Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №33 (930) 2017
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Понятно, что любой грех приводит к таким результатам. Но здесь говорится именно что грех имеет разную силу воздействия на человека, как добрые дела бывают разные: одно дело ты хлеб дал, когда у тебя его полно; другое – когда хлебом поделился, а его у тебя почти нет; и третье – когда ты жизнь за другого отдал. Немножко разная степень проявления добродетели.
Грех тоже имеет разную силу. Одно дело – подумал плохо о другом человеке, другое дело – сказал, а третье – взял предмет и убил ненавистного тебе человека. Наверное, разница есть даже с точки зрения светского законодательства – это разные степени тяжести преступления.
Так вот, смертный грех – это преступление, которое несет страшные последствия отлучения человека от Бога и, как следствие, если он умирает, мучения в аду. Нарушения настолько противоестественны в душе человека, оно несет последствия.Тут нельзя говорить, что «это все разговоры». Понятно, когда человек вообще не кается, – но если мы говорим о глубоко серьезном, то это надо иметь в виду и, более того, проверять себя, чтоб этого не было, чтоб не было последствий духовной смерти.
– Святитель Игнатий поясняет нам: «Выше было сказано, что смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке; также было сказано, что язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению».
Протоиерей Андрей Канев: – Тут очень важно это обсудить и понять. Человек, который крестился в Православной Церкви, в вере во Христа, принимает все догматы Церкви и каноны, но понятно, что мы живем в таком лукавом мире и что лукавый действует. Подверг-ся человек где-то действию лукавого, где-то сам согласился – и впал в смертный грех. Что ему делать? Понятно, что уврачевать свое падение покаянием.
Еще он говорит, что другие религии – ложные, а истина только одна. Это тоже надо разобрать в наше лукавое супертолерантное время, это тоже очень важная тема, когда христиане начинают говорить, что истина разбавлена по многим другим религиям или, якобы, представители разных религий поклоняются Одному и Тому же Богу. Это лукавая идея: это не так.
Поэтому святитель Игнатий и упоминает язычников, которые поклоняются различным «богам» – бесам. Апостол тоже писал, что боги язычников – бесы, и говорил о других ложных религиях, что истины и спасения там нет. Мы не должны стесняться своей веры в Христа. Так и говорит Евангелие. Стыдишься слов своих – и последствия будут таковы, что Христос не примет как Своих.
Поэтому мы с вами должны четко разделять эти понятия. Человек, который верит во Христа, является членом Церкви, но он отпал вследствие смертного греха – и может вернуться ко Христу, примириться со Христом. А человек, который изначально не находится в границах Церкви, к сожалению, не наследует спасение. Мы должны четко это говорить, и стесняться этого не надо. Я понимаю, что для нашего слушателя это могут быть жестокие слова, но это правда, истина. Это наша вера.
Не потому что мы с вами тут сидим и умничаем, такие яркие представители Православия; не в нас дело, – мы, грешники, не достойны вообще, может быть, о таких вещах говорить, но кто-кто говорит об истине? Мы говорим, Христос говорит, Евангелие. Соответственно, христианин, который принадлежит Церкви, сохранившей истину (а это только Православная Церковь), и идет по пути ко спасению; спасется он или нет, от него зависит.
– Но именно на этом пути и возникают религиозные споры, прекратить которые кто-то предлагает с помощью «умилительной» схемки. Суть ее такова. Поскольку Бог один, а все мы, представители разных религий восходим к нему как к вершине одной и той же горы, то это означает лишь то, что разные люди идут к Богу разными путями, но как бы по разным склонам одной и той же горы. Кто-то выбирает более крутой маршрут, кто-то пологий, но дойдут все – и в одно и то же место. Но, видимо, тот, кто предлагает всем успокоиться и согласиться с этой якобы «примирительной и утешительной» схемой, не знает (или не желает знать), что для христианина спасение – это не прогулка по горным тропам, а исцеление от греха и его последствий.
Спасение – это воссоздание падшей природы человека Божественною благодатью Святого Духа через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения Евангельских заповедей, которыми и может соединяться с блаженным Богом в вечности. Но неужели соединение с Богом возможно и без исполнения заповедей Христовых и даже без веры в самого Христа? Что же это за «гора» такая, и насколько этот образ соответствует истинному положению вещей.
Протоиерей Андрей Канев: – Я понимаю этот образ в том смысле, что я слышал о нем и немножко знаю его происхождение: якобы на вершине находится Бог, а с разных сторон… Это не правда – это образная конструкция в философской среде: пытались соединить христианство и буддизм, оккультизм, но по сути – это оккультизм, на самом деле. Язычество, оккультизм – эти религиозные течения всеядны, такой винегрет: они могут все, что угодно создать. И, мне кажется, на нем и будет создана та «религия будущего», которая посадит антихриста на престол над всем миром. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.