Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Важный вопрос: с чего начинается духовный путь человека?
– Да, это самое главное: начало премудрости – страх Господень. Кстати, что интересно в наследии преподобного? Он святоотеческое наследие пропустил через ум и сердце, а чтобы народу было более понятно и запоминалось, облекал это в рифмованную форму, и получалась не просто мысль, а мысль, доступная для запоминания. Ведь вся наша проблема в том, что мы ничего не запоминаем. Кто-то задал такой вопрос: чем отличается мужчина от женщины? Один говорит: «У мужчины в одно ухо влетает, а в другое – вылетает, а у женщины все пролетает мимо ушей». То есть суть одна и та же.
Вот и Амвросий говорил: «Ловите каждое слово духовника». Как это важно! Например, профессор на приеме говорит очень быстро: очень много посетителей, он рассказывает тебе про три лекарства. Хорошо, что тебе оставляют памятку, по которой потом ты начинаешь соображать – если бы не было этой памятки, ты бы не запомнил, деньги потратил бы зря... Ты же пришел за результатом – пусть это были всего три лекарства, но ты их должен был запомнить, а если это не стало достоянием памяти, то все бесполезно.
Старец Амвросий как раз и делал на этом акцент, чтобы люди запоминали его хоть и маленькие, но емкие слова. Он говорил: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
Память о Боге – первая ступень духовной жизни. И что бы мы ни делали, какая бы ни была цель жизни, важно жить перед Богом, мыслить перед Богом, говорить перед Богом и делать перед Богом... Есть такое выражение: «Все мы под Богом ходим». Если бы мы об этом помнили, когда говорим, когда делаем, когда думаем! Все под Богом ходим – Бог является Судьей наших дел, наших мыслей, наших слов. Как бы ты поступил, если бы мама сидела при вашем разговоре с друзьями? «Ой, я бы так не сделал». Когда я служил в армии, меня очень коробил всегдашний мат, на котором разговаривали сослуживцы. Я находил человека, который смог бы услышать мое слово, и спрашивал наедине: «А если бы сейчас твоя мама это услышала, тебе было бы приятно? И каково было бы ей?» – «Я бы при матери такого не сказал». Так если ты не сказал бы такое при матери, зачем говоришь без нее? Оставайся таким, каким ты должен быть, в любой обстановке – не только перед ней: здесь мать была критерием чистоты, совести, доброты, истинности – я же не мог тогда сказать: «На тебя Бог смотрит». В советские времена этого никто бы не понял, хотя сослуживцы понимали, они знали, что я – верующий человек; вот это все сразу ставило на свои места, и человек понимал.
Для нас критерий не только мать, не только близкие люди. Святые отцы учили: мы должны хранить совесть по отношению к родным не только в их присутствии, но и в их отсутствие. Кто-то говорил: «Истинные послушники проверяются не тогда, когда они делают какие-то вещи, послушания перед лицом настоятеля. Истинные послушники проверяются тем, когда они все это делают в отсутствие настоятеля». Например, настоятель уехал в командировку по делам в Москву – в храм никто не ходит. Спрашивается: ради чего вы ходите – ради настоятеля или ради Бога? Вот здесь это и проверяется.
Старец Амвросий как раз и говорит, чтобы человек держал в голове эту мысль, эту истину: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». А если не забывает, что над ним Бог, тогда человек становится хорош. Из произрастания этой мысли, что мы под Богом ходим, произрастает уже следующее духовное действие – всегдашняя молитва и призывание имени Божия. Это и есть помощь на все наши дела, на все наши мысли и обстоятельства. И нам надо как раз этому все время учиться – ходить под Богом.
Когда человек уже встал на путь спасения, каковы признаки того, что он правильно идет по нему? Каковы признаки, что человек находится на этом пути?
– Человек на пути спасения, когда он начинает видеть свои грехи. Когда старца Амвросия спрашивали: «Как спастись, что такое спасение?», он советовал: «Чтобы спастись, надо быть или железным, или золотым. Железным – значит, иметь большое терпение, а золотым – иметь большое смирение». Еще он говорил: «Чтобы жить в миру или в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
Какую ситуацию ни начни разбирать – все упирается в терпение. Каждый человек хочет, чтобы было все и сразу: английский язык, математика – все и сразу; начали что-то строить – все и сразу, не хватает терпения; в человеческих отношениях – все и сразу. Но так не бывает. Поэтому все начинается с терпения. И наоборот, все проблемы – от нехватки терпения.
На конец прошлого года были такие исследования: из 1000 браков на сегодняшний день в России 700 разводов, из них половина – в первый год брака. Почему? «Не сошлись характерами», «я думала, он лучше, а он не умеет», «а она не готовит, не стирает», «а он не зарабатывает», «у него характер неуживчивый», «она сварливая», «он на сторону посматривает» – в общем, набор претензий до бесконечности… Слово «любовь» рифмуется с очень полезным овощем: «любовь» – «морковь», но морковь-то растет из маленького семечка, и чтобы она выросла, надо минимум три месяца; картошка растет три месяца, редиска, может быть, растет побыстрее, – но смысл в том, что все сразу не бывает: посадил – надо кропотливо поливать. Мало того, мы пустую землю поливаем. Мы только верим, что там семечко, которое мы посадили, а увидим мы его спустя только время.
Что значит «жить по сердцу»? Что значит «жить просто»?
– Старец Амвросий говорил, что жить по сердцу – это не лезть в чужие дела, в дела других людей. Не надо отвечать на незаданный вопрос. Есть русская пословица: «Чужую беду руками разведу». А старец Амвросий еще говорил: «Не надо „крыть чужие крыши”, раскрыв свою», то есть за счет своего железа – мы оставили свои проблемы и пошли решать проблемы других людей, в том смысле, что заботимся об их нравственности, об их внутренней жизни, то есть ищем сучок в чужом глазе, а бревна в своем не видим. Он от этого предостерегал и говорил, что простота сердца – не лезть в чужие дела, а видеть перед собой свою проблему и свою протекающую крышу и этим заниматься. Поэтому он и говорил, что «не надо „крыть чужие крыши”, разоряя свою».
Жить в простоте сердца.
– Да. И у него была такая присказка: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», «где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Это в основном простота мышления и правильный взгляд на жизнь, добрые помыслы, о которых, кстати, говорил и старец Паисий. Простота как раз в этом и состоит – иметь добрый помысел на все. Не сразу на черное – черный, на кислое – кислый: не бывает только черное и только белое, в жизни все гораздо сложнее. Поэтому простота сердца – включить добрый помысел. То есть не надо усложнять жизнь, а мы ее без конца усложняем.
Мы большей частью в отношении людей не на доверии, а на осторожности, ищем не положительные стороны, а сразу почему-то больше видится отрицательного. Господь недаром сказал: «Лицемер! Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь». Кажется, наоборот: в чужом глазе бревно, а в моем – только сучок. Это из-за потери простоты: мы пошли заниматься не своими делами, а пошли спасать других людей, забывая, что, в первую очередь, сами нуждаемся в спасении.
Есть нехорошая поговорка: «Не можешь спасаться сам – спасай других». Вот так сейчас почему-то живет современный человек или христиане, которые забывают, что у нас самих очень много проблем. Тебя спросят – подскажи, не спросят – подожди до поры до времени, переживая за этого человека, желая ему всякого блага, чтобы, когда он дозреет, это легло на добрую почву, и тогда на ушко с любовью подскажешь. Чтобы это было не просто замечание, которое пролетело мимо ушей (или в одно ухо влетело, а в другое вылетело). Очень важно, что сказать, кому сказать, когда сказать и какие от этого будут последствия.
Говорят, нужно жить по Божией воле. А как узнать, какова она?
– Дело в том, что воля Божия – это Евангельский путь жизни. Поэтому мы все свои поступки, мысли, планы должны проверять: расходятся они с Евангелием или нет? Вопрос непростой. Старец Амвросий говорил, что воля Божия узнается из дел. Каким образом? Об этом и Лествичник говорил. Это или чрезвычайный успех в начале дела после молитвы, или, наоборот, казалось бы, непреодолимые препятствия. Это тонкая вещь. Или когда попутный ветер дует в том или другом деле, или вообще как будто весь мир ополчился и не дают дело сделать.
Как, например, старец Амвросий Оптинский дал обещание принять монашеский постриг – как только он принял это решение, возникла масса непреодолимых препятствий. Как раз это и свидетельствует, что враг не пускал его. Тем более это надо было делать. И старец Амвросий про себя говорит: «Я человек мягкий, я очень долго жался». Жался – то есть долго не решался, пока уже Божий Промысл не вмешался в его жизнь, когда особым призванием он был призван на монашеский путь.
А вообще, «спасение во многом совете», и воля Божия, конечно, узнается через совет: совет старшего с младшими, детей с родителями, мужа с женой, жены с мужем, христианина со священником, духовником. «Спасение во многом совете» – не в совете со многими, но во многом совете. Чрезвычайно важно задуманное дело или задуманный вопрос решать советом. Даже во врачебной практике (я тоже убедился в этом) все-таки надо знать одно мнение, другое, третье, и истина где-то посередине: одно мнение – вплоть до операции, а другой говорит, что там ничего нет. Из-за чего это возникло? Это возникло из разных мнений.
Кстати, Оптинские старцы (и в частности старец Амвросий) говорили: «Края – бесовские». Преподобный Макарий первым начал говорить, что крайности (то есть левый край и правый край) – бесовские. Истина и правильный, царский путь – это путь золотой середины. В этом правильный взгляд на жизнь. И у него относительно золотой середины тоже есть замечательная мысль: «Сестра Мелитона, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Мелитона, держись среднего тона».
Вот сейчас был пост (уже заканчивается), люди почувствовали из внутреннего опыта и состояния, что начинают поститься как-то усерднее – и не остается сил на молитву: мысли о еде, в храме на всенощной тоже себя слабовато чувствуют. Одна прихожанка решила подкрепиться: наелась рыбы, креветок, картошки с макаронами. Потом говорит: «Теперь желания молиться нет. Теперь хочется отдохнуть, поспать, телевизор посмотреть или что-нибудь легонькое почитать». Вот такие крайности: с одной стороны, нет сил на молитву, с другой стороны, после объедения вообще уже молиться не хочется, уже мысли не об этом. У Оптинских старцев тоже была такая мысль: «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому надо всегда тонко чувствовать свою меру даже в простой еде: с одной стороны, чтобы она была в меру, с другой стороны, чтобы не было чрезмерного отягощения.
Старец Василий Великий говорил: «Мы не плотоубийцы, а страстоубийцы, и мы должны поститься так, чтобы у нас были силы творить добрые дела». Дай телу по силе его, все остальные силы обрати на внутреннего человека. То есть это все вещи нужные, но внешние, это листья, а плоды – это то, что будет в нашем сердце. О плодах духа апостол Павел сказал: «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Поэтому любой пост и христианская жизнь в конце концов должны вылиться в плоды христианской веры: вера без дел мертва. И вера без жизни по вере будет не совсем правильной или вообще даже неправильной.
Не оттого ли, что человек следует крайностям, он теряет душевный мир? И как обрести душевный мир, если он утерян?
– У старца Иоанна (Крестьянкина) спросили: «Батюшка, а почему Вы все время такой радостный?» И он сказал: «Не знаю, но, я думаю, потому, что у меня чистая совесть» – или очищенная покаянием, или не было поступков против ближнего. Конечно, мы понимаем, что нет ничего дороже мира и мирного духа. Сколько раз на Литургии мы слышим: «Мир всем», «с миром изыдем», «станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» И Дух Божий – это прежде всего дух мира.
Помните, ученики идут со Спасителем, входят в один город, и город не принимает их? Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа – вы же дети не Ветхого Завета, где око за око и зуб за зуб! Христос – Учитель Нового Завета, Бог мира, любви, созидания: Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Почему у нас нет ни радости, ни спокойствия? Нет духа кротости, любви и смирения.
Без конца сейчас живут по закону «кто сильнее», то есть по закону джунглей. Я говорю: «Почему у нас в семейной жизни проблемы? Вы сами написали конституцию, которую пытаетесь исполнить, вы написали „сильный всегда прав – добиваемся, переламывая”. Почему нельзя написать „мы договариваемся”? Вот это и будет ваша конституция».
Как у одного священника нашего прихода отца Сергия спросили: «Батюшка, как Вы смогли так тихо, спокойно, радостно и счастливо жить семейной жизнью? Священники тоже люди, и матушки священников тоже люди, и мы знаем, что тоже есть проблемы. Как Вам удалось пройти мимо всех этих подводных камней?» Он тогда сказал: «Перед браком мы с матушкой договорились, что мы друг друга прощаем на десять лет вперед. Мы поссорились с ней на третий же день, она высказала какое-то неудовольствие, и я ей напомнил: „Матушка, мы же договорились, что мы простили”». То есть она была готова надуться, как обычно делают женщины: надуваются, не разговаривают.
Кстати, я всем женщинам советую: перед тем как надуться и перестать разговаривать с супругом, прежде объясните: дорогой, я начинаю обижаться потому-то и потому-то. Не можете сказать – напишите sms, не можете написать sms – на столе оставьте записку: муж видит, что она надулась и не разговаривает, но он даже не знает, что надо поправить. А может, выяснится, что это вообще была такая ерунда, что выеденного яйца не стоит, просто все показалось. Всегда надо объясняться.
Еще такой вопрос: если человека одолевает уныние, депрессия, как из этого выбраться?
– Интересный вопрос. Сейчас такое состояние довольно часто и повсеместно. У старца Амвросия тоже есть специальное лекарство. Он говорил: «Скука унынию внука, а лени родная дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих бед себя избавишь». Вот из-за чего все рождается: все рождается из-за лени. «В деле потрудись, в молитве не ленись».
Даже Пахомию Великому было дано от ангела откровение, когда он, находясь в пустыне (казалось бы, подвижник, святой жизни человек), тоже начал унывать. И вдруг он увидел какого-то человека (это был ангел): тот вставал на краткую молитву, а потом брался за работу – плел корзину. Потом оставлял корзину и опять вставал на молитву. Ангел сказал ему: «Пахомий, поступай так – и спасешься». И он понял, что вся жизнь должна состоять не только из одной молитвы или одного труда, они должны перемежаться. То есть даже святые без рукоделия, без труда не обходились.
Поэтому, чтобы избежать состояния уныния, с одной стороны, нужно иметь какое-то рукоделие, но обязательно должна быть и молитва. Ведь иногда уныние наступает, когда человек вообще не молится, или тогда, когда человек только «пашет» и не молится. Или молится, но нет какого-то дела, цели. Так что здесь очень тонкий вопрос.
Когда у человека чрезмерные пожелания, претензии, громадье планов, которые далеки от реальности, человек тоже запутывается. Одно маленькое дело взял – доведи его до конца. Лучше начинать с маленьких дел и исполнять их добросовестно и посильно, чем взяться за кучу дел и не сделать ни одного. «А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих бед себя избавишь». То есть при любой депрессии и унынии надо понимать: никогда не бывает все время лето и никогда не бывает все время зимы – обязательно и то, и другое минует, пройдет.
Мы доводим до конца наше маленькое дело, время нашей передачи подошло к концу – благословите наших телезрителей.
– Бог всем в помощь! Дорогие братья и сестры, давайте полистаем наследие преподобного Амвросия Оптинского, которое сокрыто в его письмах, и мы увидим там очень много пользы и для души, и для ума, и для сердца, потому что это великий светильник веры и благочестия и святой нашей Православной Церкви. Молитвы преподобного Оптинского старца да сохранят всех нас на нашем жизненном пути и хранят Святую нашу Русь в Православии, вере и благочестии во веки веков.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.