Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Исповедь заставляет человека увидеть себя

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Исповедь заставляет человека увидеть себя

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Архипастырь

Владыка, перед эфиром я узнавала у разных людей, что их волнует и о чем бы они хотели Вас спросить. И меня очень порадовало, что две девушки, не сговариваясь, задали вопрос о самом насущном: как приступать к Причастию? Да, есть много книг на эту тему, и батюшки дают мудрые советы. Есть документ «Об участии верных в Евхаристии», принятый в 2015 году, и он ряд вопросов оставляет на усмотрение духовника: «Требования подготовки ко Святому Причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, таких, например, как занятость, обремененность попечения о ближних»...

Такая вариативность прекрасна, но возникают некоторые недоумения. Вот совершенно реальная ситуация: опытный и очень хороший священник благословляет своих духовных чад приступать к Причастию как можно чаще и необязательно с Исповедью накануне: если совесть не отягощена грехами, которые требуют исповедования, а насобирали то, что считается повседневным, о чем мы читаем в вечерних молитвах, тогда – покаяться перед Господом и, приготовившись, идти к Чаше. Как практика преподобного Никодима Святогорца… И духовное чадо, руководствуясь этим благословением, но не имея возможности в данный момент пойти в свой храм, идет в другой. А там от другого священника, тоже опытного, тоже хорошего, слышит, что так причащаться – грех. И к Причастию человек не допускается. Он покорно отходит, но в его душе, конечно, буря: не только ему самому сказали, что он не прав, но и его духовника, косвенно или прямо, обвинили, что то, на что он благословляет своих подопечных, грешно. В этой сложной ситуации масса аспектов... Что Вы посоветуете?

– Дело в том, что нам нужно относиться к Причастию очень серьезно и не допускать такого послабления, когда мы могли бы привыкнуть к этому таинству. Почему нужно исповедоваться перед Причастием? Мы должны осознавать свою греховность. Весь смысл духовной жизни человека в том, чтобы он осознал свою испорченность, свою греховность: мы рождаемся с испорченной природой, и Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы ее исцелить. Чем исцелить? Нашим покаянием и той Божественной силой, которую Господь дает через Свою милость. То есть Он имеет власть прощать и очищать нашу душу и очищает ее также и через таинство Тела и Крови Своих. И если мы не осознаем себя грешниками, то с каким пониманием приступаем к этому таинству?

Господь говорит нам, что Он пришел спасти грешных, а не праведников, что пришел исцелять не здоровых, а болящих. Если мы не сознаем свою болезнь, греховность, что тогда исцелять? Нечего. Для чего тогда причащаться? Чтобы просто соединиться со Христом? А что дальше? Ведь нужна самая главная цель – соединиться со Христом, чтобы Господь совершил дело нашего очищения, изменения, преображения и через это дал нам вечную блаженную жизнь. А если мы не сознаем себя грешниками, то как мы можем надеяться, что получим исцеление? Как если я прихожу к врачу и говорю, что я больной, но не совсем, – как хотите, так и лечите... Поэтому тут надо все-таки иметь сознание своей греховности.

Мы знаем слова преподобного Серафима Саровского, что к Чаше нужно подходить с сокрушенным сердцем, с осознанием своей греховности. Ему тоже задавали вопросы, как часто можно причащаться, и он говорил, что причащаться нужно и можно даже часто, но только с глубоким осознанием своей греховности. Тогда можно приступать и почаще. А когда мы не каемся, как мы можем причащаться? У нас такое душевное свойство, что мы потихонечку теряем потребность в покаянии. Наши духовные глаза так сильно закрываются, что мы даже не чувствуем своих грехов. Ведь многие приходят к Исповеди и говорят: «А я не грешный человек, я ничего плохого не сделал». И это плохо, ведь мы теряем и таинство Покаяния, и таинство Тела и Крови Христовых. Мы должны относиться к ним с очень глубоким благоговением, со страхом Божиим, чтобы они имели действие исцеления нашей души, ее преображения, изменения к лучшему.

А такие послабления нехорошо действуют на нашу жизнь: мы видим, что принесло послабление в Католической Церкви, даже в Православных Церквах Болгарии, Греции, некоторых других стран. Там вообще никогда не приходят на Исповедь, если один раз в год поисповедуются, то хорошо. И к таинству Причастия относятся так: посмотрел, что все пошли причащаться, и я пошел. Ведь этот человек мог делать разные грехи, и тяжкие грехи. Сейчас совершается очень много тяжких грехов, а человек приступает к Чаше без зазрения совести. Как такое может исцелить? По моим представлениям, это просто кощунственное отношение к таинству Тела и Крови Христовых. Оно имеет свойство нас исцелить, а если мы не осознаем свою болезнь и не хотим исцелиться, как оно может исцелить? Оно не исцеляет. Тогда мы причащаемся просто чтобы показать, что причастились, но никакого понятия о том, в чем смысл Причастия, нет.

То есть Исповедь накануне обязательна?

– Я считаю, что это надо обязательно: Исповедь заставляет человека увидеть себя, как бы покопаться в своей душе, увидеть свою немощь. Духовная жизнь состоит в том, что чем больше человек кается, тем больше он видит себя. И если человек говорит, что вчера он поисповедовался, а сегодня ему уже не в чем, – это тоже показатель, что у него не совсем нормальная духовная жизнь: человек, который видит себя, замечает, что его испорченная природа источает постоянный поток греха. И я должен постоянно каяться, что у меня постоянно крутятся греховные и мысли, и чувства, и представления, и желания, и выражения – чего только нет! Когда человек это видит, он хочет прийти на Исповедь – он не может просто прийти и причащаться. Он тянется к таинству Покаяния.

Тонкость духовной жизни в том и состоит, что чем больше человек живет духовно, тем больше он видит себя, свою греховность. А если он видит свою греховность, конечно, хочет каяться, он плачет и кается перед Богом и духовником. Да, мы можем каяться перед Богом в утренних и вечерних молитвах. И мы должны каяться на каждом шагу: кого-то осудил, появились какие-то мысли – сразу говоришь: «Господи, прости меня! Вот опять». Это наша личная мера покаяния перед Богом, но ведь Господь установил таинство Покаяния. Для чего? Чтобы мы отвергали его и притекали только к своему личному покаянию, когда каждый может каяться в своей душе каждый час и каждую секунду? Если бы этого было достаточно, не нужно было бы устанавливать таинство Покаяния. А раз Господь его установил, значит, это нужно и важно для нас, мы не должны его отвергать. Ведь если так будет, то со временем таинство Покаяния нам совсем не потребуется.

Владыка, как часто Вы бы посоветовали приступать к таинству Причастия? Божественная литургия совершается в храмах ежедневно, священник выходит с Чашей, а причастников порой нет никого; только он сам причастился в алтаре. Евхаристия совершается, но часто исповедоваться и столь серьезно готовиться может далеко не каждый.

– Обычно люди причащаются раз в неделю. Если человек всю неделю работает, то чаще он не может. Конечно, тот, кто на пенсии, может причащаться 2–3 раза в неделю. Но правило ко Святому Причастию он все равно должен читать: и три канона, и канон, и молитвы ко Причастию. Даже если человек будет причащаться каждый день, это все равно нужно. А что тяжелого в том, чтобы подойти к духовнику и сказать: я согрешил и делом, и словом, и помышлением? Хотя бы так, и это хорошо: и то чувствуется какое-то изменение своей души. И еще получить разрешительную молитву. Для чего она дается? Чтобы разрешить от греховных мыслей и чувств. А вам этого уже не надо: «Хватит, намолились».

Владыка, этот вопрос задавали люди, которые не то чтобы не склонны каяться или считают себя праведниками, но вопрос их вытекает из боязни сделать Исповедь формальной, для галочки, когда человек говорит: чего я там буду из себя выковыривать?

– Как раз и надо выковыривать. По нашим монастырям я, например, знаю… Духовник говорит: «Давайте исповедоваться каждый день». И поначалу думаешь: «А что там исповедовать? Вроде бы ничего такого». Некоторые говорят так: «Вы живете в монастыре, в чем вам каяться, какие грехи вы совершаете?» Но когда человек кается каждый день, ему многое открывается, он видит много грехов и все больше и больше кается, и он хочет каяться. У него уже нет такого вопроса: «А в чем каяться?» Потому что, когда человек начинает по-настоящему думать о себе, быть внимательным к своим мыслям, чувствам и желаниям, он видит очень многое. И каждый день есть масса грехов, в которых он хочет искренне покаяться, а не просто так, для галочки.

Если человек так говорит, значит, он до сих пор каялся неискренне, для галочки. А если человек каялся по-настоящему и хотел каяться, то он открывает все больше и больше грехов. В этом одна из тайн духовной жизни. Поначалу кажется, что ничего особого нет, какие-то мелочи. Но для человека кающегося и ведущего духовную жизнь это уже не мелочи, ведь наши отцы, жившие в пустыне, каялись и плакали не просто так. Они говорили «я самый грешный человек» не просто так, а говорили это искренне: они видели себя. Мы же говорим, что не надо исповедоваться, потому, что не видим себя; это тайна, сокрытая для наших глаз, когда мы не хотим жить духовно. А если откроется наша душа, тогда увидим там столько, что будем каяться не один раз в день.

Об Исповеди есть много брошюрок: что исповедовать, как исповедовать. Нередко батюшки говорят: не надо вот этих подробностей «я пошел туда», «подумал вот это», «а она сказала», «а я ответил» – надо называть суть греха. Но когда человек начинает рассказывать ситуацию подробно, могут вскрыться какие-то пласты, которые раньше он, может быть, и не понял, и для священника такой подробный рассказ может больше объяснить и состояние исповедника, и факторы, которые привели к тому или иному греху?

– Бывают разные ситуации. Если это какие-то плотские грехи, которые просто неприятно слушать, то не надо все детально объяснять. Что касается других грехов (например, осуждения, гнева, раздражения, когда столкнулись с одним, другим, что-то кому-то сказали, а тот неправильно понял, и получилась целая каша), то, когда человек говорит обо всем этом, он раскрывает всю греховность, которую создал неправильным отношением к ближнему или неправильным словом. Человек сказал какое-то слово, а другой понял его иначе, третий еще как-то – и получилась целая беда. И человек кается, что он виноват в том, что так необдуманно (или обдуманно) сказал, спровоцировал одного, второго, третьего и десятого человека – и получилась такая большая ссора, которую сейчас очень трудно исправить. Поэтому человек кается, что он и этого соблазнил, и того, и то сделал неправильно, и так далее.

Такой подробный рассказ и самому человеку дает более острое восприятие греха?

– Грехи гордости, например, очень тонкие. Если человек борется с этим грехом, то он, конечно, должен рассказать и о своей горделивости и кичливости. Он говорит об этом и раз, и второй, он борется с этим грехом, но не получается. Вроде бы на Исповеди все рассказал, объяснил, разложил все как по полочкам, а возник какой-то момент – и опять все вскипело, забурлило... И он опять приходит с этим же грехом: вот только вчера поисповедовался, а сегодня опять попал в такую же ситуацию, не смог совладать с собой в этот момент, вскипел, сказал нехорошие слова, получилась большая ссора, обида... Но он должен об этом говорить, ведь он хочет бороться с этим. Если он не хочет бороться, то говорит: гневливость, раздражительность, нетерпеливость – и все. А если хочет бороться, то рассказывает, как он разгневался, что он сам виноват, спровоцировал одного, другого – он сознает себя и хочет, чтобы в следующий раз, попав в подобную ситуацию, смог бы владеть собой. Когда не борешься, тогда, конечно, все просто.

Но когда пытаешься бороться, столько раз падаешь, что порой руки опускаются: из раза в раз приходишь на Исповедь с одними и теми же грехами, в разных вариациях, когда какой-то грех проявился слабее, а какой-то ярче, но твой набор симптомов и недугов каким был, таким и остался.

– В этом и есть постоянное возделывание своей души. Мы видим, замечаем, но не говорим: ну да, я всегда буду таким и никогда не исправлюсь. На Исповеди мы как бы скашиваем ростки греха. Корни, может быть, еще остаются, а мы только скашиваем. А потом и постом, и молитвой, и помощью Божией, и таинствами этот грех искореняется. У святых отцов есть правила борьбы с грехом, как вырвать его корень. Сейчас мы боремся только с проявлениями греха, но корнями еще не занимаемся.

А ситуация, когда благословение духовника было поставлено под вопрос другим священником, очень смутительна для человека – куда ему идти со своим смущением?

– Надо смиряться. У нас же есть разные человеческие немощи, поэтому тут никого не надо осуждать, а просто жить духовной жизнью, которая помогала бы нам искоренить наши страсти. А когда работаешь над искоренением, то совсем другая жизнь и совсем другая потребность. Когда потребности нет, тогда: «Все равно я буду грешить теми же грехами, зачем мне еще раз исповедоваться? Не надо». А корни все больше укореняются.

У святых отцов говорится об этом. Например, преподобный Антоний идет по полю и говорит: «Возьми вот это деревце и выруби его». Деревце было маленькое, и человек его сразу вырвал. Потом пошел дальше – там больше: «А ну-ка это». У одного не получается, пришел второй, вырвали вдвоем. Пошел дальше – там дерево еще больше, которое и вдвоем не вырвешь. Пришлось втроем. Вот так же и грехи наши, говорит преподобный Антоний, когда они маленькие, то быстрее искореняются, а когда уже большие и сильно укоренились, то вырвать их тяжело, надо предпринимать больше усилий. А если мы вообще не предпринимаем никаких усилий, тогда у нас все гладко, хорошо, никаких грехов на нас нет, причащаемся – и утешаемся, что мы православные христиане. А корней грехов полно, да еще такие сильные...

Владыка, что значит «причаститься во осуждение»?

– Апостол Павел говорит, что нам нужно так относиться к таинству Тела и Крови, чтобы это не было в суд или осуждение (ср.: 1 Кор. 11, 29).

Как понять, причастились мы в суд, или Господь в очередной раз помиловал нас и покрыл наши грехи?

– Почему у нас в Церкви установлено так, что нужна хотя бы минимальная подготовка к таинству? Чтобы оно не было в суд или осуждение. За некоторое время мы готовимся к Исповеди, пишем свои грехи, чтобы подойти к Чаше с более или менее очищенной душой. Чистота души необходима, чтобы это не было в суд или осуждение. Я читаю молитву и в этой молитве тоже каюсь, прошу прощения у Бога, чтобы Он простил меня и сподобил неосужденно причаститься. В канонах и молитвах к Причастию мы так и просим у Бога, чтобы Он сподобил нас причаститься Тела и Крови Его не в суд или осуждение. То есть просим у Бога помощи в этом. Значит, для этого нужна молитва и, конечно, чистота души через покаяние.

Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает, как говорит апостол Павел, что недостойно причащаются. Поэтому надо относиться к этому серьезно, а сейчас у нас все послабления и послабления: «Давайте будем причащаться без Исповеди, без молитвы, просто придем – главное причаститься!» Это, конечно, важно, – но чтобы не в суд или осуждение, требуется подготовка. А когда мы совсем не готовимся, а приходим так просто, это и есть в суд или осуждение. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Если у человека нет духовного зрения, он очень рискует

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня во время Литургии вы слышали небольшой отрывок из Евангелия (Мф. 20, 29–34), в котором повествуется об исцелении двух людей, живших в Иерихоне. Можно себе представить, с какой надеждой, с какой внутренней силой обратились они к Спасителю, зная о Его чудодейственных возможностях. Они всю жизнь были слепыми, они никогда не видели Божиего света. Рядом шумел, шептал, сотрясался звуками мир, но они не могли себе представить хотя бы образ того, что происходило вокруг. Они не представляли, что такое небо, что такое земля, что такое растения, что такое люди. Они жили в своем полностью изолированном мире, и только звуки внешнего, неведомого мира, достигая их, возбуждали чувство глубокой скорби. Но вот, прослышав, что в их город приходит великий чудотворец – проповедник Иисус из Назарета – они бросились к Нему как к последней надежде. Как повествует евангелист, Господь сжалился над ними, даже ни о чем не спросив. Ведь иногда Он спрашивал тех, кого желал исцелить, «веришь ли?», и в ответ на веру избавлял людей от недугов. Здесь же ничего подобного не было – Он только сжалился и исцелил.

 
Архипастырь

Священник Александр Терпугов: О вреде сквернословия и матерной брани

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс