Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (928) → Протоиерей Андрей Канев: Правильные мысли соответственно рождают правильные действия

Протоиерей Андрей Канев: Правильные мысли соответственно рождают правильные действия

№31 (928) / 14 августа ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №30 (927) 2017

– «Слово о смерти»… Читая это творение святителя Игнатия (Брянчанинова) на наших уроках, мы часто называем его учебником – подобно тому, как учащиеся называют книги, в которых излагается материал той или иной области знаний. Сколько их было в нашей школьной, студенческой жизни, учебников по математике, физике, химии… Сейчас многим из нас знания, которые мы из них черпали, кажутся далекими, а то и ненужными – и потому забыты. Но почему же учебник с таким мрачноватым названием – «Слово о смерти» – христианам забрасывать в сторону нельзя? Почему на каждом уроке мы говорим о необходимости получения знаний, которые в нем изложены, и напоминаем об опасностях? Нельзя оставаться в этих вопросах неучами, а потому сам автор «Слова о смерти» часто повторял: «Время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь». Все наши земные занятия – это пустые игрушки, в которые играют взрослые дети. Как бы они ни были для нас здесь привлекательны, грош им цена, если занятие ими не ведет нас ко спасению.

И сегодня мы продолжим разговор, почему духовные мытарства люди проходят уже здесь, на земле – мы с протоиереем Андреем Каневым уже говорили о единственном способе оградить себя от духовных мытарств, а ум – от нападок лукавого: это непрестанно хранить память о Боге. Этот путь нам открывают святые отцы. Святитель Игнатий добавляет, что без этого мысленного подвига, в котором должен упражняться каждый христианин, суетны будут все наши духовные дела, ибо оружие врага – это наши помыслы, наши мечтания греха.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Да, у нас должно быть это очень важное понимание: борьба с грехами это не где-то там далеко. Не где-то там, внешне, а вся духовная борьба с падшими духами, мытарствами, прохождениями этих мытарств, искушениями ими идет внутри человека, в его уме и в его сердце.

Не в самих помыслах дело, а в том, что помысел рождает действие. Если у человека правильные мысли и правильное настроение, у него действий плохих не будет. Или, по крайней мере, если он будет очень сильно с ними бороться, чтобы их не было. А когда изначально человек не борется с помыслами, не анализирует это, доверяет всему, что есть… Вот недавно общался с человеком – очень удивился. Человек говорит: «Пришло же – это, значит, от Бога». Кто ты такой, чтобы тебе напрямую сейчас от Бога «пришло» что-то? Сейчас мы в таком состоянии, что нам во всем, что «приходит», надо подозревать ошибку и не доверять себе. Такие этапы должны быть: не должен ученик первого класса доверять себе, что он грамотен и хорошо пишет, – он должен еще учиться. Поэтому обычная светская школа нас учит оценивать себя. Крайне важно, чтобы мы не начали приписывать себе то, чего в нас нет, – что мы якобы духовно развиты и опытны, и так далее. Все идет только внутри нас, и правильные мысли соответственно рождают правильные действия – это закон.

Еще хотелось бы вот о чем рассказать. Нередко приходит в храм еще незнакомый с верой человек, и ему хочется от веры, таинств, обрядов увидеть какую-то магию – вот у него что-то плохо, что-то нехорошо, и он думает: «Сделайте мне красиво, удобно. Сделайте так, чтобы полегчало». И когда человеку начинаешь объяснять, что «наши неурядицы идут из наших неправильных поступков», «нам надо изучить с вами веру», «нам надо понять, в чем мы неправы, попробовать измениться», то у человека просто лицо меняется – ему становится скучно: он к тебе пришел как к волшебнику, за чудом, а ты ему говоришь какие-то вещи – «борьба» какая-то, «веру изучать». И у него все как рукой сняло… Но это есть, к сожалению: отношение к вере, как к какому-то магическому акту.

А на самом деле все таинство перерождения заключается в том, что человек борется внутри себя, учится этому… Понятно, что если я не умею читать, то азбуки нет или она не нужна. Надо ее изучать.

– Вот святитель Игнатий и предлагает нам в своем учебнике важнейшую тему – «Как вести борьбу со страстями»: борьбу мысленную, внутри себя. Он приводит слова апостола Павла, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, и после поясняет, где происходит эта брань и какое оружие следует употреблять в ней.

Протоиерей Андрей Канев: – Это трудная тема – когда наш современный человек, получивший какое-то образование, считающий себя образованным, вдруг слышит, что у него лжеименной разум, это очень болезненно воспринимается. Хотя ничего особенного и нового тут нет. Человек будет относиться к своей жизни с точки зрения человеческой логики и анализа – «вот тебя обидели, что сделать нужно? соответствующе ответить»: у тебя накипело, у тебя какое-то рассуждение, как человек по отношению к тебе поступил. А как говорит Евангелие? Совсем по-другому. Т.е. евангельский ум – другой, он – ум Христов, когда Господь говорит: «Как к врагам надо относиться?»

Вот человеческая логика говорит «надо отомстить, уничтожить, чтобы больше не мешался». А евангельский разум говорит про другое: простить, молиться за этого человека, подставить другую щеку, если тебе нужно с этим человеком дальше идти. Это совсем нелогично с точки зрения нашей бытовой человеческой логики, которой мы гордимся.

– Иллюстрацией, каким может быть ум, очищенный и просветленный Евангелием, может стать замечательная прит-ча, рассказанная святителем Николаем Сербским: «Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» – постыдился человек и дал ему милостыню».

Протоиерей Андрей Канев: – Да, евангельский ум… Пример очень хороший. Поэтому святитель Игнатий говорит, что не только с явно греховными помыслами надо бороться, а вообще с основой гордости в человеке. Это непросто, но надо делать. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс