Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №35 (932) 2017
– Приветствую вас, дорогие мои слушатели и зрители! Сегодня мне вспоминается, как часто священник в доверительном разговоре или в Исповеди слышит такие сетования, признания: «Батюшка, темно на душе. Мне кажется, что жизнь моя проходит во мраке: я страшусь завтрашнего дня – ни зги не видно...» Что стоит за подобным мироощущением, признанием того, что в душе «иль пусто, иль темно»? Помните Михаила Юрьевича Лермонтова, который говорил: «С печалью я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» А стоит за этим один мистический, или метафизический, факт: мы ощущаем, что человек, взятый в его обыкновенном состоянии, человек, который родился на этой грешной земле, ходит как будто бы в потемках, как будто его окружают сумерки. И чем долее мы живем, чем больше делаем ошибок, чем больше умножаем наши грехи, тем темнее подчас бывает на сердце: «и скучно, и грустно, и некому руку подать».
Да, действительно, раскрывая Священное Писание, мы узнаем, что человек – это существо упавшее, падшее, что все мы дети первого человека Адама, некогда сотворенного чистым и светлым существом, но не удержавшегося в собственном достоинстве, разорвавшего связь со Всесвятым Богом и потерявшего ту Божественную благодать, которая делала нашего праотца светоносным, как будто бы одетым в златые ризы. Мы – его дети, умножившие первый грех прародителя собственными страстями, согрешая и языком, и мыслью, и действиями под влиянием страстей и похотей, гнева и злобы, мы как будто находимся во тьме египетской. И душа подчас это болезненно переживает, почему иные люди и не выносят одиночества, окружают себя многочисленными раздражителями: айфонами, телефонами, телевизорами, скитаются в подлунных пространствах интернет (я вовсе не осуждаю современные технические средства, выработанные цивилизацией, но говорю лишь о несчастной склонности убегать от самого себя).
Вспомним Вольтера, литератора XVIII столетия, который, видимо, так много нагрешил, развращая французскую нацию революционными памфлетами, что приблизившись к смерти, просил вносить в комнату, где он находился на смертном одре, все новые и новые светильники. «Зажгите свечи! Мало света, мало света! Тьма обымает меня», – восклицал этот несчастный вольнодумец, так и отойдя в вечность в унынии и отчаянии.
Но не буду усугублять свой рассказ. Вспомним только, что в Евангелии Некто изрекает: Аз есмь свет миру. Этот Некто есть Господь Иисус Христос – истинное Солнце правды и любви. Именно о Сыне Божием в Евангелии изречены замечательные слова: Он есть свет, в Котором нет никакой тьмы. Христос Спаситель, воплотившись здесь, на земле, и явившийся от Марии Девы Рожденный Единородный Сын Божий, просветил лучами богопознания нашу вселенную, омраченную грехом. И слово Христа, Его деяния, Его смерть на Кресте и Воскресение исполнены вечного Божественного света.
Искра этого света канула в наше сердце и мерцает в нем с тех пор, как только мы приняли таинство Крещения. Действительно, пройдя крещение водой и Духом, выйдя из купели Крещения, мы стали сынами света, мы стали духовными светлячками. И если бы мы только позаботились сохранить благодать Крещения и умножить ее нравственной жизнью, во всем согласной с заповедями Божиими, то, по свидетельству преподобного Серафима Саровского, сияли бы уже в этом мире, как малые солнышки.
Однако этого не случилось. Почему? Да потому что, приняв Крещение кто в детстве, кто в отроческие годы, мы не были впоследствии просвещены верой, не берегли дарованную нам благодать Святого Духа и с высоты, на которую нас возвел Милостивый и Человеколюбивый Господь, простивший нам в Крещении грехи, вновь скатились в обыденную жизнь с ее дрязгами, страстями, сутолокой, смертными грехами, облеклись в темные покровы греха, что даже отражается на человеческом лице. Сравните лицо дитяти, не искушенного страстями и грехами, с лицами взрослых людей. Дети в сравнении со взрослыми, часто унылыми, озлобленными, кажутся едва ли не ангелочками, поэтому мы так и называем детей – «цветы жизни».
Вот почему, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, мы находим в нем такое реалистическое прошение, от лица грешника обращенное к Спасителю: «Иисусе, освети мя темнаго». Да, действительно, темны и душа, и тело, оскверненные грехами. Когда мы просим: «Господи, просвети меня темного», мы раскрываем наше сердце, как лепестки цветка раскрываются в лучах летнего солнышка, и просим Господа, чтобы Он Своим вещим перстом прикоснулся к потухшей лампаде человеческого сердца, вновь затеплил в нашей душе искру Духа Святого.
Каждый из нас на опыте знает, насколько светлее становится в душе после искренней, глубокой и хорошо продуманной Исповеди, которую мы приносим Господу Богу, прося священника быть свидетелем нашего покаяния. Батюшки в этом отношении являются своего рода докторами Айболитами, медбратьями: священники имеют от Господа Бога особые дары и полномочия, чтобы помочь человеку раскрыть темную, может быть, грехами сожженную совесть, показать взору Спасителя язвы души, которые кровоточат десятилетиями, покуда человек, крещенный во имя Святой Троицы, не надумает-таки покаяться, примириться с Богом. И священники являются свидетелями того чудесного, дивного просветления, освящения души и тела, которые имеют место в нашей жизни всякий раз, когда мы искренне и глубоко каемся и приобщаемся Святых Христовых Таин со страхом Божиим, верою и любовью.
«Иисусе, освети меня темного», – просит христианин, чувствуя себя ребенком, который, если только оставят его родители, непременно собьется с прямой дороги и заблудится в непролазном лесу. И действительно, имя Христово является как будто бы свечой, которую мы держим в руках, двигаясь темной ночью по бездорожью.
«Иисусе, освети меня темного», – просит христианин, моля Создателя, чтобы совесть, этот голос Божий в человеке, вновь заняла подобающее ей место. А какое место уготовано для этого Богом данного нам органа? Совесть есть различение добра и зла. Совесть выступает и в качестве законодателя, и того, кто награждает или карает душу, коль скоро она преступает повеления Божии, начертанные в глубинах нашей души.
Сказать: «Иисусе, освети меня темного» – то же самое, что попросить: «Господи, научи меня жить не по лжи. Господи, научи меня распознавать веления совести и следовать Твоему вечному, неизменному нравственному закону».
«Иисусе, освети меня темного», – молится христианин и просит у Господа Бога сил, чтобы изгнать из области сердца, из области наших эмоций и чувств те чувствования, которые омрачают жизнь человека. Какие это чувствования? Во-первых, связанные с гордыней: гордость, самоуверенность, мнительность, подозрительность, ирония и сарказм в отношении людей, неприязнь, злоба, ненависть, похоть, сребролюбие, уныние, печаль – всего сразу и не перечислить. И замечено: когда человек следует голосу страстей, когда раскрывает свое сердце и туда набивается всякая тьма, нечистые, греховные, нечеловеколюбивые поступки, жизнь становится темнее, темная печать как будто бы проступает на челе человеческом и душа погружается в эту кромешную тьму.
«Иисусе, освети мя темного», – молится христианин. И чем более он преуспевает в заповедях Господних, выбирая закон правды и любви, чем искреннее исповедуется и с благоговением приобщается Святых Христовых Таин, тем светлее становится его мироощущение, яснее миросозерцание, он чувствует настойчивость и идет тропой бескорыстной любви без страха и упрека. Аминь. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.