Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (937) → Свет и воздух Палестины на живописных полотнах Василия Поленова

Свет и воздух Палестины на живописных полотнах Василия Поленова

№40 (937) / 24 октября ‘17

Вдохновение Святой Земли

Готовясь к этой программе, я вспомнила давнишнюю семейную поездку в Санкт-Петербург. Тогда нашего шестилетнего сына очень впечатлил Эрмитаж. Только в Рыцарский зал мы несколько раз возвращались по его просьбе; артефакты Египетского зала также очень заинтересовали нашего дошкольника. А вот в Русском музее ему было тягостно: одни картины… И вот когда старшие члены семьи в очередной раз надолго остановились у какого-то шедевра, а младший откровенно страдал и мучился в ожидании, смотрительница сказала ему: «А ты знаешь, у нас есть огромная картина, на которой изображен ослик. И вот этот ослик, куда бы ты ни пошел, направо или налево, всюду будет сопровождать тебя глазами».

Что и говорить, очень выручила нас тогда картина Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница». Конечно, она была не про ослика, но ослик с удивительным взором действительно там присутствовал. О вдохновении Святой Земли в творчестве Поленова нам расскажет Анна Мусан-Леви. На связи Иерусалим.

– Если говорить о живописи Святой Земли, первое имя, которое всплывает в памяти, это вовсе не Поленов, а Иванов, его картина «Явление Христа народу». Правда же? На самом деле Поленов – единственный из русских художников, и вообще художников мирового масштаба, смог с максимальной полнотой и точностью отразить в живописи евангельскую тему. Действительно, ничего подобного циклу «Из жизни Христа», созданному Поленовым, нет даже в мировой истории живописи. Говорят, что было семьдесят две картины, но до нас дошли не все. Однако даже сохранившиеся полотна заслуживают большого внимания. Как тебя, Света, так и меня в известных личностях, будь то художник, музыкант, поэт, всегда интересует его путь к Богу, его отношение ко Христу, какие-то неуловимые жизненные моменты, приоткрывающие его внутренний мир, и, естественно, с Богом, потому что без этого и не может быть настоящего внутреннего мира. Точно так же и с Поленовым. Если рассматривать его полотна, читать исследования о нем, то это очень интересная история.

Начнем уже с того, что Поленов родился в очень необычной семье. Его отец был достаточно известным археологом и страстным библиографом, книголюбом, оставившим много интересных научных трудов. А мать была женщиной набожной, верующей, и изумительной художницей. Считается, что свой живописный талант Поленов как раз унаследовал от нее. Также как именно от матери он узнал о Христе, поскольку его растили как мальчика верующего, как и было принято в XIX веке. Естественно, его водили в храм, причащали.

Впоследствии, когда Поленов поступил в Художественную академию и университет, там были разные преподаватели. Они оказали на него, скажем так, нехорошее влияние, как считала его мама, которая очень за это переживала. Поленов заразился социал-демократическими идеями, как нередко происходило в то время с молодыми людьми. И вот Христос перестает быть для него Богочеловеком, Спасителем, как его учили в детстве. Пытливый ум юноши пытается понять историчность евангельских событий, что-то себе объяснить и доказать, поэтому Христос становится для него очень интересной исторической личностью. Всю свою жизнь Поленов собирает сведения о жизни Христа, не только читает Евангелие, но и пользуется всевозможными апокрифами и различной литературой о Христе (к сожалению, в основном западной). Если бы он читал святых отцов, может быть, его мысль развивалась несколько в другую сторону (о чем мы еще поговорим сегодня).

В молодости Поленов, будучи талантливым художником, пытается доказать себе и окружающим именно историчность Христа, историческую ценность Его личности. В одном из писем он так и пишет: «Меня с давних пор интересует все, что относится до личности еврейского раввина Иисуса, по-арамейски Иешуа. Все, что дала нам о Нем история, легенда, поэзия, – все это было мне всегда в высшей степени дорого». Таким образом, от веры в Бога Поленов отходит, а Христа любит – такая необычная ситуация. На самом деле это известная ситуация, мы называем ее протестантским подходом к личности Спасителя. Вообще понятие исторического Христа нам подарили протестанты, потому что, если мы вдумаемся в евангельский рассказ именно с точки зрения истории, там есть очень много проблем. Не секрет, что библеисты мирового уровня, занимающиеся Новым Заветом, не могут договориться между собой во многих пунктах, не могут решить те проблемы, которые есть в евангельском тексте. Они касаются некоторых исторических моментов. Самый распространенный – то, что у иудеев не было обычая отпускать на праздник преступника. Да, мы знаем, что в Евангелии Пилат говорит: обычай имеете отпускать, и отпускают Варавву. Роль Синедриона в осуждении Христа тоже вызывает массу вопросов и споров, потому что Синедрион не мог вынести такое решение. Если говорить с точки зрения истории, то в Евангелии очень много проблем. Тем не менее мы знаем, что это единственная книга о Христе, никаких других более полных источников о Христе нет. Евангелие – это книга богочеловеческая, ее нельзя воспринимать только как исторический рассказ. А вот Поленов как раз к этому стремился и, пытаясь доискаться до истины, найти следы живого человека Иисуса, отправился в путешествие на Восток. То есть его паломничество сюда носило чисто научный характер – он собирал материал для цикла картин о жизни Спасителя.

Поленов дважды бывал на Востоке, и каждый раз его путешествие длилось чуть ли не по году, потому что он объезжал и Ливан, и Сирию, и Египет. Везде он делал массу эскизов, набросков, собирал все, что могло ему пригодиться. Как Паустовский для книги «Золотая роза», так же – по крупинке, по мелочи – собирал свой материал и Поленов. Он очень много читал. Как настоящий ученый, он глубоко и дотошно исследовал любые сведения об эпохе того времени: как люди одевались, как ходили, что ели, как могли выглядеть – всё, чтобы создать образ живого человека Иисуса. И он этого достиг. Когда мы смотрим на его картины, то видим совершенно потрясающие безлюдные пейзажи (Мертвое море, Галилейское озеро), которые поражают точностью не только красок (это понятно), но и передачи тех состояний и ощущений, которые возникают на Святой Земле. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№09 (954) / 1 марта ‘18

Вдохновение Святой Земли

Эфиопия

№36 (981) / 18 сентября ‘18

Вдохновение Святой Земли

С любовью и нежностью Господь говорит с праведниками

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Что за общество было во времена Христа?

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс