Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Довольно болезненную тему для обсуждения я хочу предложить сегодня отцу Павлу Островскому, настоятелю Никольского храма в Павшниской пойме г.Красногорска, постоянному ведущему этой программы, которому я лишь задаю вопросы. Вопрос мой можно сформулировать так: «Они вышли от нас, но не были наши» – верить ли публичным «исповедям» бывших священников, послушниц, регентш? Что делать человеку, которого подвинули в церковной организации? Какие фильтры надо включить в своей душе, чтобы потом не становиться соблазном для многих и многих, и что делать нам, если такие фильтры не сработали и человек вывалил в публичное пространство все свои обиды на Церковь, тем самым пороча и ее как организацию, и как Тело Христово: «Раз там возможно такое, то что же, где же тут истина?» Батюшка, болевые точки я обозначила...
– Вообще, все уже было описано – опять же в Новом Завете: и как мы должны поступать, и как мы должны относиться друг к другу, и о наших внутрицерковных проблемах тоже было все уже написано: люди между собой сплетничают, свары, нет любви. Такое, к сожалению, есть. И о том, что люди обращаются за разбором тех или иных внутренних проблем к внешним людям. Апостол Павел говорит, что это вообще позор – вынос сора из избы. Но я думаю, что сегодня у нас, к сожалению, произошла довольно большая проблема – подмена духовной жизни и душевной: когда люди трудятся на приходе, будь то регентши или даже если послушница, бывает даже и у священника то же самое – зачастую человек относится так вот: если у меня на душе хорошо, то, значит, это Богу угодно, а если у меня на душе плохо, то, значит, что-то не так. И все. И так он на это и смотрит.
Однако мы понимаем, что и бесы могут дать очень яркие эмоции, которые будут, между прочим, Богу противны. Да и бывают такие случаи, когда у человека внутри тяжело, однако при этом это Богу угодно. Как в случае с апостолом Павлом, которого мучил дух сатаны, и он даже три раза Господу молился, чтобы Он забрал его, а Господь не забирал, говоря: сила Моя в немощи совершается.
Бывает, что человек и 10 лет в Церкви, но в реальности к Богу не пришел. Мы говорили раньше и про чтение, и про пустословие, – это все одного поля ягоды.
В какой-то момент человек разочаровывается: он вдруг понимает, что легкой дороги в Царство Божие не будет. Не будет по той причине, что меня вокруг не очень-то любят, я не очень-то люблю и слова Христа «тот, кто не отвергнется себя, не возьмет креста своего, не пойдет вслед за Мной, не достоин Меня» действительно реальны. И слова апостола о том, что должно вам пострадать, чтобы попасть в Царство Небесное, тоже реальны. Да, у человека есть выбор: или он понимает: «Да, это я ошибся, я себя очаровал» или второй вариант, более легкий, – это обвинить вокруг все и вся.
У человека обида – бывает обида на самого себя, а бывает на окружающих, – и тогда человек это изливает. Когда обида на самого себя – человек раскаивается, понимает, что себя обманул – он идет на Исповедь к Богу. А когда обижен на всех кругом и вся, тогда это исповедь не к Богу – он, правда, раскрывает все, что у него есть внутри, и выливает это на суд всех людей. А люди очень любят осуждать – для них это тема очень приятная: порыться в чужом белье, все посмотреть, как там и что, пообсуждать, и т.д. Это первый момент.
Второй момент – то, что касается достоверности. Давайте так: есть известная книжка – «Исповедь бывшей послушницы», которую многие прочитали. Я вот не был послушником, не был монахом, зато я могу представить, как звучала бы «исповедь бывшей жены». Вы понимаете, что в монашестве свои условия, в браке свои, но и там, и там – жизнь. Вот представьте себе «исповедь» бывшей жены: какими словами она будет хаять мужа, родственников мужа, вообще все ценности в браке – любовь, воспитание детей. Если она действительно обижена, с мужем ей не повезло или еще что-либо, то понятно, что все это будет звучать так, что брак, вообще семья – это какое-то страшное зло. И любому, кто начнет возражать всем тем, кто еще и согласен с этими мыслями, будут говорить: «ты просто подкаблучник» или «ты просто мазохистка», «ты не имеешь никакой свободы, у тебя нет к себе никакого уважения», «ты не хочешь себя реализовывать».
Вот смотрите: у меня жена есть, у жены трое детей, и она себя реализовывает именно в браке, в чадорождении. Ей это нравится, она с детьми возится, воспитывает. Возможно, для какой-нибудь бизнес-вумен моя жена – ничто, домохозяйка, кухарка и все остальное. Да мне плевать на то, что она так думает. И жене моей, слава богу, плевать: «Считай себя крайне реализованной. Ну да, у тебя лакированные каблучки – молодец. Пришла на работу – и дальше ты, как раб на галерах, трудишься ради рубля. А у нас дети дома – слава Богу!»
Очевидно, что когда человек обижен, когда он разочарован, то необязательно, что он будет врать, но все будет интерпретировано в одном свете – черном. И тогда получается, что положительного эффекта никакого нет. Это просто обида.
Если говорить про книгу «Исповедь бывшей послушницы», я помню, что я конкретно по этой книжке озаботился, даже ездил в монастырь, где она была послушницей, много общался с сестрами. Несколько раз ездил, по многу часов общался с сестрами, в том числе с теми, кто упоминается в книге. Но правильно: все те сестры в монастыре, которые шли именно за Христом... Как мне говорит мой родной отец, священник: «В монастырь нужно идти умирать». Соответственно, все те, кто шел умирать и шел за Христом, у них все-все замечательно и хорошо. Ну, а все те, которые в итоге обломались, естественно... Ведь не то, что Церковь их обломала, а человек сам полез не туда – может быть, призвания не было, может быть, рано полез.
По поводу достоверности сейчас кратко сформулирую предыдущую мысль – когда человек обижен, то воспринимать информацию как достоверную уже нельзя. Уже требуется серьезная проверка. Однозначно говорить, что он прав, уже нельзя.
Еще один момент – это то, что многие пришли в Церковь, уже имея за плечами довольно серьезный багаж тяжких, смертных грехов. И люди не отдают себе отчета, что предыдущие прегрешения будут иметь серьезные последствия в том числе и в их духовной жизни. Если ты какой-нибудь юноша, и ты по молодости много блудил, у тебя было много женщин, а вот ты теперь воцерковился, стал верующим христианином, нашел себе православную девушку и вступил с ней в брак, ты можешь даже не мечтать, что у тебя будет все просто. Я не говорю, что будет нехорошо, я говорю: просто не будет. Твои предыдущие прегрешения будут тебя тянуть, будут тебя мучить, они будут тебе мешать.
Если человек побывал в сектах, особенно деструктивных, это будет ему потом мешать: если человек смотрел много фильмов ужасов, то не надо удивляться, что ему потом снятся кошмары. Бывает, много-много лет снятся кошмары. И вот здесь стоит сказать, что многие, приходя в храм, не могут нормально жить христианской жизнью в том числе и вследствие того, что еще до пришествия в храм они столько всего сделали, что душа уже слабенькая. И надо это учитывать. И нужно понимать, что хоть особой кары с Неба мы не получили за довольно тяжелые согрешения, но какую-то ответственность все-таки нести должны, и смиряться, и понимать, что это я сам виноват...
Так что, когда человек с большими грехами, даже если он в них искренне раскаивался, последствия все равно остаются, и память сохраняется. И вот он с такими грехами приходит и вдруг где-то даже в Церкви, а, бывает, очень рано его поднимают на какой-то уровень, ведь быть регентом – это очень серьезное... Это клир уже. Или послушницей быть – это тоже очень серьезно, я уж не говорю про священство.
И все-таки в чем я увидел плюс книжки «Исповедь бывшей послушницы». Там автор все излила прямо, как есть. Это по-настоящему исповедь. И если относиться именно как к исповеди – именно так профессионально, то там ведь все-все описано, как у этой несчастной женщины, послушницы, все развивалось. Когда она стала неофиткой – воцерковилась, ей уже через год захотелось – кто-то там сказал про монастырь – пойти в монастырь. И ей приходской священник, у которого она постоянно исповедовалась, строго запрещал, просто отговаривал: «Нельзя!» Но она его не послушала. Вот это своеволие, которое было до христианства, основано, в том числе, и на довольно больших грехах, о которых в книжке также написано, и проявилось и в христианской жизни. Тебе твой чуть не первый священник, который тебя знает, говорит: «Тебе нельзя». Нет, его слушать не стала, пошла в монастырь. Там... А я лично знаком с игуменией Николаей – женщина очень решительная, иначе не был бы такой красивый монастырь и таких больших трудов (это как раз к разговору о том, как нужно начальствовать). И, соответственно, там это своеволие – знаете, как мина замедленного действия. Ведь в книге прямо описано: если человек запомнил, какое его ждало разочарование даже в первый день приезда в монастырь, что «меня там никто не встретил, что там было как-то холодно и зябко» – это все говорит о том, что оно прямо как по капельке стало все сразу капать, и в какой-то момент чаша переполнилась... Поэтому мы всегда говорим подросткам, ребятам: не грешите тяжело, не смотрите на окружающих, это вам очень потом поможет в жизни; «поможет» – это не означает, что у них потом не будет проблем, проблемы будут у всех, мы их сами друг другу создаем. Но тебе будет проще решать. А если ты нагрешишь много, ровно тот же самый набор проблем будет, а решать их будет сложно.
Спасибо, отец Павел. Вот, друзья, такая программа противоядия получилась. Надеюсь, кому-то поможет и пригодится. «Спросим Островского» и в следующий раз.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.