Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (929) → Протоиерей Евгений Попиченко: Новый учебный год

Протоиерей Евгений Попиченко: Новый учебный год

№32 (929) / 22 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Давайте поговорим, как подготовиться к учебе, настроиться, чтобы это было не суетой подготовки, а 1 сентября, первый учебный день, был встречен как праздник и некая отправная точка.

– Можно даже песню спеть: «Вот и лето прошло, словно и не бывало….» – вот и прошло уральское лето, но всякий отдых должен быть в меру, для восстановления сил, а то от излишнего отдыха и кожа на лице может треснуть. Всегда, отдохнув, нужно настраиваться на труд: Бог благословил человека на труды. И для многих школьников, студентов, преподавателей, их родителей 1 сентября – это всегда такой сигнал к подъему: «Вставай, вставай, зарядку начинай». Пришло время нового учебного года, нового трудового года. Мы должны любить трудиться: любой труд прекрасен, и человек может полюбить любую деятельность и все может делать во славу Божию: «…едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию», – говорил апостол. Все можно делать с радостью, от всего можно радость получать.

Накануне начала учебного года, накануне начала осени – времени, когда мы пожинаем какие-то плоды в нашем сельскохозяйственном году, – хочется пожелать трудолюбия, чтобы мы научились любить трудиться. Собственно говоря, школа для этого и сформирована: для многих учеба на сегодняшний момент есть самый значимый процесс научения трудолюбию. Мы учимся трудиться, учась в школе. Если человек полюбит труд, то жизнь для него будет легкой и радостной, даже если и трудной.

Во многих храмах накануне первого учебного дня совершается молебен на начало учебного года. Насколько он настраивает детей, студентов и всех, кто стремится к обучению, на учебную волну?

– Мне кажется, это вообще основное дело в настраивании на учебную волну: мы должны поймать ветер воли Божией, должны почувствовать, куда Господь направляет наш корабль. И без молитвы невозможно постижение учебного процесса.

Вспомним такого замечательного человека, который в своей юности имел серьезные проблемы с обучением (в детстве его звали Варфоломей) – он очень много от этого страдал, хотел читать, но не получалось. И он просил Бога, чтобы Господь ему помог, и однажды встретил ангела в виде схимника, который дал ему просфору и попросил привести в дом покормить его. Родители с удовольствием приняли его.

И когда сели за стол, схимник говорит: «Ну-ка, отрок, иди к аналою, почитай». У Варфоломея как земля из-под ног ушла: он понимает, что это позор, что он не умеет читать, начнет сейчас спотыкаться… Но за послушание встал, открыл дрожащими руками Псалтирь, и эта славянская вязь, которая до этого у него в голове была вся перемешана, вдруг сошла, как пелена, он увидел ясно слово, фразу, смысл. Открыв уста, он начал читать, и так гладко полились слова… Мы ведь знаем этого отрока Варфоломея сейчас как игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Поэтому молитва – это самый основной ресурс в любом деле, тем более, в учебе.

Конечно, такое дело, как начало учебного года, всегда нужно начинать с молитвы. Надо ведь все по-серьезному: Бог хочет нам помочь, но мы должны Ему засвидетельствовать, что нам это нужно – Бог не навязывается. Очень важно просить – не только у Бога, а вообще научиться просить помощи друг у друга: это полезно для нашего смирения, мы по гордости как-то все пытаемся сами, своим умом решить. Спроси, попроси, не можешь – попроси у Бога. Тяжело стало, где-то запутались, не идет процесс – встань, возьми молитву преподобному Сергию Радонежскому, прочитай несколько икосов акафиста… Ум прояснится, и дальше дело пойдет легче.

Вы сравнили время подготовки к первым учебным дням и вообще к новому учебному году с мобилизацией. Как сделать так, чтобы мобилизация все-таки произошла? Так или иначе 2 или 3 месяца отдыха дают немного другой настрой человеку, а потом надо враз переключиться и начать учиться.

– Александр Васильевич Суворов говорил: «Тяжело в учении, легко в бою». Школа – это такая «предвоенная» подготовка: когда начинается серьезная сознательная жизнь, у человека совершенно другие темпы, другие скорости в принятии решения, в ответственности. Конечно, я всегда свою учебу по прошествии многих и многих лет воспринимаю с благодарностью. Воспринимаю и с сожалением: я сейчас переживаю, что во многое из того, что в школе давали, просто не вникал, делал это, чтобы отстали.

Очень важно знать и учить историю, литературу, русский язык. «Математику за тем учить надо, что она ум в порядок приводит», как сказал М. Ломоносов… У нас очень много людей сейчас, к сожалению, с беспорядком в уме, они совершенно не умеют управлять, это называется «люди, сошедшие с ума»: когда дело касается каких-то решений, смотришь, что человек делает, и понимаешь, что явно не в своем уме человек совершает такие поступки и принимает такие решения. Очень важно к учебе относиться серьезно, с ответственностью.

Все равно в школе дается разгон, это для нас, уже взрослых, все иначе. Когда вы задавали этот вопрос, я сразу на себя примерил: вот я какое-то время в отпуске провел, и как я там мобилизовывался? Да никак. Просто пришел на следующий день на службу, на работу, и там сразу полная мобилизация: и люди, и решения, и проблемы, и так далее. У детей все-таки попроще, у них два месяца дается на повторение, воспоминание материала. И как-то более или менее мягко это все происходит, но настраиваться в любом случае нужно. И помоги Господи всем нашим ученикам, учителям, их родителям.

Наша зрительница в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу».

– Невольник – не богомольник. Это величайшее искусство балансирования между кнутом и пряником, между наказанием и поощрением. В свое время я читал умного психолога, и он спросил у родителей, как часто они ругают и как часто хвалят ребенка. И он говорит, что на одно «нет», на один запрет или одно взыскание должно быть 5 «да», то есть 5 поощрений. Наша основная проблема – мы не умеем поощрять, мы замечаем много отрицательного. Приходит человек домой и сразу начинает замечать, что не так: и на кухне не так, и вещи не так (про себя говорю)… И начинает сразу делать замечания, а дочка говорит: «Пап, ты посмотри, я ведь все-таки сделала то-то и то-то». Но у нас это как бы само собой разумеющееся, то есть это должно быть так, а вот что плохо – сразу бросается в глаза.

Но очень важно человека поощрять – когда человека благодаришь или делаешь ему какое-то поощрение, у него реально прибавляется сил. Это высочайшее искусство. Насилием можно воспитать только ненависть к какому-нибудь процессу, а вот найти мудрость и побудить человека к сознательному и добровольному труду – это искусство. Дай Бог нашим дорогим родителям, чтобы это все получалось, но где-то должна быть и строгость, и принципиальность: будет так, ибо так должно быть.

Если говорить об искусстве мотивации (выражаясь современным языком), как привить тягу к знаниям? Как помочь ребенку, чтобы образование и обучение были в интерес, а не в тягость?

– Сложно об этом говорить: мы сейчас зайдем на территорию современной системы образования, в которой личность ребенка, как мне кажется, на втором плане – важно выполнить программу. Учитель выполняет программу, дает задания, спрашивает их, фиксирует это все в журнале, потом приезжает проверка из районо, смотрит на журнал – и зарплату учитель получает за выполненную программу. А что там реально ребенок понял или не понял, усвоил или не усвоил – это уже на каком-то дальнем плане.

Вообще, система образования достаточно формальная. Поэтому здесь сложно говорить, как заинтересовать. Заинтересовывает всегда личность. Если вспомнить свою школьную программу, то были любимые предметы исключительно потому, что личность преподавателя, его любовь к предмету, его неформальное отношение и неформальный подход пробуждали живой интерес к литературе, биологии, физике: если нет личности, а есть просто ученики, учитель и предмет, нет живых отношений, сложно все это сделать. Дай Бог, чтобы делателей на ниве преподавания, любящих свой предмет, учеников и понимающих цель педагогики (не просто формально передать какие-то знания, а помочь научить ребенка думать, научить искать, читать литературу, задавать вопросы, научить учиться), было больше.

Наверное, отдельная тема – такой бич современности: увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. Казалось бы, возможность использовать интернет, смартфоны дает некую пользу в виде возможности получать сведения. Как с этим быть? Где найти грань между полезно – неполезно, дозволено – не дозволено? Как Вы считаете?

– Одна знакомая руководительница образовательного учреждения как-то поехала поправить здоровье в санаторий и, поселившись там, настроившись на отдых и восстановление сил, вдруг узнает, что на следующий день или через день на эту санаторную базу должны приехать несколько отрядов детей. Для нее, конечно, это был серьезный шок: никак не планировался и не ожидался отдых с такой компанией. Она решила уехать, но подумала: «Подожду, потерплю немножко». Когда дети приехали, прошел день, второй – тишина, не видно, не слышно… А 150 детей ожидалось, такая веселая компания. Ее это настолько поразило, что решила пойти разобраться. Заходит, смотрит: в корпусах дети сидят – и каждый в своем гаджете, то есть дети абсолютно изолированы от живого, естественного, реального мира.

Я не знаю, как эту проблему решить; у меня нет никаких добрых советов, кроме того, что телефон должен быть телефоном – обычным простым кнопочным телефоном для связи. Для детей он не должен быть фотоаппаратом, компьютером: есть такое понятие в духовной жизни, как соблазн. Взрослый человек не может удержать себя от соблазна, чтобы не «залипнуть» в сетях (вроде начинает смотреть переписку, потом раз… кустик за кустиком, деревце за деревцем – так и ушел далеко в лес): он не может управлять собой, он попадает во власть этих программ, картинок (которые, кстати, делают очень умные дяди и тети и получают за это огромные деньги с единственной целью – заинтересовать, зацепить наше внимание, лишить нас свободы и увлечь в мир виртуальной реальности, в мир грез). Взрослые не могут с этим справиться, хотя обладают системой ценностей, понимают, что хорошо, что плохо, у них есть понимание времени, что «время – деньги», время – это жизнь, у них есть какое-то понятие об аскетике, необходимости управлять своей волей.

А что мы требуем от детей? Дети незрелые, они не умеют собой управлять, они не понимают, зачем нужно от этого отказываться, когда это здорово, «прикольно», будоражит эмоции, доставляет удовольствие. Как от этого защитить детей? Проблема еще и в том, что у нас нарушено общение, мы разучились и не умеем общаться. Даже встречаясь с друзьями, сидя за столом в кафе, каждый из 4-х участников встречи «сидит» в своем телефоне. Нам трудно общаться.

Та же руководительница рассказывала, что, когда студенты выходят на практику в медицинские учреждения, они боятся вступить в контакт с пациентом: им легче сидеть и заполнять бумаги во время практики, чем идти и разговаривать. Это просто жуткая катастрофа, что мы ушли в неживой мир, в мир подмен, фальшивый мир и всячески поощряем детей, давая им соблазн в виде разной техники. А дети, даже при всем нашем желании, чтобы они смотрели доброе, обычно находят гадости, смотрят эти гадости и питаются ими. Поэтому по мне – лучше, чтобы были простые телефоны за тысячу рублей, чтобы можно было созвониться, а когда воля окрепнет, годам к 15-ти – 16-ти, уже можно позволить более дорогой, но и то – смотреть, насколько человек стал сознательнее.

Может другая проблема появиться из-за кнопочного телефона за 1 000 рублей, когда у остальных одноклассников телефон, скажем, за 10 000 рублей или за 50: начинается зависть и даже высмеивание в зависимости от того, кто учится в классе и как воспитали детей.

– Да, эта проблема тоже есть. Но это задача родителей – научить ребенка «не прогибаться под изменчивый мир». Должен быть контакт между родителями и детьми, чтобы они могли, здраво поговорив, понять, что зависть никуда не денется, но с этим надо бороться, в этом и есть задача детско-родительских отношений – не потакать греху, а преодолевать его.

Хотя, наверное, есть альтернатива, и к этому нужно приходить. Я надеюсь, что мы когда-то к этому придем, но в свое время. Должны быть небольшие учебные заведения общего образования в рамках хорошо сформированной общины, то есть должны быть школы внутри приходов, где прихожане-учителя, прихожане-ученики. И все это в рамках здоровой атмосферы может быть выстроено по определенным правилам, законам. Это у меня как настоятеля стоит такая задача. Может быть, когда-то мы к ней придем. Я думаю, что, если мы уйдем от школ, где несколько сот или тысяч учеников и люди совершенно разных ценностей, если будут школы попроще, но покрепче, тогда вопрос может быть решен. Нужно защищаться от инфекции.

Как Вы считаете, нужно ли ребенку в школе проповедовать, рассказывать о Боге, может быть, кого-то приглашать в храм? Как быть с постом? Очень часто начинаются такие вопросы, когда приходит постное время: как поститься ребенку в школе, когда на обед дают мясное?

– Проповедовать не надо, надо стараться быть хорошим, добрым человеком, надежным, добрым товарищем: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Наша Небесная родина тоже с этого начинается. Нужно стараться избегать подлости, предательства, стараться жить своим умом и не прогибаться под общественно-массовое сознание: если все матерятся, совсем необязательно материться, если все бегут на перемене курить, совсем необязательно тоже прогибаться. Вот этому важно научить ребенка: что быть, как все, – это не главное, лучше быть в своей совести с Богом.

Насчет поста: в школе тоже не надо это выпячивать. Пост пусть будет дома, где родители обеспечивают определенный режим, а то, что дают в школе, ешь без сомнений: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней», – говорит Псалмопевец. Это не надо обострять, но если дело доходит до того, что нужно защитить Бога, то нужно Бога защищать, сказать, что «нельзя так говорить, не смейте так говорить – это ложь и неправда», и где-то потерпеть. Все хорошие, добрые люди, все подвижники так или иначе через это проходили, через противостояние толпе. В этом только закаляется душа.

Родители должны быть чуткими к детям, они должны их чувствовать и защищать. То есть если возникают какие-то обстоятельства, в которых ребенок терпит ущерб, нужно прийти поговорить – сначала с классным руководителем; если классный руководитель это игнорирует, поговорить с тем учеником или группой учеников, но ребенка нужно защищать.

В конце программы просим у Вас духовное наставление на новый учебный год для нас всех.

– Дорогие мои братья и сестры, очень радостно снова с вами быть. Хочется пожелать всем любви к учению, христианин учится всю жизнь. И тот вектор, который мы получаем в школе, те навыки и умения (умение читать книги, быть внимательными к жизни, думать, анализировать) важны, человек должен научиться думать. Я помню учителя теории механизмов в институте, и она каждую пару начинала со слов: «Уважаемые студенты, учитесь думать». Если человек научится шевелить мозгами, он по жизни очень хорошо пройдет.

Все самые высокооплачиваемые работы – это работа головой, потому что «подай-принеси» – это всегда дешево и сердито. И школа учит думать. Мы должны научиться думать: сначала просто думать на какую-то тему, а затем постепенно упражнение ума должно нас привести к умному деланию. Мы должны свой ум покорить уму Божиему, свою волю – воле Божией. Мы должны постигнуть высочайшее искусство из искусств и науку из наук – науку богообщения, молитвенный труд. И для христианина вся жизнь – это жизнь с книгой, жизнь в учебе. Надо любить учиться, чего искренне, с Божиим благословением желаю всем нашим дорогим телезрителям. Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс