Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (930) → Архимандрит Савва (Мажуко): О личном служении христианина

Архимандрит Савва (Мажуко): О личном служении христианина

№33 (930) / 5 сентября ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мне хотелось бы сегодня с вами поговорить о том, что христианин – человек, который несет в этом мире особое служение. Казалось бы, простая мысль совершенно, но мир наш полон идей, которые недостаточно усвоены – мы их высказываем, принимаем как самое очевидное, но очень редко размышляем над их глубиной. Из-за этого жизнь наша имеет некоторые лакуны – дыры, пустоты, которые мешают нам осмыслить и нашу жизнь, и цель нашего пребывания на земле.

И когда христианин забывает, что жизнь его есть служение, то происходят разного рода аберрации, какие-то извращения христианской жизни. Одна из них хорошо всем известна, она четко и емко зафиксирована во фразе, которую мы довольно часто слышим: «У меня Бог в душе – поэтому я не считаю нужным ходить в Церковь или пользоваться услугами посредников, т.е. священников, епископов, духовных наставников».

Может ли человек, который так говорит, называть себя христианином? Если мы следуем Евангельской, христианской традиции, то мы должны прямо сказать – нет.

Христианин, как «единица, сам по себе, отдельно взятый человек», – это нонсенс, нелепица, такого быть не может. Это противоречие в определении. Христианин всегда есть часть Тела – прежде всего у апостола Павла в его посланиях это образ Церкви как Тела, т.е. органического единства всех верных вокруг Чаши Евхаристии, есть центральный образ, который нам помогает осмыслить свое положение в Церкви.

С другой стороны, в противовес этой идее или рядом с ней находится представление о Церкви как о месте, где всем заправляют священники – Патриарх, митрополиты, епископы, приходские батюшки: вот они служат, они несут служение (мы и богослужение тоже называем службой), а миряне как будто бы приходят как паства безмолвная и просто принимает то, что им дают и преподносят духовные наставники, т.е. их роль в Церкви пассивная. Они не несут служения, – как представляется в этой идее, в этом взгляде. И это взгляд тоже ошибочный, неправильный.

Почему? С одной стороны, мы говорим, что я должен сам внутренне, как свободный человек, развиваться сам, искать. Все-таки лучше себе задавать вопрос: «Та традиция, к которой я сам по себе отношусь, – христианство ли это?» Вы слышали, что Льва Николаевича Толстого (великого, гениального русского писателя) отлучили от Церкви на закате его жизни – предали, якобы, анафеме. Анафеме его, конечно же, не предавали, просто был принят документ о том, что учение Льва Николаевича Толстого не является христианским.

Это был необходимый документ – очень много появляется людей, которые христианством называют то, что христианством не является. Вера наша и Церковь наша – Апостольская. Вот эту апостольскую традицию, которая зафиксирована в Писании, в творении святых отцов, Церковь православная хранит и постоянно рефлексирует над этой традицией. И мы можем доказать тождество своей веры и веры древних отцов и святых апостолов. Т.е. принадлежат этой традиции не просто умом, не просто разделяя мировоззрение, свою своеобразную философию. Я все-таки отношусь к Церкви не как к некоторой организации, в сумме отдельных индивидов, а как к моей семье.

Не случайно апостол Петр называет христиан царственным священством. Каждый христианин (крещеный, принадлежащий церковной общине) есть священник. И в этом смысле он не какой-то пассивный реципиент, который приходит в церковь и что ему батюшка скажет, то и делает – и не более того, словесный некоторый такой созерцатель. Ни в коем случае! У каждого в Церкви есть свое служение. Разумное служение, как говорит апостол Павел. У епископа свое служение, у регента хора – свое, у священника – свое, у диакона другое. И у каждого из мирян свое служение. Какое оно? Не обязательно какое-то церковное, хотя в церкви весь храм должен петь, и эта традиция уже возрождается, слава Богу.

Но прежде всего начинать надо с сознания каждым человеком, что я часть этой семьи, я ответственен за нее. И ответственность за церковную семью – не только в церкви во время богослужения, но и вся жизнь моя есть литургия: вся жизнь моя есть служение. Это очень благородная миссия, когда Господь тебе доверяет быть христианином, быть тем светильником, который говорит миру, что такое истина. Как у апостола Павла сказано, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Почему мы сильные? Нам открыта истина, и мы должны благодарить Бога за то, что нам она открылась: мы знаем, что такое добро и зло, Кто такой Бог, что этот Бог есть любовь, и должны свидетельствовать об этой любви во всем мире. И прежде всего, конечно же, в Церкви, во храме Божием.

Идея служения сейчас вообще исчезает из нашего мировосприятия современного: люди предпочитают всему частную жизнь, свою семейную или уж совсем личную. Никто не хочет служить (хотя еще совсем недавно даже актеры русских театров говорили «я служу в Большом театре», и говорили это с достоинством, потому что считали, что их ремесло не есть лицедейство: они служат просвещению народному, умягчению нравов, раскрытию человека и уважению к нему). Так же и служащие, чиновники. Известна была такая фраза «из семьи служащих»… Каждый из нас имеет свое служение. Если вы врач, учитель, просто даже воспитываете своих деток, мужчина в своей семье, который благородно, красиво несет миссию мужа, отца, воспитателя, который делает качественно свою работу – и всякий из нас есть служитель.

Когда, дорогие мои друзья, вы читаете Священное Писание, считаете себя христианами, но не принадлежите к какой-то конкретной семье, общине, значит вам нужно этот вопрос закрыть. Нужно присоединиться к какой-то христианской семье, к какому-то приходу – в эту семью войти, познакомиться со священником, может быть, даже найти себе духовника, познакомиться с людьми, которые ходят в храм: ведь не священники, попы строят Церковь, а церковная семья. Если возникают нужды у кого-то из общины, нужно прислушаться, помочь. Ведь и вам потом помогут. И все это мы делаем потому, что христианин «один, сам по себе» – это противоречие. Мы христиане постольку, поскольку в христианской семье, т.е. в Церкви. Свою семью нужно найти, обрести и с благородным, благодатным чувством нести миссию служения, которую нам доверил в этой жизни Господь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс