Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Христианин – человек, который всегда плывет против течения

Протоиерей Димитрий Смирнов: Христианин – человек, который всегда плывет против течения

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Стать христианином недостижимо трудно. Требования неимоверно высокие, они фактически описывают человека уровня Бога. Как же нам тогда стать христианами?»

– Ответ находим в Писании: станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 48).

Станьте.

– Ну да. Это определенный путь, он не для всех, к сожалению. Не потому, что он какой-то замысловатый, а просто человек в этом мире очень рассеян. Очень многим интересуется, на очень многие вещи возникает мода. Последняя мода – штучку из трех лепестков крутят пальцами. Совершеннейше тупая вещь, но покупают уже миллионы. В основном, конечно, дети. Но что за забава? Это забава для детей до полугода вообще-то (по развитию). А человек, который способен – уж не говорю про шахматы – в шашки играть… все-таки там что-то существует, надо думать, по крайней мере. А тут ничего. Просто крутишь – вращается, и от этого вращения человек испытывает какую-то душевную негу. Полная бессмыслица, но интересно… И стоит недорого. Конечно, продают раз в сто дороже, чем стоит изготовление. Ну и так далее. То есть человек все время отвлекается, даже на такую ерунду, к сожалению.

А Евангелие предлагает человеку самый центр своей души – свой дух – возвысить до Небес и приобрести такие качества, которые никогда не встречаются в обычной жизни. В отдельных эпизодах – бывает. Человек вдруг проявляет какие-то христианские качества. Вот в голову пришел пример, как мальчик сидел на подоконнике, а мужчина увидел. Он подбежал, поймал мальчика на руки (а этаж был высокий) и сломал себе обе руки. Поступок совершенно христианский, требует очень большого совершенства от человека. Но не каждый день такое бывает. То есть на глубине его души христианство лежит, и в острый момент он принимает единственно правильное решение – жертвенное служение этому мальчику, его родителям, всем, кто его любит. Он послужил ценой перелома обеих своих рук. А вот умирать ежедневно, как говорили преподобные отцы, – это требует того, о чем в Писании сказано: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Человек сокрушает не кости, а именно свои страсти, свои неподобные желания. Постепенно, так упражняясь, совершенствует свой дух, он утончается. Человек способен вообще на большее.

Вопрос: «Означает ли, что если человек еще живет, то Господь ждет от него покаяния и готов его принять? Может ли быть такое, что человек жив, но Бог до конца его оставил и что бы человек ни делал – все напрасно, покаяния Господь не примет?»

– Покаяние Господь примет всегда, если оно достигнет человека. Что такое покаяние? Покаяние – это таинство. Человек не знает, как оно приходит. Таинственным образом благодать Святого Духа приходит в сердце человека и очищает его от всякой скверны (или от данной скверны), о которой человек размышлял и от которой отвратился, обратившись к Богу.

То есть покаяние начинается с желания человека изменить что-то в своей жизни?

– Правильно, это желание, а потом обязательно обращение к Богу.

Опять же, к желанию человека измениться. Если любого человека спросить: ты хочешь стать добрым, терпеливым, сдержанным, рассудительным, – каждый скажет «да». Значит, желание есть?

– Ну, не каждый. Я помню одного своего одноклассника… В институте я, как все молодые люди, занимался усиленным миссионерством. Целую группу студентов водил в храм. Когда они спрашивали, я отвечал, а некоторым давал Евангелие (тем, кто хочет). Один мой приятель (мы до сих пор общаемся, хотя давно уже не молоды) попросил Евангелие. Потом мне возвращает: «Прочел с большим интересом». Я говорю: «Ну и как, тебя это к чему-то подвигло?» – «Нет, – но если я буду так жить, как предписывает Новый Завет, меня же затопчут». То есть он сознательно это отверг – сознательно, как те люди, которые пасли свиней в стране Гергесинской: вполне сознательный выбор. Сейчас он, конечно, жизнь прожил, знает – что почем, не так в себе уверен. Какой-то пиетет к Церкви… С радостью всегда приглашает на свои выставки. Продолжает искусством заниматься, достиг определенных результатов. В своем мире он известен.

Вопрос: «Я боюсь, что не устояла бы во время гонений и не выдержала бы пыток. Что это – маловерие или что-то другое?»

– Конечно, маловерие тут присутствует. Но нужно сказать, что пытки – это уже в прошлом. Никаких пыток, скорее всего, не будет. Человек будет прельщен. Люди сознательно будут принимать антихриста и его предложения и с раздражением отвергать христианство и его носителей. И сейчас уже есть такие люди, они даже на телевидении выступают – они говорят о Христе с раздражением: Он им ничего не сделал, но Его присутствие в мире и в Церкви их раздражает. То есть если бы не было Церкви, им было бы гораздо легче. И вот это чувство отношения к своему Создателю завладеет людьми. Не надо никаких пыток… Многие жалуются, что ребенок ходил в церковь, а после 14 лет перестал – ну, ему это совершенно неинтересно, его это раздражает.

То есть мир ему предложил нечто более интересное.

– Да, конечно. Люди хотят быть, как все. А христианин – это не как все, а как малое стадо. Христианин – человек, который всегда плывет против течения.

Встречая неприязнь, раздражение...

– Да. Вот насчет быть добрым – любой человек скажет: «Я и так добрый!» Я сюда ехал, говорил с одним человеком. Он мне рассказал про одного «доброго» – даже про целое семейство. Они как-то пришли домой, и оказалось, что у них к забору привязана собака. А была зима. Они ее приютили, выкормили, и она стала их домашним животным и членом семьи. Два раза в году она приносит щенят. И они их аккуратно носят в лес и живыми закапывают. Они очень добрые люди, пожалели собаку. Но дальше?.. И если им сказать, что «вы не люди вроде… Как вот закапывать живых существ? Можно собаку стерилизовать, например, и тогда не нужно будет этого делать». То есть они таким образом погубили десятки щенят. Очень интересно, что дружок их собаки, какой-то пес, несколько раз приходил в лес, откапывал щенят и их трупики опять приносил их маме. То есть у кобеля есть чувство, а у людей нет.

Каждый человек в полной уверенности насчет себя. Нас приучают с детства к скромности, поэтому никто не считает себя самым прекрасным человеком, но, когда таких видишь, понимаешь, что они просто умирают от тщеславия и считают себя просто превосходными людьми. Они думают про себя, что они все делают правильно. Они рассказали про убийство щенят очень весело, ничего у них не поворачивается, у них нет чувства. Вот и все. Почему бывают всякие передачи про экстрасенсов, про инопланетян, бесов, монстров? Людям (и детям этих людей!) интересны монстры. Им интересны динозавры, убийства, воровство. Что смотрят? Детективы, всякие ток-шоу про людей, которые совершенно потеряли человеческий облик – это для всех родное. Сделали бы ток-шоу про такие поступки, как я в начале говорил, – как мужчина поймал ребенка. Но о нем же сказали по телевизору и забыли, проехали, пошли дальше. А про всякие уродства – постоянным потоком идет: людям это интересно.

Востребовано.

– Да. Рейтинги показывают, что людям интересно, как смакуют теракты: и с какой скоростью, и какое количество полицейских, и есть ли россияне, как будто жизнь китайца или малайца чем-то дешевле. И так далее. И как это было, обязательно кровь покажут, все в подробностях – кто откуда, такая замечательная новость, все это бесконечно облизывается.

Вопрос: «У меня двое детей. В душе понимаю, что хочется больше, но, к сожалению, не все от меня зависит. С женой думали взять ребенка из приюта, но настораживает генетика. Как правило, в приюте дети из неблагополучных семей – хорошие родители не бросают своего ребенка. Как Вы считаете, можно ли наде-яться на то, что если такому ребенку дать правильное воспитание, он в жизни не пойдет по стопам своих родных? Или все-таки гены сильнее и дадут рано или поздно о себе знать?»

– Разговор о генах – это суеверие. За время существования детских домов, которые образовались на нашем приходе (в течение более чем 15-ти лет), ни один ребенок не попал в тюрьму. В это время в государственных детских домах в тюрьму попадает до 90% воспитанников. Все зависит от воспитания. Конечно, гены сказываются, многим из ребят учиться трудно. Но многие дети преодолевают это. Один мальчик к нам поступил. Он 3 года не учился. Догнал. Сейчас за 10-й класс экзамены сдал. Никто его силком не держал, он решил уйти из детского дома к маме – тут же отпустили, пожалуйста. Поэтому, если воспитывать, можно это преодолеть. У нас один мальчик есть. Сейчас мы уже нашли ему приемную семью: хорошие верующие православные люди. У него родители как раз по своей генетике оба больные люди, инвалиды психически. Мальчик абсолютно нормальный, неплохо учится, у него есть спортивные достижения, очень симпатичный.

А потом, – еще неизвестно, кого ты вырастишь сам. И как насчет генов твоего прадедушки? Может, он вообще кровь из людей пил? Ты вообще знаешь, человек, откуда ты родом, что у тебя за предки? Гены – такая вещь… Они же у нас от Адама идут. В той цепи, которая привела к тебе, что были за люди? Может, каторжане какие-то были? У нас сейчас мало кто вообще занимается своим родословием. Так что если целенаправленно бороться со всевозможными отклонениями, то можно очень многое изменить. Люди выправляются и находят свое место в жизни. А бывает, что ничего не получается. Может быть, кому-то и надо в тюрьме отсидеть. Тюрьма – это как госпиталь, что ли... Человек сходит, поймет, что ему правду говорили, что в тюрьму не надо, и как-то начнет заниматься. И потом, есть же такая вещь, как голод. Если человек захочет поесть, то он и работу себе будет искать. Захочет интересную работу – учиться надо будет.

И нет ничего плохого, даже если мы возьмем ребеночка, а он (с точки зрения своих родителей) будет трудный, неудачный. Но посвятить ему жизнь – в этом же нет ничего плохого. Все равно его жизнь будет лучше, чем если бы он просто жил по казенным учреждениям, где нет такого внимания, как в семье. Семья-то может дать больше. Ну а если семья будет заключаться в том, что все время ребенка куда-то отдают, в какие-то учреждения… А ему нужно личное общение. Оно очень эффективно исправляет, когда ребенок убеждается в том, что он нужен.

Да, по-моему, это самое для него главное.

– Да-да, просто преображается.

Дети частенько спрашивают: «Мам, ты меня любишь?»

– Да. Ребенку это очень важно. Дело в том, что он может жить только в атмосфере любви. Он в ней вырастает… И дети ревнуют: кажется, что другого больше любят. Поэтому поведение родителей должно быть в этом смысле безукоризненным. Но, к сожалению, бывают очень крупные ошибки.

Вопрос: «Бог есть любовь, а есть такое понятие, как гнев Божий. Гнев – это же страсть? Как эти понятия совместить?»

– Очень просто. Как дважды два – четыре. Одно дело гнев ваш – это страсть. А другое дело – гнев Божий. Это не страсть: у Бога гнева нет. Просто из-за того, что человек, в силу своей дебильности, не может понять, что испытывает Бог как Отец, используют такие глаголы и терминологию... В притчах есть как бы изображение, чтобы человек понял. Так же и здесь. Чтобы люди понимали, что такое «гневается»: прогневался – получи по башке. Но Бог же никому не дает по башке, человек сам себе дает по башке. Ему говорят: не воруй, сядешь в тюрьму – он все равно ворует; раз – оказывается в тюрьме. Говорят: «Вот Бог наказал, меня посадил в тюрьму». При чем тут Бог? Ты сам сел. А мы: «Бог наказал». Почему? Наказать – это значит преподать урок. Так же и с гневом. Как Бог может гневаться? Он сама Любовь.

Вы попались на эту удочку, приписываете Богу то, чего в Нем нет. Потому что не зря же сказано: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Расскажите мне, пожалуйста, как рука может соблазнять? Никак. Соблазняет не рука, а сердце. А сердце уже дает сигнал руке, и она тянется к чужому. Ворует-то человек не сердцем, а рукой, но пристрастие к чужим вещам рождается в сердце. Разве можно человеку объяснить: вот, твое сердце воровское. Он будет отрицать. Поэтому Господь, чтобы нам объяснить, в Евангелии использует эти термины.

Про Господа еще говорят «страсть бесстрастная».

– Да: люди, чтобы как-то объяснить, начинают слова подбирать. Можно так сказать – имеется в виду страсть по силе чувства, но бесстрастная, ведь в этом нет греха. Что эта женщина говорит? Гнев – это грех, это страсть. Она не понимает. Если мы даем определение, Кто такой Бог, – это совершенное Существо, Начало всех начал; если есть страсть в боге, то это не бог, а бес. Все язычники поклоняются бесам, поскольку их боги злые.

Страсть есть господин.

– Всегда, когда этих богов изображали (исключение – только греки), получались очень страшные рожи. Начиная от наших древних славян, кончая… Не буду говорить, чтобы никого не обидеть. Но рожи довольно страшные.

Вопрос: «Путь к вечной жизни с Богом – путь только через страдания. Как-то от этой мысли печально очень. Неужели нет другого пути к Богу?»

– Нет, страдание неизбежно. Например, я могу сказать: путь к олимпийским медалям – это путь страдания. Или: путь достижений в балетном искусстве – это страдание. Или: путь в скульптуре – это страдания. У Микеланджело спрашивали, почему он не женится. Он говорил: то, что я ночью отдам женщине, утром не смогу отдать искусству. Всего себя отдавал тому, чтобы заниматься живописью, рубить мрамор. Он его сам рубил. Обычно скульпторы делают только глиняные модели, а специально обученные рабочие из этого вырубают: это тяжелейший труд – быть каменотесом. Вот, собственно, и все. Вот ребенок: да попробуй выноси, выкорми, попробуй обучи, дай образование. Это 20 лет ни дня, ни ночи покоя. А потом еще приходит женщина пенсионного возраста и говорит: «Я очень переживаю за сына» – «Сколько ему?» – «37…». Переживает.

Так сколько труда в него вложено...

– Да и покоя не дает до сих пор. Вот и спрашивается: зачем это все надо? Хочешь, я у тебя отберу детей? Нет, не хочу. Трудно, больно. Так что путь к совершенству для нас, людей несовершенных, лежит обязательно через известное страдание во всем. Как страдает поэт, когда пишет стихи? Это очень непросто; кто писал, тот знает. Редко так бывает. Александр Александрович Блок, когда создал «Двенадцать», потом в своей тетрадочке написал: «Сегодня я гений». Ведь нельзя же просто сесть и написать гениальное стихотворение. Это как-то получается таинственно. Действительно, гениальная поэма, – но даже сам поэт не знает, как это получилось. Литературный институт может помочь понять законы стихосложения или драматических произведений, все это изучается, помогает человеку. Но сам процесс творчества – таинственный. Все хотят попроще: как бы вот так лежать, в потолок поплевывать и достигать совершенства...

Ну, можно мечтать, когда лежишь хорошо.

– Мечтать можно, но мечтать очень вредно. Поэтому все гении человечества говорили так (разные цифры называли, но обычно маленькие): талант, гениальность – это 5–10%, а остальное все труд, труд, труд.

И ведь отвергает себя человек, когда стремится к какой-то цели.

– К совершенству. Конечно. Но он становится в этом деле профессионалом. Один гражданин наблюдал, как Валентин Александрович Серов, гениальный русский живописец и рисовальщик, занимался творчеством, и заметил вот что. Два сеанса длилась работа. Вроде пейзаж Серов писал, не помню, но он был закончен. И вот тот человек посчитал: не то 21, не то 22 раза Серов коснулся кистью бумаги. За два сеанса, которые длились по два с лишним часа. То есть художник смотрит, смешивает, потом – как выстрел в нужную точку, это мастер, виртуоз. Чистяков их всех так научил рисовать… Врубель карандашом делал чудеса. А попробуй. Это же тяжелейший труд, постоянные упражнения, причем упражнения с любовью, а не из-под палки. А рисунок, бумага – кто в этом вообще что понимает? Маленькая группка искусствоведов? Один мой родственник недавно был в Третьяковской галерее и ужаснулся. Экскурсовод говорит: «Вот перед вами икона Георгия Победоносца». Говорит: «Он даже в школе не учился? Написано: Димитрий Солунский!» Икона домонгольского периода, этот памятник известен вообще всем. И это Третьяковская галерея! Господи, помилуй.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс