Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) 2017
– Дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и будем рассуждать о 67-м псалме, который, как и прочие псалмы, имеет надписание: в конец, псалом песни Давиду, 67. Этот псалом удивительный, очень глубокий, красивый, – но насколько красив, говорят святые отцы, настолько и труден к толкованию. Псалом очень глубокий – в нем псалмопевец Давид выражает свои пророчества. Предвидя о Пришествии Христовом, он просит Бога, чтобы Пришествие было быстрым, чтобы Господь незамедлительно пришел: род человеческий опустился и мучим врагом рода человеческого.
В этом порыве Псалмопевец обращается к Господу такими словами: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Здесь он просит Господа, чтобы Господь Воскрес, пришел на землю и проповедовал слово Божественной истины и род человеческий обрел спасение, а враг рода человеческого был посрамлен и больше не искушал различными грехами все человечество. «И расточатся врази Его» – без Воскресения Господа, без Его восстания, без Его пришествия невозможно избавиться от врага рода человеческого. И только тогда, когда Господь пришел на землю, когда Господь явил силу Свою, и через Крестные страдания, враг рода человеческого был побежден и посрамлен. Что с ним происходит? Он исчезает – он не может терпеть Божественной силы.
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия». Здесь Псалмопевец говорит, что через явление Духа Святого поражается враг рода человеческого: он исчезает, как дым, когда дует сильный ветер, как воск тает от огня – от него также ничего не остается. Так погибнут грешники от Лица Божия – так погибнет и враг рода человеческого, и тот, кто ему служит.
«А праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Действительно, велика радость у тех, кто ждал Пришествия Христова и кто приобщился к Церкви Его, – они жили в правде, но не имели возможности спасения, а приходит Господь – и дает глубочайшую радость всем, ожидавшим Его Пришествия. И, в то же время, имя Господа – Восток, а здесь говорится о западе. Какими словами? «Путесотворите возшедшему на запады», то есть Господь приходит в это темное царство. Если мы говорим, что восток – это свет, то запад – это окончание света, когда спускается ночь на землю и наступает темнота. И в ней в этот грех спускается Бог, чтобы спасти род человеческий. Но мы с вами можем рассуждать, что Господь, конечно же, присутствует везде – нет места, в котором не было бы Бога, Он присутствует везде; самое главное, чтобы мы могли воспринять Господа. И поэтому святые отцы, толкуя эти места, говорят, что к Богу можно обращаться на всяком месте, и везде Господь будет принимать наши молитвы.
В этом отношении псалом помогает нам понять некие традиции в нашем народе. Обычно принято «красный угол» обращать на восток, чтобы мы свои молитвы обращали на восток. Но в современном мире очень тяжело определить, где восток: с востока мы можем заходить, и тогда наши углы обращены на запад. В этом случае не возбраняется на западной части (лишь бы это был передний «красный угол») ставить иконы и молиться Богу. То есть во всяком месте – и буквально, и таинственно говорит нам Господь через пророка Давида – мы можем обращаться к Богу.
«Да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем». Местом святым называется Небо, Господь находится на Небе. Но Господь призрел землю, поэтому явился на земле. А где еще Бог почивает? Что еще называется Небом на земле? Небом на земле, дорогие братья и сестры, называется Церковь Христова – она тоже Небо, где почивает Бог, ведь Церковь – это место пребывания Бога.
«Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех». Кого Господь называет единомысленными? Тех, кто посвятил свою жизнь ему и живет не своим умом, а, как говорит апостол Павел, умом Христовым, не творит свою волю, но соединяет ее с волей Божественной. Их называют единомысленными и Господь, и пророк Давид; он пророчествует, что Господь их введет в дом Свой и даст им место свое. Но ведь Господь призрел «изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех». Понятно, кто такие преогорчевающыя, – это грешники, которые осквернили себя грехом и беззаконием, но которые приносят покаяние.
Господь принимает и тех, кого некогда враг рода человеческого мучал в язычестве, и тех, кто пребывал во грехе, но через покаяние, через принятие Христа, становятся единомысленными Христу, – Господь принимает их в Свой дом, в Свои вечные обители.
«Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева». Господь пришел на эту землю, потряс ее. Земля сравнивается с пустыней, с тьмой, что воцарилась на земле, но Господь пришел на землю и потряс ее. Какой Бог пришел на землю? Тот, Который проповедовал и являлся некогда на Синае, даровал благодать Святого Духа, говорит псалмопевец Давид через эти удивительные пророчества.
«Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему, и изнеможе, Ты же совершил еси е». Господь, конечно, одождяет землю, через дождь земля обновляется, являет жизнь. Что может сравниваться с дождем, с водой? И что означает это в Священном Писании? Это всегда означает Слово Божие. Когда Господь говорит, что Он даст воду живую, которая наполнит человека, насытит его настолько, что он не будет больше жаждать вовеки, – это, конечно, Слово Божие. Словом Божиим Господь напоил землю, и земля обновилась через те христианские отношения, через ту благодать Святого Духа, которые Господь дал Своим Пришествием.
«Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже». Кто такие нищие? Это стадо Христово, не имевшее в своей жизни ничего духовного, ничего крепкого. «Животная Твоя живут на ней». Животная на земле – это стадо Христово, паства Божия, у которой един Пастырь – Христос. Что же уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже? Уготовал то, что, по слову апостола Павла, не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его: мы не можем себе представить, что Бог уготовал любящим Его.
«Господь даст глагол благовествующым силою многою». Кто становится благовествующым силою многою? Господь дал благоволение Свое животным, нищим – здесь Он говорил о Своем стаде. А сейчас уже Он говорит о проповедниках, благовестниках слова Божественной истины, апостолах, которые проповедали по всей земле, праведниках, преподобных отцах, которые не только совершали служение свое, но и проповедовали слово Божественной истины и она звучала и в слове, и в жизни, которую они проводили в благочестии и чистоте.
«Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти». Здесь понятно, о Ком пророчествует псалмопевец Давид, называя Царь сил возлюбленнаго. Возлюбленный Царь сил – это Сын Отца Небесного, Господь наш Иисус Христос. Он расхитил корысти языческие, то есть отнял язычников у врага рода человеческого – сатаны: они услышали Божественных проповедников (о чем говорится в предыдущем стихе: «Господь даст глагол благовествующым силою многою») – святых апостолов и преподобных отцов. Через слово, через проповедь люди ловились в сети апостольские, приблизились ко Христу и стали стадом Христовым. И враг рода человеческого остался без своей паствы, без людей – все уверовали во Христа и пошли за Христом.
«Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата». Удивительные слова! Здесь тоже говорится о благовестниках, которые проповедовали. Что они сделали для людей? Они их обратили, они их украли у сатаны, но еще и сделали их такими кроткими, что здесь они сравниваются с голубями, имеющими посеребренные крылья и перья, блистающими золотом. Мы в природе не видим таких голубей, но знаем, что человек, обладающий простотой, может быть прекрасен. Голубь – это, в первую очередь, кротость и простота. Простота – украшение человека, потому что в простоте, в детскости люди воспринимают Христово учение, а через это приобщаются к великим добродетелям, к милостыне, которая дает великую милость от Господа и открывает людям, уверовавшим во Христа, двери Царствия Небесного.
«Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне». Здесь очень понятные слова: Селмон – это Иерусалим, это говорится о Пятидесятнице, о сошествии Святого Духа, Который ученики Христовы получили в Иерусалиме, а затем разошлись по всей Вселенной, проповедуя слово Божественной истины.
«Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная». Здесь говорится о Святой Церкви, которая чем утучнена, чем усырена, чем наполнена? Благодатью Святого Духа, и благодать Его через Церковь дается и народу Божию. Святые отцы тоже говорят, что Горою здесь называется Пресвятая Владычица наша Богородица, в Которую вместился невместимый наш Божественный Спаситель.
«Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца». Что может Господь назвать Своею горой? Если мы говорим о жилище Бога, то всегда говорится о Небе, как о возвышенном и почти недостижимом до человека и для человека. Но также мы называем жилищем Церковь Христову. К кому здесь обращается Псалмопевец? Он говорит, что никто из язычников и еретиков не должен кичиться перед Церковью Христовой – она жилище Самого Бога.
«Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем». Колесницей псалмопевец Давид называет души святых. Мы говорим о Церкви Христовой, о самом Пришествии Христа Спасителя, и здесь нужно понимать, что через Церковь Христову происходит спасение святых. Здесь тмами колесниц Божия называются души святых.
«Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися». «Пленил еси плен» – удивительное выражение! Как Господь мог пленить плен? Конечно же, Он пленил плен, в котором оказался весь род человеческий: мы знаем, после падения Адамова человек после смерти не мог войти в двери Царствия Небесного – они были затворены – и попадал в плен к врагу рода человеческого: он пленил все человечество. И Господь по Своем Воскресении спускается во ад, чтобы вывести пленных, дать им свободу, чтобы они не покорялись врагу рода человеческого. В то же время через это Он связывает руки врага, и тот уже не может ничего сделать: он становится пленником страданий Христовых. Вот об этом и говорит Псалмопевец: пленил плен. И дал дары человекам. Какие дары? Это великая благодать через нашего Божественного Спасителя.
«Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших». Каждый из нас должен прославлять Господа – Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Он дает нам спасение: Господь настолько любит человека, что послал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную. За это мы должны всегда воспевать, то есть прославлять Господа в своих молитвах.
«Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная». Господь открывает исходища смертная – темницу и выводит все человечество из нее как? Дальше Псалмопевец продолжает: Своей смертью Он попирает смерть всего человечества – дарует ему жизнь вечную.
«Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих» – Бог сокрушит демонов, которые видят и запоминают даже мельчайшие, тоньше волоса, грехи человека. И никто не может судиться с ним, если у нас не будет милосердия Божия, побеждающего все.
«Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских». Васан есть срамота, что является следствием греха, но Господь избавит нас и от грехов, которые умножились у нас настолько, как глубины морские, как эта великая бездна, и от этого стыда. И, конечно же, избавит. А глубоко в бездне собрана и спрятана всякая нечистота.
«Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него». По слову толкователей этого псалма, здесь Господь говорит о полной победе над врагом рода человеческого через Свое Воскресение и Собственные страдания.
«Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Если говорить о прямом смысле об этом псалме, то здесь говорится, что, когда несли кивот Завета, сестра Моисея Мария вместе с другими девами воспевали Господа, благодарили Его и на тимпанах, и на гуслях, и в песнопениях, проявляя великую радость, которую Господь дал через чудеса, которые видели люди, идя по пустыне. Здесь святые отцы призывают нас также веселиться и радоваться. Но эта радость и веселие не должны быть через какие-то пустые дела, или через мирские понятия – через шутки, неподобный смех, пляски, глумления и безумные движения. Мы должны веселиться и воспевать Господа через чистую светлую молитву. Подлинное веселье и подлинная радость тогда, когда человек прославляет Бога. Но Бога он должен прославлять где? Конечно же, в церкви Христовой. «От источник Израилевых» – что это? Священное Писание, которое Господь дал человеку. В церквах благословите Бога – Иоанн Златоуст говорит, что церковью может считаться и душа человеческая, которая постоянно воспевает Бога через молитвы и славословия.
«Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли». В Церкви Божией юнейшим называется апостол Павел из колена Вениаминова. И говорится о других апостолах, которые были рыбаками из Иудеи. Мы понимаем, кому (из какого колена) принадлежала Галилея по жребию – по жребию она принадлежала князьям Завулоновым и Неффалимовым.
«Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары». От храма Твоего: здесь разумеется вся Церковь Христова – все молящиеся будут приносить Господу дары, приходя в церковь – конечно, говорится о возвышенных духовных дарах. Псалмопевец Давид пророчествует, что произойдет с народом языческим, в том числе и эфиопским народом.
«Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем – эту строку псалма он не произносил, пропустил. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу» – он говорит, что и в Египте будет много пустынников, которые прославляют Господа своим подвигом и своими молитвословиями, но и среди эфиопов появится огромное множество людей, принявших Христа и сделавшихся великими подвижниками Церкви Христовой.
«Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы» – Господь, возшедший на Небо, дает возможность спасения всему роду человеческому.
«Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог». Псалмопевец, как всегда, заканчивает свой псалом прославлением Господа за то, что Господь уготовал в вечности праведным Его: Он даст им и велелепоту, и державу, и силу. За то он и благословляет Господа, что Господь спас род человеческий от действия врага не только здесь, на земле, но и дает человеку награду за борьбу и терпение в вечности.
Удивительно красивый псалом, очень многообразный. Он сложен, но в то же время дает нам ясность тех пророчеств, о которых говорит псалмопевец Давид.
Храни вас всех Господь! И до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.