Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (936) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 72

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 72

№39 (936) / 17 октября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) –№38 (935) 2017 г.

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 72-м псалме, который, как и прочие, имеет надписание: псалом Асафу, 72. Почему именно Асафу? Некоторые говорят, что вначале псалом еще имеет такое надписание: оскудеша песни Давида, сына Иессеова. Почему оскудели песни Давидовы? Некоторые считают, что далее уже писал не псалмопевец Давид, а были другие авторы псалмов. Но мы с вами не раз говорили, что вся Псалтирь написана Давидом – не всегда он сам пел свои псалмы, но отдавал иногда их петь Асафу, вот почему псалом имел такое надписание. Ближайшие псалмы, о которых мы будем говорить (их более десятка), как раз пелись не самим царем Давидом, поэтому имеется такое надписание: оскудеша песни Давида, сына Иессеова. То есть, не то что он их не писал, но он их не пел, а давал их исполнять Асафу, который и озвучивал песни Давидовы народу.

Сам псалом удивительный. Он посвящен измышлению и наставлению, что люди часто неверно думают о судах Божиих, размышляя, что те, которые не подвизаются, не верят в Бога, не идут за Ним, живут благополучно на этой земле, а те, которые исполняют волю Божию и идут за Господом, испытывают много страданий в своей жизни. В этом заключается некая неправда, как будто Бог не знает, что нужно ближним, тем, кто исповедует Господа, что они испытывают даже некое надсмеяние над собой.

Псалмопевец разрушает такое мышление и говорит, что мысли у человека должны быть правильными. Нельзя следить по каким-то начальным ступеням человеческой жизни, не видя всю жизнь человека. Общую картину взлетов, падений и наказаний от Господа можно увидеть только когда ты будешь знать всю жизнь человека. И богатый становится бедным – богатство заканчивается, переходит из рук в руки: человек, живущий целью богатства или устройством своей жизни, в конце концов, разбивается о придуманный камень, который не становится твердым основанием, и жизнь его становится страшной; все остальное проходит как сон, очень быстро и почти нереально. А реальность жизни у всякого человека своя.

Псалмопевец посвящает этот псалом людям, испытывающим малодушие, когда их посещают какие-то скорби, трудности, когда человек начинает рассматривать: «Смотрите, как живут другие...», – чтобы человек побеждал это малодушие в самом себе и никогда бы не терял упования на Господа, но жил по воле Божией. А Бог Своих никогда не забудет. Чтобы такой человек помнил слова Господа: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя»...

«Коль благ Бог Израилев правым сердцем». Правые сердцем – это те, кто свою волю посвящает воле Божией и никогда не желает, чтобы в жизни все устраивалось так, как они хотят. Вот таких называет правыми сердцем Псалмопевец и говорит, что, если благ Господь, значит, у тебя не должно быть никаких сомнений: живи по воле Божией, и Бог все устроит в твоей жизни.

«Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя». Здесь опять Псалмопевец использует образный язык, говоря, что не должно быть хромоты в нашей жизни, мы должны четко идти твердыми ногами. Как говорил пророк Илия: «Доколе будете хромать на оба колена?», то есть доколе будете допускать лукавые помыслы, рождающие недоверие к Богу? Только чистые мысли должны быть в нашей голове, и тогда все будет устраиваться в нашей жизни. Мы всегда должны доверять Господу, Который заботится о каждом человеке.

«Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря». Действительно, некое смущение происходит у человека, когда он видит, как живут богатые люди, которые далеко не все – люди верующие. Этот псалом был написан Псалмопевцем, который пророчествовал, как народ будет выведен из Вавилонского плена. Когда народ был в пленении, они видели, как жили хозяева и как жили иудеи, имевшие истинное богопочитание, жившие в правде, и они думали: а почему сей народ благоденствует, у них все в достатке, а мы, исполняя волю Божию и заповеди Божии, имеем такую тяжелую жизнь? Но тяжелая жизнь не случайна – Господь дает за грехи возможность их исправить в этой жизни через страдания, сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти.

«Яко несть восклонения в смерти их и утверждения в ране их». Псалмопевец рассуждает: посмотрите, они не боятся смерти, ведь у них нет внезапной смерти от тяжелых работ, от трудов, которые они понесли, и от ран, которые были получены от великих трудов. Они не боятся смерти, они живут нормально, естественно, и смерть у них приходит естественно. Поэтому, ничего не делая, они не имеют такого страха смерти. А мы живем и боимся смерти каждый день, ведь она приходит и от тяжелых работ, и от ран, что мы получаем ежедневно, подвергая себя большой опасности.

«В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» – они не несут огромных трудов и не принимают никаких ран, на них ничего не налагается – они действительно благоденствуют. И мы очень часто этим соблазняемся, когда видим, что люди особо ничего не делают, не получают никаких ран, никаких болезней от своих трудов: легко и просто ходят в офис, получают большие деньги и считают себя хозяевами положения. Они могут разъезжать по всему миру, пользоваться богатствами и красотой этого мира, ездить на дорогих машинах, причем никогда не бывают в храмах и забывают о благочестивой жизни, забывают, что должны исполнять заповеди Божии. Но у них все в жизни в порядке, и они даже посмеиваются над верующими людьми: мол, живите, как хотите, а мы живем так, и у нас все в полном достатке, как бы взывая: где ваш Бог? Вот смущение и рождается в сердцах многих и многих людей.

«Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим». То, что у них все получается, что у них все хорошо (нет никаких испытаний, полный достаток, они живут в сытости и сладости в этой жизни), они присваивают себе: у них рождается гордыня, что они такие способные, такие умные, такие удачливые, и благодаря тому, что они обладают некой особенностью своего разума, они и стали богатыми – не Бог им дал все это, но они все получили; одеяшася неправдою и нечестием своим – они пребывают в неправде и утверждают свое нечестие, выдавая его за истину, не боясь, они как бы окутаны этим сверху, как одеждой. Как одежда просматривается, так и их неправда и нечестие тоже просматриваются, и они не стесняются этого, чувствуя себя хозяевами положения.

«Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца» – они всякую неправду принимают и утверждают, и она исходит от того, что они богаты (о чем мы только что с вами и говорили). Из тука – то есть от жира, от богатства земного, преидоша в любовь сердца: они возлюбили это, для них это самое главное, все остальное им не нужно.

«Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша». Они даже дошли до такого состояния, что стали помышлять и говорить лукавства, о Боге даже стали говорить нечестиво, или говорят: «А что вы: ходите в храм, верите в своего Бога, и что, Он не видит, как вы живете и как мы живем?» – они стали поносить Бога из-за того, что подумали: вот как хорошо все у нас получается в этой жизни, у нас полный достаток, мы сами, как боги, живем. Вот до такого демонического измышления, говорит Псалмопевец, доходят такие люди.

«Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Есть такое выражение у философов – «положить язык на небеса»; это значит, говорить плохо о Боге, рассуждать о высоком, Небесном так, как ты захочешь. Они положили уста свои на небо и стали смеяться даже над Богом. Стали злословить и людей, которые живут на земле. «И язык их прейде по земли»: те, кто живет на земле, для них все плохие. «Вот мы такие особые, умные, способные, вот у нас получается, а у других ничего не получается. Кругом одни негодяи и недоразвитые, вы и будете работать на нас». Мы очень часто об этом слышим даже и в сегодняшнее время, но и те времена были исполнены такими же суждениями.

«Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них». Многие люди соблазнятся и будут думать: «А почему так происходит? Может, и правда, нам не нужно так жить? Если эти ничего не делают и благоденствуют...». Это действительно соблазн для многих, видящих неправду.

«И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем?» – неужели Бог это все не видит? Неужели Ему все это приятно? И есть ли тогда вообще Бог, если так все происходит?

«Се, сии грешницы и гобзующии в век удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои». Когда видят, как живут богатые люди, то сразу и верующие, и те, кто находятся еще в шатком состоянии между верою и неверием, начинают соблазняться этим и говорить себе (как говорит псалмопевец Давид, и я даже так рассуждал, и рех: еда всуе оправдих сердце мое): «Зачем я тогда подвизаюсь? Зачем я тогда умываю в неповинных руце мои? Зачем исполняю закон и все делаю по правде Божией? Может, это лишнее? Может, этого не нужно делать? Зачем я тогда каждый день занимаюсь подвигом?» Он дальше так и говорит: «И бых язвен весь день, и обличение мое на утрених?» – зачем я подвизаюсь каждый день, зачем исполняю заповеди Божии, понуждаю себя на добродетельную жизнь? Зачем обличение мое на утрених? – очень красиво сказал Псалмопевец.

И мы с вами тоже испытываем это каждый день: зачем я обличаю, то есть осуждаю себя каждое утро, когда встаю, что это сделал не так, то сделал не так, какое-то слово сказал неправильное, кого-то обидел, совершил дурной поступок? Это так и происходит: к вечеру мы еще не рассуждаем о своих грехах по нашей усталости, или потому, что мы уже не имеем сил думать и анализировать свою жизнь, а каждое утро, просыпаясь, начинаем рассуждать, что мы сделали неправильно в своей жизни, что сделали неправильно в прошедшем дне, и как нам нужно что-то изменить и самим измениться. Каждый верующий человек обличает себя, каждое утро проводя анализ своей жизни, который дает ему толчок к более внимательной жизни, к более внимательному отношению к своим словам, поступкам и делам. И Псалмопевец говорит: «Может, мне и не нужно этим заниматься, если я живу в таких трудностях, в такой нужде, в таких гонениях?»

Мы с вами не раз в беседах о псалмах говорили, сколько страданий перенес Давид – то от Саула, то от Авессалома, сына своего, то от тех, кто были друзьями. Когда он стал гонимым, все отошли от него, некоторые даже стали смеяться над ним, ругаться, клеветать на него: «Зачем я тогда живу, Господи? Я всегда боялся обидеть Тебя, всегда прославлял имя Твое, всегда стараюсь обличить себя за нехорошие поступки, ведь очень сильно переживаю, что потеряю Твое расположение и Твою любовь ко мне». Поэтому он говорит: «Может быть, это все напрасно?..».

«Аще глаголах, повем тако: се, роду сынов Твоих, eмуже обещахся». Но это все помыслы. И Псалмопевец говорит: «Я ни в коем случае, рассуждая так, не могу никому об этом говорить, ведь тогда я внесу некий соблазн для сынов своих и подведу род свой. Я должен прославлять имя Бога: Господь мне не раз помогал в жизни, а это искушение, соблазн, который нужно преодолеть». И дальше мы увидим, как рассуждает псалмопевец Давид.

«И непщевах разумети: сие труд есть предо мною». Он говорит: «Неужели другие – святые, праведные мужи – не терпели никакого поношения? Неужели в их жизни все было хорошо?» И здесь, конечно, перед глазами встают многие, многие образы, которые мы могли бы взять и из Священного Писания. Мы действительно знаем, что если мы, грешные, терпим что-то в своей жизни, значит, Господь дает это для нашего исправления: Он дает нам, как говорит святой Иоанн Златоуст, потерпеть всякие поношения и трудности в нашей жизни, чтобы в вечности дать нам награду за добродетельную жизнь. За те неправды, которые мы совершили, мы уже претерпели здесь, на земле, мы уже получили наказание, а за правильные труды и праведную жизнь Господь хочет нам дать награду в вечности. Тот, кто за грехи свои и за неправды свои здесь не пострадает и не пострадал, сполна получит на праведном Суде Божием, после этого не будет никакого исправления и изменения определения, которое Господь вынесет на Своем праведном Суде. Мы не должны никому об этом говорить, никого не должны соблазнять этими словами: в них нет правды, и в этих мыслях тоже нет правды. Правда заключается в другом.

«Дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их». То есть, когда я войду в храм Иерусалимский, вернусь из плена (он уже говорит от лица еврейского народа), тогда пойму, в чем же заключалось страдание: в том, чтобы утвердиться в вере, в том, чтобы утвердиться в добродетельной жизни.

«Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». Псалмопевец говорил, почему понесли такое положение – за то, что есть гордыня у тех, кто живет в богатстве: они, в конце концов, получат свое в этой жизни, поскольку жили не в правде. За это Господь даст им тоже злая, низложит их, ведь они возгордились. «Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое»: за грехи и за неправду Господь посылает болезни и скорби.

«Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши» – тех евреев, которых так поносили и досаждали им, показывая свое богатство. В итоге, мы знаем, Кир взял Вавилон, отпустил еврейский народ из пленения, он во славе вернулся в Иерусалим, а вавилоняне стали порабощенным народом и стали жить в той же нужде, в какой они держали еврейский народ. Где их гордыня, где их превозношение, где их высота? Господь наказал их, и они уже, как сон, вспоминали свою легкую, сытую и богатую жизнь, которая прошла моментально, а теперь наступила тяжелая реальность.

«Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася: и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе». Здесь псалмопевец Давид говорит: «Вот такое рассуждение было у меня, как у бессловесной твари, как у скотины, – таким я был у Тебя, Господи».

«И аз выну с Тобою: удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси». Но того, кто претерпел искушения, соблазны, трудности, Господь никогда не оставит. «Удержал еси руку десную мою» – как ребенка ведут за правую руку, так ведет Господь каждого верного Своего. Конечно, Он и советом, и наставлением, и славою приял мя еси. То есть Он никогда не оставит терпящего то, что Господь посылает. Обязательно нам нужно терпеть то, что посылает Господь, даже если мы немоществуем: немощь пройдет, Господь даст укрепление.

«Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе». Ни в коем случае нельзя удаляться от Господа, когда тебя посещают такие скорби и мысли, и когда ты видишь такие наблюдения. Удалившись от Господа, ты ввергнешь себя в большие скорби и испытания. Но, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, нужно придерживаться Церкви Христовой, нужно всегда держаться за нее, и тогда в жизни у тебя все будет по великому милосердию Божию.

«Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони». Псалмопевец Давид говорит: «Мне нужно всегда прославлять имя Божие, всегда полагаться на волю Божию, всегда возвещать хвалу Богу, и не только в каком-то укромном месте, но даже на площади». Во вратех: в Иерусалиме и в других больших городах у ворот всегда собирались – это площадь, где рассуждали, что-то рассказывали, учили, слышали новости, и так далее. Вот в этом месте, где собираются люди, нужно обязательно возвещать о том милосердии Божием, которое Господь являет всякому человеку, и такие мысли нужно от себя отгонять.

Вот такой удивительный псалом. Его святые отцы советуют читать всегда и применять в своем молитвенном правиле, когда у нас появляются такие мысли, когда малодушие захлестывает наше сердце. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс