Мы говорим о Христе не потому, что хотим избавить людей от ада. Хотя это и очень важный момент, но не он находится в центре нашего благовестия, нашего ощущения спасения. Наша жизнь, наша радость быть со Христом – вот сердцевина нашего Евангельского благовестия: я благовествую о Христе не потому, что хочу избавить человека от ада, а потому, что хочу поделиться своей радостью, что быть с Богом – хорошо.

Обратите внимание, как часто евангелист Лука говорит, что совершенно разные люди различных народов угодны в очах Божиих. Вспомните историю Корнилия сотника из Книги Деяний, которую написал евангелист Лука. Апостол Петр, строгий законник, воспитанный в страхе Божием на иудейском Законе, но верный ученик Христов, получает повеление пойти к язычнику – человеку по-своему благочестивому, дающему милостыню, но не иудею – и рассказать ему о Христе. И Петр идет с большой опаской, взяв с собой 6 человек, да еще 3-х человек, которые пришли от Корнилия. 10 человек идут в Кесарию… Апостол Петр подозрительно выспрашивает, что такое, зачем позвали. Ведь ему, как иудею, нельзя общаться с язычниками. Да, он христианин, да, он видел Христа распятого, воскресшего, вкушал от трапезы Господней, от Евхаристии, – но тут язычник. Однако «раз Дух Святой послал – хорошо, приду». И вот он рассказывает о Христе этому хорошему человеку Корнилию сотнику, в Книге Деяний это замечательно описано. Всем рекомендую перечитать самое начало Деяний, где есть несколько проповедей апостола Петра, которые являются Символом веры первой Церкви, и где говорится, Кто Такой Христос и что Он Судия живых и мертвых, что мы спасаемся именем Его. Не так, как говорят свидетели Иеговы: «С именем Иеговы спасаемся». Апостол Петр четко и конкретно говорит, что «именем Его спасаемся», «ради имени Его благовествуем», «Он Судия живых и мертвых». И пока Петр говорит к сотнику, Дух Святой сходит на все семейство Корнилия. Иудей Петр в изумлении: Дух Святой сошел на язычников, которых он еще не крестил.

Обратите внимание: в Книге Деяний говорится, что Дух Святой сходил только при рукоположении апостолов. Даже специально приглашали первоверховных апостолов, которые возлагали руки, и тогда Дух Святой сходил. Был даже один персонаж, который хотел за деньги купить право низводить Духа Святого. А тут Петр рук не возлагал и даже еще не крестил – сомневался: это язычники, можно ли им доверять, – как Дух уже сошел на этих людей, уже принял их, и они заговорили языками, прославляя Бога. И для апостола это было самым высшим знаком, что эти люди тоже нуждаются в усыновлении Богу. В богословии апостола Павла этот термин усыновление Богу является центральным в вопросе осмысления, что такое спасение.

Поэтому даже самый хороший человек нуждается в усыновлении Христу и Богу. Именно поэтому – ради единения с Богом, ради того, чтобы видеть наших близких людей в единстве с Богом, мы и благовествуем о Христе, зная, что каждый человек нуждается в том, чтобы быть сыном и дочерью Господа.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс