Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Священник Александр Терпугов: О вреде сквернословия и матерной брани

Священник Александр Терпугов: О вреде сквернословия и матерной брани

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Архипастырь

Сегодня мы поднимаем всегда актуальную тему в нашей жизни – вред сквернословия, матерной брани. Что такое мат, откуда он происходит? Думаю, перед тем как мы начнем разговор о глубоких духовных проблемах по этой теме, нужно рассказать о причинах этого явления в нашей жизни.

– У нас существует несколько мифов, что матерная брань пришла или с татаро-монголами, или еще с кем-то. На самом деле матерная брань – гораздо более древнее явление. Часть слов, которые присутствуют в ней, пошли еще из санскрита. В дальнейшем практически каждая военная кампания, как мне удалось просмотреть, добавляла какие-то слова. Есть слова шведские, есть тюркские… Разные слова, но самое существенное – какую они несут нагрузку. Понятно, что речь идет о гениталиях. Почему? Все эти слова возникли в свое время, когда Господь изгнал из рая наших праотцев. Постепенно в потомках Адама и Евы стиралось понимание того, что Господь един, что Он Помощник охотникам, рыбакам, землепашцам – всем Помощник. Потихоньку начал развиваться отход от Бога и язычество. Это чисто языческие проявления. До сих пор они существуют.

На Руси очень долго существовали рудименты язычества. В частности, последняя языческая жертва была обнаружена, если мне не изменяет память, под одной из башен Смоленского кремля. Человек был зарыт в позе жертвоприношения. Такое махровое язычество процветало. В том числе были на Руси и некие свадебные песни ритуального характера, «срамные песни». Предполагалось, что если их исполнители будут оскорблять жениха и невесту, этим они будут отгонять беса и дадут плодородие – вы помните, что в язычестве существовал культ плодородия. В принципе все языческие слова восходят к Ваалу, к культам Астарты, Артемиды и прочим: тут и ритуальное совокупление, и храмовая проституция. В общем, достаточно мрачная история. Но наша матерная брань как раз прямой наследник всего этого.

Сейчас матерную брань употребляют практически все, включая министров – помните, прошлому министру микрофон не выключили, а он матерно обругал своего помощника. Так было не только в наши времена. В частности, был такой случай. В свое время очень уважаемый нами, православными людьми, Александр III, будучи цесаревичем, как-то спорил с одним дворянином по поводу оружия. Цесаревич тогда считал себя очень большим знатоком оружия. Когда у него не хватило аргументов, он матерно обругал этого дворянина. Дворянин, согласно Табели о рангах, не имел права вызвать его на дуэль, это было невозможно, поэтому он поступил по-другому: он написал ему письмо, в котором предупредил, что если к назначенному сроку цесаревич не извинится перед ним за матерную брань, то он застрелится. (Да, был такой случай, к сожалению.) Цесаревич не внял, никак не отреагировал, и человек застрелился. Правильно он поступил или неправильно? Конечно, неправильно, но не в этом дело. Я хочу подчеркнуть, что и царственные особы иногда употребляли матерную брань.

К сожалению, это зараза, с которой бороться очень тяжело. Я сам, как бывший моряк, это хорошо знаю. Крестился я достаточно поздно и всю свою сознательную взрослую жизнь тоже вынужден был употреблять эти слова («поносные», как у нас иногда пишут). Прекратил я ругаться, будучи уже человеком крещеным и православным, после того, как мне один человек сказал, что это очень оскорбляет Пресвятую Богородицу. Я был поражен, потому что я Ее всегда почитал, но как-то так получилось, что не знал этого.

А вообще – какое отношение к сквернословию на Руси? Вы привели пример Александра III и дворянина – это вопиющий случай. А в простом народе как к этому относились?

Если говорить о современных реалиях, матерная брань стала обыденным явлением, ее можно услышать везде – в общественном транспорте, даже по телевизору; там ее «запикивают», правда, но все равно люди понимают, какое слово произнесено, ни для кого это не новость. К этому спокойно относятся; наверное, только при детях и женщинах не матерятся. А так даже у подростков выразиться нецензурно считается очень даже солидно: это такой момент их «взрослости», значимости.

– На Руси относились к этому плохо. Понятно, этому привержены были низкие слои населения – беднота: ремесленники, ломовые извозчики, сапожники, люди других профессий. Не зря существуют в нашем великом народе такие пословицы: ругаться как извозчик, как сапожник. Это признак того, что эта брань сопровождала только людей достаточно низкого социального статуса. Другое дело, что каждый переворот, каждое время сложных отношений для России знаменовались всплеском матерной брани. В том числе, по мнению многих святых людей и православных государственных деятелей XVII века, Смутное время как раз было из-за того, что знать предавалась и распрям, и разврату, и опивству, и объядению, и в том числе матерной брани.

Следующий всплеск… Хотя мы привыкли, что в советские времена были фильмы, воспевающие благородство декабристов, на самом деле это тоже была попытка переворота. Это была первая осознанная борьба против царя, против Богом помазанного самодержца. Слава Богу, что она не удалась. Конечно, есть героизация декабристов… Все это выдумка. Мы можем посмотреть, как потомки декабристов прославились в смысле богоборчества. Мы знаем знаменитого художника Перова, который написал три жутчайшие картины (отчасти, может быть, были такие факты, но не до такой степени, до какой он изобразил) – «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза» и «Сельский крестный ход на Пасху»; это явно богоборческие вещи. Конечно, можно тут подумать: «Священник – что же он еще будет говорить? Очевидно, что он должен защищать религию». Но разговор здесь не о религии. Разговор идет о богоотступничестве.

Яркий пример Перова показывает, что люди отходят от Бога. Для них была очень важна борьба с патриархальностью, нашим укладом, основой которого было целомудрие, христианская нравственность. Мы, к счастью, не растеряли это до конца – по сравнению с Западом, на 400 лет позже начали отходить от Бога. Запад еще в Ренессанс это начал, и в «Трех мушкетерах» мы можем увидеть, что монахини блудницу скрывают, прелюбодейку, которая изменяет своему мужу. Это вполне нормально. И первые театры, кстати, были уже в те времена в монастырях. Это не светские люди были, а монахини участвовали в этих лицедействах.

В чем же пагубность мата? Это как-то внушается человеку, или это неосознанные действия? Какова природа, духовная составляющая матерной брани?

– Что такое матерная брань, на мой взгляд? Это призывание беса себе в помощь. Мы можем проанализировать: кто больше всего поражен матерной бранью? Люди экстремальных профессий. Военные, моряки, альпинисты, спасатели – те, кто связан с риском. Почему? Они как бы от Бога отошли, а замена нужна. И вот они призывают беса в помощь себе. Ну, раз ты позвал беса, значит, без греха тебе остаться невозможно.

Как это понять – Вы перечислили профессии и сказали, что люди отошли от Бога. Что Вы хотите сказать?

– Нет, мы все отошли от Бога; просто у людей рисковых профессий больше потребность в помощи потусторонних сил, а так как они абсолютно нецерковные...

Но есть и церковные люди!

– Есть, но у них привычки, заложенные с детства, в семье… Понимаете, мы все, по большому счету, шариковы. Лучшие люди погибли в Первую мировую войну. Остальных выгнали. Поэтому, так или иначе, мы все несем на себе бремя тех матросов, которые, опьяненные кровью своих офицеров, совершили переворот. Вопрос очень серьезный. Все это издалека идущие отголоски.

А как это связать с матерной бранью?

– Связь непосредственная: в революцию какие были критерии, чтобы распознать не своего – белую кость, голубую кровь? Когда началось белое движение, очень многие офицеры, которые пытались отсидеться и из-за занавески смотрели на происходящее на улицах, наконец поняли, что теряют все – теряют страну, все то величие, благосостояние, которое было нажито предками. Они устремились на юга. Большевики останавливали поезда. Каким образом они узнавали? Первое – по рукам. Если руки чистые, ухоженные, холеные – значит, враг. Второе – чистит зубы или нет. И третье – ругается матом или нет. Если ругается матом, значит, свой. Это были признаки. В частности, наш знаменитый ныне покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминал, как он был в ГУЛАГе. Он говорил, что первых, кого расстреливали войска НКВД, – тех, кто не ругался матом: значит, враг. Именно после революции матерная брань смело, без опаски пошла во все слои населения: чтобы показать свою лояльность, нужно было обязательно вести себя так. В стае нужно было вести себя по-волчьи...

Вопрос телезрительницы: – Часто ругаются словом «блин»; я слышала, что это очень нехорошее слово, хотела бы спросить Ваше мнение – очень часто в разговорной речи это слово встречается.

– Спаси Христос вас за вопрос, очень уместный и правильный. Это так называемый эвфемизм, то есть попытка замены матерной брани. С момента прихода России к христианству были такие попытки. У нас многие слова (и «блин», и «хрен», и «фиг») – это все попытки заменить мат. Но нагрузка остается такая же. Если вы внимательно посмотрите, особенно это видно на детях. Когда у ребенка в семье ругаются, этот ребенок воспроизводит то, что говорят его родители, и слово «блин» он говорит с таким выражением, что всем понятно: он не блин имеет в виду, речь идет не о еде. Он с таким выражением ругается, что разница небольшая, то ли это замена, то ли матерная брань. Конечно, они смягчают. Но почему «фиг»? Потому что фиговый листок. Какое место было прикрыто фиговым листком? Мы знаем какое. Поэтому помоги нам, Господи.

Да, это очень сильно давит… Возвращаясь к разговору: но ведь сейчас матерная брань везде, батюшка...

– Да, везде, но это очень опасно, ведь это бесовство. Иногда приходят на Исповедь люди и говорят: «Батюшка, никогда в жизни не ругалась, а тут начала матерно ругаться. Себя не узнаю». Я ей говорю: «Может быть, что-то упустили вы? Это же блудный бес. Раз блудный бес, значит, нужно смотреть на те грехи, которые связаны с седьмой заповедью. Или размечталась, или что-то подобное…».

То есть матерная брань связана с заповедью «не прелюбы сотвори»?

– Непосредственно. Не прелюбодействуй, – да-да.

Да, бывает такое, человек вроде никогда не ругался… Понятно, что он это хорошо знает, подсознательно это откладывается, ведь эту брань слышишь с начальной школы… А потом начинают ругаться. Это удивительно.

– Есть такое направление в психологии, как нейролингвистическое программирование. Смысл его в том, что сеются некие слова, которые являются якорьками. Техника достаточно сложная, не православная, это манипуляция человеком. Я не рекламирую ее, а говорю, что если ты постоянно слышишь матерную брань на улицах, везде, то она как раз играет роль этих якорьков. Рано или поздно это прорастет. Если можно условно, символично объяснить так. Стоит человек, и в него бес кидает отравленные стрелы. Каждая стрела оставляет царапину, и та начинает воспаляться. Именно по такому принципу бесы и действуют. Он же за нами записывает с самого детства. Нужно обязательно это дело лечить на Исповеди. Те люди, которые матерно ругаются, думают...

...что это всего лишь слова. Церковь запрещает сквернословие, его осудили на Карфагенском Соборе – это 71-е правило.

– Не только это. Все это можно найти, все есть. Но, на мой взгляд, сейчас главное – сказать об опасности. Не будем погружаться глубоко… Святитель Иоанн Златоуст очень много говорил о сквернословии, другие святые говорили, в том числе праведный Иоанн Кронштадтский. Как руководитель именно в Кронштадте, он знал, насколько развито сквернословие в людях. Но все это очень опасно.

Я в свое время был камчатским священником, мой духовный руководитель служил на Камчатке. Однажды у нас был трудник (а потом и послушник) из профессиональных охотников. Он рассказал очень интересную вещь. На Камчатке много медведей, встретиться с медведем – это как у нас собаку увидеть (конечно, я немного преувеличил, но очень часто бывают встречи с медведями). Так вот, этот человек сказал, что, если человек блудник, стопроцентно его съедят. Я тогда задумался: как же так, что же такое, почему? Давайте порассуждаем на эту тему. Преподобный Серафим – у него из рук ел медведь. Из рук преподобного Сергия Радонежского тоже ел медведь. У преподобного Герасима лев был в услужении. Почему? Лев понимает, что этот человек близок к Адаму, то есть он царь зверей. А если лев перед собой видит кусок мяса, который думает только об одном, а головой не думает абсолютно?.. Очень интересную вещь рассказал этот трудник. Я был поражен и подумал: да, на самом деле так и есть.

Да, очень интересно. Если ты ругаешься и хочешь отучиться, есть ли практические советы, как искоренить в себе это зло? Как уберечь детей? Как ребенку объяснить, что это плохо, если замечаешь, что он ругается?

– Я повторю совет, что дал мне в свое время мой духовник. Он сказал, что есть два очень серьезных средства, которые используют монахи. Это очень древние способы. Первый – завести поклонный листок: лист бумаги, который ты постоянно носишь с собой. Коль скоро матерная брань связана с блудным грехом, значит, на все блудные мысли ставить галочки. Пришла блудная мысль – ставишь галочку; уперся взглядом не туда, куда нужно, – поставил галочку, и так весь день. А потом на вечернем правиле, когда повседневное исповедание грехов, посчитать, сколько получилось. 20 – умножаешь на 12: значит, 240 земных поклонов с Иисусовой молитвой. Работает неукоснительно. На себе пробовал – я же бывший моряк, бывший морской волк, 22 года этому отдал.

Есть еще более кардинальный способ. У меня получилось так, что не пронимали меня поклоны. Я тогда еще и спортом занимался – в начале своего христианского пути. Для меня поклоны были не так важны. Смысл поклонов в том, что человек, во-первых, научается отслеживать свои мысли и, во-вторых, наказывает себя. А ведь мы состоим из трех частей, это трихотомия – тело, душа и дух. Когда тело начинает страдать, душа начинает очищаться, через некоторое время дойдет и до духа. А вот более кардинальный способ (мой духовник сказал об этом методе): монахи, когда себя наказывают за что-то, стегают себя по плечам каменными четками. Я попробовал. Наверное, слишком толстошкурый – четки разлетелись. Тогда я взял рокерскую цепочку, и вот очень хорошо с Иисусовой молитвой перетягивать себя...

Надо подчеркнуть, что это не для всех.

– Да, это радикальный метод.

Я подчеркну, что такие радикальные методы лучше обсуждать с духовником.

– Конечно, конечно.

А то, кто посмотрит, не так поймет...

– А вот поклоны – тут все зависит от того, какая физическая подготовка. Если это старушка, ей и одного поклона хватит. А может быть, поясные… Но это работает неукоснительно.

А детей тоже на поклоны ставить?

– Мой настоятель отец Димитрий Смирнов обычно советует домашнее обучение. Он говорит: если вы хотите, чтобы ваши дети прожили нормальную жизнь и не научились ни матерной брани, ни нюханию клеев, вы с ними должны проводить все основное время. Домашнее обучение – это самое главное.

Больше детям уделять внимания.

– Совершенно верно.

Ну, это тема другого разговора. На этом будем прощаться.

– Да поможет Господь Бог всем нам. Спаси вас Господи, дорогие братья и сестры.

Спасибо Вам за эту беседу. Надеюсь, сегодня мы принесли пользу нашим телезрителям, всему нашему обществу. Может быть, кто-то задумается и будет исправляться.

– Хотя бы начали об этом говорить. Может быть, и цикл можно сделать.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс