Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №33 (930) 2017
Продолжаем отвечать на вопросы наших уважаемых телезрителей. Сегодня поговорим о ситуации, когда подросток, ребенок перестает заниматься каким-либо делом – причем любимым, как говорят родители. Было несколько звонков – давайте поговорим об этом.
– Действительно, родители переживают, что ребенок, подходя к подростковому возрасту (примерно 11–12 лет) вдруг отказывается заниматься тем, что до этого времени, как казалось родителям, было ему очень важно и интересно. И родители задаются мыслью, что ребенок просто капризничает и надо на него надавить, немножко его заставить, настоять, чтобы он не бросал это любимое дело и тогда ситуация решится.
Очень часто папы ведут себя достаточно директивно и строго и запрещают ребенку бросать любимое дело, объясняя, что это у него подростковый какой-то процесс гормональный и сейчас нужно просто перетерпеть этот возраст, а потом любимое дело снова станет для него любимым, т.е. нужно прибегнуть к такой внутренней тактике волевой – пересилить, пережить этот период, и потом ребенок снова будет это любить и заниматься.
Родители спрашивают, сколько времени нужно заставлять, удерживать эту ситуацию в контексте того, что ребенок не хочет, а мы его принуждаем? Хочется сказать, что вообще ребенок все это время пока вы на него давите, принуждаете и так далее, живет. И он живет, приучая себя к какому-то несвободному поведению. Поэтому, если мы задаемся вопросом, что ребенку перестало быть что-то интересным, то давайте отмотаем время назад и вернемся к тому самому моменту выбора этого любимого дела. Пока я назову это любимое дело в кавычках, потому что оно на этапе выбора не было таковым еще.
На примере каком-нибудь.
– Ну, например, девочка занимается в музыкальной школе и мама говорит, что дочку в 4 года отдали индивидуально к репетитору заниматься музыкой. Но возникает вопрос. Это что, именно в 4 года какой-то интерес? Наверное, нет. Это родители поставили перед ребенком задачу: смотри, научись, смотри как это здорово. И, не имея каких-то других вариантов, понятно, что ребенок занимался музыкой. Но потом проходит время, ребенок идет в школу, он узнает что-то другое и понимает, что музыка, например, ему не интересна.
Т.е. в 10–11 лет он говорит, что заниматься этим не будет?
– Да. Он говорит: «Я заниматься не буду индивидуально, не пойду и в группу – мне это не интересно, мне это не важно». Мама беспокоится и говорит: «Нет, это твое любимое дело». Ребенок пытается показать, что это мое единственное дело и, если говорить, что оно мое любимое, то оно должно быть выбрано из ряда каких-то, а я занимаюсь только этим – и больше ничем; сказать, что это любимое дело, наверное, не совсем правильно – по отношению к чему оно любимое?
И сейчас, конечно, мама может почувствовать какую-то обиду за то, что столько вложено: купили пианино – купили не так давно, а ребенок перестал заниматься. И, наверное, это как-то несправедливо отказываться: только сейчас начало получаться, условия для этого созданы.
В такой ситуации есть большая задача родителя теперь попробовать заинтересовать с другой стороны: может быть следующую ступень посмотрим после подросткового периода – это профессиональное направление? Может быть спросить у дочки: «Ты знаешь, хорошо. Если, например, музыка – это не то, что тебе бы хотелось как исполнителю где-то выступать, и так далее, может быть, это будет связано как-то с твоей профессией? Может быть, тебе еще нравится что-то рассказывать, объяснять? Может быть, ты присоединишь это умение к преподавательской деятельности – не обязательно учитель музыки, может быть, начальных классов…». Может быть, она имеет такую способность и может использовать ее в работе: «А может быть, в какой-то другой области, в профессии, твои музыкальные способности помогут тебе дальше? Давай подумаем, что тебе в профессии интересно» – может быть, имеет смысл попробовать сейчас посмотреть на это дело, на это занятие не с точки зрения того, что мы его теряем, а с точки зрения будущей перспективы… Это профессиональное самоопределение и какой-то уже выбор себя во взрослой жизни...
А если возьмем ситуацию переживания папы по поводу того, что ребенок перестал заниматься спортом, то здесь может быть уже переоценка достижений. Ребенок с дошкольного возраста занимается каким-то видом спорта. И вдруг в подростковом возрасте ребенок говорит, что не будет этим заниматься. И папа говорит: «Как? Мы все купили для этого и на соревнования ездим, столько денег потратили».
Пояса купли, кимоно купили...
– Да. На самом деле здесь вопрос может быть в том, что, а смысл? Каков результат того, что я хожу? И тогда родителю действительно нужно проанализировать успехи ребенка. Ведь иногда родитель зациклен на процессе. Ходит ребенок, ходит. Ты был на тренировке? Был. У тебя будут соревнования? Будут. А дальше итог. Ты выступал на соревнования, ты что-то завоевал? У тебя получилось? Ты победил? Ты доволен результатами? И в таком случае даже может быть есть необходимость и с тренером. У ребенка есть успехи? Ребенок чувствует, что это то, что у него получается. Или он каждый раз, приходя на занятия этим видом спорта, терпит какую-то неудачу и поражение?
И конечно же он, как выразился папа, он чувствует себя мальчиком для битья. И тогда зачем ему каждый раз вот так себя ощущать три раза в неделю, когда у него успехов нет. И может быть действительно пересмотреть, либо формат тренировки или вид спорта, потому что в этом ничего не получается. И ребенку горестно ощущать, что он хуже всех.
Подростковый возраст – это возраст, когда ребенок уже в состоянии оценить себя. Сравнить с другими, оценить какие-то свои успехи, поражения и поставив на чашу весов в каком-то деле сколько в этом деле у него хорошего и не очень, уже прийти к решению, а оно надо или нет?
Поэтому, уважаемые родители, решая вопрос о том, заставлять ли ребенка заниматься тем делом, которым он занимается давно или нет – подойдите к этому вопросу, поставив себя на место ребенка. Почувствуйте то, что чувствует он, когда он не получает и не достигает тех целей, которые, например, заложены в том занятии, которым он сейчас занимается.
А может быть в том отказе от любимого дела лежит какая-то другая причина? Может быть это был не его интерес, а ваш? Может быть в том, что он отказывается от того, что ему нравится он перестал видеть перспективу? Может быть то, что он и сегодняшний день умеет и имеет это все? И вот некий своего рода лимит этого занятия и дальше развиваться некуда. И поэтому он говорит: «А зачем я буду снова заниматься этим, когда никакой перспективы уже нет? Я все умею здесь».
Ну, или другая причина, что-то произошло в отношениях с тренером, в отношении с группой, в отношении каких-то психологических сторон того дела, того занятия, которым ребенок занимается. И дабы исключить какую-то травму психологическую нужно порассуждать, а все ли там для него гармонично, понимают ли его, общается ли он так, что это общение его удовлетворяет? Или возможно в этой обстановке возникла такая критическая ситуация, с которой ребенок не может справиться и ему проще уйти из нее.
Поэтому вопрос о том, как реагировать, он тоже очень дифференцированный. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.